Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Архимандрит Тихон (Секретарев). Врата Небесные. История Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря.
“В молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование ...” - поем мы в кондаке двунадесятого праздника Успения Божией Матери, который является и Престольным праздником всех успенских храмов и монастырей. В этих словах заключается и главная мысль книги, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Это книга по истории Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. По словам ее автора, архимандрита Тихона (Секретарева), Пресвятая Богородица обещала “не оставить места сего”, и мы видим и по сей день выполнение этого обещания. Заслужила братия обители такое заступничество Царицы Небесной своими молитвами, трудами, верой и терпением! Более чем 540 лет стоит обитель и на протяжении 140 лет является крепостью на северо-западных рубежах России. Удивительная, неповторимая история Дома Пречистой Богородицы отражена на страницах книги – «Врата Небесные. История Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря». Об этой книге – далее наш рассказ. ***
Эта книга наместника Свято-Успенской Псково-Печерской обители архимандрита Тихона (Секретарева) посвящается памяти игуменов и братии Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. В ней приводится описание событий из истории обители, показывающих, что Игуменией обители является Сама Божия Матерь. Поэтому и главы своей книги отец Тихон назвал Богородичными словами. Деятельность настоятелей и наместников монастыря рассматривается неразрывно со служением братских духовников, которые являются первыми помощниками и советниками настоятелей и наместников.
Как говорится в предисловии книги, «первое упоминание о монастыре, связанное с открытием Богом зданных пещер, датируется 1392 годом. Официально началом устроения Псково-Печерского монастыря является день освящения Успенского Собора 28 августа 1473 года. Поэтому Глава I, содержащая рассказ о предыстории обители, называется “Радуйся обрадованная, во Успении Твоем нас не оставляющая...” Глава II начинается с событий 17 октября 1888 года. В этот день в память об избавлении Псково-Печерского монастыря, Пскова и Санкт-Петербурга от Наполеона совершался крестный ход с Псково-Печерскими чудотворными иконами, одна из которых была икона Божией Матери “Умиление Псково-Печерская” (XVI век). В этот же день произошло крушение царского поезда, в котором следовала царская семья с юга России на север. Господь спас жизнь Государя Императора Александра III и его Августейшую семью от неминуемой смерти, все вышли из обломков вагона целыми и невредимыми. Поэтому Глава II, включающая в себя период с названной даты по 15 марта 1917 года, называется по припеву Акафиста Божией Матери перед Её чудотворным образом, именуемым “Умиление Псково-Печерская”: “Радуйся, Всеблагая Владычице, умиление и спасение наше...”.
15 марта 1917 года, в день отречения от Престола Государя Императора Николая II, в селе Коломенском Московской губернии была явлена икона Божией Матери, именуемая “Державная”. Этим событием Пресвятая Богородица показала то, что Она и в дальнейшем будет Покровительницей России. По словам отца Тихона, в Псково-Печерском монастыре находится список с этой чудотворной иконы Царицы Небесной. Поэтому период с 1917 года по 1944 год, входящий в состав Главы III, назван словами стихиры на праздник иконы Божией Матери, именуемой “Державная”: “О преславного чудесе, небеси и земли Царице...”. 11 августа 1944 года, а накануне - 10 августа - в монастыре совершалось празднование в честь иконы Божией Матери, именуемой “Одигитрия”, чудотворный список с которой находится в Михайловском соборе Псково-Печерской обители. Братия усердно молилась о том, чтобы Пресвятая Богородица не лишила их Своего водительства. И 11 августа город Печоры был освобожден от немецко-фашистских захватчиков. Поэтому Глава IV, охватывающая период с 11 августа 1944 года по 14 октября 1964 года, называется “Радуйся, благая Одигитрие...”.
Во время хрущевских гонений обитель была на грани закрытия. По словам архимандрита Иеронима (Тихомирова), жившего в этот период в Псково-Печерском монастыре, вся братия “сидела на чемоданах”. В праздник Покрова Божией Матери 14 октября 1964 года Н. С. Хрущев был освобожден от всех занимаемых им должностей. Псково-Печерскую обитель стали чаще посещать государственные деятели, работники культуры, военные, творческая интеллигенция и другие знаменитости. Например, 4 июля 1969 года Псково-Печерский монастырь посетил летчик-космонавт СССР Беляев П. И., который в книге посетителей оставил такую запись: “Чрезвычайно интересно и необычно для меня. Я рад, что имел возможность посетить древнерусские исторические места и памятник культуры Русского народа” В этот период истории (с 1964 года по 1995 год), по словам автора, явно проявилось попечение Пресвятой Богородицы о славной обители. И поэтому Главу V справедливо названа словами припева Акафиста Покрову Божией Матери: “Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором...”.
Как далее рассказывает автор, в 1996 году на праздник Собора Псково-Печерских преподобных в святую обитель из Четвертого Удела Божией Матери — Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря — по собственному изволению, промыслительно, матушкой игуменией Сергией (Конковой) принесен был список с чудотворной иконы “Умиление Серафимо-Дивеевская”. В 2002 году в этот же праздник Собора Псково-Печерских преподобных из Первого земного Удела Пресвятой Богородицы также промыслительно, без просьбы со стороны братии, собственным изволением игумена Афонского Ватопедского монастыря архимандрита Ефрема в Свято-Успенскую обитель принесен список с чудотворной иконы Божией Матери, именуемой “Всецарица”, поэтому название Главы VI становится очевидным: “Радуйся, Всецарица...”.
Исторические события монастырской летописи автор-составитель связывает с историей Русской Православной Церкви и Псковской епархии в единое целое. Отец Тихон в своей книге желает показать духовно-нравственные ориентиры современникам на основании примеров из жизни и наставлений старцев обители. История монастыря неоднократно излагалась разными авторами. При архимандрите Мефодии (Холмском) в 1894 году была издана замечательная книга “Псково-Печерский первоклассный монастырь”. В 1929 году в Риге была опубликована работа профессора Василия Синайского “Псково-Печерский монастырь”. Необходимо отметить и фундаментальный труд Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II “Православие в Эстонии”, в котором объективно и полно излагается период монастырской истории в 1920-1940 годы.
Архимандрит Алипий (Воронов) собрал материалы по истории Псково-Печерского монастыря в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Также в архиве Псково-Печерского монастыря находится черновик отдельных частей неизданной его книги “У истоков Русской истории” в машинописном варианте. Автор-составитель, используя перечисленные и другие материалы, старался выполнить завещание отца Алипия: “Установить Истину и не давать её искажать впредь” - истину об истории Псково-Печерского монастыря в ХХ веке и о трудах, молитве, терпении, мудрости и святости его насельников, с дополнительными рассказами о некоторых благочестивых верующих печерянах. Кроме того, в качестве источников для настоящей книги использованы архивные документы Государственного Архива Псковской Области (ГАПО), Годовые отчеты с 1948 года по 2005 год, Книга почетных посетителей Псково-Печерского монастыря с записями, начиная с 1930 года по настоящее время.
Сегодня,- пишет автор-составитель, - Псково-Печерский монастырь — это важный Духовно-Просветительский центр на северо-западе России, в котором совершается непрестанная молитва о благоденствии Отечества нашего, даются паломникам духовные советы для спасительной жизни в Церкви Христовой, воспитывается молодежь в Воскресной школе, иконописном классе, детско-юношеском хоре. Священноиноками монастыря проводятся занятия в общеобразовательных школах города по “Основам православной культуры”. На монастырском сайте можно узнать об истории монастыря, получить ответ на заданный вопрос, а также прочитать книги, в частности и данную книгу. В обители проводится большая социальная работа, которая состоит в помощи больным и престарелым, наркозависимым и заключенным. Таким образом Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, как и прежде несет свое благовестие о Христе Распятом и Воскресшем, о Пресвятой Богородице, “Во Успении Своем нас не оставляющей...”.
*** По словам архимандрита Тихона, - заступничеством Пресвятой Богородицы обитель никогда не закрывала своих дверей! И когда окидываешь духовным взглядом историю Псково-Печерского монастыря, то невольно напрашивается сама собой мысль, что эта обитель - “Врата небесные”. Такие слова мы слышим в Паремии в дни праздников в честь Божией Матери: “Как страшно сие место! Это не что иное, как дом Божий, это врата небесные!” (Быт. 28,17). Свято-Успенская Псково-Печерская обитель — это врата небесные для иноков, живущих в монастыре; врата небесные для тысяч, для сотен тысяч, для миллионов людей, которые хотя бы один раз посетили эту обитель. Для всех паломников и туристов история обители — это врата, открывающие путь в вечность, дающие правильные “столбы-указатели” на пути к Богу.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Евангелие 28 апреля. Осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!
Читаем Апостол. 28 апреля 2024
Церковный календарь 28 апреля. Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье
День ангела. 28 апреля
Этот день в истории. 28 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!