У книжной полки. 5 декабря

5 декабря 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Николай Сергеевич Фудель. Великий князь Михаил Тверской.

 

Сегодня празднуется память одного из славных молитвенников пред Богом за землю русскую, святого князя-мученика Михаила Тверского. Жил он в тяжелые времена татаро-монгольского ига, когда жестокость, насилие и безправие царили в русской земле, — когда воля ордынского хана значила все, — когда одно грозное его слово вело к разрушению и опустошению целых русских областей. И в такие трудные времена, при татарском хане Узбеке, около 700 лет тому назад, тверской князь Михаил занимал на Руси великокняжеский престол. Его мощный и трагический образ, а также захватывающая история противоборства Московского и Тверского княжеств в эпоху татарского ига нашли свое отражение на страницах романа «Великий князь Михаил Тверской», вышедшего в Издательстве «Никея». Эту книгу мы и предлагаем сегодня вашему вниманию. ***

Автор этой книги – Николай Сергеевич Фудель, сын выдающегося русского религиозного писателя Сергея Фуделя, родился в 1924 г. В 1942 г. был призван в армию, добровольцем ушел на фронт и находился в действующей армии до конца войны, дойдя до Берлина. После демобилизации поступил на филологический факультет Московского государственного педагогического института. По окончании работал научным сотрудником в музее «Абрамцево», написал и защитил диссертацию по творчеству И.С. Тургенева в Институте мировой литературы. Более 30 лет проработал заведующим кафедрой русского языка для иностранцев в Московском институте стали и сплавов, упорно оставаясь беспартийным. Печататься начал в 60-е годы под псевдонимом Николай Плотников (в память о детстве, проведенном на Плотниковом переулке). В 2000 г. был принят в Союз писателей России. Скончался в 2002 году в Москве от тяжелой болезни. 

Исторический роман «Михаил Тверской», написанный Николаем Фуделем в конце 60-х, впервые увидел свет в 1996 году под названием «Иго». До этого книга 20 лет ходила по рукам в самиздатовском варианте: ведь автор был сыном религиозного писателя и богослова, подвергшегося репрессиям в советские годы, поэтому тогда его печатали крайне редко. В центре романа – мощная и значимая в те времена на Руси фигура Тверского князя Михаила, племянника Александра Невского. Захватывающая история противостояния Московского и Тверского княжеств, длившегося два столетия, глубокий психологизм и сила образов, плотность исторических событий, по словам издателей, создают особую экспрессию и динамику текста, характерную для многих произведений исторического цикла Николая Фуделя.

В предисловии, которое написано кандидатом исторических наук, Владимиром Николаевичем Алексеевым, говорится следующее: «Как правило, историческим романам свойственна насыщенность историческими сведениями, событиями и персонажами. Напротив, Николая Фуделя в бо́льшей степени интересует психологическая сторона дела: тип мышления, склад ума, мировоззрение главных героев, их реакция на события — общественные и личные. Внутренний мир героев Фуделя — это мир самопознания людей, наделенных правом решать судьбы народов. Стоявшая на великом распутье Русь по воле одного человека — будь то князь или хан — могла пойти по тому или иному пути развития. Останься Тверь русской столицей — и у нашего Отечества была бы совершенно другая история. Осмыслить историю можно лишь чувствуя время, проникнув в сознание давно исчезнувших поколений, и для этого недостаточно лишь знания документальных фактов или владения стилизованной древней лексикой.

Здесь, по словам Алексеева, в полной мере проявился редкий писательский дар Николая Сергеевича — дар, отмеченный тонким знанием человеческой природы, глубоким психологизмом его прозы. Фудель силой таланта как бы «считывает» мысли людей, угадывает внутренний нерв, сущностное ядро личности героя и виртуозно создает целую галерею ярчайших характеров психологических архетипов эпохи. Диалоги и, главное, внутренние монологи героев написаны так точно, звучат с такой степенью достоверности, что волей-неволей начинаешь безоговорочно верить автору. Его герои — всегда на распутье, всегда судьбой поставлены перед мучительным выбором: «Я или мой брат?», «Русь или Орда?», «Тверь или Москва?», «Земное или Бог?». Причем, выбор почти всегда смертный — между Жизнью и небытием. Трагизм этой ситуации был очевиден для автора романа.

Первая треть четырнадцатого века — время, которому посвящено повествование, — прискорбное для русского народа. Уже стали забываться имена храбрых князей Юрия Всеволодовича Владимирского, Олега Ингваревича Красного из Рязани, Василька Ростовского, воеводы рязанского Евпатия Коловрата. Уже не на битву с врагами уезжали князья из дому, а за милостивым позволением управлять родной землей. И не собирались они вместе в одно войско, а оговаривали друг друга перед ордынскими ханами. Казалось, народ сломлен и навсегда покорен ханской воле. «Отцы наши, деды, прадеды в Орду ездили, и мы будем ездить, и внуки, и правнуки. Так тому и быть. Ханы не только нас — митрополитов ставят», — размышляет в романе князь Иван Данилович Калита. Кроме того, западные русские княжества все более ощущают на себе католическое давление Европы. Стране требовался сильный и мудрый князь, знающий, куда вести за собой народ. Таковым оказался тверской князь Михаил Ярославич.

Племянник Александра Невского, он по закону и по завещанию стал великим князем Владимирским, получив ярлык хана Тохты. Тверь оказалась объединительным центром центральных русских княжеств. Но для этой цели Михаилу пришлось спасать Русь как от набирающей силу Литвы, так и от принявшей мусульманство Орды. Именно в это время с особой жестокостью вспыхнули ссоры между Москвой и Тверью за великое княжение. Сосед оказался непримиримым врагом. Как отмечает Алексеев, Фудель нашел своеобразный способ подачи материала. Хотя роман посвящен Твери и ее правителю, только с середины повествования читатель напрямую соприкасается с великим князем Михаилом. До этого главным действующим лицом выступает юноша, его старший сын — Димитрий Грозные Очи. Воспоминания Дмитрия об отце и любовь к нему постепенно знакомят нас с главным героем, хотя он сам и остается еще на заднем плане. И эта сыновняя любовь уже загодя порождает симпатию к Михаилу. После гибели великого князя в Орде на первом месте вновь оказывается Дмитрий, а затем его брат Александр со своим сынишкой Федором.

Таким образом, «перед читателем проходит целая династия тверских князей (пять поколений, включая отца князя Михаила). Для автора эта духовная связь со своим родом естественна и необходима. Как естественно и православное миропонимание автора. Выросший в религиозной среде, Николай Сергеевич наделяет православным мышлением и всех своих второстепенных (русских) персонажей, вводит в роман тексты молитв, описания церковных служб. Да и роман начинается очень необычно: с Божественной литургии в Спасском соборе города Переяславля-Залесского. И эта литургия может быть воспринята как молитва перед началом чтения книги. Евангельские тексты, молебны, панихиды — без них была немыслима жизнь русского человека и именно в них заложены самые глубокие истины. Не князья, а Бог правит миром! Не случайно одной из первых приведена в романе цитата из Псалтири: «Не надейся на князи, на сыны человеческия, в них же несть спасения. Изыдет дух его и возвратится в землю свою: в тот день погибнут вся помышления его».

Кроме того, по словам Алексеева, с первых страниц произведения чувствуется глубокая скорбь о потере Русью своей независимости. Но если в правление Михаила Ярославича в народе еще жила надежда на освобождение и тверичи били «поганых» в сражениях, то к концу романа народ навеки смиряется с игом. В Москве уже строго наказывают за злоречие против хана. И только у дворцового мечника Федора болит душа: «Сколько еще это терпеть?.. В церквах их поминают о здравии, а куда ни поедешь — могил не сосчитать, люди в рогожах ходют, княжеские роды дыхнуть бояться вслух… Душновато у нас… Так и будет на Руси вечно? Зажирели мы, рабским жирком заплыли. Глаза смежили на все, кроме своего двора». Конец романа весьма показателен и также отражает христианское миропонимание автора. Умирает нищий старец Никола Пень, девяносто лет скитавшийся по Руси. Умирает прощенный всеми и простивший всех. И уходящий в вечность. Как ушли в вечность и другие герои, земные дела которых судит Господь.

 

*** Книга «Великий князь Михаил Тверской» входит в серию «Исторический роман», в которой Издательство «Никея» представляет прозу современных авторов и авторов прошлых столетий. Все произведения серии отличает выразительность художественного языка и психологическая глубина образов. Для нас, - отмечают издатели, важен не столько документальный факт, сколько проницательное авторское осмысление конфликтов эпохи и ощущение колорита времени. В отличие от антуражной, «ряженой», стилизованной, такая историческая проза всегда имеет непреходящую ценность. Надеемся, эта серия будет интересна внимательному современному читателю — он неизбежно найдет в ней глубокие переклички с сегодняшним днем.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать