Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Пасха в детстве.
Долгий Великий пост, ветки вербы в Неделю ваий, свеча, принесенная домой из храма в Великий Четверг после чтения двенадцати страстных Евангелий, поклонение Плащанице в Великую Пятницу, освящение пасхальной снеди в Великую Субботу: крашенные в луковой шелухе яйца, нехитрая, но неизменно красивая пасха, куличи. И наконец, Светлая Пасхальная заутреня. Так мы из года в год встречаем Пасху. Что из этого запомнят наши дети? Трудно предположить. А вот русские писатели, чьи рассказы и воспоминания представлены в этом сборнике, росли в мире, где христианские традиции не прерывались. Уклад жизни регламентировался годовым богослужебным кругом, и Пасха — «Праздников Праздник», — как и теперь, являлась его кульминацией. Остаться в стороне от Пасхи было невозможно. А как это было, читатели узнают из этой книги. Она вышла в свет в Издательстве Никея и называется - «Пасха в детстве»
Как отмечает автор предисловия Александр Логунов, в этом сборнике вы найдете не только воспоминания и документальные свидетельства, автобиографическую и художественную прозу, но и сюжетные произведения, где маленькие герои совершают на Пасху поступки, заставляющие взрослых по-новому посмотреть на своих детей и на мир. Даже тогда, когда в произведении мы отчетливо слышим голос автора — а все они написаны зрелыми мастерами слова, такими, как И. А. Бунин, А. П. Чехов, И. С. Шмелев, Л. Н. Андреев, С. Т. Аксаков, А. И. Куприн, и другими, — мы, как правило, видим события, происходящие в них, глазами ребенка. Цепкая детская память хранит мельчайшие детали, оттенки эмоций, цвета, звука и предоставляет этот бесценный материал в руки опытного уже человека, писателя. От этого книга становится интересна не только с художественной, но и даже с культурологической точки зрения. Она содержит много уже забытых, утраченных пасхальных обычаев.
Да, многое, о чем повествуют авторы собранных рассказов, для нас незнакомо. А с другой стороны, мы то и дело находим на страницах книги узнаваемые ситуации. Так, например, для ребенка, как прежде, так и сейчас, непросто отказаться от удовольствий жизни в пост, принять ограничения в пище — а постятся многие герои книги наравне со взрослыми, — но сколь больше их радость! Утром после пасхальной ночной службы вместе с героем рассказа А. И. Куприна «Пасхальные колокола» просыпается и его «первое, еще не осознанное впечатление большой — нет! — огромной радости, которой как будто бы пронизан весь свет: люди, звери, вещи, небо и земля». Или, посмотрите, какое прекрасное сравнение найдено у В. Никифорова-Волгина: «Радость пасхальная все ширилась, как Волга в половодье»! Вообще, - говорит автор предисловия, - если не полениться и подсчитать, какие два слова чаще всего встречаются в этом сборнике, уверен, что это будут «радость» и «счастье».
В произведениях много перекличек, общих деталей. Почти все писатели ярко передают особое детское переживание вечной спутницы Пасхи - весны, недаром она, «царица времен», уподобляется в каноне Фоминой недели блистательной свите светоносного дня Воскресения и Царя всех дней. Пожалуй, ярче всего это описано у С. Т. Аксакова. Неоднократно вспоминается детское чувство причастности ко взрослому миру через участие в предпраздничных хлопотах и - главное - в самой первой для них пасхальной ночной службе, такой торжественной и таинственной. Переживания детской исповеди на Пасху совпадают у таких разных писателей, как А. П. Чехов и В. А. Никифоров-Волгин, если не в деталях, то в главном. Напряжение, осознание своего греха и недостоинства быть со Христом - все это очень серьёзно для героев, несмотря на кажущуюся несерьезность грехов.
Так, в произведении Чехова «На Страстной неделе» герой рассказа, мальчик, ожидая свою очередь на исповедь, размышляет: «Богородица и любимый ученик Иисуса Христа, изображенные в профиль, молча глядят на невыносимые страдания и не замечают моего присутствия; я чувствую, что для них я чужой, лишний, незаметный, что не могу помочь им ни словом, ни делом, что я отвратительный, бесчестный мальчишка, способный только на шалости, грубости и ябедничество». Ему вторит герой Никифорова-Волгина, который думает так: «Войдет ли в меня Христос? Достоин ли я?». Но потом после исповеди - какая легкость, ясность переполняют маленькие сердца юных исповедников! Безусловная детская вера открывает возможность непосредственного восприятия Бога. «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18:3), — говорит Спаситель. Часто именно благодаря Пасхе герои впервые осознают Бога. Так, например, герой И. А. Бунина говорит о том, что «веру в Бога, понятие о Нем, ощущение Его» обрел вместе с понятием о смерти и бессмертии и связывает это с Великим постом и Пасхой.
А вот рассказ митрополита Вениамина Федченкова о детстве и конечно Христовом Воскресении. «Первое впечатление, связанное в памяти моей с верою, пожалуй, была Пасха. К ней вся наша семья готовилась, как и все, еще задолго. И это ожидание все нарастало. В субботу к вечеру говорили о ночной заутрене на Пасху. Я еще ни разу не был на ней: слишком мал был... Может быть, тогда мне было года четыре... И мне необыкновенно хотелось быть тогда на службе. И я стал просить мать взять и меня в церковь... Я ожидал чего-то поразительного. Маленькое сердечко трепетало от грядущей радости. Мама пообещала, но советовала мне пораньше лечь спать. С надеждой я сразу уснул, а проснулся уже, когда светало. Наши приехали уже из церкви... Оказалось, меня только утешили обещанием, но не взяли. А старший брат, Миша, уже удостоился этой радости. Мне было горько. Но скоро я забыл о своей печали. Пасхальная радость подхватила меня и понесла вперед. Детское горе, как утренняя роса, недолговечно...
Но на следующий год я уже был вместе со всеми нашими... Не помню всего: только радость была необычайная... И помимо всего прочего, при пении «Христос воскресе!» и шествии вокруг церкви стреляли в пушки. Было страшно, но и захватывало дух. Все сливалось с общей приподнятостью. … Дома отец и мать пропели трижды «Христос воскресе!»; и мы радостно стали разговляться сладкими пасхою и куличами с яичками... Было радостно на сердечке... Потом сразу легли спать после почти бессонной ночи. Часов в одиннадцать утра проснулись к обеду. Но уже прежней трепетной радости не было. Какая-то мирная тишина лелеяла душу... Потом игра в яйца на улице, куда собирались все служащие у господ люди. Ни о каком «социальном» неравенстве, понятно, и не думалось: сердце было радостно, пища была вкусна, душа чиста, все кругом — радостны. Чего же лучше? Забывался весь мир! Счастливое время...»
Светлые, трогательные слова митрополита Вениамина о детских переживаниях, ожидании Пасхальной заутрени, разочарование от того, что его все-таки не разбудили и не взяли с собой, — все описано живо и с легкостью откликается в сердце читателя. А вот в рассказе Саши Чёрного «Пасхальный визит» говорится о праздновании Пасхи небольшой русской семьей в эмиграции в Италии. Девочка Нина просит у матери четыре яйца и кусок кулича. Мама рада: у дочери проснулся аппетит! Но оказывается... впрочем, не станем отнимать у читателя право узнать это самому. Скажем только, что героине важны любые русские знаки на чужбине. Характерно, что рассказанная история происходит в Риме. Католическая Пасха редко совпадает с нашей и, главное, празднуется не столь широко, как Рождество, поэтому сама по себе уже является знаком родины для героев.
«Кулич! Какое смешное и милое слово...» — думает Нина. Русское слово, добавим мы. То, что переживается на чужбине особенно остро, на родине замечается не часто, но все же и здесь мы можем увидеть перекличку с автором, герой которого приходит к похожему осознанию у себя на родине в размышлении над русскими словами. «В день Радуницы много перебрал всяких слов и подумал с восторженным, впервые охватившим меня чувством: "Хорошо быть русским!"» — читаем мы в рассказе В. Никифорова-Волгина. А другой его герой из рассказа «Отдание Пасхи» говорит: «Скажу тебе, если бы не было на земле Пасхи, почернел бы человек от горя! Нужна Пасха человеку!». Действительно, нашу жизнь невозможно представить без Пасхи, и нам всегда грустно расставаться с праздником. Но вот проходит год, и мы снова приветствуем друг друга радостным восклицанием: «Христос воскресе!»
*** В этой книге собраны рассказы и воспоминания русских писателей об их переживании праздника Пасхи, когда они были еще детьми, о том, «как и когда заброшены были в детскую душу первые слова и мысли о вере». По словам Александра Лоргунова, «детские воспоминания — заветный уголок человеческой души, где всегда царят тепло и уют домашнего очага и куда хочется возвращаться. Как бы ни складывалась жизнь наших детей, какие бы испытания ни выпадали на их долю, будем надеяться, что они сохранят бесценное знание того, что если в детство возможно вернуться только в воспоминаниях, то Светлое Христово Воскресение всегда с нами.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 2 мая. Великий Четверг. Воспоминание Тайной Вечери
Евангелие 2 мая. И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое
Читаем Апостол. 2 мая 2024
День ангела. 2 мая
Этот день в истории. 2 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!