У книжной полки. 4 мая

4 мая 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святитель Николай (Велимирович). Библия и война.

 

Одним из известнейших епископов, проповедников и мыслителей Сербской Православной Церкви является святитель Николай (Велимирович). Прославленный в 2003 году в лике святых, в последние годы он стал хорошо известен русском читателю. Произведения сербского Златоуста все больше переводятся на русский язык и пользуются заслуженной любовью. Прожив долгую жизнь, полную испытаний и скорбей, но вместе с тем и радостей в Боге, святитель Николай оставил после себя богатейшее духовное и литературное наследие. Оно насчитывает 15 объемистых томов, содержащих самые разнообразные по жанру произведения, среди которых - жемчужины мировой православной книжности. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию книгу, которая вышла в свет при содействии двух Издательств – Омофор и Паломник и называется «Библия и война». ***

Святитель Николай Сербский, которого прп. Иустин (Попович) назвал «величайшим сыном сербского народа после святого Саввы Сербского» - это яркая и масштабная личность в новейшей истории Балкан. Сочинения святителя необыкновенно любимы в Православном мире, ведь их чтение укрепляет нашу веру, святоотечески наставляя современного человека на Путь Истины. В эту книгу, которая является двенадцатым томом собрания творений святого отца, включены четыре сочинения автора. Это - «Символы и знамения», «Библия и война», «Жатвы Господни» и «Наука закона» («Номология»). Написанные в разное время и в различных условиях, все они пронизаны одной главной мыслью — о неодолимости Церкви Христовой и о священном долге каждого православного христианина смело и последовательно ратовать против любых, в том числе самых изощренных, искушений века сего.

Открывает книгу сочинение «Символы и знамения», которое впервые было опубликовано Владыкой в 1932 г., а широкому кругу читателей стала доступной только через 40 лет после его упокоения, в 1996 г. В нем читателям предлагается толкование различных Божиих знаков, которые мы зачастую не замечаем или считаем их обыденностью. Согласно учению святого Максима Исповедника, «Весь мысленный (духовный) мир таинственно представлен символичными картинами в мире чувственном для тех, что имеют очи, чтобы видеть. Весь чувственный мир заключен в мире мысленном». Размышляя о словах преподобного Максима, святитель Николай пишет: «Имеющие глаза да увидят. Это значит, что грамотные могут читать «по смыслу», то есть, другими словами, тот, кто обладает духовным зрением, может видеть духовным оком духовное, а не только телесными глазами плотское».

По словам святителя, «Природа – символ истины. Физический мир - зримое выражение мира духовного. Тот первый – символ, прототип, сей второй – смысл символа, дух и реальность». Из этого следует, что природные объекты мы можем принимать просто, не вникая в их смысл. А можем воспринимать их как знаки, которые, по мнению святителя, требуют прочтения. И сам дает примеры этого прочтения. Вот, например, в главе «Минералы как символы» Владыка приводит примеры некоторых символов, самый значимый из которых – камень, обозначающий прежде всего Самого Христа. «Символизируя Христа, пишет архипастырь, - сей камень является также и образом твердой веры во Христа». «Люди, созидающие жизнь свою на Христе как на твердом камне, наречены в Евангелии мудрыми, а те, кто строит ее на песке, названы безрассудными» (Мф.7:24–27).

Произведение «Символы и знамения», по словам автора, не носит ни исчерпывающего, ни окончательного характера. Оно является лишь неким руководством, т.е. пособием для «созерцания и прочтения чудес Божиего мира». Следующее сочинение – «Библия и война» было написано после конференции, которая состоялась в 1927 году в американском городке Уильямстаун. Представители многих земных рас и народов собрались на эту конференцию, где, по словам Владыки «с человеколюбивой заботой велась дискуссия о возможности мира среди людей. Им и посвятил святитель, в ту пору их сотрудник, это сочинение. В нем автор размышляет о войне в свете Священного Писания, и предполагает, что во время затишья на это произведение будут смотреть с равнодушием, но в годину военных потрясений станут искать и читать с пониманием.

В заключение этого сочинения автор пишет: «Основной вывод гласит: войну можно понять и объяснить лишь в свете Библии. Вся мировая литература, вместе взятая, даже близко не проливает свет на войны среди людей в той мере, как делает это Священное Божие Писание. Из всех доселе изложенных фактов и событий ясно, что война, как, впрочем и все остальные вопросы личности и общества, зависит исключительно от нашего отношения к Богу и Божьему закону. Это в равной степени касается и христиан, и нехристиан. Разница состоит лишь в том, что у нехристиан война зависит от их восприятия Бога, всажденного в их совести и отчасти истолкованного их мудрецами; тогда как у христиан война стоит в зависимости от их отношения к Единому и Живому Богу и к Божиему закону, как это раскрыто через посредство Личности Господа Иисуса Христа». Причиной войны автор называет «отпадение людей от Бога и Божиего Закона».

Следующее произведение, вошедшее в этот том, называется - «Жатвы Господни». Как пишет сам святитель, он взялся за этот труд, чтоб с Божией помощью изложить, какова исстари и по сей день вера Православной Церкви об абсолютности и вседостаточности Христа для спасения людей. И дабы целенаправленно указать хотя бы на некоторые победы, которые Христос в течение девятнадцати столетий и поныне одержал над миром, да и продолжает одерживать беспрепятственно. И наконец, дабы показать, что Христос не только не устарел, а напротив: стареет мир, а Он «вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8). Вечно молод и неизменно победоносен. Его победы – согласно евангельским притчам о поле, семени и жатве – и назвал святитель Жатвами Господними.

И последнее произведение называется «Наука закона» («Номология»). В предисловии автор пишет: «Обо всем важном, о чем только вещают ежедневно людские языки, говорится и в Библии, кроме одного предмета – так называемого «естественного закона». В Библии и не упоминается это слово – «естественный закон». Однако ни о чем другом ученые сыны человеческие в наше время не твердят, как о естественном законе, или о законах природы, или о системе законов естествознания, т.е. о многозаконии. Но именно об этом нет ни слова в Библии. Неужели образованные сыны человечества не ведают, о чем говорят, или же всеведущая Книга жизни ничего не знает о том предмете, о котором сии ученые мужи человечества разглагольствуют больше всего? Не легко предположить ни то, ни другое. В самом деле, человеку нашей эпохи приходится удивляться тому, что в основной и главной Книге рода человеческого, насчитывающей свыше тысячи страниц, выпускаемой на почти тысяче языков и наречий и ежегодно распространяемой десятками миллионов экземпляров, нет обретается слово «естественный закон».

Но, как отмечает автор, в Библии нет слов ни «закон природы», ни «законы природы», ни «естественные законы». Поэтому от автора этот труд потребовал немалых усилий. Ведь перед ним стояла задача – привести в соответствие Книгу, в которой нет упоминания о естественных законах, с целыми сериями фолиантов, в которых ни о чем другом не говорится, как только об этих самых законах. Не только библиофобы, но и библиофилы, в наше время с трудом могут написать две страницы текста, чтоб не сослаться в них на естественный закон или на закон природы. Но вот на тысяче страниц Священной Книги ни в одном месте не находим на них ни одной ссылки. Не тайна ли это великая? И так, почему Библия не упоминает о «естественном законе»? Об этом и размышляет святитель Николай в сочинении «Наука закона» («Номология»).

 

*** 19 мая 2003 года Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви единогласно принял решение о канонизации епископа Охридского и Жичского Николая (Велимировича). Определением Собора память его совершается 18 марта (в день упокоения) и 3 мая (в день перенесения мощей). Современники называли проповеди епископа Николая «небоотверзающими» и говорили, что «со времен святого Саввы сербская земля не знала пастыря такой интеллектуальной и нравственной силы». Все духовные произведения святителя наполнены Евангельской проповедью. И доказательством тому является книга, которая была представлена сегодня на нашей книжной полке.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать