Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Ольга Рожнёва. Архиепископ Аверкий (Таушев).
«Одним из последних духовных столпов Православия в XX веке — не только столпом Русской Православной Церкви Заграницей, и не только русского Православия, но именно всей Православной Церкви XX столетия», по мнению иеромонаха Серафима (Роуза) был архиепископ Аверкий (Таушев). Как отмечал иеромонах Дамаскин (Христиансен), духовное чадо отца Серафима, «жизнь архиепископа Аверкия внешне не похожа на жизнь человека замечательного. Она была, скорее, обыкновенной, и простое изложение ее событий не может само по себе дать объяснение тому исключительному явлению, каким на самом деле был архиепископ Аверкий». В своих предостережениях и наставлениях Владыка «сумел донести до нашего поколения духовную "милоть", наследие своих великих наставников. И обычный человек не мог быть достоин этой "милоти", которую он получил точно так же, как некогда Елисей и Илия». О, казалось бы, простой жизни особенного архипастыря рассказывает книга Ольги Рожнёвой, вышедшая в свет в Издательстве Сретенского монастыря в серии «На страже веры». Она называется – «Архиепископ Аверкий (Таушев)». ***
Владыка Аверкий (Таушев) - архиепископ Русской Православной Церкви Заграницей, богослов и духовный писатель, автор широко известного руководства к изучению Священного Писания и других трудов. Он стяжал дар духовного рассуждения, дар различения духов, что позволяло ему безошибочно обнаруживать и обличать самые утонченные духовные подделки и соблазны, которыми переполнен современный мир. Настоящая книга знакомит читателя с его жизнью, воспоминаниями и наставлениями. Стоит отметить, что предостережения Владыки, частично вошедшие в этот сборник, имеют непреходящий характер. Как говорится на страницах книги, родился архиепископ Аверкий (в миру Александр Павлович Таушев) 19 октября (по старому стилю) 1906 года в городе Казани (Симбирской губернии). Он был единственным сыном в дворянской семье Павла Сергеевича и Марии Владимировны Таушевых. Родители души в нем не чаяли.
Отец будущего архиерея Павел Сергеевич окончил курс Военно-юридической академии. Он работал до революции в военно-судебном ведомстве, и его семье приходилось часто путешествовать по разным местам России. Впоследствии Владыка рассказывал: «Воспоминания эти о наших путешествиях по России кажутся мне каким-то сном, и никогда до смерти моей не изгладятся из памяти. Незабываемо для меня посещение священного Кремля, в сердце России - первопрестольной Москве, с его святынями, начиная с Успенского собора, где короновались наши Государи и настоловались Первосвятители Русской Церкви. Троице-Сергиева Лавра со св. мощами "печальника Земли Русской", преп. Сергия, Киево-Печерская Лавра, Александро-Невская Лавра, Исаакиевский и Казанский соборы и храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге. Не хочется верить, что теперь это только "музейные" ценности, что не воскреснет бившая там прежде ключом церковно-народная жизнь".
Павел Сергеевич рано развил в сыне способность рассуждать, а любимое Сашино занятие, чтение книг, вызвали в отроке раннюю взрослость. И он довольно рано начал зачитываться Святителем Феофаном Затворником, выработав в себе православную оценку всего окружающего. Появилась тяга ко всему возвышенному, к небесам. Прочитав все детские книги, затем Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Александр заглянул мальчик и в книги духовного содержания. «Больше всего заинтересовали меня книги, - вспоминал Владыка, - находившиеся в громадном шкафу у отца в кабинете. Туда я любил забираться, когда отец уходил на службу, и особенно увлекался чтением большой Библии на русском языке с многочисленными иллюстрациями Густава Дорэ, производившими на меня большое впечатление. Затем с упоением прочел "Путеводитель по Святой Земле" и "Путеводитель по Афону"».
Как отмечал Владыка Аверкий, родители его были людьми глубоко верующими, а отец очень любил и выписывал книги духовного содержания, издававшееся Свято-Пантелеимоновским монастырем на Афоне. «Когда я добрался до этих книг, рассказывал Владыка, - они особенно поразили меня не только своим содержанием, но и особенным духовным ароматом, который от них исходил. Читая эти книги, я просто упивался их дивным благоуханием, и мне было жаль расставаться с ними и ставить назад в шкаф на полку. Так я постепенно познакомился с книгой "Невидимая Брань", которая произвела на меня глубочайшее впечатление, а затем с книгой "Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться" епископа Феофана Затворника и со сборниками его писем. Постоянно ходил под впечатлением прочитанного и как-то все более и более начинал чуждаться окружающей меня обычной светской жизни». Так «уже с семи-восьми лет он почувствовал отчуждение от обыкновенной мирской жизни и тяготение к монашеству».
Во время гражданской войны после многочисленных испытаний семья Таушевых покинула Родину и поселилась в болгарском городе Варне, в котором Александр продолжал свою учебу до 1926 года. «Помню, - говорил владыка, - с какой скорбью сжималось сердце, когда мы покидали Русскую землю, несмотря даже на то, что мы избегали явной для нас опасности, если бы остались и попались в руки этих извергов, для которых не было ничего святого. С замиранием сердца следили мы, как исчезали последние русские огоньки на горизонте. Прощай, наша несчастная многострадальная Родина! И неужели это навсегда?». Но жизнь продолжалась, и самое интересное в ней для владыки Аверкия было связано с арх. Феофаном (Быстровым). Владыка Феофан проживал в городе Варне, и одним из его келейников стал молодой Александр Таушев.
Под влиянием архиепископа Феофана, духовного подвижника безупречной жизни, неофициального духовника царской семьи, который, в свою очередь, был духовным учеником великого подвижника святителя Феофана Затворника, юноша и формировался духовно. Кроме того, в этот период на него оказал большое влияние архиепископ Серафим (Соболев), известный своей высокой духовной жизнью, прозорливостью, молитвенным предстательством пред Господом за свою паству и трудами в защиту православия. Это был настоящий подвижник, живший в аскетической, почти нищенской обстановке, молитвенник, делатель Иисусовой молитвы. Во многом он был подобен подвижникам первых веков христианства. Благодаря своим благодатным наставникам Александр утвердился в мысли о принятии монашества. Позднее он вспоминал, что встреча с архиепископом Феофаном окончательно решила его дальнейшую судьбу: он «твердо, без малейших сомнений или колебаний, решился стать на путь монашеской жизни».
С благословения владыки Феофана Александр поступил на Богословский факультет Софийского Державного университета, который блестяще закончил в 1930 году. А затем поехал на Карпатскую Русь с намерением принять монашество и служить Русской Церкви. Там же, в 1931 году он принял постриг с именем Аверкий. Так начался его монашеский путь, от простого монаха к иерарху Русского Зарубежья, ставшего «оратором Божьей милости, современным Златоустом». При этом своем величии, он, по словам иеромонаха Дамаскина (Христиансена), был «воплощением спокойствия и духовного достоинства. Он никогда не спешил и не суетился. Никто не видел его в легкомысленном расположении духа. Это благородство и достоинство в поведении, хотя ему часто пытаются подражать те, кто хотят выглядеть духовными, было совершенно естественным у владыки Аверкия, оно было выражением чистоты его души. Естественность и целостность были на самом деле отличительными чертами его характера»
Как отмечает отец Дамаскин, Владыка Аверкий, «не будучи о себе высокого мнения, бывал искренно тронут и даже удивлен, когда кто-либо выказывал ему хоть малейшее уважение и почтение. Тогда он напоминал маленького мальчика, который вырос в нищете и вдруг получает чудесный подарок. Он, архиепископ, имел вид смиренного бедняка». Игумен Герман (Подмошенскии), духовный брат и сотаинник отца Серафима (Роуза), вспоминал об архиепископе Аверкии: «Вот был человек тихости! Невозмутимое спокойствие души, благодушное упование на вездесущее Божие присутствие, на Его святую волю. Конечно, в нем была скорбь, видел он печальную долю отсутствия памяти Божией в нашем суетном мире, но скорбь эта растворялась в сострадательной любви к ближним. И частые орошения его глаз свидетельствовали, что душа его умилялась». «Такой человек был послан Богом и был среди нас — суетных, страстных, близоруких, чтобы увидеть повседневность духовными очами, чтобы утихомириться и настроиться на предстоящую всем нам духовную брань».
*** Иеромонах Серафим (Роуз) называл владыку Аверкия «Златоустом последних времен». «Архиепископ Аверкий, - говорил он, - умел внять не только нашим любопытствующим умам, но, главное, нашим верующим сердцам. Он был православным ученым в непрерывной традиции святоотеческой мысли, которая дошла до нас от древних отцов до наших дней, и которую он впитал больше всего от своих учителей — Феофана Затворника XIX века и Феофана Полтавскаго XX века». «Владыка Аверкий был безупречным учителем православной нравственной и духовной жизни, и, одновременно, непревзойденным богословом и святоотеческим наставником для нас». Рассказ о жизни архипастыря, воспоминания о нем и его наставления – собраны на страницах этой книги.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 4 мая 2024 года
Церковный календарь 4 мая. Мученики Феодор, Филиппия, Диоскор, Сократ и Дионисий
Евангелие 4 мая. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле
Читаем Апостол. 4 мая 2024
День ангела. 4 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!