У книжной полки. 5 июля

5 июля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Будейко. Начальный курс церковнославянского языка, 2 часть.

 

В 1839 году Иван Васильевич Киреевский, великий русский философ и литературный критик писал, что самый важный предмет изучения для православного христианина – это церковнославянский язык, из которого соткана ткань богослужения. После литургии – это наиважнейший предмет не только новоначальных и оглашенных, но и верных христиан. «Наше богослужение, - говорит писатель, - заключает в себе полное и подробное изложение не только тех догматов, которые преподаются в школах, но даже почти всех вопросов, которые вообще могут тревожить любознательность ума просвещенного. Следовательно, если бы народ наш, ходя в церковь, понимал службу, то ему не нужно бы было учение катехизиса, – напротив, он знал бы несравненно более, ... и каждую истину веры узнавал бы не памятью, но молитвою, просвещая вместе и разум и сердце. Но для этого недостаёт нашему народу одного: познания словенского языка". Об изучении священного языка ратует автор книги, первую часть которой мы уже представляли вашему вниманию. Она называется - «Начальный курс церковнославянского языка». Об этой книге - далее в нашей программе.***

Автор книги «Начальный курс церковнославянского языка», – Валерий Эдуардович Будейко – доцент Челябинского государственного университета. С 1992 года он преподаёт церковнославянский язык в церковных челябинских школах. С 2010 года выходит первая часть его учебника, а в 2011 году – вторая. Мы представляем вам уже четвёртое издание второй части этого труда, которое вышло в 2016 году, дополненное и переработанное. Вторая часть продолжает грамматическую тему, начатую в первой, но при этом не упускается из виду, что начально надобно привить себе навык в чтении церковных книг: славянской Псалтыри, Евангелия и домашнего словянскаго молитвослова, а затем уже приступать к изучению грамматики, ибо древнерусский путь, опробованный нашими предками, изучения этого прекрасного языка начинался всегда со чтения церковного текста, а потом прилежный ученик переходил далее на разбор грамматики, лексики, морфологии, этимологии. Кстати, пояснение этих слов, терминов даётся во «Введении ко 2-й части».

Кроме того, вторая часть учебника содержит объяснение чередования церковнославянских гласных, происхождения славянских слов, их морфологический состав, введение в части речи, изъяснение имени существительного, категории грамматического рода, старославянские наименования месяцев, дней седмицы, взятые из различных древних источников, включая Остромирово евангелие. Заинтересованные читатели рассмотрят спряжение глагола «быти», II-е склонение имён существительных, заповеди Божии и их истолкование, введение в современную церковнославянскую орфографию, звательный и родительный падежи имён собственных, столь необходимые для обращений в молитвах и церковных записках. Также, Валерий Эдуардович предлагает начатую во 2-й части хронологию церковную от древности до 1154 года по Р.Х., поскольку, как показывает многолетний преподавательский опыт автора, современные люди плохо знают русскую историю и особенно историю нашей церкви Христовой. В конце книги даётся список литературы, которую с пользой для учебного дела возможно прочитать на досуге.

Издатели этого учебного пособия стремились передать древнерусское ведение и понимание значения церковнославянского языка и начатки той защиты, которая необходима этому важному предмету в современной жизни. Данный труд, по словам издателей, имеет просветительскую направленность и обращён в первую очередь к тем, кто, ещё только начиная свой путь к Богу, проявляет живую любознательность в изучении основ Писания и Святого Предания. Следует обратить внимание, что издатели в этом 4-м издании прибегли к текстологическим сравнениям, присовокупив к известным текстам Елизаветинской редакции Библии в новых упражнениях выдержки из старого текста Острожской Библии 1581 года, дабы учащиеся могли увидеть изменения текста и орфографические усовершенствования синодального периода изучения церковнославянского текста 1900 г.

Этот «Начальный курс церковнославянского языка» даёт возможности достойного вступления современного христианина в круг богослужебного домашнего чтения, дабы создать приложение и навыкание молитвенного стояния в вере наших святых отцев. По мнению издателей, «этот язык держит нас от разложения, противостоит легкомыслию современного образа жизни, направленного на обезличивание и усреднённость людей, утративших связь с Истиною святаго славянского Благовествования». Без сомнения, при правильном изучении вы можете получить немалую духовную пользу! Возвращаясь к словам Киреевского, напомним вам об этой пользе. В своих «Записках» от 1839 года Иван Васильевич отмечает: «По необыкновенно счастливому стечению обстоятельств словенский язык имеет то преимущество над русским, над латинским, над греческим и надо всеми возможными языками, имеющими азбуку, что на нём нет ни одной книги вредной, ни одной безполезной, не могущей усилить веру, очистить нравственность народа, укрепить связи его семейных, общественных и государственных отношений.

Потому я думаю, - продолжает Иван Васильевич, что изучение его могло бы служить одним из сильнейших противодействии тому, что может быть вредного для народа в науках, взятых отдельно от религии. <…> Грамотность словенская, - говорит писатель, - уже самою особенностью букв могла бы возбудить охоту к чтению книг духовных скорее, чем гражданских, – полезных скорее, чем бесполезных… Само собою разумеется, что с изучением словенского языка должно соединяться изустное толкование молитв Нового Завета, Псалтыри и возможно краткое объяснение литургии. Школа должна быть не заменою, но необходимым преддверием Церкви. Таким образом, и другие науки, опираясь на чувство веры, могли бы оставлять след более полезный. Но сама метόда их преподавания должна также соображаться с главною целю обучения.

Далее великий русский философ дает такой совет составителям учебных пособий: «При составлении и при самом преподавании наук должно обращать внимание не столько на передаваемые сведения, сколько на влияние самого способа преподавания. <…> Обыкновенно думают, что единственное орудие для приобретения всякого рода сведений есть грамотность, и потому стараются особенно возбудить в учениках охоту к чтению вообще. Соображая с вышесказанным, я думаю противное… Ибо народ, переходящей прямо от школ к деятельности, в развитой охоте к чтению вообще найдёт не средство к образованию, но только средство к подчинению своих понятии самой низкой частью литературы. <…>

Результаты сказанного сводятся к тому, что направление народного образования должно стремиться к развитию чувства веры и нравственности преимущественно перед знанием; что лучшее средство к сей цели есть изучение словенского языка, дающее возможность церковному богослужению действовать прямо на развитие и укрепление народных понятий; что методы преподавания в школах должны сообразоваться с самою целью первоначального обучения; что вследствие этого изменения метόд должны клониться к быстрейшему сообщению возможно бόльших сведений о предметах нужных при возможно меньшей книжности и к соединению истин практических с нравственными», - так писал Иван Васильевич Киреевский в 1839 году о церковнославянском языке.

 

*** До наших дней вопрос о церковнославянском языке остаётся наиважнейшим предметом и должен напоминать, что мы изучаем живой язык великих и святых людей, ибо святой евангелист Лука пишет: «Бог же несть мертвых, но живых: вси бо тому живи суть» (Лк. 20: 38). Цель 2-й части учебного пособия «Начальный курс церковнославянского языка» – раскрыть глубину святоотеческого слова, используя мысли святых отцев и подвижников веры, а потому книга предназначена в первую очередь для недавно переступивших порог храма и желающих глубже усвоить основы православной веры, в частности для учащихся воскресных школ. Это издание может использоваться и в качестве пособия при катехизации людей, которые готовятся и учатся стать настоящими и верными православными христианами.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать