У книжной полки. 4 августа

4 августа 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Валентина Ивановна Матвеева. Апостол любви.

 

По словам митрополита Антония Сурожского, «в начале 20-х годов в Англию прибыло около 600 русских эмиг­рантов. Не напрасной оказалась их скорбная, одинокая жизнь на чужбине. Вся любовь этих людей устремлялась к родной земле. К той земле, куда не было им возврата. Первые годы нашего рассеяния... всё было потеряно: Родина далеко, родные — вне досягаемости, жизнь так тяжела, что страшно и вспоминать. В этой обнаженности и обездоленности многие русские нашли Христа в Евангелии Господнем». Эти слова были сказаны митрополитом Антонием в 2001 году в интервью газете «Вера». Беседовала с Владыкой режиссер-документалист Валентина Ивановна Матвеева, впоследствии снявшая об архипастыре-миссионере 20 века документальный фильм «Апостол любви». А в этом году в Издательстве Сатис вышла книга с аналогичным названием. О ней – далее в нашей программе. ***

В этой книге известного режиссера-документалиста Валентины Ивановны Матвеевой рассказывается о ее встречах и работе с великим подвижником нашего времени митрополитом Антонием Сурожским, о том, какую роль он сыграл в ее жизни и что он значил для множества людей во всем мире, о съемках фильма «Апостол любви» и других, о трудностях и чудесах, которые этим съемкам со­путствовали, о встречах с архимандритом Софронием Сахаровым, о. Василием Лесняком и другими священнослужителями и мирянами, искренне и не жалея сил служивших и служащих Богу, народу и Отечеству.

О Православии в Англии Валентина Ивановна пишет следующее: «Русская Православная Церковь существует в Англии с тех пор, как туда приехало русское посольство. При посольстве всегда была небольшая церковь, в 1919 году её закрыли. В 20-е годы, когда в Англию приехали эмигранты из России, они ста­ли искать возможность устроить церковь. Всюду, куда бы ни приезжали русские, первое, что они начинали строить — это церковь. Владыка Антоний по этому поводу сказал, что «рус­ское рассеянье превратилось в сеянье. И что ничего случайно­го в этом мире не бывает. Может быть, эта эмиграция и отток православных из России нужен был для того, чтобы по всему миру, везде, куда приезжали русские, возрастали православ­ные церкви». Так было и в Англии. Сначала церкви ютились в каких-то помещениях, потом постепенно стали строить хра­мы. Первый храм был построен в Оксфорде».

О жизненном пути архипастыря автор пишет: «Владыка Антоний Сурожский — сын дипломата, работав­шего в Персии, — родился в 1914 году. До семи лет жил в Пер­сии. Затем революция в России, и семья, претерпев множест­во лишений и невзгод, поселилась во Франции. Там будущий митрополит окончил университет. Сразу после университета он был призван на военную службу военным врачом. После капитуляции Франции работал врачом в парижской больнице. Позже принимал участие в движении Сопротивления. Владыка вспоминает: «Еще в 1931 году я был поставлен перед выбором — к какой Церкви принадлежать: или стать членом Зарубежной Православной Церкви, или остаться в Русской Православной. Подумав, я остался в РПЦ.

На это были две причины. Меня всегда учили, - говорит митрополит Антоний, - что от Церкви можно отойти только тогда, если она проповедует ересь. РПЦ ереси не проповедовала никогда. Второе. Когда Церковь, которой ты принадлежишь, находится в плену, в положении мучени­чества, в гонении, тогда-то и надо ей принадлежать, быть ее свободным голосом, быть верным ей. И, хотя бы в малом, со­участвовать в ее видимом позоре. И не я один сделал такой выбор. Николай Александрович Бердяев, Владимир Никола­евич Лосский, Семен Людвигович Франк и множество других людей. Это люди с разными политическими направлениями. Но мы с Русской Церковью были одно целое, мы не судили ее, а молились и плакали о ней. Мы перед ней благоговели. Начиналась война, и мне нужно было как-то определиться. И я решил принять монашество, но при этом не хотел выде­ляться среди своих коллег. Я оставался таким же. Мало кто знал, что я принял монашеские обеты».

После завершения войны в 1948 году будущий архипастырь в сане иерея приехал в Англию; был назначен «временно» в приход Успения Божией Матери после внезапной смерти его настоятеля. «Когда я приехал сюда, то меня поразило то, что в церковь приходили только бабушки и их внуки, моложе 14 лет. В этом возрасте мальчик или девочка может сказать: «Я не пойду в церковь!» Среднего поколения не было. И я решил сделать все возможное, чтобы и среднее, пропащее поколение, вернулось в церковь. Я понимал, что быть православным — это важнее, чем иметь в себе «русскость». Потому что «русскость» может передаваться только в самом православии. Чтобы вернуть среднее поколение, надо было начать служить и вести проповеди, беседы на английс­ком языке. Эта проблема была более чем сложная».

Как рассказывает Владыка, он прибыл в Англию без знания английского языка вооб­ще. И этот его приезд считал очень дерзким поступком. «Мне предложили, говорит он, - стать настоятелем храма, и я согласился на том ос­новании, что если 50 миллионов англичан могут говорить на своем языке, то почему еще один человек не сможет ему на­учиться? Я рассчитывал, что хорошее знание французского и немецкого языков поможет мне. И я засел за учение. Читал со словарем, слушал, как говорят люди, пробовал всячески произносить те звуки, которые они произносили. Иногда вы­ходило комично, иногда впопад. У меня в приходе оказалось пять-шесть человек, которые не говорили ни по-английски, ни по-русски. Они приехали из Германии. Пришлось слу­жить и по-немецки. Одновременно мы все вместе учили ан­глийский».

Как только Владыка Антоний начал достаточно знать английский, чтобы произносить богослужебные слова, хотя говорить еще не мог, то он стал служить по-английски. Сначала в церковь зашел один человек, потом стали прибиваться другие. Затем была открыта школа для детей с русским языком. И эти дети вернули в храм своих родителей. Вот с чего началось. К сожалению, - рассказывает Владыка, - после третьего поколения русский язык делается пас­сивным и потом совсем исчезает. Сейчас мы в значительной мере употребляем английский. Случается, что наши прихо­жане женятся или выходят замуж за человека иного языка, и поэтому требы приходится совершать на очень многих язы­ках. Мы служим по-славянски, по-английски, по-немецки, по-французски, по-гречески, по-испански, по-итальянски. Постепенно наш приход стал многоязычным и многонациональным и насчитывает около тысячи человек».

То, что мы сейчас прочитали, является лишь малой частью той действительности Русской Православной Церкви за рубежом. Автор далее также рассказывает о русских нищих эмигрантах, жив­ших страшной жизнью в Париже, куда владыка попал маль­чиком со своими родителями. А затем переходит непосредственно к воспоминаниям о своем общении с Владыкой во время съемок фильма «Апостол любви». Всего о митрополите Антонии было снято шесть фильмов. Первый назывался «Встреча», последний - «Прощание». Съемки фильма длились почти 15 лет.

 

*** Митрополит Антоний Сурожский отошел ко Господу 4 августа 2003 года в Лондоне, а первый фильм Валентины Матвеевой о нем, как Апостоле любви вышел только два года спустя. На вопрос журналиста: «Что чувствует Валентина Матвеева, которую многие воспринимают как свидетеля жизни митрополита Антония, как очевидца его трудов?», она ответила: «Я каждый свой фильм начинала и заканчивала со стра­хом: не так сделала эпизод, не так смонтировала, может быть, митрополит Антоний недостаточно ярко здесь изобра­жен. Этот страх ответственности перед ним, перед Богом. Но было бы слишком смело считать себя именно проводником. Я просто делаю, что могу, и считаю, что у меня есть какой-то долг перед Владыкой, который спас меня от смерти, есть долг перед Богом, который продлил мою жизнь. Я искренне не считаю себя достойной той роли, которая мне определена — быть свидетелем жизни, жизни митрополита Антония». 

 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать