Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Елена Тростникова. Как молиться о наших детях.
Очень часто бывает так, что взрослый человек спокойно живет без Бога, во всяком случае не думая о Нем. Но, когда появляются дети или мысль о них, — все меняется. Жизнь человеческая в связи с детьми переходит в другую фазу, в другую область. Ты уже не сам по себе, не для себя, не просто для взаимной радости с любимым человеком. У тебя есть — или должно быть — продолжение. На тебе великая ответственность. Рядом с тобой великое чудо. А порой — великие тревоги, неразрешимые проблемы, в которых, как обнаруживается, не могут помочь ни деньги, ни врачи, ни психологи, ни мудрые советчики... Вот тут-то человек и обращается к молитве. А порой все равно не обращается. Да если и захочет обратиться — молиться он часто не умеет, даже если душа молитвы и просит. Уже издано немало книг и брошюр на тему «кому о чем молиться», среди прочего — и молитвы о детях. И сегодня мы предлагаем одну из таких книг. Она вышла в свет в Издательстве Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и называется – «Как молиться о наших детях». ***
Как отмечают издатели, в этом сборнике публикуется не только достаточно большой объем православных молитв о детях (от молитв о даровании детей до прошений о помощи в самых разных трудных случаях воспитания и жизни). Также впервые автор Елена Тростникова попыталась рассказать, что такое молитва и как к ней приступить, зачем и как можно и нужно молиться о детях, как связаны молитва и воспитание детей. Все молитвы в сборнике даны с объяснениями. Здесь же кратко рассказывается о святых, у которых мы просим помощи. Книга адресована самому широкому кругу читателей.
Приступая к объяснению, автор первым делом говорит о том, что такое молитва. «Самое простое, трогательное и согласное душе определение молитвы находим в «Законе Божием»: молитва — разговор с Богом. Каждый из нас чувствует, знает, что Господь любит его. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дочерями, говорит Господь Вседержитель (2 Кор. 6, 18). И мы всегда, в любое время, как к своему родному отцу или родной матери, можем обращаться к Богу, к нашему Отцу Небесному, и к Владычице нашей Божией Матери. Обращение наше есть молитва. Она необходима для нас, для души нашей, как хлеб для тела. У нас всё от Бога и нет ничего своего: жизнь, способности, здоровье, пища — все дается Богом. Поэтому в минуты печали, безутешного горя или, наоборот, светлой радости мы обращаемся к Богу, молимся Ему. Молитва — это возношение ума и сердца, которое выражается в благоговейном слове человека к Богу.
Конечно, такое обращение к Богу возможно только с верой, что Он есть и Он нас слышит, что Он рядом и мы Ему не безразличны. А если, спросит кто-то из читателей, - такой веры нет? На этот вопрос автор отвечает так: «В Евангелии от Марка приводится случай, когда отец больного юноши обратился за помощью к ученикам Христовым, а потом и к самому Иисусу. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию! (Мк. 9, 23 — 24). И Господь исцелил отрока. Этот евангельский рассказ вселяет в нас огромную надежду и многому учит. Как и в других случаях чудес Христовых, исцеление не происходит без веры просящего. «Все возможно верующему!» Какие удивительные слова! — и отец отрока понимает, что та вера, которой «все возможно», — настоящая, глубокая, живая, какой у него нет. Но у него есть вера в то, что перед ним — Тот, кто может помочь ему и в этом недостатке веры: «Верую, Господи! Помоги моему неверию!».
И Господь, сказавший: Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят (Мф. 7, 7 — 8), — подает эту веру. Эта вера была подана отцу ради его любви к сыну, в ответ на его боль о сыне. «Если сколько-нибудь можешь веровать...» Сколько-нибудь верить, - заключает автор, может каждый, когда он любит и надеется... Далее Елена Тростникова рассказывает о том, как нужно молиться, какие виды молитв бывают, говорит о языке молитв, о незнакомых формах слов, приводит высказывания святых отцов и современных священнослужителей на эту тему. А затем переходит к основной теме этой книге – это молитве о детях. Здесь автор пишет: «Важнейшее дело жизни всякого человека, которому Господь даровал детей, родных или приемных,— молитва о них. Никакая педагогика, никакая родительская мудрость не может дать детям столько, сколько дает искренняя, самозабвенная, всем существом молитва о них; и такая молитва должна быть нервом внутренней жизни родителей.
Именно о такой молитве сказано в народе: «Материнская молитва со дна моря достает». И эту молитву не должны и не могут ослабить никакие ошибки, прегрешения, заблуждения наших детей. Конечно, относится это не только к матерям, но и к отцам, и ко всем, на кого Господь наложил священный долг ответственности за судьбу ребенка. Автор рассказывает один эпизод из жития преподобного Антония Оптинского. «Однажды пришел к нему некто в великом горе, что единственного его сына, на которого он полагал всю надежду свою, исключили из учебного заведения. «Да молитесь ли вы о сыне?» — неожиданно спросил его старец. «Иногда молюсь, — отвечал тот, запинаясь, — а иногда не молюсь». «Непременно молитесь о сыне, усердно молитесь о нем: велика сила родительской молитвы о детях». По этому слову безутешный отец, который доселе не очень был усерден к молитве и к церкви, от всей души стал прибегать ко Господу и молиться о сыне. И что же? Чрез несколько времени обстоятельства переменились, мальчик был принят в заведение и благополучно окончил в нем курс, к великому утешению отца, который всегда с умилением вспоминал отца Антония и рассказывал, говоря, что одно это простое слово богомудрого старца доставило ему величайшую душевную пользу на всю его жизнь».
Стоит отметить, что очень важно нам обращаться в молитвах о детях к Богу. Но также не надо оставлять молитв к Пресвятой Богородице. Преподобный Ефрем Сирин об этом говорит так: «И между людьми если кто имеет своей ходатаицей чью-либо мать, то, когда она будет просить своего сына за единоплеменника, ближнего или друга, он не оставит без внимания ее прошения; что же сказать о том ходатайстве и дерзновении, какое высшая рода человеческого и Сил Небесных Пренепорочная Матерь имеет к Своему воплотившемуся от Нее Сыну? Могущество Ее несравненно и необъятно». В этой книге собрано немало молитв Пресвятой Богородице пред Ее иконами; существуют еще и акафисты (автор приводит один, прямо посвященный воспитанию детей).
Кроме того, всем нам при появлении на свет Господь дает в поддержку и помощь Ангела хранителя, а после Крещения каждый православный христианин получает помощь того святого, в честь которого он был назван. Это может быть апостол, мученик, преподобный или другой святой, оберегающий нас от всякого зла, несчастий и бед, ходатай и молитвенник о нас пред Богом. Православное почитание святых угодников Божиих вытекает из убеждения, что все мы, спасающиеся и уже спасенные, живые и умершие, составляем единую Божию семью. Церковь — это великое общество, охватывающее видимый и невидимый мир. Она — огромная вселенская организация, построенная на принципе любви, во главе которой стоит сам Господь Иисус Христос. В ней каждый должен заботиться не только о себе, но и о благе и спасении других людей.
Святые — это те люди, которые при своей жизни более других проявляли любовь к ближним. Когда праведный человек умирает, он не порывает своей связи с Церковью, но переходит в ее высшую, небесную область, называемую Церковью торжествующей. Попав в духовный мир, душа праведного человека не перестает думать, желать, чувствовать, но, напротив, эти ее свойства раскрываются здесь еще полнее и совершеннее. Переселившись по смерти на Небо для блаженства и прославления Бога чистыми душами своими, все они имеют одно занятие: помогать людям, живущим на земле, побеждать греховные соблазны и совершать добрые, благочестивые дела. Святые угодники — скорые помощники всем, усердно просящим у них помощи и молитв, потому что они близки к Богу, источнику всякого добра. При всем этом они помогают не своею силою, а только испрашивают нам у Бога все необходимое для спасения святыми молитвами своими. Из угодников Божиих ближе всех к каждому из нас те, имена которых мы носим. Кроме молитвенной помощи святые помогают нам достичь спасения и примером своей жизни. Знакомство с житиями святых обогащает христианина духовным опытом тех, кто усерднее других воплощал Евангелие в своей жизни. Будучи такими же людьми, как и мы, и преодолев самые трудные искушения, они воодушевляют нас терпеливо идти к Богу.
*** Святитель Иоанн Златоуст учит нас, что «Дети — не случайное приобретение, мы отвечаем за их спасение». И «хотя бы вся наша жизнь была благополучна, мы подвергнемся строгому наказанию, если не радеем о спасении детей». «Мы не можем обмануть Бога, Который испытует сердца, все обнаруживает и возлагает на нас ответственность за спасение детей». Кроме того, что мы любим детей, заботимся о них, даем образование, и определенные материальные блага, мы должны не забывать о их духовном развитии, о том, что в любой ситуации, будь то здоровье ребенка, или его учеба, или женитьба или другие обстоятельства, надо неустанно молиться о них. Об этом и говорится на страницах книги «Как молиться о наших детях».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 2 мая. Великий Четверг. Воспоминание Тайной Вечери
Евангелие 2 мая. И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое
Читаем Апостол. 2 мая 2024
День ангела. 2 мая
Этот день в истории. 2 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!