Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Ольга Рожнёва. Митрополит Питирим (Нечаев).
Митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев). Богослов, проповедник, церковный строитель, человек глубокой духовной культуры. Он родился в семье потомственного священнослужителя, его деды и прадеды с 17 века служили у Престола Божия. Сам Владыка продолжил это великое дело своей семьи, и много послужил во славу Матери Церкви в непростое для нашей страны время. С возведением в сан епископа Владыка Питирим был назначен Председателем Издательского отдела Московского Патриархата и возглавлял его на протяжении 30 лет, распространяя «свет духовного просвещения в трудные годы государственного атеизма и в последующие пост-советские годы. О жизни и трудах архипастыря рассказывает книга Ольги Рожнёвой, вышедшая в свет Издательстве Сретенского монастыря в серии «На страже веры». Она называется – «Митрополит Питирим (Нечаев)». ***
Митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев) - один из наиболее почитаемых иерархов Русской Церкви, взявший на себя тяжелейший подвиг стояния за веру в богоборческом государстве. Несомненно, - отмечает автор, - что расцвет церковной жизни в нашей стране подготовили такие люди, как он. Эта книга познакомит читателя с жизнью, служением и наследием владыки. Митрополит Питирим (в миру Константин Владимирович Нечаев) родился 8 января 1926 года в день празднования Собора Пресвятой Богородицы. Его род обосновался в Тамбове с 1685 года, когда епископ Питирим, назначенный на Тамбовскую кафедру из вяземских архимандритов, привез с собой небольшую группу священников-миссионеров для того чтобы просветить мордву. В числе этих миссионеров были и предки будущего архипастыря - с конца XVII века по епархиальным спискам можно проследить непрерывный перечень его дедов и прадедов.
Владыка вспоминал: «Оба моих деда были сельские священники. Один служил в селе под названием Селезни, другой — в селе Космодемьяново. По рассказам о них я и сужу о жизни сельского батюшки, который вместе со своими прихожанами пахал, сеял, доил корову, водил лошадь, на праздниках позволял себе и повеселиться, а прихожане могли к нему запросто подойти, - он был свой в среде своих». Отец владыки священник Владимир Андреевич Нечаев служил в Ильинском храме города Козлова. У отца Владимира был нищий приход, куда входили так называемые ямы — лачуги и землянки, в которых жили бедняки. Помимо служения в храме и работы на приходе отец будущего владыки преподавал закон Божий в гимназии.
В семье Нечаевых росли одиннадцать детей, среди которых Константин был младшим. Когда отец, утомленный долгой службой, работой на приходе, помощью бедным и прочими делами, возвращался домой и в изнеможении ложился, на него сразу же наседала детвора и требовала рассказа, кого он встретил днем. Отец говорил: «Да нет, никого я не встретил! Так — зайчишка мимо бежал...» А потом начинался рассказ, обязательно завершавшийся каким-нибудь нравственным выводом. Дети в семье вспоминали эти вечера с отцом как минуты райского блаженства. Потом дети уходили в детскую, а взрослые оставались подводить итоги прожитого дня. Ежевечерний анализ того, как прошел день, стал семейной традицией.
Костя с детства знал, что его будущая жизнь будет связана с Церковью. Самые первые детские впечатления будущего владыки были от церкви, от службы: он ходил туда постоянно и даже пел на клиросе, помогал маме печь просфоры. Владыка признавался, что не помнит, чтобы у него в детстве в храме появлялось чувство усталости или скуки. Играть в церковь мальчику дома не позволяли — как бывало в некоторых семьях, где мастерили из бумаги фелони или саккосы и приделывали бубенцы, чтобы звенело. Когда ребенок как-то раз попробовал устроить колокольный звон, приладив к столбу какие-то жестянки, ему сказали, что так делать нельзя, потому что это бывает только в церкви.
Еще, как вспоминал владыка, его детские впечатления были связаны с обысками, с визитами налоговых инспекторов и арестами отца. Отца Владимира арестовывали несколько раз. Впервые — в двадцатые годы, во время обновленческого раскола, потом, уже на памяти владыки, в 1930 году. Мальчик запомнил, что пришли за отцом ночью, и что небо было звездное. Тогда, в четыре с половиной года, Костя твердо решил, что станет священником, как папа, но при этом еще и монахом, так как ему не хотелось подвергать опасностям близких и заставлять их переживать те трудности, которые выпали на долю его семьи. К слову сказать, отец владыки умер в 1937 году, 17 декабря, в день памяти великомученицы Варвары. Владыка говорил по поводу ранней смерти отца: «Горе, конечно, было большое, но со временем все поняли, что это была милость Божия: останься батюшка в живых, его бы опять арестовали, а те, кого забирали в 37-м, назад уже не возвращались — "десять лет без права переписки..."»
Воспитывался Костя в основном под женским влиянием — матери и старших сестер. Его мама Ольга Васильевна в 1946 году была награждена золотой звездой «Мать-героиня». Владыка вспоминал: «Воспитательницей она была великой. У нас в семье вообще очень бережно относились и к детству, и к материнству. С детьми никогда не говорили на "детском" языке, никогда не сюсюкали». Мама после ареста отца ежедневно вычитывала его иерейское правило, три канона, так как в тюрьме у него не было канонника. Впоследствии она каждый день прочитывала всю Псалтирь. Еще в семье был обычай: во время невзгод читать псалом тридцать четвертый: «Суди, Господи, обидящия мя, побори борющия мя...» Митрополит Питирим вспоминал: пока мама была жива, дома молиться было легко, после ее смерти стало труднее.
Братьев и сестер владыка не просто любил, они являлись для него образцом для подражания. Братья были видными инженерами, хотя как дети священника считались «лишенцами» и в двадцатые годы не могли учиться в государственных вузах, а до 1935 года даже не имели паспортов. Все братья и сестры владыки сохранили веру, хотя это было нелегко. Владыка вспоминал о годах детства: «Вообще, советская действительность была во многих отношениях парадоксальна. Во-первых, многое из того, что явно запрещалось, на самом деле делать было можно. При этом, несмотря на все тяжкие испытания, сохранялись и даже культивировались какие-то глубинные основы нашего национального духа: общинность, отзывчивость, бескорыстие. В последнее время (то есть для владыки в начале 1990-х) удару подверглись именно эти стороны и стали насаждаться противоположные качества: индивидуализм, эгоизм, расчетливость...»
Будучи тамбовцем по корням, владыка по воспитанию был москвичом. Он очень хорошо помнил довоенное время. Вспоминал, что Москва в те годы сохраняла еще многие старые традиции и обычаи. Уклад, который формировался веками на основе строгого соблюдения церковного устава, перешел в быт и проявлялся в радушии, приветливости, столь характерных для старых москвичей. И эта атмосфера приветливости еще сохранялась долгие годы, несмотря на очень сложные времена. В школе к Косте относились хорошо. Что он верующий, понимали, но делали вид, что не знают. Ни в пионеры, ни в комсомольцы мальчик не вступал. Его пробовали уговорить вступить в пионеры, стали допытываться, почему не вступает. Константин ответил: «Что пристали? Не хочу — и все. Понимаете: не хо-чу!» Больше не приставали. Однако в стороне от классных дел он не оставался, редактировал школьную стенгазету «Комар».
Школу Константин заканчивал уже в Москве в 1943 году. В этом же году он поступил в Московский институт инженеров транспорта (МИИТ). С 1945 года стал иподиаконом Патриарха Алексия (Симанского) и с того момента почти 25 лет почти неотлучно находился около Святейшего. В том же году Константин стал одним из студентов первого набора Богословского института и Богословско-пастырских курсов, преобразованных в 1946 году в Московскую духовную академию и семинарию. В 51-м году он окончил академию со степенью кандидата богословия, и остался профессорским стипендиатом и преподавателем на кафедрах патристики и истории западных вероисповеданий. В 1952-м Святейший Патриарх Алексий (Симанский) рукоположил Константина во диакона, а в 1954-м - во священника. В 1959 года отец Константин принял постриг в монашество с именем Питирим в честь святителя Питирима Тамбовского. О дальнейшем жизненном и духовном пути владыки читайте на страницах этой книги, в которой собраны его жизнеописание, воспоминания о нем и его духовные наставления.
*** Митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев) почил 4 ноября 2003 года в праздник Казанской иконы Божией Матери. В путь всея земли его провожал Святейший Патриарх Алексий II. Он сказал: «Самоотверженное архипастырское служение митрополита Питирима, его удивительный дар слова, внимательное и доброжелательное отношение к человеку привлекали к нему множество людей. В нашей памяти митрополит Питирим останется как великий пастырь, человек огромной доброты и исключительных энциклопедических познаний». Со дня его кончины прошло уже 14 лет, однако память о нем в сердцах людей не угасает и с каждым годом становится только ярче. Свидетельством тому является и данная книга.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 3 мая. Великий Пяток. Воспоминание святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Преподобный Анастасий, игумен Синайской горы
Евангелие 3 мая 2024. Возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?
Читаем Апостол. 3 мая 2024
Этот день в истории. 3 мая
День ангела. 3 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!