Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Митрополит Вениамин Федченков. Об Искуплении.
Митрополит Вениамин Федченков - видный иерарх и деятель Русской Церкви. Известен он как замечательный писатель, глубокий мыслитель-богослов и эмоциональный, горящий духом просветитель. Основными богословскими трудами Владыки по раскрытию Божьего домостроительства являются его книги о двунадесятых праздниках и Пасхе, а также о главенствующем событии — Искуплении человека, совершенном Христом Спасителем. Вопрос Искупления столь важен, что в объяснениях праздников он всегда им рассматривается с особым вниманием. Книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию, раскрывает читателю многолетние размышления Владыки о пути спасения человека. Материалы к ней писались в течение 40 лет и составили более тысячи машинописных страниц. Первая часть этих трудов называется – «Об Искуплении». С таким названием она и была опубликована Издательством Правило веры. ***
В этой книге рассматривается центральный вопрос в Божием домостроительстве спасения — Искупление человека Христом Спасителем. Она включает обширные выписки из творений святых отцов, выписки из богослужебных текстов, а также размышления владыки Вениамина, комментирующие собранный материал и содержащие глубокое и четкое обобщение темы. Цель многочисленных выписок — показать восприятие разными святыми совершения Искупления; так же и читатель, в соответствии со своим настроением, может обратиться или к древним отцам, или к русским святителям, или к богослужебным текстам.
Как отмечает митрополит Вениамин: «Искупление имеет чрезвычайную важность для всех людей, и для христиан в особенности. Однако к этому вопросу мы наблюдаем всякое отношение. Тогда как Церковь уделяет ему совершенно особое внимание, даже центральное, — в мире мы усматриваем, к сожалению, по отношению к нему равнодушие. То событие, которое даже разделило на две эры всю человеческую историю (до и после Рождества Христова), воспринимается многими с неохотой даже подойти к нему, услышать о нем. Вопрос об Искуплении в них вызывает скуку. Такое отношение объясняется лишь тем, что в человеческой душе нарушен правильный порядок восприятия. Мы же должны отнестись к этому вопросу жизненно,— а если он в нас не вызывает жизни, то подумаем, какая причина нашего такового отношения, и постараемся последнее изменить».
По словам автора, «в Искуплении Церковь видит две стороны: объективную, лежащую не в человеке, а вне его, в БОГЕ: что совершил Господь. Эта сторона — Божественная. И субъективную: как реагирует человек. Эта сторона — человеческая. В первой стороне заключена суть Искупления, а вторая содержит лишь плоды, ответ на это главное, на эту суть. Здесь не будет сказано ничего нового, а будет только утверждено и пояснено известное. Но и это важно: ибо неправильное понимание столь важного вопроса ведет за собой прискорбные последствия. Люди потеряли выход, потому что не знают, где искать спасение, забывая, что спасение уже найдено, и не желая идти тем путем — Христовым, который приводит к нему».
Вместо того чтобы излагать свои собственные мнения, митрополит Вениамин как всегда обращается к богослужебным книгам: Октоиху и Триоди. Они составлены очень давно, отмечает Владыка: вот уже около 2 000 лет Церковь по ним повторяет все те же мысли: это и свидетельствует о правильности их, ибо в течение столь долгого времени они проверялись и утверждались, и, если бы в них были неправильности, Церковь не сохранила бы их. Кроме того, говорит автор, наши богослужебные песнопения составлены людьми высокой духовной жизни и богословского знания (такими, как святой Иоанн Дамаскин), которые, в свою очередь, основывались на слове Божием и на предыдущих святых отцах. Размышления святых отцов на тему Искупления – святителей Иоанна Златоуста, Тихона Задонского, Григория Богослова, прп. Исаака Сирина и других – также были изучены автором и составили большую часть записей митрополита Вениамина.
Предваряет весь этот труд автор следующими словами. «Интересоваться этим вопросом, - пишет Владыка, - мы начали еще в семинарском богословии. Но это было книжно, школьно, больше - памятью, для ответов на уроках, а не сердцем, не жизненно. Однако должно сказать, что в жизни нашей этот догмат имел уже большое значение: вера в Спасителя (от чего-то Он спасал же нас?!) была твердым камнем нашего сердца и тогда; годовой быт складывался по праздникам: в школе ждали «роспуска» уже с Введения, когда Церковь запевала катавасию «Христос раждается»; потом радостное Рождество; а уж о светлой Пасхе и говорить нечего: все играло в нас и кругом. А перед ней — Страстная Пятница с выносом Плащаницы: на юге прибавлялись к этому пассии — чтения Евангелий специально о «Страстях», кончая распятием и погребением Господа... Не вдумывались мы в это, но уже жили этими праздниками...
Крестили нас... И надевали кресты, коими мы очень дорожили. А если кто не носил креста, это было греховно и отделяло таких людей, как некрещеных, — от «крещеных». Пред всяким делом молились, полагая кресты на себя: проснулись — с молитвой; кушали — с молитвой, крестясь; мимо Церкви идешь — перекрестишься. Начнешь какое дело — с крестом; строишь дом — сначала ставили крест; пьешь лекарство — перекрестишься; отъезжаешь — сначала сядем, потом помолимся, родители же в слезах благословят крестообразно; перед венцом — тоже благословляют иконой; «гром грянет» — перекрестишься; умрем, отпоют и на могилу понесут с крестом впереди; землей засыпят, а вверху крест поставят. Так от рождения и до могилы везде нам сопутствует крест. Я уже не говорю о крестах на храмах и колокольнях. На перекрестках (на западе) — кресты. Самое имя дали народу [себе] русские: крестьяне.
На груди — крест. В богослужении — постоянно слышишь о кресте. Среда и пятница — посвящены кресту. На стихирах, а особенно во втором каноне — славословим крест, распятие, страдания. У священников — крест. При освящении воды и прочего — крест. На Иордане — крест. Отпущение на исповеди делается крестообразно. Причащение, или Евхаристия, совершается с крестным знамением. После обедни и всякой требы — дают целовать крест. Кратко: везде у христиан мы видим крест, крест, крест. Ни в Писании, ни даже в канонах об этом нет прямых указаний; а вот христиане с первых времен — ввели всюду в употребление именно крест, а не иное изображение. Неужели же это напрасно или случайно?! Быть того не может!
Детьми, да и взрослыми, - продолжает автор, - мы не вдумывались в это: зачем? почему? Но в жизни крест имел огромное значение, как видим; и мы жили с ним и им: это уже мы твердо знали! Все мы знали, что крест связан с распятием Христовым на Кресте. Только не рассуждали, не богословствовали. … Тогда вопросы догматические еще не интересовали меня. Лишь несколько лет спустя я был захвачен уже и ими». Когда митрополит Вениамин попал за границу, ему пришлось столкнуться с нашумевшим «Катехизисом» митрополита Антония (Храповицкого), где он высказал свое спорное умствование об Искуплении. Началось движение за границей. И, как пишет Владыка, он «стал читать, переписывать, размышлять над этим вопросом. Из этих выписок со временем образовались сотни страниц...»
*** Завершает книгу акафист Искуплению, написанный Владыкой для келейного употребления. В конце книги приведены вехи жизни митрополита Вениамина, а также обзор его духовного наследия, выпущенного в свет издательством Правило веры. Даже один перечень книг позволяет понять значимость преосвященного Вениамина как просветителя, богослова, писателя. Современница Владыки, монахиня Анна Обухова, прочитав по его просьбе материалы для книги об Искуплении, назвала их «великим сокровищем духовным», которое «надо читать не только внимательно, но и молитвенно... ведь это суть нашей веры. Эта книга может быть и великим утешением, и назиданием. Автор работал и во славу Божию, и ради спасения людей...» Стоит отметить, что митрополит Вениамин отошел ко Господу 4 октября 1961 г. в день памяти святителя Димитрия Ростовского и на отдание праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!