У книжной полки. 31 мая

31 мая 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Что дороже всей Вселенной: повествования и беседы протоиерея Вячеслава Брегеды.

 

Святые отцы говорили, что разумная душа - дороже всей Вселенной. «Сам Сын Божий, по словам святителя Димитрия Ростовского, поставил душу человеческую: выше небес, выше Ангелов, выше престола Своего Божественного и всего Небесного Царства; ибо ради нее, оставив все то, на землю снисшел, Себя ради ее не пощадил, душу Свою за нее на крест положил...» И поэтому Он обращается к каждому из нас со словами: «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мк. 8, 36). Исследуя этот вопрос, вслед за Священным Писанием, человек понимает, что душа несравненно «лучше и дороже мира, ее подобает любить, о ее спасении всячески заботиться». Именно об этом заботится и автор книги, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она выпущена в свет Православным приходом Димитрие-Солунского храма в Яковлево и называется - «Что дороже всей Вселенной: повествования и беседы протоиерея Вячеслава Брегеды». ***

В этой книге собраны повествования и беседы священника Вячеслава Брегеды - настоятеля храма Димитрия Солунского в деревне Яковлево Сергиево-Посадского района - плод многолетних размышлений и пастырского общения с очень разными людьми. Объединены они под общим названием «Что дороже всей вселенной». Многие из этих бесед публиковались в подмосковной прессе, журнале «Русский дом», газете «Труд» и других изданиях. Отец Вячеслав служит также в храме-часовне в честь великомученика и целителя Пантелеймона при Московской областной психиатрической больнице № 5, что расположена в поселке Абрамцево, и имеет немалый опыт изучения и осмысления различных духовных недугов, их врачевания и предупреждения в соответствии с традициями и опытом Православной Церкви.

В небольшом предисловии автор пишет: «По учению Церкви, путь в Царство Божие проходит через сердце человека и означает единение с Богом. Сорок лет еврейский народ шел по Синайской пустыне, чтобы достигнуть земли, обещанной Создателем. За свою непо­корность и непослушание воле Божией евреи терпели жестокие скорби и ли­шения. В землю Ханаанскую или Обе­тованную вошло лишь новое поколе­ние, родившееся и выросшее в пустыне во время странствия. Народы, жившие в тех местах, пребывали в языческом нечестии, с ними и пришлось израиль­тянам вести войну. В христианской апологетике восемь народов, населявших землю Ханаанскую, суть восемь главных страстей человеческих: тщеславие, гордость, гнев, сребролюбие, чревоугодие, за­висть, блуд, уныние. С ними и должен вести христианин борьбу, чтобы стя­жать Царство Божие в своей душе. Ибо Спаситель сказал: «Царство Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 21).

А примером тому служат святые люди, и такой человек был и в жизни отца Вячеслава. Это преподобный Севастиан Карагандинский. О нем автор рассказывает в первой беседе, которая называется – «Моя малая родина – Караганда». Вспоминая о поездке в родной город, и о святом старце, батюшка отмечает, что многие верующие люди старшего поколения, которых еще называют старожилами, «помнят о. Севастиана, знают подробности его жизни. Образ старца словно растворился в здеш­них людях. В каждом верующем человеке он оставил глубокий след, частичку самого себя. Я за­метил, - говорит отец Вячеслав, - такую особенность. Когда встречаешься с местными жителями, сразу всплывает много лич­ных воспоминаний о старце или кто-то, напри­мер, рассказывает об о. Севастиане из услышан­ного от родителей или прочитанного из книг. Бывший узник Карлага, благолепный старец стал, несомненно, символом духовного обновления Караганды, небесным покровителем этого города. Не счесть случаев чудесной помощи, его молитвенного заступничества в самых тяжелейших жизненных обстоятельствах».

В следующей своей беседе автор обращается к теме богослужения, и рассматривает вопрос, который на протяжении веков волнует многих – это богослужебные тексты, написанные на церковнославянском языке. Как отмечает отец Вячеслав, «святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, которые именуются учителями Словенскими, создали славянскую азбуку и стали первыми переводчиками богослужебных книг на славянский язык. И вот уже более тысячи лет Богослужение на Руси и в некоторых славянских странах Восточной Европы совершается именно на церковно-славянском языке. В Церкви и обществе уже несколько десятилетий ведутся дискуссии о необходимости русификации богослужебных текстов, то есть их перевода на современный русский язык. Как среди духовенства, так и среди мирян имеются и сторонники, и противники такой реформы». И отец Вячеслав не стоит в стороне от волнующей темы, но высказывает по ней свое мнение.

Не менее актуальной является и следующая тема, которая посвящена «Божественному откровению». Предваряет ее отец Вячеслав следующими словами, взятыми из книги Второзаконие: «Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии: не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего» (Второзаконие, 18, 8-12). «Нередко, - отмечает автор, - приходится сталкиваться со случаями, когда люди обращаются за помощью в разрешении каких-то своих проблем или трудных жизненных ситуаций к так называемым яснови­дящим, прорицателям, гадателям, экстрасенсам и т. п. Еще в Ветхом Завете содержалось строгое запрещение по поводу таких обращений. Первый еврейский царь Саул был наказан Богом смертью за то, что обратился к волшебнице - вызывательнице духов. Погибли также и трое его сыновей.

В то же время во все периоды мировой истории были Божьи пророки или Божьи люди, которые возвещали волю Господню, предвидели будущее, по их молитвам совершались великие чудеса. У псалмопевца и пророка Давида встречаем такое выражение: «Язык мой трость книжника скорописца» (Пс. 44, 1). Я бы дал, - говорит отец Вячеслав, - приведенному изречению следующее истолкование. Пророк, являясь инструментом Божьей благодати, воз­вещает то, что ему внушает Господь. Он как бы записывает за Богом. Поэтому в данном выска­зывании и используется образ скорописца. Апостол Павел в одном из своих посланий говорит: «Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать» (1 Кор. 14:1). Некоторых такое высказы­вание смущает. Действительно, сразу возникает вопрос: как понять и отличить Божественное откровение от воображения или «изобретения» человеческого ума или бесовского наваждения? На этот вопрос и размышляет автор в ходе беседы - «О Божественном откровении».

Далее следуют беседы на разные духовные темы: о покаянии, о таинстве брака и таинстве веры, о монашестве, о страстях и т.д. Одна из бесед посвящена христианскому отношению к спорту, другая – содержит размышления об истоках терроризма. Говорит автор и о тех сетях, что ловят юные души в наше время, а именно о тех сектантских новообразованиях, которые приобретают популярность среди некоторой части молодежи, и чаще всего их, по словам батюшки, называют деликатно – «субкультурами». Серьезный разговор на эту тему обращен ко всем родителям, а особенно к тем, которые зная, что их ребенок попал в подобную «организацию», относятся к этому спокойно и говорят: «Это временное увлечение, повзрослеет, пройдет». Однако, чаще всего, такое увлечение несет за собой печальные последствия.

Не менее серьезная тема затронута в беседе «Пасха нашей жизни». Несмотря на то, что название темы напоминает о самом радостном периоде нашей жизни, в словах автора прослеживается грусть. Отца Вячеслава беспокоит то, что современная наша страна подобна четверодневному Лазарю. Грехи и беззакония общества превосходят всякие мыслимые пределы. Смрад безнравственности врывается в наши души с телеэкранов, рекламных уличных щитов, встречает нас повсюду силуэтами курящих девиц и женщин... И самое страшное, что все это становится нормой морали, так называемым современным «менталитетом». Однако, как отмечает автор, для Бога нет ничего невозможного. И как Господь воскресил четверодневный смердящий труп Лазаря, так сможет воскресить и Россию. Важно одно, чтобы мы обратились к Нему, научились жить с Богом. Путь к совершенству лежит через преодоление внутри себя ветхого душевного страстного человека и воспитание православного мировоззрения. Господь подает нам сегодня огромные силы Своей благодати, нужно ими только воспользоваться.

 

*** О спасении души, как о главной цели человеческой жизни, говорят многие святые отцы. Так, например, праведный Иоанн Кронштадтский напоминает каждому христианину: «Старайся, знай, что самое главное в жизни твоей – это спасение души. Это самое необходимое». Об этом же говорит и святитель Тихон Задонский: «Ищи же здесь цену души человеческой! Спасение твоей души тебе должно быть дороже всех сокровищ мира сего, дороже неба и земли и всей славы мира, собранной воедино. Ибо душа без всего этого уйдет в иной век, и ничего не возьмет с собой, как и в мир ничего не внесла, а относит отсюда только или спасение, или погибель». О спасении души, которая «дороже всей Вселенной», пишет и автор данной книги. Простота и доступность изложения позволяют рекомендовать предлагаемое издание широкому кругу читателей как воцерковленных, так и еще «не переступивших» церковного порога.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать