У книжной полки. 5 ноября

5 ноября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Таинство Исповеди и жизнь после смерти по учению Святых Отцов.

 

««Покаяния двери отверзи ми, Жизнодавче», - взываем мы ко Господу во время Великого поста. Неужели мы сами не можем открыть двери покаяния, что просим Его сделать это? Да, не можем! Мороз греха сковал наши руки, и мы сами не в состоянии вставить ключ в дверь, чтобы войти и спастись покаянием. Мы хотим покаяться, сбросить с себя иго греха, но не можем, потому что умерщвлены, парализованы грехом». Каким образом тогда происходит наше покаяние? Об этом пишет один из самых известных богословов и православных писателей нашего времени - архимандрит Василий (Бакояннис). Его книгу - «Таинство Исповеди и жизнь после смерти по учению Святых Отцов», выпущенную в свет Издательством Святая Гора, мы и предлагаем сегодня вашему вниманию. ***

Как отмечают издатели, перу архимандрита Василия (Бакоянниса) принадлежат десятки богословских книг, некоторые из которых переведены на английский, итальянский, румынский, сербский, польский, русский, арабский и индонезийский языки. Получив всестороннее образование, отец Василий посвятил свою жизнь служению ближним. Он стал любящим пастырем, духовным наставником и пламенным проповедником слова Божия. Отеческая забота пастыря о каждом человеке, искренняя любовь ко Христу и погруженность в святоотеческую традицию проявились во всех книгах, написанных батюшкой. В настоящем издании вниманию читателей предлагаются два творения о. Василия.

Первое из них называется - «Духовник и исповедь». Это сочинение рассказывает о том, что такое правильная исповедь, в чём именно она заключается, когда бывает действенной и какова роль духовника в её совершении. В предисловии автор обращается к читателю с такими словами: «Если бы ты как будто в кино просматривал всю свою жизнь, все свои поступки до сего момента - ты бы радовался, гордился бы ими? Желал бы, чтобы этот фильм показали по местному телеканалу, чтобы о тебе узнал весь мир? Ты, конечно, можешь думать, что всё сделанное тобой, особенно втайне, до сегодняшнего дня уже никто не вспомнит или не узнает, однако ты ошибаешься! Богу хорошо известны все подробности твоей жизни, и когда ты предстанешь перед Ним, Он представит тебе все эти свидетельства».

«Впрочем, - как отмечает автор, - пока ты живёшь на земле, Бог даёт тебе возможность при помощи исповеди стирать свои дурные дела, чтобы оставались только хорошие, и этим спасать свою душу. Ибо грех закрывает двери Рая, а исповедь открывает их. Это значит, что одним из величайших даров, данных Христом Своей Церкви, является таинство исповеди. Поэтому мы должны знать, что такое исповедь, в чём именно она заключается, когда бывает действенной и какова роль духовника в её совершении». Итак, каким образом совершается наше покаяние, если мы сами не способны осознать свои грехи? Как говорит автор, мы должны показать «Богу свою расположенность к покаянию, и Он Сам открывает нам двери покаяния». Когда «мы начинаем каяться, Бог делает наше покаяние совершённым. Один шаг делаем мы, и тысячу прибавляет Бог. Но чтобы Он прибавил эту тысячу, сначала мы должны сделать этот один шаг, то есть при входе в своё сердце включить зелёный свет, призывая Бога войти и действовать там. Ведь пока там горит красный, Бог не хочет войти и удаляется...!»

«Иными словами, - говорит отец Василий, - когда Бог, наш Небесный Отец видит в глубине человеческого сердца расположенность к покаянию, Он приближается и со вниманием следит за каждым сердечным движением, пребывая в состоянии «боевой готовности». И когда Он посчитает нужным, то вмешивается, чтобы в конечном итоге привести нас в Свои объятия. Когда Господь увидел сердце блудной самарянки, Он пошел в Самарию для встречи с ней (Ин. 4, 1-38). Когда Христос увидел сердце грешного Закхея, который «искал видеть Иисуса» (Лк. 19,3), Он специально отправился в Иерихон, чтобы его встретить (Лк. 19, 1-10). Увидев сердце «неверующего» Фомы, Он Сам явился ему, чтобы тот Его увидел и уверовал (Ин. 20, 24-29). Так было и с гонителем христиан Савлом, которому Христос явился и самолично призвал на служение (Деян. 26, 12-18), и с императором Константином, призванным знамением Креста, и с блудницей Марией, которая после призвания сделалась преподобной Марией Египетской. Никто из призванных Им не сказал Ему нет, потому что Бог прежде этого прочитал их сердца».

«А Бог, - напоминает автор, - всегда один и тот же. Как Он действовал тогда, так поступает и сейчас, и всегда. Где Господь видит в сердце расположенность к покаянию, Он начинает действовать так, как подсказывает Ему Его всесовершенная премудрость. Сколько бывало случаев, когда наш собрат каялся в результате какого-нибудь произошедшего с ним чуда, или после явления какого-нибудь святого, или после знаменательного сна. «Когда я исповедовал в храме, - рассказал автору один почтенный протопресвитер, - в исповедальню вошёл незнакомый мне господин в немного возбуждённом состоянии. «Отец мой, -сказал он мне, - я впервые пришёл на исповедь, и знаешь почему? Я приехал из Афин в Патры, и, когда проходил мимо вашего храма, некая настойчивая мысль понуждала меня пойти на исповедь. Это меня-то - человека, который никогда не исповедовался!

Я робко вошёл в храм, но тут же передумал. Что я тут ищу среди попов? - сказал я сам себе и вышел вон. Однако, когда я стал удаляться от храма, спускаясь к морю, мои ноги буквально прилипли к асфальту, и я не мог сделать ни одного шага! Приложив усилие и понатужившись, я поднял ногу, чтобы идти, но ботинок, как приклеенный, остался на земле. Причём идти обратно, к церкви я мог совершенно свободно, а удаляться от неё не мог. И я понял! Бог желает, чтобы я исповедался! Потому я и пришел». Из этого рассказа мы видим, что «Бог "ухватился" за это его доброе расположение и таким необычным способом привёл его на исповедь. Итак, - наставляет автор читателя книги, - если ты год за годом остаёшься нераскаянным, покажи Богу своё желание. Включи зелёный свет при входе в твоё сердце, и ты тотчас увидишь присутствие Бога, «Который хочет, чтобы все люди спаслись» (1 Тим. 2, 4). Пока на твоём светофоре горит красный свет, не жди, что Бог заговорит с тобой», - заключает отец Василий. Продолжение этой беседы читайте в первой части данной книги.

Второе вошедшее в сборник сочинение называется - «После смерти». Оно затрагивает целый ряд важных вопросов: посмертная судьба души, память о смерти, отпевание и поминовение усопших, причины нетления, мытарства, пришествие антихриста и Страшный суд. По словам автора, «Жизнь после смерти, вечность - это не то, что можно увидеть, пощупать или услышать, её нельзя себе представить, она непостижима. Поэтому некоторые отвергают её или же просто не решаются её принять. Однако они совершают серьёзную ошибку и заключена она в том, что они доверяют своему ничтожному уму». Но всегда ли мы «можем доверять этому руководителю? Давайте рассмотрим, - предлагает отец Василий, - всегда ли и во всём следует на него полагаться. Наши знания, на самом деле, очень ограничены, и всю жизнь мы узнаём что-то новое. Очень часто, сказав что-нибудь, нам приходится отказываться от своих слов. Полагаясь на людей, мы нередко обманываемся и попадаем впросак.

Могло бы всё это случаться с нами, если бы наш ум был действительно совершенен? Ничего подобного! Наш ум (каким бы мощным он ни был) не может охватывать всё и следить за всем. Есть факты и события, которые совершенно от него ускользают, о которых он даже и не помышляет. Однако наш ум не просто мал и легко обманывается, он ещё сильно зависит от наших предубеждений, страстей, желаний и вообще всего образа нашей жизни, вследствие чего мы не можем мыслить свободно. Мало того, что наш ум имеет ограниченные возможности, мало того, что им управляют предубеждения, сюда примешивается ещё и безумный эгоизм, который любую нашу собственную мысль безоговорочно представляет нам абсолютно правильной, как бы подсказанной Богом. Так можно ли с таким умом всякий раз совершать правильный жизненный выбор? Особенно в серьёзных вещах». Поразмыслить над этим вопросом, а особенно над вопросом вечной жизни и предлагает автор во второй части книги.

 

*** Архимандрит Василий (Бакояннис) известный православный писатель и богослов нашего времени, в конце 20 века стал епархиальным проповедником в Патрской митрополии, где служит до сих пор. Его знают, как образованного священнослужителя, духовного писателя, пламенного проповедника, постника и нестяжателя, а главное, любящего пастыря, все свое время и силы посвящающего служению Богу и своей пастве. Книги отца Василия являются плодом его проповеднических трудов, богатого духовного и жизненного опыта, размышлений над словом Божиим и православным Преданием. А познакомиться с трудами этого автора мы можем, открыв книгу «Таинство Исповеди и жизнь после смерти по учению Святых Отцов». 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать