Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Валентина Ивановна Матвеева. Апостол любви.
По словам митрополита Антония Сурожского, «в начале 20-х годов в Англию прибыло около 600 русских эмигрантов. Не напрасной оказалась их скорбная, одинокая жизнь на чужбине. Вся любовь этих людей устремлялась к родной земле. К той земле, куда не было им возврата. Первые годы нашего рассеяния... всё было потеряно: Родина далеко, родные — вне досягаемости, жизнь так тяжела, что страшно и вспоминать. В этой обнаженности и обездоленности многие русские нашли Христа в Евангелии Господнем». Эти слова были сказаны митрополитом Антонием в 2001 году в интервью газете «Вера». Беседовала с Владыкой режиссер-документалист Валентина Ивановна Матвеева, впоследствии снявшая об архипастыре-миссионере 20 века документальный фильм «Апостол любви». А в этом году в Издательстве Сатис вышла книга с аналогичным названием. О ней – далее в нашей программе. ***
В этой книге известного режиссера-документалиста Валентины Ивановны Матвеевой рассказывается о ее встречах и работе с великим подвижником нашего времени митрополитом Антонием Сурожским, о том, какую роль он сыграл в ее жизни и что он значил для множества людей во всем мире, о съемках фильма «Апостол любви» и других, о трудностях и чудесах, которые этим съемкам сопутствовали, о встречах с архимандритом Софронием Сахаровым, о. Василием Лесняком и другими священнослужителями и мирянами, искренне и не жалея сил служивших и служащих Богу, народу и Отечеству.
О Православии в Англии Валентина Ивановна пишет следующее: «Русская Православная Церковь существует в Англии с тех пор, как туда приехало русское посольство. При посольстве всегда была небольшая церковь, в 1919 году её закрыли. В 20-е годы, когда в Англию приехали эмигранты из России, они стали искать возможность устроить церковь. Всюду, куда бы ни приезжали русские, первое, что они начинали строить — это церковь. Владыка Антоний по этому поводу сказал, что «русское рассеянье превратилось в сеянье. И что ничего случайного в этом мире не бывает. Может быть, эта эмиграция и отток православных из России нужен был для того, чтобы по всему миру, везде, куда приезжали русские, возрастали православные церкви». Так было и в Англии. Сначала церкви ютились в каких-то помещениях, потом постепенно стали строить храмы. Первый храм был построен в Оксфорде».
О жизненном пути архипастыря автор пишет: «Владыка Антоний Сурожский — сын дипломата, работавшего в Персии, — родился в 1914 году. До семи лет жил в Персии. Затем революция в России, и семья, претерпев множество лишений и невзгод, поселилась во Франции. Там будущий митрополит окончил университет. Сразу после университета он был призван на военную службу военным врачом. После капитуляции Франции работал врачом в парижской больнице. Позже принимал участие в движении Сопротивления. Владыка вспоминает: «Еще в 1931 году я был поставлен перед выбором — к какой Церкви принадлежать: или стать членом Зарубежной Православной Церкви, или остаться в Русской Православной. Подумав, я остался в РПЦ.
На это были две причины. Меня всегда учили, - говорит митрополит Антоний, - что от Церкви можно отойти только тогда, если она проповедует ересь. РПЦ ереси не проповедовала никогда. Второе. Когда Церковь, которой ты принадлежишь, находится в плену, в положении мученичества, в гонении, тогда-то и надо ей принадлежать, быть ее свободным голосом, быть верным ей. И, хотя бы в малом, соучаствовать в ее видимом позоре. И не я один сделал такой выбор. Николай Александрович Бердяев, Владимир Николаевич Лосский, Семен Людвигович Франк и множество других людей. Это люди с разными политическими направлениями. Но мы с Русской Церковью были одно целое, мы не судили ее, а молились и плакали о ней. Мы перед ней благоговели. Начиналась война, и мне нужно было как-то определиться. И я решил принять монашество, но при этом не хотел выделяться среди своих коллег. Я оставался таким же. Мало кто знал, что я принял монашеские обеты».
После завершения войны в 1948 году будущий архипастырь в сане иерея приехал в Англию; был назначен «временно» в приход Успения Божией Матери после внезапной смерти его настоятеля. «Когда я приехал сюда, то меня поразило то, что в церковь приходили только бабушки и их внуки, моложе 14 лет. В этом возрасте мальчик или девочка может сказать: «Я не пойду в церковь!» Среднего поколения не было. И я решил сделать все возможное, чтобы и среднее, пропащее поколение, вернулось в церковь. Я понимал, что быть православным — это важнее, чем иметь в себе «русскость». Потому что «русскость» может передаваться только в самом православии. Чтобы вернуть среднее поколение, надо было начать служить и вести проповеди, беседы на английском языке. Эта проблема была более чем сложная».
Как рассказывает Владыка, он прибыл в Англию без знания английского языка вообще. И этот его приезд считал очень дерзким поступком. «Мне предложили, говорит он, - стать настоятелем храма, и я согласился на том основании, что если 50 миллионов англичан могут говорить на своем языке, то почему еще один человек не сможет ему научиться? Я рассчитывал, что хорошее знание французского и немецкого языков поможет мне. И я засел за учение. Читал со словарем, слушал, как говорят люди, пробовал всячески произносить те звуки, которые они произносили. Иногда выходило комично, иногда впопад. У меня в приходе оказалось пять-шесть человек, которые не говорили ни по-английски, ни по-русски. Они приехали из Германии. Пришлось служить и по-немецки. Одновременно мы все вместе учили английский».
Как только Владыка Антоний начал достаточно знать английский, чтобы произносить богослужебные слова, хотя говорить еще не мог, то он стал служить по-английски. Сначала в церковь зашел один человек, потом стали прибиваться другие. Затем была открыта школа для детей с русским языком. И эти дети вернули в храм своих родителей. Вот с чего началось. К сожалению, - рассказывает Владыка, - после третьего поколения русский язык делается пассивным и потом совсем исчезает. Сейчас мы в значительной мере употребляем английский. Случается, что наши прихожане женятся или выходят замуж за человека иного языка, и поэтому требы приходится совершать на очень многих языках. Мы служим по-славянски, по-английски, по-немецки, по-французски, по-гречески, по-испански, по-итальянски. Постепенно наш приход стал многоязычным и многонациональным и насчитывает около тысячи человек».
То, что мы сейчас прочитали, является лишь малой частью той действительности Русской Православной Церкви за рубежом. Автор далее также рассказывает о русских нищих эмигрантах, живших страшной жизнью в Париже, куда владыка попал мальчиком со своими родителями. А затем переходит непосредственно к воспоминаниям о своем общении с Владыкой во время съемок фильма «Апостол любви». Всего о митрополите Антонии было снято шесть фильмов. Первый назывался «Встреча», последний - «Прощание». Съемки фильма длились почти 15 лет.
*** Митрополит Антоний Сурожский отошел ко Господу 4 августа 2003 года в Лондоне, а первый фильм Валентины Матвеевой о нем, как Апостоле любви вышел только два года спустя. На вопрос журналиста: «Что чувствует Валентина Матвеева, которую многие воспринимают как свидетеля жизни митрополита Антония, как очевидца его трудов?», она ответила: «Я каждый свой фильм начинала и заканчивала со страхом: не так сделала эпизод, не так смонтировала, может быть, митрополит Антоний недостаточно ярко здесь изображен. Этот страх ответственности перед ним, перед Богом. Но было бы слишком смело считать себя именно проводником. Я просто делаю, что могу, и считаю, что у меня есть какой-то долг перед Владыкой, который спас меня от смерти, есть долг перед Богом, который продлил мою жизнь. Я искренне не считаю себя достойной той роли, которая мне определена — быть свидетелем жизни, жизни митрополита Антония».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 3 мая 2024
Церковный календарь 2 мая. Великий Четверг. Воспоминание Тайной Вечери
Евангелие 2 мая. И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое
Читаем Апостол. 2 мая 2024
День ангела. 2 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!