У книжной полки. 4 июня

4 июня 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Священник Василий Полежаев. Блаженная ученица Старца Иосифа Исихаста.

 

Каждому православному христианину известно имя блаженного великого Старца Иосифа Исихаста. Известно, что благодаря его подвижнической жизни, произошло возрождение исихастской традиции на Святой Горе Афон. Непосредственные его ученики и ученики его учеников возгла­вили более четверти всех Афонских мона­стырей. А сколько скитов и келий, сколько подвизающихся в разных обителях иноков вдохновляются его писания­ми - и исчислить невозможно. Но не все знают, что не только в муж­ских, но и в женских монастырях исихастская традиция получила свою новую жизнь благодаря духовным чадам приснопамятного старца. Среди них особое место занимает герондисса Макрина Вассопулу. О ней рассказывает книга, выпущенная в свет Издательством «Полиелей». И называется она – «Блаженная ученица Старца Иосифа Исихаста». ***

В этой книге священника Василия Полежаева представлено жизнеописание подвижницы нашего времени, греческой старицы Макрины Вассопулу, которая стала первой игуменьей основанного по благословению Старца Иосифа Исихаста женского монастыря Богородицы Одигитрии в деревне Портарья близ города Волос. Великий Старец духов­но окормлял эту обитель до самой своей кончи­ны. Жизнеописание составлено на основе поу­чений сказанных старицей сестрам монастыря и по воспоминаниям знавших ее людей. Перед своей кончиной старец Иосиф передал Волосовских подвижниц отцу Ефрему Мораитису, ныне известному как Старец Ефрем Аризонский. Живя в смирении и самоотверженной любви, Герондисса Макрина сподобилась многоразличных благодатных даров от Господа, о чем и рассказывает автор.

Повествуя о детстве блаженной старицы, отец Василий пишет, что роди­лась она «в 1921 году в Малой Азии в дерев­не Хаджилери близ городов Магнисия и Смирна. Во святом крещении она была наречена Марией. Родители ее, Фотий и Анастасия Вассопулу, были родом из Гре­ции, но в поисках работы переехали в Ма­лую Азию. Это территория Византийской империи, которая была захвачена тур­ками в XIV-XV веках. Фотий занимался торговлей, а Анастасия обучала вышивке. Они были людьми благочестивыми и до­бродетельными. Фотий тайно творил ми­лостыню. Обычно ночью он оставлял на полненные продуктами корзины перед дверями домов, где жили бедные семьи. Анастасия же более любила молитвен­ное уединение и жила в миру как мона­хиня. У них родилось четверо детей, но двое старших умерли в младенчестве.

Рождение Марии совпало с Малоазийской катастрофой. После поражения Греции во Второй греко-турецкой войне 1919-1922 годов в Турции начался геноцид греков. В конце концов, был заключен договор об обмене населением между Грецией и Турцией. Три тысячелетия, жившие в Малой Азии греки, вынуждены были оставлять родные места. Так с ше­стимесячного возраста будущая старица стала беженкой. Всю жизнь блаженную «странницу на земле сей» сопровожда­ли многоразличные скорби. Переселение проходило в крайне тя­желых условиях. С собой разрешали брать только то, что можно унести в ру­ках. Семья Вассопулу едва смогла сесть на корабль. Грудной младенец создавал большие затруднения для родителей. Многие уговаривали Анастасию бросить ребенка в море, чтобы спастись самой. Но с Божией помощью беженцы, среди которых было семейство Вассопулу, до­брались до Греции. После ряда переез­дов они остановились в беженском рай­оне Новая Иония близ города Волос.

Когда Марии было всего семь лет, Господь призвал ее к монашеству див­ным образом. Однажды она вместе со сверстниками играла в пустынном ме­сте. Вдруг девочка задумалась и спро­сила детей: «Как бы достать до Бога?» Никто из детей не дал ответа. И тогда Мария по-детски предложила поста­вить один на другой много столов и стульев, чтобы достать до Бога. И от ра­дости, что найдено решение, все стали петь «Господи, помилуй». Мария пришла в необыкновенное умиление и услышала некий внутрен­ний голос, призывавший ее к монаше­ству. Она тогда еще не слышала даже таких слов «монашество», «монахи». От переполнявших ее чувств девочка заплакала, побежала домой и в слезах упала перед домашними иконами. На расспросы матери, что с ней случилось, Мария сквозь всхлипывания отвечала, что хо­чет быть монахиней.

Вечером Фотий, придя домой, был удивлен тем, что его не встречает лю­бимая дочка, которая обычно подавала уставшему после работы отцу тапочки. Узнав от жены, что произошло, он по­звал Марию. Девочка и отцу сказала, что хочет быть монахиней. Фотий триж­ды спрашивал дочь, что такое «монахи­ня», но та только пожимала плечика­ми. Уразумев, что это был зов Божий, Фотий серьезно, как будто перед ним не семилетняя девочка, а взрослый чело­век, благословил ее: «Желаю тебе стать хорошей монашечкой, дитя мое». Мария со своим братом Георгием, который родился спустя пять лет после переселения, воспитывались в вере и благочестии - как примером своих ро­дителей, так и их боголюбивыми на­ставлениями. Будучи уже старицей, блаженная вспоминала мудрые слова своего отца: «Дитя мое, если кто-ни­будь сделает тебе самое большое зло, ты сделай ему самое большое добро. Так поселится любовь в твоем сердце, и ты приобретешь добро от Бога». И Мария с детских пор, когда ее обижали, стара­лась отвечать любовью.

Но недолго продолжались радостные и беззаботные дни ее детства. «Те годы, - вспоминала старица, - предназнача­лись, чтобы о них тосковать со слезами позднее. Я потеряла теплоту семейного очага и навсегда лишилась нежных объ­ятий моих родителей». Когда Марии исполнилось 8 лет, умер ее отец, а через год отошла ко Господу и мать. Девочка осталась одна с маленьким братцем на руках. Наступили полные жестокости и горечи годы сиротства. Добрые люди им помогали, как могли. А в 9 лет Мария пошла работать прислугой в дома богатых семей. Трудилась Мария и в мастерской, где колола миндальные орехи. А 12 лет она устроилась на табачную фабрику. На первые деньги, которые она полу­чила в качестве зарплаты на фабрике, она позаботилась заказать Сорокоуст об упокоении души своих родителей. Позднее, будучи герондиссой, она всегда советовала людям совершать Сорокоусты. «Они приносят большую пользу не только усопшим, но и дают подкрепление в различных затруднениях земной жизни», - говорила старица.

С детства Мария любила Богородицу, и все свое упование возлагала на Нее. С тех пор как она потеряла обоих родите­лей, Панагия была для неё как мама и Ей она открывала все свои стремле­ния и трудности. Через чудесное явление Богороди­цы Господь призвал Марию еще раз к монашеской жизни. Рассказ об этом призвании вы найдете на страницах этой книги. А так же вы узнаете о том, как Мария нашла своего первого духовника, которым стал иеромонах Ефрем Караянис, ученик старца Иосифа Исихаста, как сам старец Иосиф стал ее духовным наставником, и как поставил ее во главе монастыря.

Завершая книгу, автор пишет: «Монастырь Пресвятой Богородицы Одигитрии и ныне молитвами блажен­ной старицы Макрины продолжает ду­ховно плодоносить. Нынешняя игумения монастыря, ма­тушка Феофания, которая с шестнадцати лет прилепилась к блаженной Макрине, с помощью всех знавших старицу людей собрала сведения о ее жизненном пути. Были расшифрованы магнитофонные записи ее бесед с сестрами и издана книга «Глаголы сердца». В настоящее вре­мя, по благословению герондиссы Феофании, готовится к изданию русский перевод этой душеполезной книги. Просим и Ваших святых молитв, - обращается автор к читателям, - о скорейшем успешном издании ее, чтобы и русский читатель мог насла­диться глаголами святого сердца блаженной старицы Макрины». Для тех же, кто еще ничего не знает об этой подвижнице нашего времени, советуем прочитать эту книгу.

 

*** 4 июня – день памяти блаженной старицы Макрины. Она руководила монастырем Одигитрии более 30 лет – с 1963 по 1995 годы. Ее почитали многие известные подвижники. Старец Ефрем Катунакский говорил о ней, что она «находится в такой же духовной мере, как и Старец Иосиф Исихаст». Старец Софроний Сахаров называл ее «титаном Духа». Расцветший под руководством старицы Макрины священный монастырь Одигитрии послужил благим корнем, от которого произросли многие женские монастыри не только в Греции, но и в Америке, Канаде, Грузии. Будем надеяться, - отмечает автор, - что и в России, где большинство монастырей - это женские обители, полюбят блаженную Макрину. 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать