У книжной полки. 5 августа

5 августа 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Иерею Божию: Из трудов святого праведного Иоанна Кронштадтского.

 

«Иоанне святе... во священстве верным быв словом и житием», — так воспевает Русская Право­славная Церковь строчкой канона одно из главных направлений всей жизни святого праведного Иоанна Кронштадтского: его иерейское служение Господу. Большое внимание в своих трудах отец Иоанн уделял прохождению этого звания. Его первое Слово по иерейском рукоположении было Слово о священ­стве, о том, как досточтим и велик этот сан у Госпо­да, о том, каким должно быть и житие, и делание ие­рея Божия. Теме иерейского служения посвящены и многочисленные строки дневников Кронштадтского пастыря. Часто эта тема выделена пометками на по­лях: «Священнику», «Иерею Божию», «О священстве». И сегодня мы предлагаем вашему вниманию книгу, в которой собраны отдельные записи из дневниковых тетрадей отца Иоанна. Она называется – «Иерею Божию: Из трудов святого праведного Иоанна Кронштадтского». ***

Книга «Иерею Божию» — это третья в ряду подобных изданий, вышедших в издательстве «Отчий дом», посвященных размышлениям святого праведного отца Иоанна о прохождении священнического служения. Здесь собран материал из дневниковых тетрадей за 1863-1871 годы. В эти годы Батюшка приближался к своему 40-летнему юбилею, а 12 декабря 1870 года он отмечал 15-летие своего пастырского рукоположения. Опыт почти каждодневного предстояния пред престолом Божиим, напря­женная духовная жизнь, непрестанная борьба с грехом в стрем­лении быть достойным высокого звания служителя Христовых Тайн, практические советы священникам, взятые с собственного опыта, - обо всем этом пишет Кронштадтский пастырь в своих дневниках.

Выдержки из дневниковых тетрадей в предлагаемой книге распределены по трем частям. Первая часть называется - «Священник - Ангел Господень». Она содержит материал, посвященный теме нравственного облика иерея Божия. Так, отец Иоанн часто ста­вит вопрос: «Каким должен быть священник?» — и отвечает: он «должен быть высоконравственным, целомудренным, мужественным, мудрым, терпели­вым» и т. д. Еще он пишет: «С Богом одним живи, с Богом сердца твоего (Пс. 72.26), а к вещественному ни к чему не прилепляйся. Сердце твое, или жизнь твоя, душа твоя, - от Бога произошла и получает жизнь совю – у Тебе источник живота (Пс. 35,10), а не от вещества. Бог же и тело наше образовал из вещества. Он же и питает, и растит, и хранит его, Его забота, попечение – мы. Нам только заповеди Его хранить».

Так же в первой части собран материал, касающийся бытовых сторон жизни священника, а именно: правила повседневного быта, отношение к материальной сто­роне жизни, правила подготовки к служению и При­частию (касательно вкушения пищи и т. д.). Вот, например, отец Иоанн пишет: «Не имей жадности к пище–питью, к деньгам, не прельщайся драгоценностями и сладостями века сего, также отличиями или наградами: это показывает дух жадный, веществолюбивый, земнолюбивый, а не Боголюбивый. Поминай искушение Спасителя в пустыне (См.: Мф. 4, 1–11) и подражай Ему в духе. Дух жадности к земному — дух диавола». Или вот еще такое наставление: «Помни, что сердце есть источник мысли, слова, любви и храм Божий (1 Кор. 3, 16), а оно находится в тесной связи с полостию желудка. Не засаривай же желудка пищею и питьем, то есть не употребляй пищу и питье без разбора и неумеренно, но поревнуй о воздержании и посте, чтоб внутренняя храмина твоя была чиста, светла, пространна и благообразна, как подобает Царскому чертогу».

Вторая часть книги называется - «Священник - служитель Христов и строитель Тайн Божиих». Здесь представлены извлечения из дневников отца Иоанна касательно главного делания священника - его молитвенного предстояния пред Господом. Батюшка описывает «взятые с собственного опыта» искушения, могущие случиться со священником во время Богослужения и способы их преодоления; описывает взаимоотно­шения с настоятелем, с собратиями по храму, гово­рит о спасительности послушания младшего стар­шим и т. д. О том, легко ли быть священником, отец Иоанн пишет: «Говорят, священнику легко служить. Легко болтать, но не служить, а служить Господу достойно – нам, грешным, не легкое, а трудное дело: потому что очень редко служим достойно. Трудность в том состоит, что нелегко привесть в гармонию уста, мысль, сердце и волю и молиться – всею мыслию, всем сердцем, всею волею. И наши душевные силы во время Богослужения часто бывают в разладе – как бы в парализованном состоянии. Но когда Господь даст Свою благодать – молиться во благодати Духа Святого, всею душою, - тогда прелегко и пресладостно молиться Богу».

Следующее размышление батюшки также касается молитвенного устроения пастыря. «Во время молитвы, - пишет отец Иоанн, - надо сознавать важность тех прошений, благодарений, славословий. Которые содержатся в молитвах, и живо сознавать и чувствовать действительность того душевного состояния своего, в котором представляют оное молитвы, чувствовать свою бедность, свое окаянство, нищету, слепоту и наготу и источать слезы покаяния. Тогда с слезами выйдут скверны сердечные, и в душе воссияет свет и воцарится глубокий мир. Ибо Царь мира вселится в сердце. Желать всем сердцем надо тех благ, коих испрашиваешь».

Третья часть книги называется - «Пастырь и паства», и посвящена она теме взаимоотношений иерея и прихожан, вопросу о духовничестве. Отец Иоанн особое значение придает идее жертвенной, пастырской люб­ви иерея к пастве, его внимательному, чуткому отно­шению к приходящим к нему; дает многочисленные советы, как вести себя с тем или иным человеком, учитывая особенности его душевного устроения, характера; учит бережно обращаться с каждым, просящим помощи у иерея. Об отношении пастыря и его паствы отец Иоанн пишет так: «Отец… чадо. Мы – духовные отцы: люди, миряне – наши дети; мы пастыри, они – овцы. Надо развить в себе дух отеческий, отношения отеческие к мирянам, а в них – сыновние – к нам. Пусть веет в нас и в наших супругах дух отеческой и материнской любви к прихожанам. Ах, как бы это было хорошо для славы Божией. Пусть знают прихожане, что мы – наперстники, наследники любви Отца Небесного к роду человеческому».

В разделе «Приложение» издатели сочли полезным по­местить главу «Отец Иоанн о священстве» из кни­ги преосвященного Александра (Семенова-Тян-Шанского) «Отец Иоанн Кронштадтский». Рассказ о святом отце епископ Александр начинает такими словами: "Отец Иоанн Кронштадтский был не только необыкновенным священником, но и с исключитель­ной ясностью сознавал необыкновенное значение священства. В его время слова о высоком его значе­нии были, конечно, новы. Русское общество <...> к этому было мало подготовлено. Идеи служения го­сударству, а позже — то нации, то народу, явно пре­обладали над идеей служения Церкви. Если же к концу XIX века все более пробуждалось внимание к значению священника, то это относилось более к па­стырству. От пастыря же ожидали преимущественно выполнения некоторых социальных функций: повы­шения общего морального уровня и бытовых усло­вий жизни, а нередко укрепления все тех же нацио­нальных, государственных или народных устоев.

Но отец Иоанн, сознавая всю значительность пастыр­ской деятельности, учил прежде всего о значении священника как такового, то есть как совершителя Таинств, как орудия освящения, преображения и, в конце концов, обожения человеков. Что же касается пастырства, то он знал, что вся сила его почерпается в молитвенном предстоянии священника у Престо­ла Божия и, более всего, через совершение Таинства Церкви — Евхаристии. Слова отца Иоанна Кронштадтского о священстве всегда торжественны; подобно словам его о Литургии, это скорее гимны, чем простые размышления. К тому же редко говорит он о священстве, не упоминая Литургии, а говоря о Литургии, обычно обращается мыслью к ее совершителю. Но прежде всего в своих словах о священстве он восходит мыслью к Источнику всякого освящения и главному Совершите­лю всех Таинств - к Самому Христу.

 

*** «Священник, - говорит святой Иоанн Кронштадтский, - должен быть то же в мире духовном, в кругу своей паствы, что солнце в природе... должен быть светом для всех, живительною теплотою, душою всех». Таким солнцем, не затмевающим Христа, был для многих людей святой Иоанн. Он был посредником между Богом и людьми в передаче им Божественной благодати, что является основным назначением священника-пастыря. Он делился с людьми решительно всем добрым, что в себе имел, понимая, что его добро не его, а Божие. И учил не от своего разума, а от Христова, потому слова его были исполнены благодати. Издатели уверены, что эту книгу с большой для себя духовной пользой прочтет любой христианин. Но прежде всего она адресована служителям Божиим — иереям, тем, кто по примеру само¬го отца Иоанна Кронштадтского стремится в своем звании «быть верным словом и житием», быть «па¬стырем добрым, могущим и душу свою положить за овцы своя».

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать