У книжной полки. 5 ноября

5 ноября 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Свобода в Церкви. От вымысла к истине.

 

«Без свободы — гаснет дух; без духа — вырождается и гибнет свобода. О, если бы люди увидели и уразумели этот закон! Без этой свободы человеческая жизнь не имеет ни смысла, ни достоинства, и это самое главное. Смысл жизни в том, чтобы любить, творить и молиться. И вот без свободы нельзя ни молиться, ни творить, ни любить». Так о свободе говорил русский философ и публицист Иван Александрович Ильин. Свобода – это тема и настоящей книги, причем тема одна из самых животрепещущих. На протяжении многих веков она остается для человечества едва ли не главной ценностью. Нередко люди боятся переступить церковный порог из опасения потерять свою свободу. Но о какой свободе идет речь? И точно ли Церковь хочет отнять нашу свободу? И что главное в самой свободе - от чего она или для чего? На эти и многие другие вопросы читатель найдет ответы в сборнике, который вышел в свет в Издательстве Даниловского благовестника. Он называется - «Свобода в Церкви. От вымысла к истине». ***

В этой книге на тему свободы в Церкви размышляют разные священнослужители нашего времени: это приснопоминаемые Святейший Патриарх Алексий II и Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей митрополит Лавр, ныне здравствующие Святейший Патриарх Кирилл, митрополит Саратовский и Вольский Лонгин, священники - Максим Козлов, Александр Шаргунов, профессор Осипов и др. В предисловии книги, редактор-составитель Владимир Малягин пишет: «Свобода - понятие, которое на протяжении нескольких последних веков остается для огромного большинства людей наивысшей, непреходящей и непререкаемой ценностью. «Лишь тот достоин жизни и свободы, Кто каждый день за них идет на бой!» - восклицает любимый герой Гете Фауст, - и все мы без исключения согласно киваем: да, несомненно, свобода, как и жизнь, стоит того, чтобы каждый день за нее бороться.

Свобода как требование, как главное условие существования, как цель любых перемен, по словам Малягина, никем не подвергается сомнению или даже исследованию. Все революции (настоящие, не «бархатные» или «оранжевые»), начиная с Великой французской, проходили под знаменем борьбы за свободу. Свобода - понятие, кажется, настолько очевидное для каждого, что не требует никаких объяснений. И, все-таки, вопрос напрашивается сам собой: а что это такое? Большинство наших современников понимает свободу как возможность выбора. Другими словами - альтернативность собственных поступков. Но ведь совершенно очевидно, что в жизни есть разные уровни (или виды) этой свободы выбора».

По словам Алексея Ильича Осипова, с христианской точки зрения понятие свободы очень неоднозначно: слово одно, но то содержание, которое стоит за ним, может быть различным. Алексей Ильич обращает внимание читателей на три разных смысла этого понятия. Первый из них - метафизическое понимание свободы. «Под свободой в данном случае понимается одно из самых фундаментальных свойств человеческой природы – свобода воли, выражающаяся, прежде всего, в нравственном самоопределении личности перед лицом добра и зла. Свобода воли является тем свойством, утрата которого приводит к полной деградации личности. Но пока свобода воли сохраняется, над этой свободой не властен никто: ни другой человек, ни общество, ни законы, ни какая угодно власть, ни демоны, ни ангелы. Более того, над этой свободой человека в определённой степени не властен даже Сам БОГ. В противном случае злой человек в совершённых им злодеяниях и в тех посмертных муках, которые постигнут его за эти деяния, мог бы обвинить Бога. А христианство говорит: Бог не может нас спасти без нас, то есть именно без нашей свободы, без нашего произволения.

Второе измерение свободы – социальное, оно связано с возможностью реализации личности в условиях ее жизни в обществе, в социальных условиях, в окружающем мире, а также предполагает совокупность определенных прав личности в государстве, в обществе. В этой области, по словам Алексея Ильича, более всего возникает трудных вопросов, поскольку в обществе в соприкосновение приходит множество лиц, обладающих свободой воли. В целом – это проблема внешних свобод человека, или проблема разрешенных (законом, обычаями, религией, общепринятой моралью) поступков в окружающем мире». Христианство же указывает на третий вид свободы, с христианской точки зрения - самый важный. Речь идет о духовной свободе.

Вот эта третья категория - духовная свобода - означает ни что иное, как власть человека над своим эгоизмом, своими страстями, греховными чувствами, желаниями – над самим собой. Такая свобода приобретается лишь при правильной духовной жизни, делающей верующего способным к общению с Богом, Который один лишь обладает абсолютной духовной свободой. Указанные три категории свободы, по словам Алексея Ильича Осипова, позволяют нам говорить о том, «какая свобода для христианина должна быть первичной целью его жизни». «Свободы внешние, с христианской точки зрения, хотя и являются очень желаемыми, но, поскольку они всегда условны и относительны, они не могут быть целью сами по себе. Высшей целью для человека (и христианин это понимает) является свобода духовная, ибо только она действительно дает человеку возможность правильного поведения, правильной жизни, и только она делает эту жизнь наименее скорбной, или бесскорбной».

О том, что свобода является основной целью нашей веры, говорил и Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей, митрополит Лавр. На вопрос, как совместить свободу своих действий и мыслей с теми ограничениями, которые неизбежны в церковной жизни, он отвечал: «Абстрактной свободы не бывает, она всегда носит конкретный характер. Самая главная свобода – это свобода от греха. И вся церковная жизнь, в том числе и система ограничений, направлена к достижению этой высшей стадии свободы». «Настоящая свобода немыслима без нравственного обновления», - утверждал и Патриарх Алексий 2. По словам Святейшего, «одно из самых известных заблуждений в отношении Православия и христианства в целом – это мнение, что заповеди Божии лишают человека свободы. В современном мире свобода подчас воспринимается как вседозволенность, отсутствие каких-либо ограничений. Следуя такому толкованию свободы, некоторые люди пытаются представить христианство, призывающее к воздержанию и самоограничению, как религию, несовместимую с современной жизнью». Однако, - как говорил Предстоятель Церкви, - настоящая свобода та «которая освобождает человека от рабства греху».

Да, «жизнь христианина регламентирована, скорее, некими предостережениями, - говорит митрополит Лонгин. - Кому-то может быть, они покажутся лишениями. Но жизнь человека верующего, который старается жить по заповедям, наполняется гораздо большим смыслом. Лишь на первый взгляд кажется, что ему «ничего нельзя» и ничего не осталось в жизни. На самом деле перед ним открывается огромный мир, по сравнению с которым все мирские радости, казавшиеся до этого такими ценными, становятся ничего не значащими. Есть столько интересного и важного, ради чего человек приходит в мир, что жизни не хватит познать и объять все это. Но то, о чем я говорю, нужно увидеть внутренним зрением и пережить в собственном сердце. Можно понять это и с помощью интеллектуальных усилий. Но человек, переживший это изнутри, который пришел в Церковь и встретил Христа, знает, насколько верны Его слова: кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек (Ин. 4, 14)».

Да, каждый из нас сотворен Богом со свободной волей, но, как говорил блж. Августин, «воля в нас всегда свободная, да не всегда добрая». И поэтому мы всегда стоим перед выбором, «прямо пойти, направо или налево», где можно или счастье найти, или все потерять. Но борьба, ко­торая идет за нашу свободу (а точнее - против нее) на бытовом, обиходном уровне, - это всего лишь «цветочки». Настоящая, страшная и беспощадная борьба идет, прежде всего, на уровне духовном. «Здесь дьявол с Богом борется, а поле битвы - сердца людей», - говорит устами одного из своих героев наш национальный гений Достоевский. И кто победит в этой борьбе, зависит в большей степени от нашего свободного выбора.

 

*** По словам редактора издательства Владимира Малягина, личность обладает еще двумя уровнями свободы, - это выбор нравственный и духовный. Это тот личный уровень свободы, который у человека отнять силой невозможно никогда. Даже когда человек лишается свободы во всех остальных (общественных) смыслах - он остается свободным нравственно и духовно. И в неволе продолжает действовать нравственная свобода (сегодня мы знаем об этом из тяжелого опыта ГУЛАГа), а тем более духовная. Она остается у человека до тех пор, пока он сохраняет ясность ума, пусть даже навсегда прикован к больничной койке. Потому что главное содержание духовного выбора - это возможность в любой момент своей жизни обратиться сердцем и умом к Богу. В борьбе за духовную свободу человеку может помочь только та сила, которая всю свою жизнь посвятила этой борьбе. Эта сила - Церковь Христова. Об этой нелегкой, но насущной борьбе за свободу и рассказывает данная книга.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать