Аудио |
|
Скачать .mp3 |
«Акафист Пресвятей Богородице явления ради чудотворныя ея иконы Казанския».
Велико для верующей России значение чудотворного Казанского образа Божией Матери, который пользуется в православных семьях особым благоговением и почитанием и олицетворяет собою всю глубину русской веры. С начала XVII века, когда страшные бедствия обрушились на русское государство, Казанская икона Божией Матери стала воистину национальной святыней. Именно этой иконой большей частью благословляют молодых к венцу, к ней чаще всего обращают взоры в бедах и болезнях. Во имя этой иконы и для хранения ее воздвигнут в северной столице один из великолепнейших в России соборов. А в Москве Казанский собор стоит на исторической Красной площади, против Кремлевских стен. Православная Церковь отмечает праздник Казанской иконы Божией Матери дважды в году 21 июля и 4 ноября. И сегодня, в честь этого праздника мы предлагаем вашему вниманию очередной Акафист, который вышел в свет в Издательстве «Общество памяти игумении Таисии» и посвящен «Пресвятей Богородице явления ради чудотворныя ея иконы Казанския». ***
Это издание содержит акафист Пресвятой Богородице в честь чудотворной Ее иконы Казанской на церковнославянском языке. В акафисте использован текст синодального издания акафиста 1913 г., бережно обработанный вручную при помощи современных компьютерных технологий с полным сохранением графических форм начертания буквенных знаков, благодаря чему старинное издание обрело новую жизнь. В книге представлены изображения различных видов Казанской иконы Божией Матери, большинство из которых прославлены многочисленными чудесами. Акафист дополнен сказанием о явлении и чудесах Казанской иконы и стихотворением игумении Таисии «Пред чудотворной иконой Казанской Богоматери».
Как говорится в Сказании, явление Казанского образа Царицы Небесной установлено было праздновать 8 июля (по старому стилю). В этот день девятилетняя девочка Матрона вместе с матерью своею пришла к архиепископу и градоначальнику и объявила, что видела во сне Богородицу, Которая повелела ее поведать вышеуказанным лицам, чтобы они извлекли из земли Ее икону. Что и было сделано. (Об этом рассказывает первая часть предлагаемого сказания). Второй праздник в честь Казанской иконы Божией Матери установлен в благодарность Богородице за избавление Москвы и России от нашествия поляков в 1613 году. Как повествует автор сказания, «В конце XVI и начале XVII столетия наше отечество, междуцарствием, расстройством гражданского порядка, внутреннею изменою и крамолою предано было в руки самозванцев и врагов внешних шведов и поляков, которые грабили, жгли города и села, овладели Москвою и привели Россию на край погибели и поругания.
Народ русский почувствовал свое унижение и несчастие. В разных местах России стали составляться ополчения на защиту веры и отечества. Тогда и Казань выказала свое усердие к отечеству и выслала свои дружины к Москве (1611 г.). которые принесли с собой список с чудотворной Казанской иконы Пресвятой Богородицы. С верою приняли ратники святую икону, от которой стали являться многие чудеса. При помощи Богоматери русские отбили поляков, отняли у них Новодевичий монастырь и взяли много пленных. Чудотворный образ пробыл с ополчением у Москвы до зимы; обратно отпущен был с Казанским протоиереем, и принесен в Ярославль. В это время прибыли в Ярославль дружины Пожарского и Минина, шедшие к Москве из Нижнего Новгорода. Узнав о чудесах, бывших от святой иконы под Москвой, ратники взяли икону с собой и постоянно прибегали к ней с молитвами о помощи.
Непреодолимые для человеческих сил препятствия встретило под Москвой прибывшее с князем Пожарским ополчение. Нужно было взять город, укрепленный и упорно защищаемый, отбить многочисленное польское войско, усмирять своеволие и буйство русских же отрядов, стоявших под Москвой раньше. Кроме того, не имелось средств на продовольствие, не доставало и оружия. При таких трудностях стало падать в войске мужество; а между тем наступила осень с ее непогодами и еще более увеличила бедствие осаждающих. Решившись, однако, сделать попытку к одолению врагов, возложив при этом всю надежду не на свои силы, а единственно на помощь Божию и заступление Богоматери, три дня благочестивые предки наши, пред началом предстоящей борьбы, провели в посте и усердной молитве пред Казанской иконой. Господь услышал их молитву.
Как говорится в сказании, в то время «в осажденном Кремле находился в плену прибывший из Греции, тяжело больной от потрясении и переживаний, архиепископ Арсений. Ночью келья святителя вдруг озарилась Божественным светом, он увидел преподобного Сергия Радонежского, который сказав, что Господь, по молитвам Пресвятой Богородицы и святых Московских святителей, низложит врагов и возвратит Москву православным христианам. Как бы в подтверждение истинности пророчества архиепископ получил исцеление от болезни. Святитель послал известие об этом радостном событии русским воинам. На следующий день 22 октября 1612 года русские войска, ободренные и воодушевленные видением, приступили к Москве и одержали победу, взяв Китай-город, а через два дня — Кремль.
В следующий воскресный день, в сопровождении христолюбивого воинства, был совершен крестный ход с Казанской иконой Богородицы на Лобное место для принесения Господу и Пречистой Его Матери торжественного благодарения за избавление от врагов. На Лобном месте Крестный ход был встречен вышедшим из Кремля архиепископом Арсением, который нес Владимирскую икону Богородицы, сохраненную им в плену. Потрясенный свершившейся встречей двух чудотворных икон Богородицы, народ со слезами молился Небесной Заступнице. По изгнании поляков из Москвы князь Димитрий Пожарский, по данным летописи, поставил святую Казанскую икону в своей приходской церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, на Лубянке, в Москве. Позже иждивением князя-патриота на Красной площади был воздвигнут Казанский собор. Святая икона, бывшая в войсках Пожарского при освобождении Москвы, в 1636 году перенесена была в новоустроенный храм. Ныне этот святой образ находится в Богоявленском Патриаршем соборе Москвы.
В память освобождения Москвы от поляков установлено было совершать 22 октября особое празднование в честь Казанской иконы Божией Матери. Сначала это празднование совершалось лишь в Москве, а с 1649 года было сделано всероссийским. И немало еще чудес явила Божия Матерь русским людям Своею иконою. Об этом свидетельствует хотя бы то, что списки с Чудотворного образа разошлись по всему миру, а празднование 4 ноября с недавних пор стал праздником народного единства. Восхваляя Царицу Небесную, в конце 19 века настоятельница Иоанно-Предтеченского Леушинского монастыря, игумения Таисия, написала стихотворение – «Пред чудотворной иконой Казанской Богоматери», которое включено в это издание. Его я вам сейчас и прочитаю.
8. Как хорошо в Твоем Храме, Владычица,
Как сладко душе и светло!
Свободно, спокойно в нем каждому дышится,
На сердце легко и тепло!
Словно Сама Ты, о Мати Всепетая,
Сама Ты здесь с нами стоишь.
Любовию Матерней к людям согретая
На всех с состраданьем глядишь!
И Лик Твой Божественной славой сияющий,
Безмолвно вещает сердцам,
"Приидите, молитеся мне, вам внимающей,
Я всем, всем отраду подам.
Молитесь, убогие, бедные, сирые,
Ведь Я для вас Мать и Покров!
Молитесь и вы, сего мира счастливые,
Познайте в сем счастье, любовь.
Молитесь и вы, грехом отягченные,
Давно Я молитв ваших жду,
И покаянья слезой орошенные,
Услышу я их и приму.
Молись и ты, старчество дряхлое, хилое,
Молись и ты, юности цвет.
Молитесь и вы, малолеточки милые,
Я всех вас покрою от бед!"
О, Милосердная Мати Пречистая!
Безмерна Твоя к нам любовь.
Ты нам Заступница в скорбях пребыстрая,
Ты наша Мать и Покров!
О! Не оставь же нас, Мати любимая,
Молиться Тебе — вразуми.
И с верою теплой Тебе возносимые
Моления грешных приими!
*** Казанский чудотворный образ Богоматери свято и благоговейно чтится по всей православной земле русской. Во многих городах и селениях имеют чудотворные и особо чтимые списки с сей иконы. К ней чаше всего обращают взоры в бедах и болезнях верующие русские люди, взывая: "Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего... всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево, Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим". Благодатным осенением расположились иконы Пречистой Богородицы по лицу нашей Отчизны, воистину образуя Небесный покров. В центре земли русской сияет лучами благодати Владимирская икона — Покровительница Москвы. Тихвинская икона хранит и благословляет северные пределы, Иверская южные. Почаевская и Смоленская ограждают Россию с запада. А на восток сияет лучами неизбывной благодати чудотворный Казанский образ Пречистой нашей Матери.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 12 мая
День ангела. 12 мая
Церковный календарь 12 мая. Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы. Антипасха
Евангелие 12 мая. Ты поверил, потому что увидел Меня
Читаем Апостол. 12 мая 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!