У книжной полки. 5 марта

5 марта 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святитель Григорий Палама. Гомилии.

 

В 1958 году во 2-ю Неделю Великого поста святитель Лука (Войно-Ясенецкий), размышляя о жизни мира, отмечал, что «Своими великими заповедями блаженств Господь наш Иисус Христос научил нас, какой должна быть истинная жизнь мира, жизнь, основанная на высшей правде и любви. Научил нас, какими должны мы быть, чтобы причислил Он нас к Своим друзьям и даже к братьям Своим. Всеми своими притчами, полными великой и совершенной правды, Он научал нас жить так, как живут Ангелы небесные, творящие волю Божию». «В житиях святых, - говорил архипастырь, - видим мы множество примеров истинной жизни по Богу, видим целый небосклон, усеянный бесчисленными звез­дами сияющих душ святых людей, и среди них много звезд самых ярких и никогда не меркнущих пред Богом. Среди таких звезд первой величины сияет и великий Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский, чудотворец, святой, памяти которого посвящено второе воскресенье Великого поста. И сегодня, в день памяти святого архипастыря, мы предлагаем вашему вниманию сборник его сочинений, вышедший в свет в издательстве Саратовской митрополии. Он называется – «Гомилии». ***

В настоящем издании вниманию читателей предложены беседы, которые святитель Григорий Палама произносил перед своей паствой на празд­ничных и воскресных богослужениях. Большинство из них приуроче­но к тем событиям, которые Церковь вспоминает в те или иные вос­кресные дни годового богослужебного круга, и предлагает толкование на читаемые в эти дни отрывки из Евангелия. Все это дает уникальную возможность благочестивому читателю при желании сообразовывать чтение бесед с соответствующими праздниками и таким образом про­вести год под духовным руководством святителя Григория, глубже постигая смысл праздников и событий священной истории, постигая Священное Писание и лучше научаясь самой христианской вере.

В основу книги легло переработанное и исправ­ленное монреальское издание гомилий святителя Григория Паламы, выпущенное Братством преподобного Иова Почаевского в 1965-1984 годах. Предваряет книгу житие святителя, составленное священником Георгием Максимовым. К этому житию мы сейчас и обратимся. Как повествует отец Георгий, «святитель Григорий Палама родился в 1296 году в Малой Азии. Во время турецкого нашествия семья его бежала в Константинополь и нашла приют при дворе Андроника II Палеолога. Отец святого Григория стал крупным сановником при императоре, но рано умер, и сам император принял участие в воспитании и образовании осиротевшего мальчика. Он хотел, чтобы юноша посвятил себя государственной деятель­ности, и святой Григорий до двадцати лет жил при царском дворе, изучая светские науки и философию у выдающегося византийского мыслителя того времени Феодора Метохита. Уже в юности он вы­делялся своими интеллектуальными способностями. Так, в семнад­цатилетнем возрасте Григорий во дворце перед императором, своим учителем и другими знатными лицами прочел лекцию о принци­пах логики Аристотеля. Она оказалась столь успешной, что в конце Феодор Метохит воскликнул: «И сам Аристотель, если бы он был здесь, не преминул бы удостоить ее похвалы».

Как отмечает отец Георгий, юноше «прочили блестящую светскую карьеру, но он не имел привязанности ни к науке, ни к политике. Еще живя во дворце, Григорий предавался аскетическим подвигам, а достигнув двадцати лет, удалился на Святую гору Афон в 1316 году и поступил послушником в монастырь Ватопед, где под руководством преподобного Никодима Ватопедского принял постриг. Через год ему явился в видении святой евангелист Иоанн Богослов и обещал свое духовное покрови­тельство. Нелишне упомянуть, что мать Григория и его сестры также при­няли монашество. После преставления своего наставника святой Григорий пересе­лился в Великую Лавру, а четыре года спустя перешел в скит Глоссия. В 1325 году из-за угрозы нападения турок некоторые афонские мона­хи переселились в Фессалоники, в их числе был и святой Григорий. Здесь по просьбе спутников он был рукоположен в сан диакона, а за­тем и священника.

Более пяти лет святой подвизался как отшельник в будние дни, а в субботу и воскресенье служил и проповедовал как священник воз­ле города Верия. Иногда святой Григорий посещал богословские соб­рания городской молодежи. Он собрал небольшую общину монахов-отшельников и руководил ею в течение пяти лет, а в 1331 году вернулся на Афон, где уединился недалеко от Великой Лавры, в скиту святого Саввы, сохранившемся до наших дней. Два года спустя он был избран игуменом Есфигменского монастыря. После этого публичная деятельность монаха Варлаама из Калабрии вынудила святого Григория выступить в качестве полемиста и богослова. Варлаам учил, что Бог совершенно непостижим и что по­тому любые суждения о Боге недоказуемы, кроме того, он обвинял афонских монахов-исихастов в неправильном способе молитвы, умное делание объявлял еретическим заблуждением и отвергал учение о нетварном Фаворском Свете.

Прежде чем вступить в открытую полемику, святой Григорий написал несколько личных писем Варлааму, в которых узнавал, дей­ствительно ли он думает так, как об этом донесла молва, и просил от­казаться от ложных мнений. Состоялась даже личная встреча между ними, но и она не дала положительного результата. Святой Григорий опубликовал несколько сочинений в защиту православного учения, среди которых есть и знаменитые «Триады в защиту священно-безмолвствующих». Вступал на полемическое поприще он не само­чинно, но по просьбе и благословению афонских монахов. На Константинопольском Соборе 1341 года Варлаам был осуж­ден, а учение Церкви по этим вопросам четко сформулировано. Но споры на этом не закончились. Против святого Григория Паламы выступили Григорий АкИндин и Никифор ГригорА. Они уже не критиковали молитвенный метод исихастов, а выступали против учения о нетварном Свете и Божественных энергиях.

Весной 1342 года состоялось два собора для осуждения святого Григория, в 1344 году еретичествующий патриарх Иоанн XIV Калека отлучил святителя Григория от Церкви и подверг темничному заключе­нию, которое прекратил лишь в 1347 году следующий патриарх Исидор, друг исихастов. Он не только осудил противников Паламы, оправдал и освободил святого Григория, но и сподобил его епископской хиротонии с возведением в сан архиепископа Фессалоникийского. Но в это время город захватили мятежники и не пустили свя­тителя к пастве. Только три года спустя, когда император Иоанн Кантакузин подчинил Фессалоники, святитель попал в город и смог умиротворить жителей. Поскольку его богословские противники не успокаивались, в 1351 году состоялись еще два собора, которые осу­дили Никифора Григору и провозгласили святителя Григория Паламу защитником благочестия.

Святому Григорию принадлежит множество сочинений самых разных жанров и направленностей. Как агиограф, он написал «Житие Петра Афонского», как аскетический писатель, он направил послание «К Ксении о страстях и добродетелях», как пастырь и проповедник, он в Фессалониках произнес 63 гомилии перед народом, как поле­мист против заблуждений римо-католиков он выпустил «Новые надписания» против трудов Константинопольского униатского патриар­ха Иоанна Векка и два аподиктических слова «Против латинян», как полемист с исламом он проявил себя в «Письме своей Церкви» и «Диспуте с хионами». Но наибольшая часть трудов его связана с полемикой против еретических взглядов Варлаама, Акиндина и Григоры. Богословское же значение этой полемики кратко выра­жено в определении Константинопольского Собора 1351 года, кото­рое также приводится в настоящем издании («Исповедание веры»).

По словам священника Георгия Максимова, «беседы святителя Григория, как и все его труды, являют обра­зец высокого богословия; трудные для ленивого читателя, они как бы поднимают читателя внимательного, возводя его ум и дух к Богу. Это, конечно, не значит, что проповеди недоступны для понимания обычного человека — ведь произносились они перед самыми обыч­ными жителями Фессалоник. Просто в наше время даже среди православных христиан не все помнят, что чтение духовной литературы — не развлечение, а труд, и те, кто не боится его, получают большую пользу. Тем более, отмечает отец Георгий, что в данном случае мы имеем возможность молитвенной связи с ав­тором книги, так что благочестивый читатель, предваряющий чте­ние молитвой к святителю Григорию, по небесному заступничеству святого отца, обязательно поймет из книги всё, что для него будет полезно.

 

*** Если говорить о «Гомилиях» святителя Григория, то в отличие от строго тематических произведений, они уникальны широтой охвата самых разнообразных тем, касающихся как духовной, так и бытовой жизни каждого христиани­на. Благодаря этому настоящее издание приобретает особенное зна­чение и способно быть одной из тех книг-путеводителей, к которым можно прибегать людям разных возрастов, родов деятельности и в са­мых разных ситуациях. Любой, кто со смирением и искренним мо­литвенным расположением обратится к словам святителя Григория, не останется без духовной пользы. Перед чтением книги благочестивый христианин может помо­литься святителю, а также получить наставление святителя Феофана Затворника, который говорил: «Блюдитесь! Читайте святого Григория Паламу, и все в этом томе идет к вам! Вникайте и прилагайте к себе!».

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать