Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Священник Александр Дьяченко. Схолии. Простые и сложные истории о людях.
«Дорогой мой читатель! В твоих руках книга, жанр которой мне трудно определить. Повесть это, роман или рассказ — не знаю. Скорее, это наш с тобой разговор. Я пока ещё не знаю тебя, а ты не знаешь меня, но это поправимо. Когда ты прочитаешь эту книгу и перевернёшь последнюю страницу, мы уже будем друзьями. А иначе зачем так много писать и занимать твое время?» С такими словами обращается к читателям священник Александр Дьяченко - автор книги с необычным названием - «Схолии». Простые и сложные истории о людях, вошедшие в эту книгу, были выпущены в свет Издательством Никея в серии «Духовная проза». Об этой книге – далее в нашей программе. ***
Как отмечают издатели, в серии «Духовная проза» печатаются лучшие художественные произведения авторов, чье творчество неразрывно связано с православным мироощущением. Это романы, повести и рассказы о судьбах верующих людей, об испытаниях веры, надежды и любви. Среди уже вышедших книг серии — «священническая» проза Николая Агафонова, Михаила Шполянского и Александра Дьяченко. Эти истории — смешные и грустные, трогательные и пронзительные — основаны на реальных событиях или навеяны встречами с удивительными людьми и раскрывают перед читателем мир, увиденный глазами священника, — без назидательных поучений и прописных истин.
Автор книги – «Схолии» - священник Александр Дьяченко —настоятель храма в честь Тихвинской иконы Божией Матери в с. Иваново Владимирской области. Родился в 1960 году в Москве, в семье военного, но родиной своей считает Белоруссию, город Гродно, в котором прошли детство и юность. Окончил Православный Свято-Тихоновский институт. Бакалавр теологии. Активно занимается миссионерской и просветительской работой. Публикуется во всероссийском еженедельнике «Моя семья». Автор нескольких книг, в их числе «Плачущий ангел» и «В круге света», опубликованные ранее издательством «Никея». Все книги этого батюшки, по словам ведущего редактора издательства «Никея» Наталии Виноградовой, полны «любви к своим прихожанам. О своих прихожанах, о своих друзьях, о своих односельчанах он, в основном, и пишет».
Вот и книга - «Схолии» — это необычная повесть: в ней самостоятельные и цельные, по сути, истории, рассказы батюшки о своих прихожанах, друзьях, о себе и своих близких являются своего рода осмыслением, развернутым комментарием к другой линии повествования — дневнику Надежды Ивановны, простой верующей женщины с очень непростой судьбой. Линии сплетаются, подобно нитям, в единое целое, обнаруживая удивительные связи, существующие между людьми, казалось бы, абсолютно чужими - не связанными родственными узами, даже жившими в разное время, - но «в память вечную будет праведник». «Затрудняюсь, - пишет отец Александр, - точно определить жанр этой книги, пусть будет повесть, написанная по следам реальных событий. Одна из центральных в повести - личность Логинова Андрея Кузьмича, жителя села Старая Рачейка Сызранского района Самарской области.
Простой малограмотный крестьянин, он стал одним из тех, кого сегодня мы называем подвижниками веры и благочестия XX века. Если задаться целью и покопаться в интернете, можно найти некоторые сведения об Андрее Кузьмиче, правда, их совсем немного, и по ним нельзя судить о том, как он подвизался, как молился, почему взял на себя подвиг отшельнической жизни. Совсем непонятно, как обошли его стороной страшные гонения в нашей стране на христианскую веру. На эти вопросы и отвечают дневники Веры Ивановны Шалугиной (в тексте повести Надежды Ивановны), внучки старца Андрея Кузьмича. Веру Ивановну, - рассказывает батюшка, - я знаю много лет, последние десять из них она помогает мне в алтаре. Однажды я услышал о ее дедушке и под впечатлением от услышанного написал небольшой рассказ, который назвал «Что скажет солнце?»
Как отмечает священник, «Читая историю этой семьи, растворяешься в событиях того времени. Написаны они в конце 1990 годов с единственной целью — сохранить память. Передать внукам то, о чем они никогда из других источников не узнают. Пережив потерю самых близких и дорогих ей людей, Вера Ивановна сама оказалась на грани жизни и смерти. Ее состояние было таково, что никто не надеялся на благополучный исход. В те дни она и начала писать свои воспоминания о том, чего нельзя забывать. Может, благодаря дневнику она и выжила. Во многом это очень личные записки, потому в книгу я позволил себе включить только ту их часть, которую можно читать любому стороннему человеку. В первую очередь, это воспоминания о детстве, проведенном в деревне, рассказы о дедушке и бабушке, о маме и об отце, а также о многочисленных боголюбцах, которые стекались к почитаемому старцу.
Вошли с книгу и наставления дедушки Андрея Кузьмича, адресованные, в первую очередь, его детям и внукам. В них раскрывается личность подвижника, укорененность его духовного мировоззрения на Священном Писании и наследии святых отцов. Читая их, - говорит автор, - я невольно представлял себе то время. Храмы в округе разрушены или приспособлены под клубы, бани, школы. Подавляющее число священников репрессировано, даже говорить о вере небезопасно. За найденное при обыске Евангелие можно было угодить в концлагерь. Но боголюбцы остались и нуждались в духовном окормлении. Многие из узнавших о старце Андрее Кузьмиче шли к нему за советом и молитвенной поддержкой. Сохранились тетради, исписанные Андреем Кузьмичом во время его затворничества в лесной пустыньке. В них множество цитат из Священного Писания и святых отцов. Всю жизнь этот человек продолжал учиться православной вере. Библия - его самая главная книга.
Еще одна характерная сторона дневников Веры Ивановны, по словам автора, это то, что старец Андрей, его семья и люди, у него окормлявшиеся, никогда не считали себя врагами существующей власти. Все происходящее с ними они принимали как данность, как Божие попущение, смирялись и продолжали спасаться. Нам известно о подвигах мучеников и исповедников нового времени. Но почти не знаем мы о жизни простых верующих людей, тех, кто жил в годы гонений. Просто жил, работал, учился, создавал семьи. И в то же время сохранял свою веру — молился, участвовал в Таинствах, растил в вере детей. Они не совершали, подобно мученикам и исповедникам, открытых, явных подвигов веры, но когда наступило их время, пришли на руины и стали первыми строителями восстанавливаемых храмов. Стали теми, кто объяснил нам, людям от веры далеким, что эти стены с выбитыми окнами и остатками фресок на осыпающейся штукатурке станут местом, где мы начнем обретать самих себя.
Как отмечает автор, «почти все события, описанные в книге, реальны. Даже удивительная свадьба, описанная в самом начале повести, была на самом деле. История героев книги - Глеба, его жены Елены и их дочери Кати — тоже подлинная история. Эти люди, говорит отец Александр, - сегодня молятся в храме вместе с нами. Автор постарался сохранить тот стиль изложения, который присущ каждому члену этой семьи. Их жизнь — настоящий подвиг. Подвиг любви, самоотвержения — называйте это, как хотите. Просто эти трое взяли и победили смерть. Но поскольку книга эта все-таки художественная, то автор позволил себе некоторые отступления от хронологии событий, сближение или, напротив, отдаление друг от друга некоторых сюжетных линий, некоторую избирательность повествования и даже эксперимент. Таково мое видение, - говорит отец Александр. Я имею на это право, как автор и участник описываемых событий».
*** В предисловии книги автор пишет: «В юности мне казалось, что жизнь, которую я проживу, еще не началась, что она наступит когда-то завтра, где-то там, в неведомых мне замечательных далеких мирах. Я не понимал, что уже живу и что моя жизнь творится здесь, в окружении людей, хорошо мне знакомых. Со временем я научился смотреть вокруг себя и замечать тех, кто живет рядом. Эта книга о тех, кого я полюбил и продолжаю любить, даже если их уже и нет с нами. В ней нет ни одного проигравшего, несмотря на кажущийся поначалу трагизм ситуации, здесь все - только победители. В первую очередь, преодолевшие самих себя. Дорогой читатель, я не обещаю тебе, что, открыв эту книгу, ты получишь легкое развлекательное чтение. Нет. Потому что я хочу с тобою говорить. Вместе мы будем смеяться и вместе плакать. Потому что по-другому нельзя, если люди хотят стать друзьями, они должны быть друг с другом честными. А иначе зачем...» Этими словами протоиерея Александра Дьяченко мы и завершаем нашу программу. Новинки ….
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 3 мая. Великий Пяток. Воспоминание святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Преподобный Анастасий, игумен Синайской горы
Евангелие 3 мая 2024. Возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?
Читаем Апостол. 3 мая 2024
Этот день в истории. 3 мая
День ангела. 3 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!