У книжной полки. 30 июня

30 июня 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Протоиерей Константин Пархоменко. Ангелы и бесы.

 

Ангелы — это духовные существа, которые славят Бога и исполняют Его поручения. Согласно свидетельству Священного Писания, Ангелы были сотворены Богом еще до создания видимого мира, сотворены в огромном множестве, как служители Божии. Ангелы служат Богу, прославляют Его, доносят до человека вести от Бога. По повелению Господа они являются хранителями и защитниками людей — высшего творения Божия, предназначенного к вечной небесной славе. Но есть и другие существа, которые постоянно восстают против Бога и человека. Это тоже ангелы, но отпавшие от своего Создателя. Иначе их зовут – бесы. О тех и других, о их сущности, о их влиянии на жизнь человека рассказывает книга протоиерея Константина Пархоменко, выпущенная в свет Издательством Никея. Она так и называется – «Ангелы и бесы». ***

Книга известного миссионера, писателя и блогера, редактора портала «Азбука веры» протоиерея Константина Пархоменко в доступной форме знакомит читателя с учением Церкви о мире бесплотных существ: об Ангелах и бесах. В соответствии с названием она состоит из двух частей: «Ангелы света» и «Ангелы тьмы». Первая часть посвящена рассказу о добрых Ангелах, вторая — об ангелах злых, или бесах. Бесы — тоже ангелы (правда это слово пишется уже с маленькой буквы), но ангелы падшие, изменившие Богу, взбунтовавшиеся против Него. Что нам говорит Священное Писание об Ангелах и о бесах? Можем ли мы почувствовать участие в нашей жизни этих бесплотных созданий? Насколько нам доступно общение с ними? Об этом — книга.

Чтобы изложение православного учения об Ангелах и бесах не показалось скучной теорией, автор приводит множество свидетельств их участия в жизни человека; истории взяты как из Писания, Церковного предания, так и из современной жизни, в том числе из личного опыта автора. Однако очень хочется, чтобы эта книга не просто развлекла читателя. Как всякая религиозная или, как раньше говорили, духовная книга, она претендует на то, чтобы к ней отнеслись серьезно. В Ангелах увидели бы духовно опытных помощников, наставников и просили их о поддержке, помощи. В бесах — распознали злейших врагов и так исправили бы свою жизнь, чтобы не иметь с ними ничего общего. Таким образом, как отмечает автор, Ангелы и бесы занимаются совершенно противоположными делами. Если первые — помощники, друзья человека, то бесы — лютые враги. Роднит Ангелов и бесов их природа — ангельская.

Священное Писание не говорит прямо, почему произошло отпадение части ангелов, у нас есть только косвенные указания и многочисленные свидетельства святых отцов. Согласно этим предположениям, один из самых высших Ангелов помрачился умом от… зависти к Богу, взбунтовался против своего Создателя и увлек с собою многочисленную часть духов. Все они были низвергнуты в преисподнюю и отныне представляют собой крайне злое и ожесточенное бого- и человеконенавистническое войско. О них автор рассказывает во второй части этой книги. Ну а первая ее часть посвящена, конечно, светлым Ангелам. Здесь отец Константин отвечает на такой вопрос: «Верить ли в Ангелов современному человеку?» Каждый, - говорит он, - отвечает на этот вопрос самостоятельно. Но мы помним, что основа нашей веры — вера в Единого Господа в Трех Лицах: Отца, Сына и Святого Духа. И вера в то, что Сын Божий ради спасения людей воплотился, пострадал, крестной смертью искупил нас и воскрес!

По словам священника, христианин, который не верит в Ангелов, оказывается уязвимым для воздействия темных бесовских сил. Представьте, например, что человек не верит в реальность радиоактивного облучения — как в него верить, если его нельзя увидеть? Но такой человек рискует оказаться в опасной зоне, облучиться и заболеть. Или не верит в существование какого-нибудь вируса — а мы знаем, что чуть ли не каждый год на нашей планете появляются новые вирусы, представляющие объективную угрозу для того или иного региона, для людей, не задумывающихся о профилактике и предохранении от болезни. Вот так же и современный человек, не верящий в существование светлых и темных ангельских сил. Светлые-то все равно будут с ним, будут незримо защищать и хранить. А вот темные попытаются его погубить. И не тело, а в первую очередь душу, то есть то измерение в человеке, которое наследует вечность. Можно сказать, что радиация зафиксирована приборами, что вирусы описаны учеными, что мы имеем массу примеров воздействия и радиации, и вирусов на человека…

Почти то же самое можно сказать и об Ангелах и бесах. Мы, правда, не имеем прибора, который зафиксировал бы присутствие духа, такой прибор в принципе невозможен, потому что ангелы иноприродны нашему миру, наши законы на них не рас-пространяются. Но зато у нас масса примеров во все времена (и в том числе — не меньше во времена нынешние): свидетельства Священного Писания, святых подвижников всех эпох и народов, наконец, наш собственный опыт. И все это убеждает нас в том, что Ангелы и бесы не древний наивный вымысел, но реальность. И, верим ли мы в них или не верим, они все так же незримо были, есть и будут с человеком. Одни будут поддерживать, другие — вредить.

Крупнейший протестантский теолог XX века Карл Барт в фундаментальном многотомном труде «Догматика Церкви» писал, что тему Ангелов можно охарактеризовать как «самую замечательную и трудную среди всех». Для протестанта, не имеющего Предания Церкви, это действительно наитруднейшая тема, так как в Священном Писании тема Ангелов лишь намечена, очерчены ее богословские контуры, но никакого развития она не получила. Не так в православии! Святыми подвижниками Церкви эта тема не только раскрыта — мы имеем уникальный опыт контактов, встреч с вестниками Божиими… И когда в начале книги автор говорит, что Ангелы для нас — «помощники и друзья», говорит он это не от себя. Таковыми себя и объявили, и зарекомендовали сами Ангелы. В рассказе об Ангелах отец Константин опирается и на свидетельство слова Божия — Библии, и на рассказы подвижников веры и благочестия, оставивших нам уникальные свидетельства общения с легкокрылыми и огневидными небесными вестниками.

А начинается книга с двух историй самого автора, которые произошли в его жизни. Первая из них случилась, когда отец Константин был студентом духовной академии, и с друзьями решил съездить на остров Залита, что под Псковом, к известному прозорливому старцу отцу Николаю Гурьянову. К нему многие тогда ездили пообщаться, получить духовное наставление или ответ на сложный вопрос. Такие вопросы имелись и у нас, - говорит автор. По дороге товарищи попали в беду и чуть не погибли, но прозорливость батюшки помогла им выйти из затруднительного положения. И вот у каждого из друзей была возможность пообщаться со старцем наедине. «Я, - вспоминает автор, - получил ответы на волнующие меня личные вопросы. Старец не отпускал, а темы для разговора иссякли, как-то не хотелось говорить о чем-то незначительном. Когда повисла долгая пауза, я сказал: «Батюшка, а я вот в бесов не совсем и верю...» Отец Николай всплеснул руками: «Да как же не верить? Да ведь они рядом». Я спросил старца, а видел ли он бесов. «Не только видел, я их вижу... вот-вот, гляди, — отец Николай показал рукой, — один побежал»...

Я так и не понял, - продолжает рассказ автор, - и до сих пор не понимаю, действительно ли отец Николай тогда увидел беса или подшутил надо мной, но все это заставило меня крепко призадуматься. Ведь если святые и подвижники как прошлого, так и нынешнего времени практически единодушно говорят, что есть Ангелы и бесы, за этим стоит какой-то реальный опыт, опыт людей, не болтающих на богословские темы, но ведущих напряженную духовную жизнь и прикасающихся к реалиям, которые для обычных людей сокрыты. Прошли годы. Я стал священником и из теоретического, в большей степени, богословствования перешел в плоскость практического. Это значит совершение Божественной литургии и других таинств, духовническое окормление множества людей, ежедневное молитвенное делание. И вот тогда реалии духовного мира стали мне ближе и начала приоткрываться реальность, дотоле известная только из святоотеческой литературы. Общение с людьми и, хотя и мизерный, но все-таки личный духовный опыт уверили меня, что параллельно нашему миру существует и другой». И об этом мире автор рассказывает в своей книге.

 

*** В завершении программы несколько слов об авторе книги. Протоиерей Константин Пархоменко – клирик Санкт-Петербургской митрополии, служит в Свято-Троицком Измайловском соборе. Возглавляет приходскую воскресную школу для взрослых и школу для детей. Ведет передачи на епархиальной радиостанции «Град Петров» и радиостанции «Благодатная Мария». Преподает в Духовной семинарии и Православном общедоступном университете. Редактор православного интернет-портала «Азбука веры», имеет свой блог и видеоблог, очень популярный в интернете. Автор множества книг и статей, посвященных основам православной веры.

Несомненна помощь, которая нам оказывается на путях духовной жизни (здесь, впрочем, выделить, где помогает Господь, где Богородица или святые, а где Ангелы — невозможно). Открылась и правда того, что невидимо, но реально рядом с нами обитают какие-то злые сущности. Они препятствуют нашей духовной жизни, подталкивают к греховным поступкам, вторгаются в сознание странными или страшными мыслями, прогнать которые возможно только молитвой и духовной жизнью.

Была ранняя весна, начало марта, но еще стояли морозы. Добираться решили на машине. На автомобиле до озера, а там по льду прямо на остров, к старцу. Мы выехали из Петербурга утром, наскоро позавтракав. Машина шла уверенно и твердо, мы пели и читали утренние молитвы. Настроение возвышенное и торжественное. А вот и ровная гладь озера. Лед, припорошенный снегом. В снегу проложена трасса. Мы въехали на лед и бодро, благо ехать всего три километра, покатили к острову. На середине озера заглушили мотор. Мы вышли, включили видеокамеру, чтобы записать несколько слов. Я, улыбаясь в объектив, сказал: «Мы в полутора километрах от Залита, и через несколько минут мы с вами увидим известного старца. Как видите, друзья, сатана не смог помешать нам в нашем благом предприятии...»

Через несколько минут мы вернулись с морозца в жаркий автомобиль, завели мотор, но... Машина не тронулась с места. Колеса беспомощно проворачивались в лунках, наполненных водой и ледяной кашей. Нескольких минут оказалось достаточно, чтобы машина продавила лед.

Мы стали подкладывать под колеса какие-то тряпки, вещи, силясь приподнять автомобиль, но все было бесполезно. Прошел час, другой... Мы совсем замерзли и оголодали. К тому же увидели, что лед под автомобилем от наших усилий совсем истончился, то у одного, то у другого из наших спутников нога проваливалась под воду. Вокруг пошли подозрительные, тревожные трещины. Было решено пешком брести к острову — похоже, машину мы теряли... Вдруг послышался гул мотора. К нам приближался трактор-вездеход на больших надутых колесах. Водитель открыл дверцу и, матерясь, бросил нам веревку: «Цепляйте, я не могу останавливаться...» Мы прицепили веревку к автомобилю, вездеход потянул и не останавливаясь потащил машину к острову. Подпрыгивая на снежных кочках как мячик, она умчалась вперед, а мы бросились следом...

Когда мы спросили шофера, откуда он узнал про нашу беду, он сказал, что его послал за нами отец Николай. Как отец Николай мог знать о нашем приключении, ведь его домик находился с другой стороны острова?.. А еще мы узнали, что накануне была оттепель и выходить на озеро запретили. В предвкушении встречи с известным старцем мы даже не заметили флажков ограждения... Приветствуя нас, старец охал: «Что же вы делаете, вы же покойнички почти были...»

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать