У книжной полки. 4 марта

4 марта 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

Николай Васильевич Гоголь. Нужно любить Россию.

 

Николай Васильевич Гоголь - одна из самых аскетических фигур нашей литературы, единственная, исключительная в своем роде. Вся его жизнь, подобно жизни инока, была непрерывным подвигом и восхождением к высотам духа, но знали об этой стороне его личности только ближайшие к нему духовные лица и некоторые из друзей. В сознании большинства современников Гоголь представлял собой классический тип писателя-сатирика, обличителя пороков, общественных и человеческих, блестящего юмориста. Гоголя в другом его качестве, как начинателя святоотеческой традиции в русской литературе, как религиозного мыслителя и публициста и даже автора молитв, его современники не узнали. В наши дни Николай Васильевич предстает пред нами как православный писатель-просветитель, и вновь познакомиться с ним читатели смогут, прочитав книгу, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Называется она «Нужно любить Россию». ***

Книга «Нужно любить Россию» вышла в свет в Издательстве Белорусского Экзархата и представляет собой сборник основных духовных произведений Николая Васильевича Гоголя, написанных им в последние годы жизни. Это - и главное сочинение писателя второй половины 1840-х годов - «Выбранные места из переписки с друзьями», где автор обращается ко всей России с призывом пересмотреть многие вопросы общественной и духовной жизни страны. Это и «Размышления о Божественной Литургии», где писатель как преданный сын Церкви знакомит молодежь и новоначальных с глубиной смысла и значением этого главного православного богослужения. Это и автобиографическая проза - «Авторская исповедь», и другие религиозно-нравственные сочинения последнего периода его жизни. Мысли Гоголя удивительно актуальны и сегодня - во время социальных и духовных потрясений в нашем обществе.

Открывают сборник «Выбранные места из переписки с друзьями», которые были впервые изданы отдельной книгой в 1847 году, и можно сказать, взорвали «образованное общество», что выразилось во многих критических отзывах и письмах к писателю. Как сообщает автор многочисленных трудов о жизни и творчестве Гоголя, профессор кафедры истории русской литературы Московского госуниверситета, Владимир Алексеевич Воропаев, «о замысле этой книги Гоголь впервые сообщил в письме к Александре Осиповне Смирновой из Франкфурта от 2 апреля (н. ст.) 1845 года: «Это будет небольшое произведение и не шумное по названию в отношении к нынешнему свету, но нужное для многих…» Год спустя, в письме к Николаю Языкову он снова говорит о своем замысле: «Я как рассмотрел все то, что писал разным лицам в последнее время, особенно нуждавшимся и требовавшим от меня душевной помощи, вижу, что из этого может составиться книга, полезная людям, страждущим на разных поприщах… Я попробую издать, прибавив кое-что вообще о литературе»».

После, уже в предисловии к своему произведению, Гоголь написал следующее: «Я был тяжело болен; смерть уже была близко. Собравши остаток сил своих и воспользовавшись первой минутой полной трезвости моего ума, я написал духовное завещание, в котором, между прочим, возлагаю обязанность на друзей моих издать, после моей смерти, некоторые из моих писем. Мне хотелось хотя сим искупить бесполезность всего, доселе мною напечатанного, потому что в письмах моих, по признанию тех, к которым они были писаны, находится более нужного для человека, нежели в моих сочинениях. Небесная милость Божия отвела от меня руку смерти. Я почти выздоровел; мне стало легче. Но, чувствуя, однако, слабость сил моих, которая возвещает мне ежеминутно, что жизнь моя на волоске и приготовляясь к отдаленному путешествию к Святым Местам (в Иерусалим), необходимому душе моей, во время которого может все случиться, я захотел оставить при расставанье что-нибудь от себя моим соотечественникам».

«Сердце мое говорит, - отмечает писатель, - что книга моя нужна и что она может быть полезна. Я думаю так не потому, что имел высокое о себе понятие и надеялся на уменье свое быть полезным, но потому, что никогда еще доселе не питал такого сильного желанья быть полезным. От нас уже довольно бывает протянуть руку с тем, чтобы помочь, помогаем же не мы, помогает Бог, ниспосылая силу слову бессильному. Итак, сколь бы ни была моя книга незначительна и ничтожна, но я позволяю себе издать ее в свет и прошу моих соотечественников прочитать ее несколько раз; в то же время прошу тех из них, которые имеют достаток, купить несколько ее экземпляров и раздать тем, которые сами купить не могут, уведомляя их при этом случае, что все деньги, какие перевысят издержки на предстоящее мне путешествие, будут обращены, с одной стороны, в подкрепление тем, которые, подобно мне, почувствуют потребность внутреннюю отправиться к наступающему Великому Посту во Святую Землю и не будут иметь возможности совершить его одними собственными средствами, с другой стороны — в пособие тем, которых я встречу на пути уже туда идущих и которые все помолятся у Гроба Господня за моих читателей, своих благотворителей».

Как уже упоминалось, книга Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями» подверглась многочисленным нападкам, сколько резких суждений, пристрастных оценок и полемических заявлений услышал автор в свой адрес. За объяснением причин подобного отношения к Гоголю, - по мнению Воропаева, - далеко ходить не надо - тут все диктовала идеология антицерковного характера. Тогда как в литературных исследованиях, как, впрочем, и во всех явлениях культуры, необходимо применять единственный критерий оценки произведений писателя и его личности - православный, взятый из Евангелия. Наиболее показательна в этом отношении — Нагорная проповедь Христа. При таком подходе не возникает загадок - все становится на свои места. Так и собранные в книге сочинения показывают позднего Гоголя в новом свете и в то же время заставляют пересмотреть многие традиционные представления о духовном облике писателя.

Взять к примеру письмо Николая Васильевича, написанное в 1844 году к другу графу Александру Петровичу Толсто­му, тяготевшему к монашеству: «Без любви к Богу никому не спастись, - пишет ему Гоголь, - а любви к Богу у вас нет. В монастыре ее не найдете; в монастырь идут одни, которых уже позвал туда Сам Бог. Без воли Бога нельзя и полюбить Его. Да и как полюбить Того, Которого никто не видал? Какими молитвами — и усильями вымолить у Него эту любовь? Смотрите, сколько есть теперь на свете добрых и прекрасных людей, которые добиваются жарко этой любви и слышат одну только черствость да холодную пустоту в душах. Трудно полюбить того, кого никто не видал. Один Христос принес и возвестил нам тайну, что в любви к братьям получаем любовь к Богу. Стоит только полюбить их так, как приказал Христос, и сама собой выйдет в итоге любовь к Богу Самому. Идите же в мир и приобретите прежде любовь к братьям».

«Но как полюбить братьев, как полюбить людей? – вопро­шает Гоголь. – Душа хочет любить одно прекрасное, а бедные люди так несовершенны и так в них мало прекрасного! Как же сделать это?» И сам отвечает: «Поблагодарите Бога прежде всего за то, что вы русский. Для русского теперь открывается этот путь, и этот путь есть сама Россия. Если только возлюбит русский Россию, возлюбит и все, что ни есть в России. К этой любви нас ведет теперь Сам Бог. Без болезней и страданий, которые в таком множестве накопились внутри ее и которых виною мы сами, не почувствовал бы никто из нас к ней состра­данья. А состраданье есть уже начало любви». Завершает свое письмо Гоголь такими словами: «… если вы действительно полюбите Россию, вы будете рваться служить ей; не в губернаторы, но в капитан-исправники пойдете, — последнее место, какое ни отыщется в ней, возьмете, предпочитая одну крупицу деятельности на нем всей вашей нынешней, бездейственной и праздной жизни. … А не полюбивши России, не полюбить вам своих братьев, а не полюбивши своих братьев, не возгореться вам любовью к Богу, а не возгоревшись любовью к Богу, не спастись вам».

Как отмечает Воропаев, «это письмо, названное Гоголем «Нужно любить Россию» и включенное в книгу «Выбранные места из переписки с дру­зьями», было запрещено цензурой и не печаталось при жизни автора. Оно и сегодня, к сожалению, не так широко известно. Да и сама книга, о которой много написано, едва ли понята в своей сути. В ней Гоголь во всеуслышание высказал свои взгляды на веру, Церковь, царскую власть, Россию и слово писателя. Основная идея книги видна уже в названиях глав, которые поражают обилием национальных акцентов: «Чтения русских поэтов перед публикою», «Несколько слов о нашей Церкви и духовенстве», «О лиризме наших поэтов», «Нужно любить Россию», «Нужно проездиться по России», «Чем может быть жена для мужа в простом домашнем быту, при нынешнем порядке вещей в России», «Страхи и ужасы России», «В чем же наконец существо русской поэзии и в чем ее особенность». В десяти из тридцати двух глав книги национальная идея выне­сена в заглавие. Однако и в тех главах, где имя ее отсутствует в названии, речь идет о России, а в предисловии Гоголь про­сит соотечественников прочитать его книгу «несколько раз» и «всех в России» помолиться о нем. Можно сказать, что глав­ным содержанием «Выбранных мест…» является Россия и ее духовная будущность.

 

*** По мнению Владимира Алексеевича Воропаева, «из всех русских писателей никто, кажется, так сильно, как Гоголь, не обнажил язв русской души, указав и на источник их – роковую отделенность большей части общества от Церкви. Вся неправда суетного и мелочного существования, которая гнез­дилась в культурной среде и соседствовала с устремленностью к материальным благам и развлечениям, является следствием этой убивающей душу отделенности. Единственным условием духовного возрождения России Гоголь считал воцерковление русской жизни. Исходя из этого, сегодня становится понятно, почему долгие годы духовно-нравственные произведения Гоголя не только не изучались, но были как бы изъяты из наследия писателя. Новизна подхода к его биографии и творчеству заключается, прежде всего, в том, что мы рассматриваем их сквозь призму религиозного миросозерцания писателя.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать