У книжной полки. 30 сентября

30 сентября 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Елена Тростникова. Как молиться о наших детях.

 

Очень часто бывает так, что взрослый че­ловек спокойно живет без Бога, во всяком случае не думая о Нем. Но, когда появляются дети или мысль о них, — все меняется. Жизнь человеческая в связи с детьми пере­ходит в другую фазу, в другую область. Ты уже не сам по себе, не для себя, не просто для взаимной радости с любимым человеком. У тебя есть — или должно быть — продолже­ние. На тебе великая ответственность. Рядом с тобой великое чудо. А порой — великие тревоги, неразрешимые проблемы, в кото­рых, как обнаруживается, не могут помочь ни деньги, ни врачи, ни психологи, ни муд­рые советчики... Вот тут-то человек и обра­щается к молитве. А порой все равно не обращается. Да если и захочет обратиться — молиться он часто не умеет, даже если душа молитвы и просит. Уже издано немало книг и брошюр на тему «кому о чем молиться», среди прочего — и мо­литвы о детях. И сегодня мы предлагаем одну из таких книг. Она вышла в свет в Издательстве Московского Подворья Свято-Троиц­кой Сергиевой Лавры и называется – «Как молиться о наших детях». ***

Как отмечают издатели, в этом сборнике публикуется не только достаточно большой объем православных молитв о детях (от молитв о даровании детей до проше­ний о помощи в самых разных трудных случаях воспитания и жизни). Также впервые автор Елена Тростникова попыталась рассказать, что такое молитва и как к ней приступить, зачем и как можно и нужно молиться о детях, как связаны молитва и воспи­тание детей. Все молитвы в сбор­нике даны с объяснениями. Здесь же кратко рас­сказывается о святых, у которых мы просим по­мощи. Книга адресована самому широкому кругу чи­тателей.

Приступая к объяснению, автор первым делом говорит о том, что такое молитва. «Самое простое, трогательное и согласное душе определение молитвы находим в «Законе Божием»: молитва — разговор с Богом. Каж­дый из нас чувствует, знает, что Господь любит его. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сы­нами и дочерями, говорит Господь Вседержи­тель (2 Кор. 6, 18). И мы всегда, в любое время, как к своему родному отцу или родной матери, можем обращаться к Богу, к нашему Отцу Не­бесному, и к Владычице нашей Божией Мате­ри. Обращение наше есть молитва. Она необ­ходима для нас, для души нашей, как хлеб для тела. У нас всё от Бога и нет ничего своего: жизнь, способности, здоровье, пища — все да­ется Богом. Поэтому в минуты печали, без­утешного горя или, наоборот, светлой радости мы обращаемся к Богу, молимся Ему. Молитва — это возношение ума и сердца, которое выража­ется в благоговейном слове человека к Богу.

Конечно, такое обращение к Богу возможно только с верой, что Он есть и Он нас слышит, что Он рядом и мы Ему не безразличны. А если, спросит кто-то из читателей, - такой веры нет? На этот вопрос автор отвечает так: «В Евангелии от Марка приводится случай, когда отец больного юноши обратился за помо­щью к ученикам Христовым, а потом и к само­му Иисусу. Иисус сказал ему: если сколько-ни­будь можешь веровать, все возможно верующе­му. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неве­рию! (Мк. 9, 23 — 24). И Господь исцелил отрока. Этот евангельский рассказ вселяет в нас ог­ромную надежду и многому учит. Как и в дру­гих случаях чудес Христовых, исцеление не происходит без веры просящего. «Все возмож­но верующему!» Какие удивительные слова! — и отец отрока понимает, что та вера, которой «все возможно», — настоящая, глубокая, живая, какой у него нет. Но у него есть вера в то, что перед ним — Тот, кто может помочь ему и в этом недостатке веры: «Верую, Господи! Помо­ги моему неверию!».

И Господь, сказавший: Просите, и дано бу­дет вам; ищите, и найдете; стучите, и отво­рят вам; ибо всякий просящий получает, и ищу­щий находит, и стучащему отворят (Мф. 7, 7 — 8), — подает эту веру. Эта вера была подана отцу ради его любви к сыну, в ответ на его боль о сыне. «Если сколько-нибудь можешь веровать...» Сколько-нибудь верить, - заключает автор, может каждый, когда он любит и наде­ется... Далее Елена Тростникова рассказывает о том, как нужно молиться, какие виды молитв бывают, говорит о языке молитв, о незнакомых формах слов, приводит высказывания святых отцов и современных священнослужителей на эту тему. А затем переходит к основной теме этой книге – это молитве о детях. Здесь автор пишет: «Важнейшее дело жизни всякого человека, которому Господь даровал детей, родных или приемных,— молитва о них. Никакая педагоги­ка, никакая родительская мудрость не может дать детям столько, сколько дает искренняя, са­мозабвенная, всем существом молитва о них; и такая молитва должна быть нервом внутренней жизни родителей.

Именно о такой молитве ска­зано в народе: «Материнская молитва со дна моря достает». И эту молитву не должны и не могут ослабить никакие ошибки, прегрешения, заблуждения наших детей. Конечно, относится это не только к матерям, но и к отцам, и ко всем, на кого Господь наложил священный долг ответственности за судьбу ребенка. Автор рассказывает один эпизод из жития преподобного Антония Оптинского. «Однажды пришел к нему некто в великом горе, что единственного его сына, на которого он полагал всю надежду свою, исключили из учебного заведения. «Да молитесь ли вы о сыне?» — неожиданно спро­сил его старец. «Иногда молюсь, — отвечал тот, запинаясь, — а иногда не молюсь». «Непремен­но молитесь о сыне, усердно молитесь о нем: ве­лика сила родительской молитвы о детях». По этому слову безутешный отец, который доселе не очень был усерден к молитве и к церкви, от всей души стал прибегать ко Господу и молить­ся о сыне. И что же? Чрез несколько времени обстоятельства переменились, мальчик был принят в заведение и благополучно окончил в нем курс, к великому утешению отца, который всегда с умилением вспоминал отца Антония и рассказывал, говоря, что одно это простое сло­во богомудрого старца доставило ему величай­шую душевную пользу на всю его жизнь».

Стоит отметить, что очень важно нам обращаться в молитвах о детях к Богу. Но также не надо оставлять молитв к Пресвятой Богородице. Преподобный Ефрем Сирин об этом говорит так: «И между людьми если кто имеет своей ходатаицей чью-либо мать, то, когда она будет про­сить своего сына за единоплеменника, ближнего или друга, он не оставит без внимания ее прошения; что же сказать о том ходатайстве и дерзновении, ка­кое высшая рода человеческого и Сил Небесных Пренепорочная Матерь имеет к Своему воплотив­шемуся от Нее Сыну? Могущество Ее несравненно и необъятно». В этой книге собрано немало молитв Пресвятой Бо­городице пред Ее иконами; существуют еще и акафисты (автор приводит один, прямо посвя­щенный воспитанию детей).

Кроме того, всем нам при появлении на свет Господь дает в поддержку и помощь Ангела хранителя, а после Крещения каждый православный хрис­тианин получает помощь того святого, в честь которого он был назван. Это может быть апос­тол, мученик, преподобный или другой святой, оберегающий нас от всякого зла, несчастий и бед, ходатай и молитвенник о нас пред Богом. Православное почитание святых угодников Божиих вытекает из убеждения, что все мы, спасающиеся и уже спасенные, живые и умер­шие, составляем единую Божию семью. Цер­ковь — это великое общество, охватывающее видимый и невидимый мир. Она — огромная вселенская организация, построенная на прин­ципе любви, во главе которой стоит сам Гос­подь Иисус Христос. В ней каждый должен заботиться не только о себе, но и о благе и спа­сении других людей.

Святые — это те люди, ко­торые при своей жизни более других проявля­ли любовь к ближним. Когда праведный чело­век умирает, он не порывает своей связи с Церковью, но переходит в ее высшую, небес­ную область, называемую Церковью торжест­вующей. Попав в духовный мир, душа правед­ного человека не перестает думать, желать, чувствовать, но, напротив, эти ее свойства рас­крываются здесь еще полнее и совершеннее. Пе­реселившись по смерти на Небо для блажен­ства и прославления Бога чистыми душами сво­ими, все они имеют одно занятие: помогать лю­дям, живущим на земле, побеждать греховные соблазны и совершать добрые, благочестивые дела. Святые угодники — скорые помощники всем, усердно просящим у них помощи и мо­литв, потому что они близки к Богу, источнику всякого добра. При всем этом они помогают не своею силою, а только испрашивают нам у Бо­га все необходимое для спасения святыми мо­литвами своими. Из угодников Божиих ближе всех к каждому из нас те, имена которых мы носим. Кроме молитвенной помощи святые помо­гают нам достичь спасения и примером своей жизни. Знакомство с житиями святых обога­щает христианина духовным опытом тех, кто усерднее других воплощал Евангелие в своей жизни. Будучи такими же людьми, как и мы, и преодолев самые трудные искушения, они во­одушевляют нас терпеливо идти к Богу.

 

*** Святитель Иоанн Златоуст учит нас, что «Дети — не случайное приобретение, мы отве­чаем за их спасение». И «хотя бы вся наша жизнь была благополучна, мы подвергнемся строгому наказанию, если не радеем о спасении детей». «Мы не можем обмануть Бога, Который испытует сердца, все обнаруживает и возлагает на нас от­ветственность за спасение детей». Кроме того, что мы любим детей, заботимся о них, даем образование, и определенные материальные блага, мы должны не забывать о их духовном развитии, о том, что в любой ситуации, будь то здоровье ребенка, или его учеба, или женитьба или другие обстоятельства, надо неустанно молиться о них. Об этом и говорится на страницах книги «Как молиться о наших детях».

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать