У книжной полки. 4 ноября

4 ноября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

«Акафист Пресвятей Богородице явления ради чудотворныя ея иконы Казанския».

 

Велико для верующей России значение чудотворного Казанского образа Божией Матери, который пользуется в православных семьях особым благоговением и почитанием и олицетворяет собою всю глубину русской веры. С начала XVII века, когда страшные бедствия обрушились на русское государство, Казанская икона Божией Матери стала воистину национальной святыней. Именно этой иконой большей частью благословляют молодых к венцу, к ней чаще всего обращают взоры в бедах и болезнях. Во имя этой иконы и для хранения ее воздвигнут в северной столице один из великолепнейших в России соборов. А в Москве Казанский собор стоит на исторической Красной площади, против Кремлевских стен. Православная Церковь отмечает праздник Казанской иконы Божией Матери дважды в году 21 июля и 4 ноября. И сегодня, в честь этого праздника мы предлагаем вашему вниманию очередной Акафист, который вышел в свет в Издательстве «Общество памяти игумении Таисии» и посвящен «Пресвятей Богородице явления ради чудотворныя ея иконы Казанския». ***

Это издание содержит акафист Пресвятой Богородице в честь чудотворной Ее иконы Казанской на церковнославянском языке. В акафисте использован текст синодального издания акафиста 1913 г., бережно обработанный вручную при помощи современных компьютерных технологий с полным сохранением графических форм начертания буквенных знаков, благодаря чему старинное издание обрело новую жизнь. В книге представлены изображения различных видов Казанской иконы Божией Матери, большинство из которых прославлены многочисленными чудесами. Акафист дополнен сказанием о явлении и чудесах Казанской иконы и стихотворением игумении Таисии «Пред чудотворной иконой Казанской Богоматери».

Как говорится в Сказании, явление Казанского образа Царицы Небесной установлено было праздновать 8 июля (по старому стилю). В этот день девятилетняя девочка Матрона вместе с матерью своею пришла к архиепископу и градоначальнику и объявила, что видела во сне Богородицу, Которая повелела ее поведать вышеуказанным лицам, чтобы они извлекли из земли Ее икону. Что и было сделано. (Об этом рассказывает первая часть предлагаемого сказания). Второй праздник в честь Казанской иконы Бо­жией Матери установлен в благодарность Богородице за избавление Москвы и России от нашествия поляков в 1613 году. Как повествует автор сказания, «В конце XVI и начале XVII сто­летия наше отечество, междуцарствием, расстройс­твом гражданского порядка, внутреннею изменою и крамолою предано было в руки самозванцев и врагов внешних шведов и поляков, которые гра­били, жгли города и села, овладели Москвою и при­вели Россию на край погибели и поругания.

Народ русский почувствовал свое унижение и несчастие. В разных местах России стали составляться ополчения на защиту веры и отечества. Тогда и Казань выказала свое усердие к отечеству и выслала свои дружины к Москве (1611 г.). которые принесли с собой список с чудотворной Казанской иконы Пре­святой Богородицы. С верою приняли ратники святую икону, от которой стали являться многие чудеса. При помощи Богоматери русские отбили поляков, отняли у них Новодевичий монастырь и взяли много пленных. Чудотворный образ пробыл с ополчением у Москвы до зимы; обратно отпущен был с Казанс­ким протоиереем, и принесен в Ярославль. В это время прибыли в Ярославль дружины Пожарского и Минина, шедшие к Москве из Нижнего Новгорода. Узнав о чудесах, бывших от святой иконы под Москвой, ратники взяли икону с собой и постоянно прибегали к ней с молитвами о помощи.

Непреодолимые для человеческих сил препятствия встретило под Москвой прибывшее с князем Пожарским ополчение. Нужно было взять город, укрепленный и упорно защищаемый, отбить много­численное польское войско, усмирять своеволие и буйство русских же отрядов, стоявших под Москвой раньше. Кроме того, не имелось средств на продовольствие, не доставало и оружия. При таких трудностях стало падать в войске мужество; а между тем наступила осень с ее непогодами и еще более увеличила бедствие осаждающих. Решившись, однако, сделать попытку к одолению врагов, возложив при этом всю надежду не на свои силы, а единственно на помощь Божию и заступление Богоматери, три дня благочестивые предки наши, пред началом предстоящей борьбы, провели в посте и усердной молитве пред Казанской иконой. Гос­подь услышал их молитву.

Как говорится в сказании, в то время «в осажденном Кремле находился в плену прибывший из Греции, тяжело больной от потрясении и переживаний, ар­хиепископ Арсений. Ночью келья святителя вдруг озарилась Божественным светом, он увидел препо­добного Сергия Радонежского, который сказав, что Господь, по молитвам Пресвятой Богородицы и святых Московских святителей, низложит врагов и возвратит Москву православным христианам. Как бы в подтверждение истинности пророчества архиепископ получил исцеление от болезни. Святитель послал известие об этом радостном событии русским воинам. На следующий день 22 октября 1612 года русские войска, ободренные и воодушевленные виде­нием, приступили к Москве и одержали победу, взяв Китай-город, а через два дня — Кремль.

В следующий воскресный день, в сопровож­дении христолюбивого воинства, был совершен крес­тный ход с Казанской иконой Богородицы на Лобное место для принесения Господу и Пречистой Его Ма­тери торжественного благодарения за избавление от врагов. На Лобном месте Крестный ход был встречен вышедшим из Кремля архиепископом Арсением, который нес Владимирскую икону Богородицы, со­храненную им в плену. Потрясенный свершившейся встречей двух чудотворных икон Богородицы, народ со слезами молился Небесной Заступнице. По изгнании поляков из Москвы князь Димит­рий Пожарский, по данным летописи, поставил свя­тую Казанскую икону в своей приходской церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, на Лубянке, в Москве. Позже иждивением князя-патриота на Красной площади был воздвигнут Казанский собор. Святая икона, бывшая в войсках Пожарского при освобождении Москвы, в 1636 году перенесена была в новоустроенный храм. Ныне этот святой образ находится в Богоявленском Патриаршем соборе Москвы.

В память освобождения Москвы от поляков установлено было совершать 22 октября особое празднование в честь Казанской иконы Божией Матери. Сначала это празднование совершалось лишь в Москве, а с 1649 года было сделано всероссийским. И немало еще чудес явила Божия Матерь русским людям Своею иконою. Об этом свидетельствует хотя бы то, что списки с Чудотворного образа разошлись по всему миру, а празднование 4 ноября с недавних пор стал праздником народного единства. Восхваляя Царицу Небесную, в конце 19 века настоятельница Иоанно-Предтеченского Леушинского монастыря, игумения Таисия, написала стихотворение – «Пред чудотворной иконой Казанской Богоматери», которое включено в это издание. Его я вам сейчас и прочитаю.

 

 

8. Как хорошо в Твоем Храме, Владычица,

Как сладко душе и светло!

Свободно, спокойно в нем каждому дышится,

На сердце легко и тепло!

Словно Сама Ты, о Мати Всепетая,

Сама Ты здесь с нами стоишь.

Любовию Матерней к людям согретая

На всех с состраданьем глядишь!

И Лик Твой Божественной славой сияющий,

Безмолвно вещает сердцам,

"Приидите, молитеся мне, вам внимающей,

Я всем, всем отраду подам.

Молитесь, убогие, бедные, сирые,

Ведь Я для вас Мать и Покров!

Молитесь и вы, сего мира счастливые,

Познайте в сем счастье, любовь.

Молитесь и вы, грехом отягченные,

Давно Я молитв ваших жду,

И покаянья слезой орошенные,

Услышу я их и приму.

Молись и ты, старчество дряхлое, хилое,

Молись и ты, юности цвет.

Молитесь и вы, малолеточки милые,

Я всех вас покрою от бед!"

О, Милосердная Мати Пречистая!

Безмерна Твоя к нам любовь.

Ты нам Заступница в скорбях пребыстрая,

Ты наша Мать и Покров!

О! Не оставь же нас, Мати любимая,

Молиться Тебе — вразуми.

И с верою теплой Тебе возносимые

Моления грешных приими!

 

 

*** Казанский чудотворный образ Богоматери свято и благоговейно чтится по всей православной земле русской. Во многих городах и селениях имеют чудотворные и особо чтимые списки с сей иконы. К ней чаше всего обращают взоры в бедах и болезнях верующие русские люди, взывая: "Заступнице усерд­ная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего... всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево, Ты бо еси Божествен­ный покров рабом Твоим". Благодатным осенением расположились иконы Пречистой Богородицы по лицу нашей Отчизны, воистину образуя Небесный покров. В центре земли русской сияет лучами благодати Владимирская ико­на — Покровительница Москвы. Тихвинская икона хра­нит и благословляет северные пределы, Иверская южные. Почаевская и Смоленская ограждают Рос­сию с запада. А на восток сияет лучами неизбывной благодати чудотворный Казанский образ Пречистой нашей Матери.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать