У книжной полки. 30 марта

30 марта 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай. «Великая Четыредесятннца: путь, цель, награда.

 

Период Великой Четыредесятницы — это по преи­муществу период духовных подвигов и духовного плодоношения. Все христиане, все верующие, все члены Церкви, каждый, кто желает прожить этот период пo-Божьему, после общей расслабленности всей нашей жизни, которой способствует и наше падшее естество, прилагает усилия, сосредоточивает силы и начинает труд­ное семинедельное шествие. Сорок девять дней не так уж много, но вполне достаточно, чтобы дать нам Боже­ственный вкус и, наконец, наполнить наши руки жатвой духовных плодов. Этими духовными плодами являются добродетели — результат благодати Божией, «всеплодие Божественных заповедей», о котором говорят степенны 3-го гласа. О достижении добродетелей говорится в новой книге митрополита Месогейского и Лавреотикийского Николая – «Великая Четыредесятннца: путь, цель, награда». Она вышла в свет в Издательстве Сретенского монастыря и заняла свое место на нашей книжной полке. ****

Эта книга представляет собой сборник бесед митрополита Месогейского и Лавреотикийского Николая, которые проходили на протяжении Великих Четыредесятниц 1997, 2005 и 2007 годов за вечерними богослужениями. В основе всех бесед — учение о достижении добродетелей. Предваряет эту книгу краткая биография автора, где говорится, что родился он 13 апреля 1954 года в го­роде Салоники в благочестивой православной семье. В 1976 году он с отличием окончил физический факультет Фессалоникийского университета имени Аристотеля и продол­жил изучать астрофизику, механику, медицину и биоинженерию в ведущих вузах США. Получив магистерскую и докторскую степе­ни, стал научным консультантом при Национальном аэрокосмическом агентстве США (NASA).

Вся жизнь владыки Николая, по словам издателей, - это безраздельное и бескорыстное служение ближнему. Уже в студенческие годы он начал помогать сотням тяжелобольных пациентов, приезжавших в США для проведения серьезных хирургических операций. Каждое воскресенье Николай ходил в русский православный храм в Бостоне. Стремление глубже познать православную традицию приве­ло юношу в богословскую школу Всечестного Креста в Бостоне. Позднее он стал доктором богословия в Фессалоникийском уни­верситете и был избран почетным профессором богословского факультета Афинского университета. Преподавателями Николая были лауреаты Нобелевских пре­мий, работу ему предлагали ведущие мировые университеты и лаборатории, он успешно решал сложнейшие научные задачи и обрел общемировую известность.

Однако, по его собственному признанию, сердце все равно оставалось ненаполненным. И несмо­тря на огромнейшую радость от успеха, Николай с каждым прожитым днем становился ближе к глав­ному решению своей жизни: безраздельно посвятить себя Богу. Он убедился, что научное знание укрепляет в нем веру. Однако красота познания вещественного мира не шла ни в какое сравнение с путем духовного восхождения. 18 марта 1989 года Николай был пострижен в монашество в монастыре Стомион (Коница, Северная Греция). 10 сентября того же года была совершена его иерейская хиротония. В 1994 году отец Николай поступил в афонский монастырь Симонопетра. Вскоре его благословили стать экономом Возне­сенского подворья этой обители в пригороде города Афины. В декабре 1993 года отец Николай основал первый в Греции Центр биоэтики и деонтологии, а впоследствии стал председате­лем Синодального комитета по биоэтике Элладской Церкви.

Значение просветительской деятельности владыки Николая для всего православного мира огромно. Основанный им Центр стал местом диалога Церкви и научного сообщества. Именно здесь многие ученые задумались о нравственных аспектах технологи­ческого прогресса, ведь, по словам отца Николая, «часто совре­менные технологии не способствуют духовному развитию чело­вечества. Напротив, они усиливают поле притяжения эгоизма и влекут современных людей в западню и тупик». 26 апреля 2004 года Священным Синодом Элладской Церкви отец Николай был избран митрополитом Месогейским и Лавреотикийским. Своим бескорыстным служением Церкви он стяжал авторитет во всем православном мире. Его перу принадле­жат более десяти научных и богословских книг, некоторые из кото­рых переведены на иностранные языки и изданы во многих странах. Практическое служение и миссионерскую деятельность старается сочетать с мо­литвой и глубокой внутренней духовной жизнью.

В своих беседах, которые собраны на страницах данной книги, говоря о святой Четыредесятнице, Владыка отмечает: «Перед нами целый период, наполненный духовными вызо­вами и возможностями, реализация которых необходима для нашей души. Все мы понимаем, насколько нам необходимо приподняться, чтобы жизнь изменилась, преобра­зилась и привилась благодатью Божией ощутимым, существенным и результативным образом. В душе каждого из нас есть врожденное желание, Божественное и священное ожидание чего-то высшего, чего-то иного, чего-то более духовного и существенного в нашей жизни». По словам автора, святая Четыредесятница, это самый прекрасный период года, са­мый трогательный, богатый духовными переживания­ми. В эти дни «даже литургическая атмосфера внешне становится более умилительной: освящение в храмах приглушается, темнеют краски, каждый из нас внутренне становится более собранным».

Вместе с тем, - говорит Владыка, - изменяется и характер служб: «знако­мая ежедневная Божественная литургия уступает место редким литургиям Преждеосвященных Даров по средам и пятницам. Добавьте к этому особые вечерни, пение акафиста, великие повечерия, великий канон, особый характер каждого предстоящего нам праздника и многое другое. А все вместе связывается строгим постом — под­линной печатью этого периода. Так как же в это время мы можем помочь нашей душе — жесткой и закрытой — немного открыться, стать более податливой, более подвижной на духовные дела, чтобы до­стигнуть своей мечты, своего желания и чаяния — облег­чить вход благодати и благословения Божия и проявления какого-нибудь положительного результата в нашей жизни?» Об этом говорит Владыка Николай в этой книге.

Беседы, повторюсь, посвящены учению о достижении добродетелей. По словам Владыки, «О добродетелях сказано много: добродетели деятель­ные, сокровенные и внутренние, относящиеся то к одной, то к другой категории, собранные в знаменитой книге «Лествица» святого Иоанна Синайского — книге, кото­рая согласно Уставу монастырских богослужений частями читается на всем протяжении поста. К этой книге наша Святая Церковь относится с особым почтением и упоми­нает ее в четвертое воскресенье поста. Один лишь факт использования этой книги в продолжение Великой Четыредесятницы удостоверяет в серьезности, какую Церковь придает возделыванию добродетелей, их связи с истин­ным покаянием. Я подумал, - говорит архипастырь, - что нужно посвятить беседы этой Четыредесятницы более углубленному и существенному осмыс­лению добродетелей, разделив их на определенные кате­гории. Более подробно об этих категориях и говорит автор.

Как вступить на это поприще добродетелей? Через какую дверь войти в это пространство практического жития? Откуда начать свое восхождение и пойти по тем ступенькам, которые приведут на вершину? С чего начать? По словам автора, есть одна молитва. Уверен, большинство из вас знают ее. Эта молитва характеризует Великую Четыредесятницу, мы произносим ее только в этот период. Это — молитва покаяния, которая открывает перед нами горизонты. Молитва, которая присутствует во всех без исключения богослужениях. А в некоторых — даже по два раза. Она описывает человеческую душу и ее подвиг, таинство и перспективу. Это — молитва преподобного Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего» Это важная молитва. Это и дверь, и путь, и конец пути для того, кто имеет тягу к духовному, чтобы усвоить его и воплотить в жизнь". Для того, чтобы понять, о чем говорит святой Ефрем, чему он учит, автор предлагает своим слушателям, а теперь и читателям - краткое толкование и анализ этой молитвы.

 

*** По словам митрополита Николая, «отправной точкой» для достижения добродетелей, «может послужить слово, характеризующее первую вечерню Великой Четыредесятницы — вечерню прощения. Какое прекрасное слово — прощение. Святая Церковь напоминает нам и побуждает нас прежде вступления на поприще добродетелей, прежде начала духовных подвигов Великой Четыредесятницы обязательно запастись благословением прощения. Прощением начинается Четыредесятница, но прощение является и печатью ее окончания, печатью Страстной седмицы. Прощение — необходимое условие приобщения радости Воскресения. Вечером Великой Субботы прежде возглашения «Христос воскресе» мы поем окончание стихиры «Воскресения день, и просветимся торжеством», где говорится: «...Простим вся Воскресением, и тако возопиим: Христос воскресе». То есть по причине наступления Воскресения Христова простим всё друг другу и тогда будем петь: «Христос воскресе». 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать