Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Архиепископ Аверкий (Таушев). Современность в свете Слова Божия.
Архиепископ Аверкий (Таушев). «Его называли "Златоустом", богословом, равноапостольным». Почти полвека служил он Русской Церкви как миссионер, проповедник, учитель юношества и церковный публицист, писатель, толкователь Священного Писания, духовник, наставник, исповедник. Служил, не имея возможности вернуться на родину, которую любил до конца своих дней, служил, всегда помня и оплакивая уходящую в небытие Святую Русь. Во всех своих трудах он опирался только на «чистое учение Слова Божия и предание нашей Святой Церкви», и всегда учил других сохранять чистоту святой веры. В конце своей жизни Владыка, несмотря на немощи, собрал все сказанное и написанное им воедино, и образовавшемуся сборнику дал название – «Современность в свете Слова Божия». Этот сборник вышел в Джорданвилле в 1975-76 годах в четырех томах, а в 2012 году был переиздан Институтом русской цивилизации. Это последнее издание трудов архиепископа Аверкия (Таушева) мы и предлагаем вашему вниманию. ***
В книге «Современность в свете Слова Божия» публикуются главные произведения выдающегося русского богослова и духовного писателя архиепископа Аверкия (Таушева), дающие целостное представление о его понимании Святой Руси, основ православной жизни русского народа, о губительности ложных путей, противных учению Слова Божия, обличение им западных лжеучений, гуманизма, различных проявлений модернизма, получивших распространение как до богоборческих революций в России, так и в Зарубежье... Архиепископ Аверкий любил повторять излюбленное выражение святителя Афанасия: «Не идти в ногу со временем, а служить Богу!» Владыка, по собственному свидетельству, «всегда говорил и писал только то, что сам в глубине своей души чувствовал и переживал, что было на протяжении многих лет выношено и выстрадано в самых заветных тайниках» его сердца. И весь этот выстраданный опыт он «стремился по естественному чувству долга пастырского передать и внушить всем вверенным его духовному попечению пасомым».
В первом томе данного издания собраны церковные проповеди владыки Аверкия, его речи, по случаю разных торжественных собраний, и статьи, написанные в период времени, начиная с 1951 года - года его прибытия в США и начала его служения Русской Зарубежной Церкви в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле в сане архимандрита, а затем - в сане епископа и архиепископа. Как отмечает сам архиепископ Аверкий, после выхода в свет сборника его статей и речей под названием «Истинное Православие и современный мир», верующие русские люди за рубежом вновь начали усиленно просить Владыку издать и другие его проповеди, речи и статьи, по возможности в полном виде, в особом сборнике. К этим просьбам присоединились и пожелания многих священнослужителей о том, чтобы был издан полный годичный круг проповедей Владыки для руководства начинающим пастырям. Это по возможности и сделал архиепископ Аверкий на страницах данного издания.
Предваряя первый том, Владыка пишет: «Судьбы Божии, кто исповесть, «яко неиспытани судове Его и неизеледовани путие Его!» (Рим. 11, 33). Дважды за эти последние годы находился я между жизнью и смертью и не знаю, сколько мне еще предопределено жить Всемудрым и Всеблагим Промыслом Божиим. А потому хотелось бы, пока я еще живу, идя навстречу поступающим ко мне просьбам, предложить вниманию всех верующих русских людей, искренно ищущих спасения, то, что «едино есть на потребу» (Лк. 10. 42). в полном согласии с учением Слова Божия, без всяких собственных домыслов и столь модных теперь человеческих мудрований, - что сам всегда находил важнейшим и нужнейшим для вечного спасения, с указанием одновременно губительной для нас ошибочности путей ложных, коими так часто ныне идут люди, спотыкаются и погибают...
Живой пример губительности всяких ложных путей, противных учению Слова Божия, - у нас перед глазами. Это - печальная судьба, постигшая нашу несчастную Родину, бывшую некогда Святою Русью! Этот жуткий пример опасности уклонения на ложные пути да будет для всех нас грозным предостережением на будущее. И не только для нас, русских, но и для всех современных людей, живущих по всему миру, которому так явно угрожает теперь всеобщая страшная катастрофа. К несчастию, мало кто это видит и правильно понимает! Надо усерднее молить Господа, чтобы Он отверз очи духовные всем слепотствующим, начиная с нас самих!»
Во втором томе содержатся статьи, проповеди и речи архиепископа Аверкия, сказанные и написанные им в период времени с 1961 по 1968 год его служения в США. По словам Владыки, «в переживаемое нами подлинно апокалиптическое время более чем когда-либо главным долгом истинного пастыря является показать, насколько современная жизнь удаляется от того высокого идеала, который начертан нам Словом Божиим, и призывать свою паству к следованию Закону Божию, заповедям евангельским и учению Святой Церкви». Как говорит архипастырь, «Слово Божие должно быть как бы зеркалом для всех нас, дабы мы могли чаше проверять самих себя по нему, все ли у нас в порядке и не нуждаемся ли мы в тщательном пересмотре и изменении к лучшему всей нашей жизни, всего нашего настроения и поведения».
В третьем томе содержатся проповеди архиепископа Аверкия, сказанные и написанные им в период времени с 1969 по 73 годы его служения в США. В предисловии к ним Владыка отмечает, что «за последние годы наша современность стала просто ужасать своей крайней неприглядностью всех тех, у кого не оскудела еще вера в Бога и не иссякло здоровое нравственное чувство. Ведь то, что делается сейчас повсюду в мире, есть не что иное, как постепенное возвращение к худшим временам язычества - сплошное и наглое отвержение всего того, что предписывается нам Словом Божиим, «расчеловечение» в самом страшном смысле этого весьма удачного выражения, и даже - «оскотинение», можно сказать, почти «осатанение». Люди, начавшие учить и верить, что они произошли от обезьяны, точно стремятся на практике, жизнью своей, доказать это, самым безобразным поведением своим попирая свое высокое человеческое достоинство, втаптывая в грязь образ и подобие Божие, которого удостоил Господь Бог человека при его сотворении».
«Вот почему, - пишет Владыка, - в наше страшное время особенно важно и нужно как можно чаще обращаться к Слову Божию и расценивать все происходящее в мире с точки зрения оставленного нам святыми Боговдохновенными мужами Божественного учения веры и благочестия. А прежде всего - судить самих себя, действительно ли мы являемся христианами или же мы только притворщики-лицемеры, фарисеи-лицемеры, а на самом деле просто нигилисты-безбожники, для которых нет ничего святого». В этом томе автор говорит об окаменевшем нечувствии современного ему времени, об опасных болезнях века, и эти проповеди его по-прежнему актуальны.
В четвертом томе содержатся слова и речи, произнесенные и написанные в 1974-1975 годах в США незадолго до смерти Владыки. По словам автора, вследствие всех тяжелых душевных переживаний на почве происходящего вокруг постиг его целый ряд весьма тяжких заболеваний, едва не лишивших его этой временной земной жизни, поскольку не мог он примириться со всем, что творится вокруг, и относиться ко всему этому равнодушно. «И до сего времени, - пишет архиепископ Аверкий, - еще не удается мне полностью окрепнуть, но благодарю Бога и за то, что не лишил Он меня, Всеблагий, сил и возможности благовествовать, и устно, и письменно, то наше учение веры и благочестия, к благовествованию которого, и притом неустанному, призываются все истинные пастыри Христовой Церкви».
*** По убеждению о. Серафима (Роуза), «архиепископ Аверкий был одним из последних духовных гигантов Православия в XX веке, не только гигантом Русской Православной Церкви Заграницей, даже и не русского Православия, но всей Православной Церкви XX столетия». Он был подлинным учителем православной духовной и нравственной жизни, выдающимся богословом и наставником, почитателем святителей Игнатия (Брянчанинова), Феофана Затворника, святого праведного отца Иоанна Кронштадтского, архиепископа Феофана (Быстрова). И сегодня архиепископ Аверкий является строгим, но верным и добрым духовным помощником в наше «лукавое время», проповеди которого сегодня доступны широкому кругу читателей.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 4 мая 2024
Церковный календарь 3 мая. Великий Пяток. Воспоминание святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Преподобный Анастасий, игумен Синайской горы
Евангелие 3 мая 2024. Возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?
Читаем Апостол. 3 мая 2024
Этот день в истории. 3 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!