У книжной полки. 5 сентября

5 сентября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Архимандрит Тихон (Секретарев). Врата Небесные. История Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря.

 

“В молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование ...” - поем мы в кондаке двунадесятого праздника Успения Божией Матери, который является и Престольным праздником всех успенских храмов и монастырей. В этих словах заключается и главная мысль книги, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Это книга по истории Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. По словам ее автора, архимандрита Тихона (Секретарева), Пресвятая Богородица обещала “не оставить места сего”, и мы видим и по сей день выполнение этого обещания. Заслужила братия обители такое заступничество Царицы Небесной своими молитвами, трудами, верой и терпением! Более чем 540 лет стоит обитель и на протяжении 140 лет является крепостью на северо-западных рубежах России. Удивительная, неповторимая история Дома Пречистой Богородицы отражена на страницах книги – «Врата Небесные. История Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря». Об этой книге – далее наш рассказ. ***

Эта книга наместника Свято-Успенской Псково-Печерской обители архимандрита Тихона (Секретарева) посвящается памяти игуменов и братии Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. В ней приводится описание событий из истории обители, показывающих, что Игуменией обители является Сама Божия Матерь. Поэтому и главы своей книги отец Тихон назвал Богородичными словами. Деятельность настоятелей и наместников монастыря рассматривается неразрывно со служением братских духовников, которые являются первыми помощниками и советниками настоятелей и наместников.

Как говорится в предисловии книги, «первое упоминание о монастыре, связанное с открытием Богом зданных пещер, датируется 1392 годом. Официально началом устроения Псково-Печерского монастыря является день освящения Успенского Собора 28 августа 1473 года. Поэтому Глава I, содержащая рассказ о предыстории обители, называется “Радуйся обрадованная, во Успении Твоем нас не оставляющая...” Глава II начинается с событий 17 октября 1888 года. В этот день в память об избавлении Псково-Печерского монастыря, Пскова и Санкт-Петербурга от Наполеона совершался крестный ход с Псково-Печерскими чудотворными иконами, одна из которых была икона Божией Матери “Умиление Псково-Печерская” (XVI век). В этот же день произошло крушение царского поезда, в котором следовала царская семья с юга России на север. Господь спас жизнь Государя Императора Александра III и его Августейшую семью от неминуемой смерти, все вышли из обломков вагона целыми и невредимыми. Поэтому Глава II, включающая в себя период с названной даты по 15 марта 1917 года, называется по припеву Акафиста Божией Матери перед Её чудотворным образом, именуемым “Умиление Псково-Печерская”: “Радуйся, Всеблагая Владычице, умиление и спасение наше...”.

15 марта 1917 года, в день отречения от Престола Государя Императора Николая II, в селе Коломенском Московской губернии была явлена икона Божией Матери, именуемая “Державная”. Этим событием Пресвятая Богородица показала то, что Она и в дальнейшем будет Покровительницей России. По словам отца Тихона, в Псково-Печерском монастыре находится список с этой чудотворной иконы Царицы Небесной. Поэтому период с 1917 года по 1944 год, входящий в состав Главы III, назван словами стихиры на праздник иконы Божией Матери, именуемой “Державная”: “О преславного чудесе, небеси и земли Царице...”. 11 августа 1944 года, а накануне - 10 августа - в монастыре совершалось празднование в честь иконы Божией Матери, именуемой “Одигитрия”, чудотворный список с которой находится в Михайловском соборе Псково-Печерской обители. Братия усердно молилась о том, чтобы Пресвятая Богородица не лишила их Своего водительства. И 11 августа город Печоры был освобожден от немецко-фашистских захватчиков. Поэтому Глава IV, охватывающая период с 11 августа 1944 года по 14 октября 1964 года, называется “Радуйся, благая Одигитрие...”.

Во время хрущевских гонений обитель была на грани закрытия. По словам архимандрита Иеронима (Тихомирова), жившего в этот период в Псково-Печерском монастыре, вся братия “сидела на чемоданах”. В праздник Покрова Божией Матери 14 октября 1964 года Н. С. Хрущев был освобожден от всех занимаемых им должностей. Псково-Печерскую обитель стали чаще посещать государственные деятели, работники культуры, военные, творческая интеллигенция и другие знаменитости. Например, 4 июля 1969 года Псково-Печерский монастырь посетил летчик-космонавт СССР Беляев П. И., который в книге посетителей оставил такую запись: “Чрезвычайно интересно и необычно для меня. Я рад, что имел возможность посетить древнерусские исторические места и памятник культуры Русского народа” В этот период истории (с 1964 года по 1995 год), по словам автора, явно проявилось попечение Пресвятой Богородицы о славной обители. И поэтому Главу V справедливо названа словами припева Акафиста Покрову Божией Матери: “Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором...”.

Как далее рассказывает автор, в 1996 году на праздник Собора Псково-Печерских преподобных в святую обитель из Четвертого Удела Божией Матери — Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря — по собственному изволению, промыслительно, матушкой игуменией Сергией (Конковой) принесен был список с чудотворной иконы “Умиление Серафимо-Дивеевская”. В 2002 году в этот же праздник Собора Псково-Печерских преподобных из Первого земного Удела Пресвятой Богородицы также промыслительно, без просьбы со стороны братии, собственным изволением игумена Афонского Ватопедского монастыря архимандрита Ефрема в Свято-Успенскую обитель принесен список с чудотворной иконы Божией Матери, именуемой “Всецарица”, поэтому название Главы VI становится очевидным: “Радуйся, Всецарица...”.

Исторические события монастырской летописи автор-составитель связывает с историей Русской Православной Церкви и Псковской епархии в единое целое. Отец Тихон в своей книге желает показать духовно-нравственные ориентиры современникам на основании примеров из жизни и наставлений старцев обители. История монастыря неоднократно излагалась разными авторами. При архимандрите Мефодии (Холмском) в 1894 году была издана замечательная книга “Псково-Печерский первоклассный монастырь”. В 1929 году в Риге была опубликована работа профессора Василия Синайского “Псково-Печерский монастырь”. Необходимо отметить и фундаментальный труд Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II “Православие в Эстонии”, в котором объективно и полно излагается период монастырской истории в 1920-1940 годы.

Архимандрит Алипий (Воронов) собрал материалы по истории Псково-Печерского монастыря в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Также в архиве Псково-Печерского монастыря находится черновик отдельных частей неизданной его книги “У истоков Русской истории” в машинописном варианте. Автор-составитель, используя перечисленные и другие материалы, старался выполнить завещание отца Алипия: “Установить Истину и не давать её искажать впредь” - истину об истории Псково-Печерского монастыря в ХХ веке и о трудах, молитве, терпении, мудрости и святости его насельников, с дополнительными рассказами о некоторых благочестивых верующих печерянах. Кроме того, в качестве источников для настоящей книги использованы архивные документы Государственного Архива Псковской Области (ГАПО), Годовые отчеты с 1948 года по 2005 год, Книга почетных посетителей Псково-Печерского монастыря с записями, начиная с 1930 года по настоящее время.

Сегодня,- пишет автор-составитель, - Псково-Печерский монастырь — это важный Духовно-Просветительский центр на северо-западе России, в котором совершается непрестанная молитва о благоденствии Отечества нашего, даются паломникам духовные советы для спасительной жизни в Церкви Христовой, воспитывается молодежь в Воскресной школе, иконописном классе, детско-юношеском хоре. Священноиноками монастыря проводятся занятия в общеобразовательных школах города по “Основам православной культуры”. На монастырском сайте можно узнать об истории монастыря, получить ответ на заданный вопрос, а также прочитать книги, в частности и данную книгу. В обители проводится большая социальная работа, которая состоит в помощи больным и престарелым, наркозависимым и заключенным. Таким образом Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, как и прежде несет свое благовестие о Христе Распятом и Воскресшем, о Пресвятой Богородице, “Во Успении Своем нас не оставляющей...”.

 

*** По словам архимандрита Тихона, - заступничеством Пресвятой Богородицы обитель никогда не закрывала своих дверей! И когда окидываешь духовным взглядом историю Псково-Печерского монастыря, то невольно напрашивается сама собой мысль, что эта обитель - “Врата небесные”. Такие слова мы слышим в Паремии в дни праздников в честь Божией Матери: “Как страшно сие место! Это не что иное, как дом Божий, это врата небесные!” (Быт. 28,17). Свято-Успенская Псково-Печерская обитель — это врата небесные для иноков, живущих в монастыре; врата небесные для тысяч, для сотен тысяч, для миллионов людей, которые хотя бы один раз посетили эту обитель. Для всех паломников и туристов история обители — это врата, открывающие путь в вечность, дающие правильные “столбы-указатели” на пути к Богу.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать