У книжной полки. 4 сентября

4 сентября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Архимандрит Макарий (Веретенников). Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф (Чернов).

 

В XX веке Русская Церковь явила миру небывалое число мучеников, которые своими подвигами и страданиями засвидетельствовали верность Православию. Исповедники, разделяя страдания с мучениками, также вынесли тяжелые испытания, выжили и продолжали затем свои подвиги в атеистическом мире, являя образец веры. Среди них был Алма-Атинский митрополит Иосиф, скончавшийся 4 сентября 1975 года. Это был старец-архиерей, подвижник и очень любвеобильная личность. Память о нем сохраняется везде, где Господь судил ему быть в течение долгой, наполненной испытаниями жизни. И сегодня, в день памяти Владыки Иосифа мы предлагаем вашему вниманию книгу архимандрита Макария (Веретенникова), которая помимо жизнеописания содержит документальные материалы, связанные с деятельностью митрополита Иосифа: составленные им акафисты святым, проповеди, письма и воспоминания. Книга называется - «Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф (Чернов)». ***

Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф, в миру Иван Михайлович Чернов, блаженный старец и исповедник веры, с малых лет связал свою жизнь с Церковью. В семнадцатилетнем возрасте поступил он в Белыничский монастырь в Белоруссии; нес послушание в Тверском Отрочь монастыре. В 1918 году Владыка был пострижен в монашество. С 1919 года – он иеродиакон, затем прошел все степени священства. В сане епископа прослужил сорок три года, последние пятнадцать из которых возглавлял Алма-Атинскую кафедру. В 1968 году Владыка Иосиф был возведен в сан митрополита. В целом Владыка «провел около двадцати лет в советских тюрьмах и лагерях, из них одиннадцать за то, что был правящим епископом в Ростове-на-Дону при оккупантах», где чудом избежал фашистского расстрела.

В 1976 году архиепископ Брюссельский Василий (Кривошеин) писал: «Как личность, митрополит Иосиф производил впечатле­ние жизнерадостного человека, склонного пошутить и даже поюродствовать. Конечно, возраст чувствовался, и видно было, что он много пережил, однако в нем не было ничего сломленного, трагического, жуткого даже, что можно иногда видеть у лиц, много лет просидевших в лагерях. В нем мож­но было видеть редкое сочетание старца и юродивого в лице архиерея Церкви Христовой». Настоящее издание состоит из пяти частей, и в первой из них представлено краткое жизнеописание митрополита Иосифа. Глубоко любимый и почитаемый паствой, Владыка особое внимание уделял красоте и благолепию богослужения. Им были составлены четыре акафиста святым, три из которых публикуются во второй части книги. В третьей – собраны его проповеди - образные, яркие, насыщенные разговорными оборотами, доходившие до сердца каждого. Четвертую и пятую части составили воспоминания и письма Владыки Иосифа, в которых раскрывается любвеобильное и отзывчивое сердце архипастыря.

Все материалы, составившие книгу, взяты из личного архива архимандрита Макария (Веретенникова); большая часть фотографий и писем публикуется впервые. Автор-составитель и издатели сочли своим долгом максимально сохранить самобытность речи и особенности эпистолярного стиля Владыки. Говоря о литургическом наследии архипастыря, отец Макарий отмечает: «Митрополит Иосиф известен как гимнограф. Он состав­лял молитвы, которые читал по окончании молебнов: в день 25-летия Патриаршества Святейшего Патриарха Алексия I в 1970 году, Всем русским святым в 1971 году. Владыка со­ставил также акафист преподобной Пелагии, святителю Павлу Константинопольскому и мученику Иакову Персянину. Они были составлены в Азове в 1942 году. Иконы с частицами мощей этих святых находились в домовом хра­ме митрополита Иосифа в Алма-Ате.

Владыка Иосиф писал акафисты в тяжелое время Великой Отечественной войны. Некоторые выражения в Акафистах звучат весьма актуально. Так, например, в 7 икосе Акафиста святителю Пав­лу Исповеднику читаем: «Новое знамение милости Божия яви и нам молитвами твоими, святителю Павле, ограждай нас от помраченных людей, несущих раскол и неверие, нападающих люте на нас, пребывающих в единении с Церковию Христовой, вселенстей». Несмотря на то, что акафисты создавались в годы войны, когда Владыке постоянно угро­жала опасность, они явились свидетельством его высокого молитвенного горения и непрекращающегося делания во славу Церкви и ее святых». В следующей части книги, где представлено пропопедническое наследие Владыки, отец Макарий пишет: «С 16 августа 1920 г., после иерейской хиротонии, иеромонах Иосиф начал свое пастырское служение, при этом очень часто проповедуя. Владыка Иосиф стремился произносить проповедь на Литургии после чтения Евангелия. Говоря о проповедниче­ском служении, он всегда подчеркивал священность того мес­та, с которого произносятся проповеди, и что с амвона можно говорить только «во имя Отца и Сына и Святаго Духа».

Будучи очевидцем многих бед, которые перенесла наша страна в XX веке, Владыка Иосиф не был безучастен к пробле­мам сохранения мира на земле. Его миротворческие призывы с особой силой звучали в Рождественских посланиях и пропо­ведях в начале наступившего года. В последнем его Пасхаль­ном послании к Алма-Атинской пастве мы читаем: «Люди разных вероисповеданий, населяющие Казахстанскую землю, имеют свои храмы и молитвенные дома. Каждый человек по своей вере, по своему убеждению имеет возможность испол­нить свой религиозный долг и получить духовное удовлетворение. Молясь «о мире всего мира...» будем прилагать к молитве и лепту от трудов своих, дабы имя Господне прославлялось во всех концах земного шара в мирной благословенной обстанов­ке во веки веков». Посещая приходы обширной Казахстанской епархии, Владыка Иосиф произносил поучения. Представленные в книге проповеди в сво­ем подавляющем большинстве относятся к последним годам жизни митрополита Иосифа и были произнесены им преимуще­ственно в Караганде.

Немалое место в жизни Владыки Иосифа занимало напи­сание писем, которые составляют 4 часть книги. Он переписывался с духовенством и другими адресатами, проживавшими там, где ему приходи­лось бывать в течение своей долгой и трудной жизни. В письмах и в различных его записях мож­но встретить высказывания о Богослужении, богослужебной практике. Одного новопоставленного пресвитера он поучал: «Богослужение требует красоты и естественности. И великие святители вселенские очень красиво служили. Они не при­знавали театральности, они бичевали театральность, а служи­ли изящно и естественно. Потому что Богослужение должно выражаться в лучших формах, возможных человеку: в его по­знании, в его достижении, в его желании, в его образовании, в конце концов, в его самообразовании, его природных каче­ствах».

В письмах последних лет Владыка нередко упоминал о своих недугах. «Почти не хвораю, а если немножко, то по закону уже». «Мы живем, служим, немножко летаем и чуточку для порядка хвораем». «Готовлюсь к Варваре святой и храму святителю Николая, а сам гриппую. Здесь ходит грипп. Это — дондеже установится зима, а пока еще запоздалая осень. А нам, старикам, пора вещи чемоданить в невозвратный путь. Тако­ва Богом установленная природа земнородным! Там счастья много увидим, а как получить его, хотя частицу». Предлагаемые письма относятся преимущественно к по­следнему, т.е. алма-атинскому периоду и поэтому нередко письма Владыки имеют подпись: «Ата», что означает в перево­де с казахского — Отец. Иногда Владыка в письмах вспоминает различные обстоятельства своей жизни или же в них содержат­ся крупицы его жизненного уклада, современные написанию писем. Язык писем показывает образность и яркость его речи.

Митрополит Иосиф прожил большую и долгую жизнь, полную скорбей и невзгод, пройдя заключение и ссылки. На своем жизненном пути он встречался со многими людь­ми и был очевидцем многих событий. К нему неоднократно обращались разные люди, говоря о необходимости писать воспоминания, но Владыка всегда отказывался, считая, что время этому не благоприятствует. Он с удовольствием рас­сказывал о своем прошлом за столом или же просто в бесе­де. Это были преимущественно времена его юности и моло­дости. О пребывании в долголетних заключениях говорилось меньше. При этом в его воспоминаниях не было никакой озлобленности, а как всегда был некоторый юмор, игра слов и назидательность. В последний год жизни митрополита Иосифа были сдела­ны записи, которые собраны на страницах книги с максимальным сохране­нием особенностей его речи. Они расположены в возможном хронологическом порядке, что иногда было трудно сделать, так как повествование может переключаться на более позд­нее время. Но в целом это преимущественно ранний период его жизни.

 

*** По словам архимандрита Макария (Веретенникова), «долгая и многострадальная жизнь Иосифа, митрополита Алма-Атинского и Казахстанского является примером несения скорбей для всех нас. Это был очень скромный че­ловек, доброй и отзывчивой души. От природы он был ода­рен поэтичностью и удивительной памятью. Он умел найти общий язык с любым по званию и возрасту собеседником. Владыка непременно обращал внимание на свою речь, под­бирая удачные слова и выражения, отчего речь его станови­лась интересной, яркой и запоминающейся. Свидетельством тому могут служить его проповеди, письма, пометки на книгах. Все это сохранило черты его архиерейской, подвижниче­ской биографии», к которой мы можем прикоснуться, читая данную книгу. 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать