Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святитель Николай (Велимирович). Библия и война.
Одним из известнейших епископов, проповедников и мыслителей Сербской Православной Церкви является святитель Николай (Велимирович). Прославленный в 2003 году в лике святых, в последние годы он стал хорошо известен русском читателю. Произведения сербского Златоуста все больше переводятся на русский язык и пользуются заслуженной любовью. Прожив долгую жизнь, полную испытаний и скорбей, но вместе с тем и радостей в Боге, святитель Николай оставил после себя богатейшее духовное и литературное наследие. Оно насчитывает 15 объемистых томов, содержащих самые разнообразные по жанру произведения, среди которых - жемчужины мировой православной книжности. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию книгу, которая вышла в свет при содействии двух Издательств – Омофор и Паломник и называется «Библия и война». ***
Святитель Николай Сербский, которого прп. Иустин (Попович) назвал «величайшим сыном сербского народа после святого Саввы Сербского» - это яркая и масштабная личность в новейшей истории Балкан. Сочинения святителя необыкновенно любимы в Православном мире, ведь их чтение укрепляет нашу веру, святоотечески наставляя современного человека на Путь Истины. В эту книгу, которая является двенадцатым томом собрания творений святого отца, включены четыре сочинения автора. Это - «Символы и знамения», «Библия и война», «Жатвы Господни» и «Наука закона» («Номология»). Написанные в разное время и в различных условиях, все они пронизаны одной главной мыслью — о неодолимости Церкви Христовой и о священном долге каждого православного христианина смело и последовательно ратовать против любых, в том числе самых изощренных, искушений века сего.
Открывает книгу сочинение «Символы и знамения», которое впервые было опубликовано Владыкой в 1932 г., а широкому кругу читателей стала доступной только через 40 лет после его упокоения, в 1996 г. В нем читателям предлагается толкование различных Божиих знаков, которые мы зачастую не замечаем или считаем их обыденностью. Согласно учению святого Максима Исповедника, «Весь мысленный (духовный) мир таинственно представлен символичными картинами в мире чувственном для тех, что имеют очи, чтобы видеть. Весь чувственный мир заключен в мире мысленном». Размышляя о словах преподобного Максима, святитель Николай пишет: «Имеющие глаза да увидят. Это значит, что грамотные могут читать «по смыслу», то есть, другими словами, тот, кто обладает духовным зрением, может видеть духовным оком духовное, а не только телесными глазами плотское».
По словам святителя, «Природа – символ истины. Физический мир - зримое выражение мира духовного. Тот первый – символ, прототип, сей второй – смысл символа, дух и реальность». Из этого следует, что природные объекты мы можем принимать просто, не вникая в их смысл. А можем воспринимать их как знаки, которые, по мнению святителя, требуют прочтения. И сам дает примеры этого прочтения. Вот, например, в главе «Минералы как символы» Владыка приводит примеры некоторых символов, самый значимый из которых – камень, обозначающий прежде всего Самого Христа. «Символизируя Христа, пишет архипастырь, - сей камень является также и образом твердой веры во Христа». «Люди, созидающие жизнь свою на Христе как на твердом камне, наречены в Евангелии мудрыми, а те, кто строит ее на песке, названы безрассудными» (Мф.7:24–27).
Произведение «Символы и знамения», по словам автора, не носит ни исчерпывающего, ни окончательного характера. Оно является лишь неким руководством, т.е. пособием для «созерцания и прочтения чудес Божиего мира». Следующее сочинение – «Библия и война» было написано после конференции, которая состоялась в 1927 году в американском городке Уильямстаун. Представители многих земных рас и народов собрались на эту конференцию, где, по словам Владыки «с человеколюбивой заботой велась дискуссия о возможности мира среди людей. Им и посвятил святитель, в ту пору их сотрудник, это сочинение. В нем автор размышляет о войне в свете Священного Писания, и предполагает, что во время затишья на это произведение будут смотреть с равнодушием, но в годину военных потрясений станут искать и читать с пониманием.
В заключение этого сочинения автор пишет: «Основной вывод гласит: войну можно понять и объяснить лишь в свете Библии. Вся мировая литература, вместе взятая, даже близко не проливает свет на войны среди людей в той мере, как делает это Священное Божие Писание. Из всех доселе изложенных фактов и событий ясно, что война, как, впрочем и все остальные вопросы личности и общества, зависит исключительно от нашего отношения к Богу и Божьему закону. Это в равной степени касается и христиан, и нехристиан. Разница состоит лишь в том, что у нехристиан война зависит от их восприятия Бога, всажденного в их совести и отчасти истолкованного их мудрецами; тогда как у христиан война стоит в зависимости от их отношения к Единому и Живому Богу и к Божиему закону, как это раскрыто через посредство Личности Господа Иисуса Христа». Причиной войны автор называет «отпадение людей от Бога и Божиего Закона».
Следующее произведение, вошедшее в этот том, называется - «Жатвы Господни». Как пишет сам святитель, он взялся за этот труд, чтоб с Божией помощью изложить, какова исстари и по сей день вера Православной Церкви об абсолютности и вседостаточности Христа для спасения людей. И дабы целенаправленно указать хотя бы на некоторые победы, которые Христос в течение девятнадцати столетий и поныне одержал над миром, да и продолжает одерживать беспрепятственно. И наконец, дабы показать, что Христос не только не устарел, а напротив: стареет мир, а Он «вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8). Вечно молод и неизменно победоносен. Его победы – согласно евангельским притчам о поле, семени и жатве – и назвал святитель Жатвами Господними.
И последнее произведение называется «Наука закона» («Номология»). В предисловии автор пишет: «Обо всем важном, о чем только вещают ежедневно людские языки, говорится и в Библии, кроме одного предмета – так называемого «естественного закона». В Библии и не упоминается это слово – «естественный закон». Однако ни о чем другом ученые сыны человеческие в наше время не твердят, как о естественном законе, или о законах природы, или о системе законов естествознания, т.е. о многозаконии. Но именно об этом нет ни слова в Библии. Неужели образованные сыны человечества не ведают, о чем говорят, или же всеведущая Книга жизни ничего не знает о том предмете, о котором сии ученые мужи человечества разглагольствуют больше всего? Не легко предположить ни то, ни другое. В самом деле, человеку нашей эпохи приходится удивляться тому, что в основной и главной Книге рода человеческого, насчитывающей свыше тысячи страниц, выпускаемой на почти тысяче языков и наречий и ежегодно распространяемой десятками миллионов экземпляров, нет обретается слово «естественный закон».
Но, как отмечает автор, в Библии нет слов ни «закон природы», ни «законы природы», ни «естественные законы». Поэтому от автора этот труд потребовал немалых усилий. Ведь перед ним стояла задача – привести в соответствие Книгу, в которой нет упоминания о естественных законах, с целыми сериями фолиантов, в которых ни о чем другом не говорится, как только об этих самых законах. Не только библиофобы, но и библиофилы, в наше время с трудом могут написать две страницы текста, чтоб не сослаться в них на естественный закон или на закон природы. Но вот на тысяче страниц Священной Книги ни в одном месте не находим на них ни одной ссылки. Не тайна ли это великая? И так, почему Библия не упоминает о «естественном законе»? Об этом и размышляет святитель Николай в сочинении «Наука закона» («Номология»).
*** 19 мая 2003 года Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви единогласно принял решение о канонизации епископа Охридского и Жичского Николая (Велимировича). Определением Собора память его совершается 18 марта (в день упокоения) и 3 мая (в день перенесения мощей). Современники называли проповеди епископа Николая «небоотверзающими» и говорили, что «со времен святого Саввы сербская земля не знала пастыря такой интеллектуальной и нравственной силы». Все духовные произведения святителя наполнены Евангельской проповедью. И доказательством тому является книга, которая была представлена сегодня на нашей книжной полке.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 12 мая 2024 года
Концерт арт-группы Ларго «10 лет вместе!». Второе отделение
Концерт арт-группы Ларго «10 лет вместе!». Первое отделение
Канон. Заслуженная артистка России Олеся Железняк. Часть 1
Ульяновск. Крестный ход к Никольской горе
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!