Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Период Великой Четыредесятницы — это по преимуществу период духовных подвигов и духовного плодоношения. Все христиане, все верующие, все члены Церкви, каждый, кто желает прожить этот период пo-Божьему, после общей расслабленности всей нашей жизни, которой способствует и наше падшее естество, прилагает усилия, сосредоточивает силы и начинает трудное семинедельное шествие. Сорок девять дней не так уж много, но вполне достаточно, чтобы дать нам Божественный вкус и, наконец, наполнить наши руки жатвой духовных плодов. Этими духовными плодами являются добродетели — результат благодати Божией, «всеплодие Божественных заповедей», о котором говорят степенны 3-го гласа. О достижении добродетелей говорится в новой книге митрополита Месогейского и Лавреотикийского Николая – «Великая Четыредесятннца: путь, цель, награда». Она вышла в свет в Издательстве Сретенского монастыря и заняла свое место на нашей книжной полке. ****
Эта книга представляет собой сборник бесед митрополита Месогейского и Лавреотикийского Николая, которые проходили на протяжении Великих Четыредесятниц 1997, 2005 и 2007 годов за вечерними богослужениями. В основе всех бесед — учение о достижении добродетелей. Предваряет эту книгу краткая биография автора, где говорится, что родился он 13 апреля 1954 года в городе Салоники в благочестивой православной семье. В 1976 году он с отличием окончил физический факультет Фессалоникийского университета имени Аристотеля и продолжил изучать астрофизику, механику, медицину и биоинженерию в ведущих вузах США. Получив магистерскую и докторскую степени, стал научным консультантом при Национальном аэрокосмическом агентстве США (NASA).
Вся жизнь владыки Николая, по словам издателей, - это безраздельное и бескорыстное служение ближнему. Уже в студенческие годы он начал помогать сотням тяжелобольных пациентов, приезжавших в США для проведения серьезных хирургических операций. Каждое воскресенье Николай ходил в русский православный храм в Бостоне. Стремление глубже познать православную традицию привело юношу в богословскую школу Всечестного Креста в Бостоне. Позднее он стал доктором богословия в Фессалоникийском университете и был избран почетным профессором богословского факультета Афинского университета. Преподавателями Николая были лауреаты Нобелевских премий, работу ему предлагали ведущие мировые университеты и лаборатории, он успешно решал сложнейшие научные задачи и обрел общемировую известность.
Однако, по его собственному признанию, сердце все равно оставалось ненаполненным. И несмотря на огромнейшую радость от успеха, Николай с каждым прожитым днем становился ближе к главному решению своей жизни: безраздельно посвятить себя Богу. Он убедился, что научное знание укрепляет в нем веру. Однако красота познания вещественного мира не шла ни в какое сравнение с путем духовного восхождения. 18 марта 1989 года Николай был пострижен в монашество в монастыре Стомион (Коница, Северная Греция). 10 сентября того же года была совершена его иерейская хиротония. В 1994 году отец Николай поступил в афонский монастырь Симонопетра. Вскоре его благословили стать экономом Вознесенского подворья этой обители в пригороде города Афины. В декабре 1993 года отец Николай основал первый в Греции Центр биоэтики и деонтологии, а впоследствии стал председателем Синодального комитета по биоэтике Элладской Церкви.
Значение просветительской деятельности владыки Николая для всего православного мира огромно. Основанный им Центр стал местом диалога Церкви и научного сообщества. Именно здесь многие ученые задумались о нравственных аспектах технологического прогресса, ведь, по словам отца Николая, «часто современные технологии не способствуют духовному развитию человечества. Напротив, они усиливают поле притяжения эгоизма и влекут современных людей в западню и тупик». 26 апреля 2004 года Священным Синодом Элладской Церкви отец Николай был избран митрополитом Месогейским и Лавреотикийским. Своим бескорыстным служением Церкви он стяжал авторитет во всем православном мире. Его перу принадлежат более десяти научных и богословских книг, некоторые из которых переведены на иностранные языки и изданы во многих странах. Практическое служение и миссионерскую деятельность старается сочетать с молитвой и глубокой внутренней духовной жизнью.
В своих беседах, которые собраны на страницах данной книги, говоря о святой Четыредесятнице, Владыка отмечает: «Перед нами целый период, наполненный духовными вызовами и возможностями, реализация которых необходима для нашей души. Все мы понимаем, насколько нам необходимо приподняться, чтобы жизнь изменилась, преобразилась и привилась благодатью Божией ощутимым, существенным и результативным образом. В душе каждого из нас есть врожденное желание, Божественное и священное ожидание чего-то высшего, чего-то иного, чего-то более духовного и существенного в нашей жизни». По словам автора, святая Четыредесятница, это самый прекрасный период года, самый трогательный, богатый духовными переживаниями. В эти дни «даже литургическая атмосфера внешне становится более умилительной: освящение в храмах приглушается, темнеют краски, каждый из нас внутренне становится более собранным».
Вместе с тем, - говорит Владыка, - изменяется и характер служб: «знакомая ежедневная Божественная литургия уступает место редким литургиям Преждеосвященных Даров по средам и пятницам. Добавьте к этому особые вечерни, пение акафиста, великие повечерия, великий канон, особый характер каждого предстоящего нам праздника и многое другое. А все вместе связывается строгим постом — подлинной печатью этого периода. Так как же в это время мы можем помочь нашей душе — жесткой и закрытой — немного открыться, стать более податливой, более подвижной на духовные дела, чтобы достигнуть своей мечты, своего желания и чаяния — облегчить вход благодати и благословения Божия и проявления какого-нибудь положительного результата в нашей жизни?» Об этом говорит Владыка Николай в этой книге.
Беседы, повторюсь, посвящены учению о достижении добродетелей. По словам Владыки, «О добродетелях сказано много: добродетели деятельные, сокровенные и внутренние, относящиеся то к одной, то к другой категории, собранные в знаменитой книге «Лествица» святого Иоанна Синайского — книге, которая согласно Уставу монастырских богослужений частями читается на всем протяжении поста. К этой книге наша Святая Церковь относится с особым почтением и упоминает ее в четвертое воскресенье поста. Один лишь факт использования этой книги в продолжение Великой Четыредесятницы удостоверяет в серьезности, какую Церковь придает возделыванию добродетелей, их связи с истинным покаянием. Я подумал, - говорит архипастырь, - что нужно посвятить беседы этой Четыредесятницы более углубленному и существенному осмыслению добродетелей, разделив их на определенные категории. Более подробно об этих категориях и говорит автор.
Как вступить на это поприще добродетелей? Через какую дверь войти в это пространство практического жития? Откуда начать свое восхождение и пойти по тем ступенькам, которые приведут на вершину? С чего начать? По словам автора, есть одна молитва. Уверен, большинство из вас знают ее. Эта молитва характеризует Великую Четыредесятницу, мы произносим ее только в этот период. Это — молитва покаяния, которая открывает перед нами горизонты. Молитва, которая присутствует во всех без исключения богослужениях. А в некоторых — даже по два раза. Она описывает человеческую душу и ее подвиг, таинство и перспективу. Это — молитва преподобного Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего» Это важная молитва. Это и дверь, и путь, и конец пути для того, кто имеет тягу к духовному, чтобы усвоить его и воплотить в жизнь". Для того, чтобы понять, о чем говорит святой Ефрем, чему он учит, автор предлагает своим слушателям, а теперь и читателям - краткое толкование и анализ этой молитвы.
*** По словам митрополита Николая, «отправной точкой» для достижения добродетелей, «может послужить слово, характеризующее первую вечерню Великой Четыредесятницы — вечерню прощения. Какое прекрасное слово — прощение. Святая Церковь напоминает нам и побуждает нас прежде вступления на поприще добродетелей, прежде начала духовных подвигов Великой Четыредесятницы обязательно запастись благословением прощения. Прощением начинается Четыредесятница, но прощение является и печатью ее окончания, печатью Страстной седмицы. Прощение — необходимое условие приобщения радости Воскресения. Вечером Великой Субботы прежде возглашения «Христос воскресе» мы поем окончание стихиры «Воскресения день, и просветимся торжеством», где говорится: «...Простим вся Воскресением, и тако возопиим: Христос воскресе». То есть по причине наступления Воскресения Христова простим всё друг другу и тогда будем петь: «Христос воскресе».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 29 апреля 2024
Евангелие 28 апреля. Осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!
Читаем Апостол. 28 апреля 2024
Церковный календарь 28 апреля. Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье
День ангела. 28 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!