У книжной полки. 30 января

30 января 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Л.А. Чарская. Сибирочка.

 

Писатель Леонид Пантелеев на склоне лет отмечал: «Среди многих умолчаний, которые лежат на моей совести, должен назвать Лидию Чарскую, моё горячее детское увлечение этой писательницей... Я был околдован Андерсеном и его сказками. А год-два спустя ворвалась в мою жизнь Лидия Чарская. Сладкое упоение, с каким я читал и перечитывал её книги, отголосок этого упоения до сих пор живёт во мне - где-то там, где таятся у нас самые сокровенные воспоминания детства, самые дурманящие запахи, самые жуткие шорохи, самые счастливые сны». На протяжении многих лет имя писательницы пребывало в забвении, так как после 1917 года ее книги были изъяты из общественных библиотек как вредные для советских детей. Однако, в настоящее время произведения Лидии Чарской вновь переиздаются и вновь находят своих благодарных читателей. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию одну из переизданных книг, которая вышла в свет в Издательстве Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Она называется – «Сибирочка». ***

Повесть «Сибирочка», по словам издателей, считается одним из лучших произведений, напи­санных для детей популярной детской писательницей начала XX века Лидией Алексеевной Чарской. В книге рассказывается об удивительной судьбе девочки, в силу страшных обстоятельств малюткой оставленной отцом в сибирской тайге и пережившей целую цепь злоключений, из которых она благополучно выходит, благодаря бескорыстности ее друзей и готовности их отозваться на чужую боль. Книга предназначена для старшего дошкольного, младшего и сред­него школьного возраста.

В жизнеописании писательницы, которое представлено на сайте, посвященном ее творчеству, говорится о том, что родилась Лидия Алексеевна 18 января (ст.ст) 1875 года в состоятельной семье. Рано лишилась матери, училась в Петербурге, в Павловском институте благородных девиц. После окончания института она вышла замуж за офицера Чурилова, но совместная жизнь продолжалась недолго. Оставшись с ребенком, Чарская решила начать самостоятельную жизнь и поступила учиться на театрально-драматические курсы. Затем с 1898 по 1924 год она была актрисой Петербургского императорского театра (ныне Академический театр им. А.С.Пушкина). Знаменитой актрисой Чарская не стала, погрузившись в литературную деятельность. Однако пластичность письма, острота ситуаций, игровое начало, известный мелодраматизм в ее произведениях во многом подсказаны сценой.

Первая повесть Чарской «Заметки институтки» была напечатана в журнале «Задушевное слово» (в 1901 г.), и с этого времени журнал печатал ее повести ежегодно, принося автору небывалую славу. Она стала кумиром юных читателей. Была учреждена стипендия ее имени. Чарская стала буквально властительницей дум нескольких поколений русских детей. Особенным успехом пользовалась «Княжна Джаваха». Тысячи поклонниц этой книги приходили к Новодевичьему монастырю, чтобы поклониться могиле Нины, уверенные, что это не вымышленная героиня. «Памяти Нины Джаваха» посвятила стихотворение Марина Цветаева в первой своей книжке «Вечерний альбом». Но после 1917 судьба писательницы резко изменилась. В 1920 вышла в свет «Инструкция политико-просветительского отдела Наркомпроса о пересмотре и изъятии устаревшей литературы из общественных библиотек».

Согласно этой инструкции, предлагалось изъять из обращения книги, восхваляющие монархию, Церковь, внушающие религиозные представления, не удовлетворяющие идейным и педагогическим требованиям, сентиментальные и эмоциональные по своей направленности. Список предлагаемых к изъятию книг по объему сам составил целую книгу. Сюда были включены и произведения Чарской. При переиздании Инструкции многие имена возвращались к читателю, но имя Чарской навсегда подлежало изъятию. Особенно строгие наблюдения велись над пионерами, в классах устраивались церемонии «суда» над Чарской. За автором «Записок институтки» все больше укреплялись определения «бульварная, мещанская, пошло-сентиментальная», но «подпольное» положение Чарской было прочным. Однако время делало свое, и после Великой Отечественной войны уже мало кто помнил имя Чарской. Умерла Лидия Алексеевна в 1937 году и была похоронена в Ленинграде на Смоленском кладбище.

Но вот уже на протяжении нескольких лет книги Чарской вновь и вновь появляются на прилавках книжных магазинов. И как в прежние времена дети с интересом читают повести и рассказы этого дореволюционного автора. Стоит отметить, что в творчестве писательницы в числе излюбленных тем были истории о брошенных, потерянных, похищенных детях, об их порой удивительной судьбе. Так, по словам доктора ф.н., Евгении Путиловой, «в силу роковых обстоятельств герои многих книг Чарской оказываются оторванными от родного дома, от родителей. Герои попадают в глухой лес, в воровской притон, за монастырские стены, в цыганский табор, на арену цирка и т. п. Они познают жестокость, побои, нищету. Однако маленький человек видит мир не только в темных красках, он ищет доброты, сердечности, отзывчивости. И читатель верит: с попавшим в беду человеком рядом вдруг появится смелый, великодушный мальчик или хрупкая нежная девочка — и они возьмут на себя несправедливое обвинение, поделятся куском хлеба».

«Героев Чарской ни при каких обстоятельствах нельзя заставить совершить дурной поступок, они бескорыстны и справедливы, терпеливы и добры. В конечном счете побеждают они, их душевная красота и обаяние. Чарскую постоянно упрекали за счастливые финалы, вернее, за последнюю счастливую страницу в ее книгах, но радостные финалы, безусловно, были заслуженны в глазах юного читателя». По словам писательница Ирины Стрелковой, «повести Лидии Чарской с первых страниц словно бы приглашают ребенка к размышлению: а как бы ты поступил на месте того или иного героя? В России многое переменилось за сто лет, прошедших после появления первых книг Лидии Чарской. Но так ли уж сильно переменились за это время детские характеры, детские конфликты, школьные обычаи? Ответ на эти вопросы, очевидно, смогут дать только современные читатели Лидии Чарской.

Но вот смогут ли они, как говорит Стрелкова, вообразить себя на месте Шуры и Андрюши из повести «Сибирочка»? Шуре, которую все зовут Сибирочкой, выпали на долю невероятные испытания. Но с самого начала, с того эпизода, как беспомощного младенца привязывают к дереву, чтобы спасти от волков, читатель догадывается, что девочка не погибнет, ее спасут. И потом, к примеру, при встречах Сибирочки с отпетым негодяем, по прозвищу Зуб, читателя не оставляет надежда на счастливый финал приключений героини. Ей и в самом деле достается счастье полной мерой. Однако не как выигрыш в лотерею. Свое счастье Сибирочка получает за стойкость, за верность друзьям, за доброту.

Сама писательница в Сибири никогда не бывала и могла знать про тамошнюю жизнь только из книг. В ее повести «Сибирочка» отразилось сложившееся в России уважительное представление о сибиряках как о людях, закаленных суровым климатом, мужественных и трудолюбивых. В круг друзей и заступников Сибирочки Чарская включила представителя одной из сибирских народностей – остяка Нымзу (остяками в прежнее время называли хантов, жителей нынешнего Ханты-Мансийского автономного округа). В Сибири – остяк Нымза, а в Петербурге Сибирочке на помощь приходит в трудную минуту негритянка Элла, с которой девочка познакомилась в цирке. Вряд ли Лидия Чарская имела реальное представление о живущих в Сибири остяках или о неграх из цирка. Но она стремилась показать русским детям, как надо по-доброму относиться к человеку другой национальности. И в каждой своей книге писательница ставила перед собой воспитательную, нравоучительную цель.

 

*** В своей статье о Лидии Чарской Ирина Стрелкова отмечает: «Как известно, русские дети всегда отличались особой любовью к чтению. И добавлю, умели читать, то есть умели извлекать из прочитанного что-то свое, им близкое и понятное. Современному юному читателю полезно будет знать, что в России первые журналы для детей начали выходить еще в XVIII веке. И великий Пушкин высоко оценивал творчество детской писательницы XIX века Александры Ишимовой, ее рассказы из русской истории. Уже тогда русская литературная критика не считала детскую книгу чем-то второстепенным». Сейчас, спустя столетие, творчество Лидии Чарской вновь обретает своего читателя. Герои писательницы воплощают в себе такие христианские ка­чества как честность, благородство, мило­сердие, самоотверженная помощь ближ­нему. Произведения, в которых всегда в конечном итоге побеждает добро, находят благодарный отклик в душах детей.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать