Аудио |
|
Скачать .mp3 |
«Иоанне святе... во священстве верным быв словом и житием», — так воспевает Русская Православная Церковь строчкой канона одно из главных направлений всей жизни святого праведного Иоанна Кронштадтского: его иерейское служение Господу. Большое внимание в своих трудах отец Иоанн уделял прохождению этого звания. Его первое Слово по иерейском рукоположении было Слово о священстве, о том, как досточтим и велик этот сан у Господа, о том, каким должно быть и житие, и делание иерея Божия. Теме иерейского служения посвящены и многочисленные строки дневников Кронштадтского пастыря. Часто эта тема выделена пометками на полях: «Священнику», «Иерею Божию», «О священстве». И сегодня мы предлагаем вашему вниманию книгу, в которой собраны отдельные записи из дневниковых тетрадей отца Иоанна. Она называется – «Иерею Божию: Из трудов святого праведного Иоанна Кронштадтского». ***
Книга «Иерею Божию» — это третья в ряду подобных изданий, вышедших в издательстве «Отчий дом», посвященных размышлениям святого праведного отца Иоанна о прохождении священнического служения. Здесь собран материал из дневниковых тетрадей за 1863-1871 годы. В эти годы Батюшка приближался к своему 40-летнему юбилею, а 12 декабря 1870 года он отмечал 15-летие своего пастырского рукоположения. Опыт почти каждодневного предстояния пред престолом Божиим, напряженная духовная жизнь, непрестанная борьба с грехом в стремлении быть достойным высокого звания служителя Христовых Тайн, практические советы священникам, взятые с собственного опыта, - обо всем этом пишет Кронштадтский пастырь в своих дневниках.
Выдержки из дневниковых тетрадей в предлагаемой книге распределены по трем частям. Первая часть называется - «Священник - Ангел Господень». Она содержит материал, посвященный теме нравственного облика иерея Божия. Так, отец Иоанн часто ставит вопрос: «Каким должен быть священник?» — и отвечает: он «должен быть высоконравственным, целомудренным, мужественным, мудрым, терпеливым» и т. д. Еще он пишет: «С Богом одним живи, с Богом сердца твоего (Пс. 72.26), а к вещественному ни к чему не прилепляйся. Сердце твое, или жизнь твоя, душа твоя, - от Бога произошла и получает жизнь совю – у Тебе источник живота (Пс. 35,10), а не от вещества. Бог же и тело наше образовал из вещества. Он же и питает, и растит, и хранит его, Его забота, попечение – мы. Нам только заповеди Его хранить».
Так же в первой части собран материал, касающийся бытовых сторон жизни священника, а именно: правила повседневного быта, отношение к материальной стороне жизни, правила подготовки к служению и Причастию (касательно вкушения пищи и т. д.). Вот, например, отец Иоанн пишет: «Не имей жадности к пище–питью, к деньгам, не прельщайся драгоценностями и сладостями века сего, также отличиями или наградами: это показывает дух жадный, веществолюбивый, земнолюбивый, а не Боголюбивый. Поминай искушение Спасителя в пустыне (См.: Мф. 4, 1–11) и подражай Ему в духе. Дух жадности к земному — дух диавола». Или вот еще такое наставление: «Помни, что сердце есть источник мысли, слова, любви и храм Божий (1 Кор. 3, 16), а оно находится в тесной связи с полостию желудка. Не засаривай же желудка пищею и питьем, то есть не употребляй пищу и питье без разбора и неумеренно, но поревнуй о воздержании и посте, чтоб внутренняя храмина твоя была чиста, светла, пространна и благообразна, как подобает Царскому чертогу».
Вторая часть книги называется - «Священник - служитель Христов и строитель Тайн Божиих». Здесь представлены извлечения из дневников отца Иоанна касательно главного делания священника - его молитвенного предстояния пред Господом. Батюшка описывает «взятые с собственного опыта» искушения, могущие случиться со священником во время Богослужения и способы их преодоления; описывает взаимоотношения с настоятелем, с собратиями по храму, говорит о спасительности послушания младшего старшим и т. д. О том, легко ли быть священником, отец Иоанн пишет: «Говорят, священнику легко служить. Легко болтать, но не служить, а служить Господу достойно – нам, грешным, не легкое, а трудное дело: потому что очень редко служим достойно. Трудность в том состоит, что нелегко привесть в гармонию уста, мысль, сердце и волю и молиться – всею мыслию, всем сердцем, всею волею. И наши душевные силы во время Богослужения часто бывают в разладе – как бы в парализованном состоянии. Но когда Господь даст Свою благодать – молиться во благодати Духа Святого, всею душою, - тогда прелегко и пресладостно молиться Богу».
Следующее размышление батюшки также касается молитвенного устроения пастыря. «Во время молитвы, - пишет отец Иоанн, - надо сознавать важность тех прошений, благодарений, славословий. Которые содержатся в молитвах, и живо сознавать и чувствовать действительность того душевного состояния своего, в котором представляют оное молитвы, чувствовать свою бедность, свое окаянство, нищету, слепоту и наготу и источать слезы покаяния. Тогда с слезами выйдут скверны сердечные, и в душе воссияет свет и воцарится глубокий мир. Ибо Царь мира вселится в сердце. Желать всем сердцем надо тех благ, коих испрашиваешь».
Третья часть книги называется - «Пастырь и паства», и посвящена она теме взаимоотношений иерея и прихожан, вопросу о духовничестве. Отец Иоанн особое значение придает идее жертвенной, пастырской любви иерея к пастве, его внимательному, чуткому отношению к приходящим к нему; дает многочисленные советы, как вести себя с тем или иным человеком, учитывая особенности его душевного устроения, характера; учит бережно обращаться с каждым, просящим помощи у иерея. Об отношении пастыря и его паствы отец Иоанн пишет так: «Отец… чадо. Мы – духовные отцы: люди, миряне – наши дети; мы пастыри, они – овцы. Надо развить в себе дух отеческий, отношения отеческие к мирянам, а в них – сыновние – к нам. Пусть веет в нас и в наших супругах дух отеческой и материнской любви к прихожанам. Ах, как бы это было хорошо для славы Божией. Пусть знают прихожане, что мы – наперстники, наследники любви Отца Небесного к роду человеческому».
В разделе «Приложение» издатели сочли полезным поместить главу «Отец Иоанн о священстве» из книги преосвященного Александра (Семенова-Тян-Шанского) «Отец Иоанн Кронштадтский». Рассказ о святом отце епископ Александр начинает такими словами: "Отец Иоанн Кронштадтский был не только необыкновенным священником, но и с исключительной ясностью сознавал необыкновенное значение священства. В его время слова о высоком его значении были, конечно, новы. Русское общество <...> к этому было мало подготовлено. Идеи служения государству, а позже — то нации, то народу, явно преобладали над идеей служения Церкви. Если же к концу XIX века все более пробуждалось внимание к значению священника, то это относилось более к пастырству. От пастыря же ожидали преимущественно выполнения некоторых социальных функций: повышения общего морального уровня и бытовых условий жизни, а нередко укрепления все тех же национальных, государственных или народных устоев.
Но отец Иоанн, сознавая всю значительность пастырской деятельности, учил прежде всего о значении священника как такового, то есть как совершителя Таинств, как орудия освящения, преображения и, в конце концов, обожения человеков. Что же касается пастырства, то он знал, что вся сила его почерпается в молитвенном предстоянии священника у Престола Божия и, более всего, через совершение Таинства Церкви — Евхаристии. Слова отца Иоанна Кронштадтского о священстве всегда торжественны; подобно словам его о Литургии, это скорее гимны, чем простые размышления. К тому же редко говорит он о священстве, не упоминая Литургии, а говоря о Литургии, обычно обращается мыслью к ее совершителю. Но прежде всего в своих словах о священстве он восходит мыслью к Источнику всякого освящения и главному Совершителю всех Таинств - к Самому Христу.
*** «Священник, - говорит святой Иоанн Кронштадтский, - должен быть то же в мире духовном, в кругу своей паствы, что солнце в природе... должен быть светом для всех, живительною теплотою, душою всех». Таким солнцем, не затмевающим Христа, был для многих людей святой Иоанн. Он был посредником между Богом и людьми в передаче им Божественной благодати, что является основным назначением священника-пастыря. Он делился с людьми решительно всем добрым, что в себе имел, понимая, что его добро не его, а Божие. И учил не от своего разума, а от Христова, потому слова его были исполнены благодати. Издатели уверены, что эту книгу с большой для себя духовной пользой прочтет любой христианин. Но прежде всего она адресована служителям Божиим — иереям, тем, кто по примеру само¬го отца Иоанна Кронштадтского стремится в своем звании «быть верным словом и житием», быть «па¬стырем добрым, могущим и душу свою положить за овцы своя».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 3 мая 2024
Церковный календарь 2 мая. Великий Четверг. Воспоминание Тайной Вечери
Евангелие 2 мая. И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое
Читаем Апостол. 2 мая 2024
День ангела. 2 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!