У книжной полки. 4 июня

4 июня 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Б.И. Гладков. Толкование Евангелия.

 

По словам святителя Тихона Задонского, «всем христианам, которые хотят иметь истинную и живую веру, хранить ее до конца и так спастись, нужно прилежное Священного Писания чтение или слушание. Как идущему по дороге или делающему что-нибудь нужен свет, так идущим к вечной жизни и подвизающимся в вере и благочестии, нужен светильник слова Божиего, чтобы не заблудились и не сбились на путь нечестивых. И как тело каждый день укрепляется пищей, чтобы не ослабело и, ослабев, не погибло, так нужно каждый день укреплять душу духовной пищей слова Божиего, чтобы душа, истаяв, от голода, не ослабела и не погибла». Но не все одинаково воспринимают Слово Божие, и не всякий читающий сразу поймет его священный смысл. Правильное понимание слова Божия предлагают нам святые отцы в своих письменных творениях. На основе святоотеческих трудов в начале 20 века духовным писателем Борисом Гладковым была составлена книга - «Толкование Евангелия», которое сегодня вновь переиздано двумя Издательствами – «Эксмо» и «Воскресение». ***

По словам автора, «толкований на Евангелия написано много, в древности и в последнее время. Например: святым Иоанном Златоустом, блаженным Феофилактом, архиепископом Болгарским, Михаилом, епископом Курским и другие. Их труды представляют собой или подстрочные толкования каждого Евангелия в отдельности, или беседы на те же Евангелия. Поэтому, несмотря на выдающиеся достоинства свои, не дают читателю ни полноты учения Иисуса Христа, ни последовательности в изложении событий. Имеются у нас и систематические изложения, и толкования жизни и учения Спасителя, но в них жизнь и учение Христа переданы словами авторов этих сочинений, а не словами Евангелистов. Настоящие соображения побудили автора данного издания изложить в последовательном порядке, словами самих Евангелистов жизнь и учение Спасителя и приложить к такому повествованию надлежащие объяснения.

Как отмечает Борис Ильич: «Пытливый ум человека, желающего сознательно относиться к себе и к окружающему его миру, всегда задавался вопросами: откуда этот мир? Кто управляет им? Что такое человек? Зачем он живет и как должен жить?.. Но все попытки разрешить эти вопросы оканчивались и оканчиваются полной неудачей, и стремление к истине по-прежнему остается неудовлетворенным у всякого, кто за разрешением их не обращается к единственному источнику истины - учению Господа нашего Иисуса Христа. Грустно, что многие из образованных людей нашего века, зная названия почти всех языческих богов и скандальные сказки об их любовных похождениях, зная жизнь и дела царей и философов древних Греции и Рима, знакомясь с особенной любовью с плодами иностранной атеистической литературы, не знают Евангелия, не удосужатся сознательно прочесть его.

Как бы в оправдание своего невнимания и равнодушия к Евангелию такие люди нередко говорят, что в нем начертан лишь идеал, к которому надо стремиться, но идеал недостижимый, так как средства, предложенные для того, не по силам человеку, и что вообще многое в нем туманно, неудобопонятно. По мнению автора, люди, которые так говорят, или вовсе не читали Евангелия, или читали его поверхностно, невдумчиво; иначе они не стали бы повторять эти избитые фразы. Правда, вдумчивое, сознательное чтение Евангелий в том виде, как они написаны Святыми Евангелистами, требует от современного нам читателя немало времени и некоторой подготовки.

Это объясняется тем, что: во-первых, ни одно из них не вмещает в себя полного изложения учения Иисуса Христа, которое во всем своем величии открывается лишь при дополнении одного Евангелия другим. Во-вторых, последовательность событий земной жизни Иисуса Христа, в особенности же времени Его проповеди и чудес, может быть выведена тоже лишь из совокупности всех четырех Евангелий. В-третьих, в Евангелиях, написанных более чем 18 столетий назад, приводятся такие географические, исторические и бытовые особенности, которые в настоящее время для многих читателей становятся понятными лишь при надлежащих разъяснениях. Поэтому весьма многие из желающих сознательно читать Евангелие не могут обойтись без толкований непонятных для них мест; люди же недосужные, действительно обремененные житейскими делами, особенно нуждаются в такой помощи, и помощь эта должна быть им оказана: ведь их-то, трудящихся и обремененных, и зовет к Себе Христос.

Предлагаемому сегодняшнему толкованию Борис Ильич предпослал "Введение", на которое особо обращает внимание неверующих, маловерных и колеблющихся. Автор отмечает, что тот, «кто перестал верить в Бога сердцем, кто потерял детскую веру в Него, тот может вернуть ее только при помощи рассудка или свершившегося над ним чуда. Но так как неверующие в Бога едва ли достойны совершения над ними чуда отвергаемым ими Богом, то для них остается один только путь: умом дойти до веры в Бога. И об этом писатель, исходя из собственного опыта, в предисловии рассказывает следующее: «В 60-х годах прошлого столетия, я сам, к сожалению, был увлечен распространившимся тогда среди образованных людей безбожием и много лет прожил атеистом.

Потеряв веру в Бога, я чувствовал, однако, что для полноты разумной жизни мне чего-то не достает, что на месте исчезнувшей веры осталась какая-то пустота, что учения материалистов и эволюционистов не удовлетворяют меня, не дают осмысленного познания самого себя и окружающего меня мира. И эта пустота, эта казавшаяся мне бесцельность и бессмысленность жизни заставили меня, наконец, призадуматься и основательно познакомиться с Евангелием. К стыду моему (да и моему ли только?), ни из гимназии, ни из университета я не вынес надлежащего знания религии, которую официально исповедовал. Поэтому, приступая к пополнению этого пробела, я рассуждал так: «Все свои познания о Боге и назначении человека христиане заимствуют из четырех Евангелий. Но что это за книги? Кто и когда их составил? Можно ли на них полагаться? Не подложны ли они?"

Неизбежность таких вопросов вынудила автора прежде всего узнать: действительно ли принятые христианами четыре Евангелия написаны теми лицами, имена которых носят? Тщательное ознакомление с ответами на этот вопрос привело его к убеждению, что Евангелия действительно написаны в первом столетии по Р. X. Апостолами Матфеем и Иоанном, учеником Апостола Петра Марком и спутником Апостола Павла Лукой. Признав подлинность Евангелия, Гладков задумался над другим вопросом: можно ли признать действительно совершившимся все записанное в Евангелиях? Тщательное исследование и этого вопроса привело его к утвердительному ответу. Тогда возник третий вопрос: можно ли считать Иисуса Христа только Человеком? И если Он не только Человек, то Кто же Он? Для того, чтобы прямо подойти к разрешению этого вопроса, надо было прежде всего узнать: действительно ли Христос воскрес? Ответ на этот вопрос должен был разрешить много других вопросов. Что и произошло далее.

Как рассказывает автор, все последующие исследования привели его к тому, что он «познал смысл жизни; нашел раскрытой ту дверь, в которую тщетно стучался; понял глубочайший смысл слов – «придите ко Мне все труждающиеся и обремененные... и найдете покой душам вашим». «Я пришел ко Христу, - признается автор, - и нашел ответ на все мучившие меня вопросы, нашел и душевный покой. Поэтому советую неверующим, сомневающимся и колеблющимся подойти к Господу нашему Иисусу Христу тем путем, каким я шел. Счастлив буду, если мой скромный труд поможет хоть одному из них вернуть утраченную или укрепить поколебавшуюся веру».

 

*** Эпиграфом настоящей книги является отзыв святого праведного Иоанна Кронштадтского, написанный 18 января 1903 года: «Возлюбленный о Христе брат Борис Ильич! С величайшим интересом прочел я и ваше предисловие к высокопочтенному труду объяснения Евангелия, и отрывки объяснения. Преж­нее время вашего заблуждения и состояние духовной неудовле­творенности и тоски по истине Божией послужили к удивительному изощрению вашего логического, философского ума и к очищению сердечного ока, к самой тонкой отчетливости и ясности в суждениях и предметах, касающихся веры. Я получил великое духовное удов­летворение при чтении вашего объяснения. Ваш искренний почитатель протоиерей Иоанн Сергиев». + Этими словами Всероссийского пастыря мы и завершаем нашу программу. 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать