У книжной полки. 30 июня

30 июня 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Православие в вопросах и ответах старцев и святых отцов Церкви.

 

Церковная жизнь поначалу трудна и непонятна. Делая первые шаги к воцерковлению, новоначальный христианин, как ребенок, видит в Церкви много нового, будь то - убранство храма или богослужение, различные священнодействия или слова песнопений и молитв, язык которых ему совсем непонятен. Всё это рождает множество вопросов, и с ними воцерковляющийся человек обращается к священникам или к знакомым, имеющими определенный церковный опыт. С некоторыми отдельными вопросами, касающимися православной веры, наши читатели смогут познакомиться благодаря книге, которая была составлена редакцией известного Православного женского журнала «Славянка». Она вышла в свет в Издательстве Ковчег и называется «Православие в вопросах и ответах старцев и святых отцов Церкви». ***

В этой книге собраны советы старцев и святых отцов по самым важным вопросам, которые охватывают разные стороны жизни православного христианина. Все они подобраны в алфавитном порядке и представляют собой определенную духовную азбуку. В первой части представлены вопросы, которые касаются богослужения. Например, что такое литургия? Для того, чтоб ответить на этот вопрос, составители книги обратились к «Настольной книге священнослужителя». Вот что там говорится: «Таинство таинств Христовой Церкви, святейшая и таинственнейшая из церковных служб, песнь песней любви христианской. Литургия - истинное осуществление молитвы Господа Иисуса Христа к Небесному Отцу: «Да вси едино будут... да будут едино, якоже и Мы» (Ин. 17, 21, 11). Здесь, около Чаши Христовой, и соединяются верующие в душу едину. В древней Церкви литургия сопровождалась общим лобзанием, - лобзанием мира, и носила название таинство собрания, или общение. Мысль о всеобщем единении людей между собой через литургию раскрывается в святоотеческих писаниях.

«Преподание одного и того же хлеба и общей Чаши для всех, - говорит святой Дионисий Ареопагит (I в.), - внушает причащающимся, как питающимся единою пищею, единение духа». Без литургии нет христианства. Божественная литургия получила свое начало в установлении Господом Иисусом Христом таинства Евхаристии и в Его заповеди о ее совершении. Начало литургии — Тайная Вечеря Господа Иисуса Христа. Ее повторение в воспоминание Господа было основой и корнем литургии». Следующий вопрос касается вечернего богослужения, и разъясняет, почему вечерня является первой среди служб? «Вечерня, - говорится в издании, - является первой среди повседневных служб потому, что в Церковной жизни день начинается с вечера, так как первому дню мира и началу существования человека предшествовала тьма, вечер, сумерки.

На «вечерни», как в еврейском, так и в христианском богослужении, ярко выделяется изображение сотворения мира и человека. Кроме того, в Православной Церкви вечерне придано воспоминание о грехопадении людей и ожидаемом спасении через Иисуса Христа... «Повечерний» час совпадает со временем отхода ко сну, а сон напоминает о смерти, за которой последует воскресе­ние. Поэтому в православном богослуже­нии на повечерии напоминается моля­щимся о пробуждении от вечного сна, то есть о воскресении». О том, какое значение в богослужении имеют псалмы, составители отвечают словами святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Как жилы и кости в теле, так псалмы проходят во всем бо­гослужении, состав­ляют его основу, свя­зывают Ветхий Завет с Новым, ветхозаветное пение с новозавет­ным, пророческое с апостольским и свя­тоотеческим», - говорит отец Иоанн.

Часто у новоначальных христиан возникает и такой вопрос: «Почему шестопсалмие читают при погашенных свечах?» Вот что мы читаем на страницах данного издания: «Шестопсалмием в православном богослужении принято называть шесть избранных псалмов, последовательно читаемых на утрени: 3, 37, 62, 87, 102, 142. Суточный богослужебный круг — последовательность богослужений одного дня — делится на вечерню и утреню. По­сле грехопадения люди оказались в тем­ноте безбожия, и это темное время в исто­рии человечества представлено в право­славном богослужении Вечерней. По окончании Вечерни символи­чески заканчивает­ся ветхозаветное время, наступает но­вое, мир ждет при­шествия Спасителя. Перед шестопсал­мием об этом возве­щает ангельское песнопение, которое слышали в ту ночь пастухи: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! (Лк. 2, 14). Само же шестопсалмие символически изображает состояние человечества, по­груженного в духовную тьму перед прихо­дом Спасителя мира.

Свечи погашены. Горящие лампады напоминают мерцание звезд той ночи, когда в вертепе родился Богомладенец. Спаситель пришел на землю глубокой ночью, не как земной царь, а в образе раба. Он еще не вышел на Свое общественное служение (храм по­гружен в полумрак), но Он уже молится Своему Небесному Отцу о всем роде чело­веческом (см.: 1 Ин. 2. I, 2). В богослуже­нии Утрени этому соответствует середина шестопсалмия, когда после прочтения первых трех псалмов и малого славословия из алтаря выходит священник, символи­зирующий собой Христа, становится лицом к алтарю и при закрытых Царских вратах читает 12 утренних молитв, освящая каж­дый час дня. При чтении шестопсалмия полагается стоять прямо и благоговейно, как бы предстоя Самому Христу.

Вторая часть книги называется – «Грехи и страсти». Здесь собраны ответы святых отцов и старцев на следующие вопросы: как избавиться от жадности? Как прогнать тоску? Что делать, если унываешь от осознания своих грехов? Что такое уныние и как с ним бороться? Какой грех самый тяжелый? Что вредит здоровью? Что будет, если всю жизнь не каяться и не исповедоваться? Чем опасна лесть? Почему нельзя обижаться? И еще много других вопросов. Предлагаю вашему вниманию ответы на некоторые из них. Вот, например, на вопрос - как избавиться от жадности? Составители приводят следующие слова архимандрита Амвросия (Фонтрие): «Жадность — это проявление греховной страсти - сребролюбия. А из­бавиться от нее очень просто. Начинайте раз­давать ненуж­ные нам вещи. А потом и нужные не жалко будет отдавать. Дойдет до того, что будем отдавать то, что нам очень дорого, - не жалко будет, поверьте! Дающего рука не оскудеет (Притч. 28, 27)».

«О том, как прогнать тоску?» – отвечает схиигумен Иоанн (Алексеев): «Память надо набивать чтением Святого Евангелия и творений святых отцов, одним словом, чтобы ум не был праздным. Прежние события надо заменить другими мыслями, и постепенно прежние воспо­минания вытеснятся прочь и тоскливость пройдет. В одном серд­це два господина не могут жить вместе». На вопрос - «какой грех самый тяжелый?» - составители дают ответ преподобного Анатолия Оптинского (старшего). Старец об этом говорит следующее: «Самый пагубный и тяжелый грех — это неверие. Если чело­век согрешит из-за своего несовершен­ства и покается, то Господь простит его скорее, чем когда он грешит неверием, потому что в этом случае человек восстает против Самого Бога».

«О том, что вредит здоровью?» – говорит епископ Арсений (Жадановский): «Сушат человека не только болезни, но и внутренние похоти плотские и стра­сти, например, зависть, гнев, обидчивость и тому подобное. Поэтому-то присмотрись к себе: отчего ты так худ и слаб здо­ровьем — не вредит ли тебе внутренняя скверна?» А вот праведный Иоанн Кронштадтский на вопрос, «чем опасна лесть?» - отвечает следующее: «Льстецы - большие враги наши: они ослепляют нам глаза, не дают видеть нам своих великих недостатков и потому загораживают нам путь к совершенству, особенно, если мы самолюбивы и недальновидны». Вот лишь несколько ответов на те многочисленные вопросы, которые необходимо знать всем православным христианам. Об остальном читайте в данной книге.

 

*** По словам игумена Нектария (Морозова), «проблема духовного становления христианина в современном мире стоит очень остро. Большинство людей не «рождается» в Церкви, а приходит в нее уже в сознательном возрасте. Человек входит в новую, совершенно незнакомую для него еще церковную жизнь, жизнь чужую, которая, однако, обязательно должна стать своей. Этот процесс получил в сегодняшней практике наименование «воцерковления», то есть постепенного превращения христианина номинального в христианина реального. Проходить воцерковление может иногда быстро, иногда медленно, иногда легко, иногда с большими затруднениями. К сожалению, неминуемы на его пути и ошибки, и разочарования, и скорби. Избежать всего этого вполне нельзя. Но помочь человеку, пришедшему в Церковь, предложить ему ряд советов, совсем не лишних для него, прежде чем он твердо станет на ноги, - можно». Этому важному делу воцерковления может послужить и данная книга.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать