Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Михаил Николаевич Загоскин. Аскольдова могила. Повесть времен Владимира Первого.
Его современники отмечали: «Загоскин первый угадал тайну писать русских с натуры». Однако писателю Михаилу Николаевичу Загоскину и не нужно было «угадывать» эту «тайну»: для него было само собой разумевшимся писать русского «с натуры», ибо он знал, чувствовал и любил русский характер всей глубиной своей души. И остро ощущал неразрывное единство с народом, его прошлым и настоящим. Интерес к истории родной страны поддерживался и чувством личной — семейной, родовой — причастности к событиям минувшего. Ведь дворянский род Загоскиных корнями уходил в пятнадцатое столетие. За долгие годы своего творчества писатель открыл для себя и своих читателей, по его словам, «целый мир — разумеется, русский... Убедиться в этом нам помогают его книги, которые сегодня стали доступны для широкого круга читателей. Одну из книг мы и предлагаем сегодня вашему вниманию. Она выла в свет в Издательстве Сибирская Благозвонница и называется - «Аскольдова могила. Повесть времен Владимира Первого». ***
В предисловии книги, которое написано Еленой Николаевной Ереминой, о писателе говорится следующее. Появился он на свет 14 июля (по ст. ст.) 1789 года, — как раз в тот день, когда революционный Париж штурмовал Бастилию. Это событие, потрясшее Европу, никогда не вызывало у Михаила Николаевича ни особого интереса, ни тем более особой симпатии. Рос он на приволье — в селе Рамзай Пензенской губернии. Игры, шалости, все радости беззаботного детства пережил он под кровом родительского дома. Но ребячьи забавы не долго занимали маленького Загоскина: скоро он выучился читать и в отцовской библиотеке обнаружил сокровище, над которым готов был просиживать дни и ночи. Отец его отличался широким размахом: в книжных шкафах теснились исторические и научные сочинения, романы русских и иностранных авторов. Особенно понравились юному Загоскину исторические книги, сентиментальные драмы модного тогда Августа Коцебу и «готические романы» английской писательницы Анны Радклиф.
Запойное чтение настроило отрока на творческий лад. В одиннадцать лет он написал трагедию в стихах и повесть «Пустынник». Сочинения эти вызвали восхищение родных и знакомых: «Неужели Миша мог так написать?» Наверное, мог бы и даже лучше, но какой-то внутренний запрет лег на его перо: его время еще не пришло. Чтение, которому Загоскин предавался с опасностью для своих слабых глаз, не заслонило, однако, от него картину деревенской жизни. Патриархальный усадебный быт, торжественность служб в сельском храме, уважительное отношение к дедовским обычаям и вообще к старине, ко всему исконно русскому, далекому от иноземных новшеств, родная речь, блистающая острым словцом, пословицами, поговорками, пленительная красота песен и сказок — все это зернами ложилось на ум и сердце юного Загоскина, чтобы потом прорасти в прозе зрелого мастера.
В 1802 году отец отправил тринадцатилетнего сына в Петербург, на службу. Почти десять лет Михаил Николаевич исправно тянул чиновничью лямку. В июне 1812 года началась Отечественная война. О настроении русского общества того времени П. А. Вяземский вспоминал: «Война приняла характер войны народной. Все колебания, все недоумения исчезли, все, так сказать, отвердело, закалилось и одушевилось в одном убеждении, в одном святом чувстве, что надо защищать Россию и спасти ее от вторжения неприятеля». Михаил Николаевич сразу же вступил в петербургское ополчение, закрывавшее французам дорогу на северную столицу. Подпоручик Загоскин был смел, не страшился пуль, молодость и патриотический дух окрыляли его. Под Полоцком его ранило в ногу, за проявленную храбрость он был награжден орденом св. Анны 4-й степени на шпагу.
После излечения Михаил вернулся в действующую армию и вплоть до завершения осады Лейпцига, то есть фактически до окончания войны, служил адъютантом при генерале Левисе. Сокрушительная сила всенародного подъема в борьбе с врагом воодушевила Загоскина. Однако все увиденное и пережитое не вызвало у него тех вольнолюбивых настроений, которые привели некоторых «детей 1812 года» на Сенатскую площадь. Идеи декабризма были ему чужды. Героический 1812 год укрепил стремление Загоскина служить Отечеству и Государю, не посягая на государственные основы. И, тем не менее, из огня войны Загоскин вышел уже другим человеком. Он стремился к деятельности, но не жалкого канцеляриста. Мысль о литературном творчестве овладела им. И первыми его сочинениями стали комедии, которые не только смешили и развлекали, в них обличались пороки современного общества: низкопоклонство перед иностранщиной, отрицание всего отечественного.
Постепенно расцветало мастерство Загоскина, росла его популярность. По словам Аксакова, «самобытность комического таланта в Загоскине была принята всеми». Но автор уже не испытывал удовлетворения от своего литературного труда, хотелось создать что-то значительное, глубокое. И это желание усиливалось с каждой новой пьесой, приносившей неизменный успех. В ноябре 1826 года он, поздравляя в письме Гнедича с монаршей милостью за перевод Гомера, с горечью просил: «Пожалей обо мне: ты перевел Гомера, а я учусь быть скоморохом». В эту пору у Загоскина созрела мысль «дать надлежащее направление, призванное бороться с новыми идеями, ... разрушающими порядок, повиновение к властям, к закону, — идеям, которые восстают против всякого верования, против всего, что священно для христианина». Размышляя над судьбоносными событиями первой трети XIX века (Отечественная война, восстание декабристов), Загоскин пришел к убеждению: русский народ жил и живет Православием — вера его незыблема, в деле государственном держится Самодержавия, быт его определен национальным укладом, или Народностью.
Идея Загоскина смыкается с формулой «Православие, Самодержавие, Народность», которую в 1832 году государь Николай Павлович и министр народного просвещения С. С. Уваров избрали девизом России. «Русская идея» укрепила стремление писателя заняться прозой, ибо только в ней с наибольшей полнотою он мог бы показать общность народа в разные исторические эпохи, те духовные начала, которые скрепляли эту общность. Этим задачам соответствовал жанр исторического романа, который как таковой еще не существовал в России. Создателем первого русского исторического романа и стал Михаил Николаевич Загоскин. В 1829 году он издал роман «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году», который читала вся Россия — от императорского дворца до крестьянской избы. При жизни автора «Юрий Милославский» издавался восемь раз, был переведен на шесть европейских языков. Затем был написан роман «Рославлев, или Русские в 1812 году».
А в 1833 году вышла «Аскольдова могила. Повесть времен Владимира Первого». На этот раз Загоскин повел своих читателей в глубь веков. В романе предстает Русь за несколько лет до принятия христианства как государственной религии. Писатель не задавался целью нарисовать социально-политическую обстановку Руси десятого столетия. Его, как художника, интересовали, прежде всего, сердца человеческие — как совершалось в них великое преображение, и вело писателя желание показать: не на пустое место пали семена Православия. Уже в эту пору русские люди были знакомы с православной верой. В торговой части Киева, на Подоле, находилась церковь Пророка Илии. В летописи она названа «соборной», то есть главной, поэтому можно предположить, что были в городе и другие православные храмы.
Содержание романа определяют две затейливо переплетенные линии — жизнь по Христовым заповедям и грех властолюбия. Эти темы связаны сентиментальной историей любви главных героев — Всеслава и Надежды. Нелегко приходилось первым христианам в языческом окружении, страшные и невероятные слухи распускали о них языческие жрецы, пытаясь потушить у киевлян малейший интерес к «греческой вере». В романе жители Киева с некоторой неприязнью посматривают в сторону служителей языческого идола Перуна. Загоскин великолепно написал массовую сцену перед домом христианина Феодора, у которого жрецы хотели забрать сына, чтобы принести в жертву своему богу. Писатель мастерски воссоздал многоголосие толпы и передал настроение народа, возмущенного жестокостью язычников. Это только первые проблески истины в народном религиозном сознании. «Душа по природе своей христианка» (говорил Тертуллиан). Однако христианами не рождаются, ими становятся. И каждый человек идет к Богу своим путем. Об этом и рассказывает автор в своих произведениях.
*** Роман «Аскольдова могила» пришелся по сердцу русским благочестивым читателям, которые, по словам Аксакова, ценили этот роман «выше всех других сочинений Загоскина». Понятно такое предпочтение: произведение посвящено исторической победе христианства в Древней Руси. После этого писатель еще немало потрудился на литературном поприще. Но в отечественную литературу он вошел как признанный «отец русского исторического романа». Умер Михаил Николаевич 5 июля 1852 года, похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище. В свое время известный поэт и критик П. А. Плетнев писал: «Читают Загоскина в России все, кто только не скучает сидеть за русской книгой». «Русская книга» писателя светится любовью к Родине — ее героической и трагической истории, к народу и православной вере. Потому Михаил Николаевич Загоскин, по мнению издателей, нужен и нынешнему читателю.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Москва. День открытых дверей в ПСТГУ
Орел. Благотворительный фестиваль «Музыка добрых сердец»
Красноярск. День открытых дверей в КИЦ «Успенский» - «Пасхальный перезвон»
МОЛИТВА в Гефсимании. На арамейском языке поёт схиархимандрит Серафим Бит-Хариби
Патриаршая проповедь в праздник Входа Господня в Иерусалим после Литургии в Храме Христа Спасителя
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!