Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святитель Григорий Палама. Гомилии.
В 1958 году во 2-ю Неделю Великого поста святитель Лука (Войно-Ясенецкий), размышляя о жизни мира, отмечал, что «Своими великими заповедями блаженств Господь наш Иисус Христос научил нас, какой должна быть истинная жизнь мира, жизнь, основанная на высшей правде и любви. Научил нас, какими должны мы быть, чтобы причислил Он нас к Своим друзьям и даже к братьям Своим. Всеми своими притчами, полными великой и совершенной правды, Он научал нас жить так, как живут Ангелы небесные, творящие волю Божию». «В житиях святых, - говорил архипастырь, - видим мы множество примеров истинной жизни по Богу, видим целый небосклон, усеянный бесчисленными звездами сияющих душ святых людей, и среди них много звезд самых ярких и никогда не меркнущих пред Богом. Среди таких звезд первой величины сияет и великий Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский, чудотворец, святой, памяти которого посвящено второе воскресенье Великого поста. И сегодня, в день памяти святого архипастыря, мы предлагаем вашему вниманию сборник его сочинений, вышедший в свет в издательстве Саратовской митрополии. Он называется – «Гомилии». ***
В настоящем издании вниманию читателей предложены беседы, которые святитель Григорий Палама произносил перед своей паствой на праздничных и воскресных богослужениях. Большинство из них приурочено к тем событиям, которые Церковь вспоминает в те или иные воскресные дни годового богослужебного круга, и предлагает толкование на читаемые в эти дни отрывки из Евангелия. Все это дает уникальную возможность благочестивому читателю при желании сообразовывать чтение бесед с соответствующими праздниками и таким образом провести год под духовным руководством святителя Григория, глубже постигая смысл праздников и событий священной истории, постигая Священное Писание и лучше научаясь самой христианской вере.
В основу книги легло переработанное и исправленное монреальское издание гомилий святителя Григория Паламы, выпущенное Братством преподобного Иова Почаевского в 1965-1984 годах. Предваряет книгу житие святителя, составленное священником Георгием Максимовым. К этому житию мы сейчас и обратимся. Как повествует отец Георгий, «святитель Григорий Палама родился в 1296 году в Малой Азии. Во время турецкого нашествия семья его бежала в Константинополь и нашла приют при дворе Андроника II Палеолога. Отец святого Григория стал крупным сановником при императоре, но рано умер, и сам император принял участие в воспитании и образовании осиротевшего мальчика. Он хотел, чтобы юноша посвятил себя государственной деятельности, и святой Григорий до двадцати лет жил при царском дворе, изучая светские науки и философию у выдающегося византийского мыслителя того времени Феодора Метохита. Уже в юности он выделялся своими интеллектуальными способностями. Так, в семнадцатилетнем возрасте Григорий во дворце перед императором, своим учителем и другими знатными лицами прочел лекцию о принципах логики Аристотеля. Она оказалась столь успешной, что в конце Феодор Метохит воскликнул: «И сам Аристотель, если бы он был здесь, не преминул бы удостоить ее похвалы».
Как отмечает отец Георгий, юноше «прочили блестящую светскую карьеру, но он не имел привязанности ни к науке, ни к политике. Еще живя во дворце, Григорий предавался аскетическим подвигам, а достигнув двадцати лет, удалился на Святую гору Афон в 1316 году и поступил послушником в монастырь Ватопед, где под руководством преподобного Никодима Ватопедского принял постриг. Через год ему явился в видении святой евангелист Иоанн Богослов и обещал свое духовное покровительство. Нелишне упомянуть, что мать Григория и его сестры также приняли монашество. После преставления своего наставника святой Григорий переселился в Великую Лавру, а четыре года спустя перешел в скит Глоссия. В 1325 году из-за угрозы нападения турок некоторые афонские монахи переселились в Фессалоники, в их числе был и святой Григорий. Здесь по просьбе спутников он был рукоположен в сан диакона, а затем и священника.
Более пяти лет святой подвизался как отшельник в будние дни, а в субботу и воскресенье служил и проповедовал как священник возле города Верия. Иногда святой Григорий посещал богословские собрания городской молодежи. Он собрал небольшую общину монахов-отшельников и руководил ею в течение пяти лет, а в 1331 году вернулся на Афон, где уединился недалеко от Великой Лавры, в скиту святого Саввы, сохранившемся до наших дней. Два года спустя он был избран игуменом Есфигменского монастыря. После этого публичная деятельность монаха Варлаама из Калабрии вынудила святого Григория выступить в качестве полемиста и богослова. Варлаам учил, что Бог совершенно непостижим и что потому любые суждения о Боге недоказуемы, кроме того, он обвинял афонских монахов-исихастов в неправильном способе молитвы, умное делание объявлял еретическим заблуждением и отвергал учение о нетварном Фаворском Свете.
Прежде чем вступить в открытую полемику, святой Григорий написал несколько личных писем Варлааму, в которых узнавал, действительно ли он думает так, как об этом донесла молва, и просил отказаться от ложных мнений. Состоялась даже личная встреча между ними, но и она не дала положительного результата. Святой Григорий опубликовал несколько сочинений в защиту православного учения, среди которых есть и знаменитые «Триады в защиту священно-безмолвствующих». Вступал на полемическое поприще он не самочинно, но по просьбе и благословению афонских монахов. На Константинопольском Соборе 1341 года Варлаам был осужден, а учение Церкви по этим вопросам четко сформулировано. Но споры на этом не закончились. Против святого Григория Паламы выступили Григорий АкИндин и Никифор ГригорА. Они уже не критиковали молитвенный метод исихастов, а выступали против учения о нетварном Свете и Божественных энергиях.
Весной 1342 года состоялось два собора для осуждения святого Григория, в 1344 году еретичествующий патриарх Иоанн XIV Калека отлучил святителя Григория от Церкви и подверг темничному заключению, которое прекратил лишь в 1347 году следующий патриарх Исидор, друг исихастов. Он не только осудил противников Паламы, оправдал и освободил святого Григория, но и сподобил его епископской хиротонии с возведением в сан архиепископа Фессалоникийского. Но в это время город захватили мятежники и не пустили святителя к пастве. Только три года спустя, когда император Иоанн Кантакузин подчинил Фессалоники, святитель попал в город и смог умиротворить жителей. Поскольку его богословские противники не успокаивались, в 1351 году состоялись еще два собора, которые осудили Никифора Григору и провозгласили святителя Григория Паламу защитником благочестия.
Святому Григорию принадлежит множество сочинений самых разных жанров и направленностей. Как агиограф, он написал «Житие Петра Афонского», как аскетический писатель, он направил послание «К Ксении о страстях и добродетелях», как пастырь и проповедник, он в Фессалониках произнес 63 гомилии перед народом, как полемист против заблуждений римо-католиков он выпустил «Новые надписания» против трудов Константинопольского униатского патриарха Иоанна Векка и два аподиктических слова «Против латинян», как полемист с исламом он проявил себя в «Письме своей Церкви» и «Диспуте с хионами». Но наибольшая часть трудов его связана с полемикой против еретических взглядов Варлаама, Акиндина и Григоры. Богословское же значение этой полемики кратко выражено в определении Константинопольского Собора 1351 года, которое также приводится в настоящем издании («Исповедание веры»).
По словам священника Георгия Максимова, «беседы святителя Григория, как и все его труды, являют образец высокого богословия; трудные для ленивого читателя, они как бы поднимают читателя внимательного, возводя его ум и дух к Богу. Это, конечно, не значит, что проповеди недоступны для понимания обычного человека — ведь произносились они перед самыми обычными жителями Фессалоник. Просто в наше время даже среди православных христиан не все помнят, что чтение духовной литературы — не развлечение, а труд, и те, кто не боится его, получают большую пользу. Тем более, отмечает отец Георгий, что в данном случае мы имеем возможность молитвенной связи с автором книги, так что благочестивый читатель, предваряющий чтение молитвой к святителю Григорию, по небесному заступничеству святого отца, обязательно поймет из книги всё, что для него будет полезно.
*** Если говорить о «Гомилиях» святителя Григория, то в отличие от строго тематических произведений, они уникальны широтой охвата самых разнообразных тем, касающихся как духовной, так и бытовой жизни каждого христианина. Благодаря этому настоящее издание приобретает особенное значение и способно быть одной из тех книг-путеводителей, к которым можно прибегать людям разных возрастов, родов деятельности и в самых разных ситуациях. Любой, кто со смирением и искренним молитвенным расположением обратится к словам святителя Григория, не останется без духовной пользы. Перед чтением книги благочестивый христианин может помолиться святителю, а также получить наставление святителя Феофана Затворника, который говорил: «Блюдитесь! Читайте святого Григория Паламу, и все в этом томе идет к вам! Вникайте и прилагайте к себе!».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 4 мая 2024 года
Церковный календарь 4 мая. Мученики Феодор, Филиппия, Диоскор, Сократ и Дионисий
Евангелие 4 мая. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле
Читаем Апостол. 4 мая 2024
День ангела. 4 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!