Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Православие в вопросах и ответах старцев и святых отцов Церкви.
Церковная жизнь поначалу трудна и непонятна. Делая первые шаги к воцерковлению, новоначальный христианин, как ребенок, видит в Церкви много нового, будь то - убранство храма или богослужение, различные священнодействия или слова песнопений и молитв, язык которых ему совсем непонятен. Всё это рождает множество вопросов, и с ними воцерковляющийся человек обращается к священникам или к знакомым, имеющими определенный церковный опыт. С некоторыми отдельными вопросами, касающимися православной веры, наши читатели смогут познакомиться благодаря книге, которая была составлена редакцией известного Православного женского журнала «Славянка». Она вышла в свет в Издательстве Ковчег и называется «Православие в вопросах и ответах старцев и святых отцов Церкви». ***
В этой книге собраны советы старцев и святых отцов по самым важным вопросам, которые охватывают разные стороны жизни православного христианина. Все они подобраны в алфавитном порядке и представляют собой определенную духовную азбуку. В первой части представлены вопросы, которые касаются богослужения. Например, что такое литургия? Для того, чтоб ответить на этот вопрос, составители книги обратились к «Настольной книге священнослужителя». Вот что там говорится: «Таинство таинств Христовой Церкви, святейшая и таинственнейшая из церковных служб, песнь песней любви христианской. Литургия - истинное осуществление молитвы Господа Иисуса Христа к Небесному Отцу: «Да вси едино будут... да будут едино, якоже и Мы» (Ин. 17, 21, 11). Здесь, около Чаши Христовой, и соединяются верующие в душу едину. В древней Церкви литургия сопровождалась общим лобзанием, - лобзанием мира, и носила название таинство собрания, или общение. Мысль о всеобщем единении людей между собой через литургию раскрывается в святоотеческих писаниях.
«Преподание одного и того же хлеба и общей Чаши для всех, - говорит святой Дионисий Ареопагит (I в.), - внушает причащающимся, как питающимся единою пищею, единение духа». Без литургии нет христианства. Божественная литургия получила свое начало в установлении Господом Иисусом Христом таинства Евхаристии и в Его заповеди о ее совершении. Начало литургии — Тайная Вечеря Господа Иисуса Христа. Ее повторение в воспоминание Господа было основой и корнем литургии». Следующий вопрос касается вечернего богослужения, и разъясняет, почему вечерня является первой среди служб? «Вечерня, - говорится в издании, - является первой среди повседневных служб потому, что в Церковной жизни день начинается с вечера, так как первому дню мира и началу существования человека предшествовала тьма, вечер, сумерки.
На «вечерни», как в еврейском, так и в христианском богослужении, ярко выделяется изображение сотворения мира и человека. Кроме того, в Православной Церкви вечерне придано воспоминание о грехопадении людей и ожидаемом спасении через Иисуса Христа... «Повечерний» час совпадает со временем отхода ко сну, а сон напоминает о смерти, за которой последует воскресение. Поэтому в православном богослужении на повечерии напоминается молящимся о пробуждении от вечного сна, то есть о воскресении». О том, какое значение в богослужении имеют псалмы, составители отвечают словами святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Как жилы и кости в теле, так псалмы проходят во всем богослужении, составляют его основу, связывают Ветхий Завет с Новым, ветхозаветное пение с новозаветным, пророческое с апостольским и святоотеческим», - говорит отец Иоанн.
Часто у новоначальных христиан возникает и такой вопрос: «Почему шестопсалмие читают при погашенных свечах?» Вот что мы читаем на страницах данного издания: «Шестопсалмием в православном богослужении принято называть шесть избранных псалмов, последовательно читаемых на утрени: 3, 37, 62, 87, 102, 142. Суточный богослужебный круг — последовательность богослужений одного дня — делится на вечерню и утреню. После грехопадения люди оказались в темноте безбожия, и это темное время в истории человечества представлено в православном богослужении Вечерней. По окончании Вечерни символически заканчивается ветхозаветное время, наступает новое, мир ждет пришествия Спасителя. Перед шестопсалмием об этом возвещает ангельское песнопение, которое слышали в ту ночь пастухи: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! (Лк. 2, 14). Само же шестопсалмие символически изображает состояние человечества, погруженного в духовную тьму перед приходом Спасителя мира.
Свечи погашены. Горящие лампады напоминают мерцание звезд той ночи, когда в вертепе родился Богомладенец. Спаситель пришел на землю глубокой ночью, не как земной царь, а в образе раба. Он еще не вышел на Свое общественное служение (храм погружен в полумрак), но Он уже молится Своему Небесному Отцу о всем роде человеческом (см.: 1 Ин. 2. I, 2). В богослужении Утрени этому соответствует середина шестопсалмия, когда после прочтения первых трех псалмов и малого славословия из алтаря выходит священник, символизирующий собой Христа, становится лицом к алтарю и при закрытых Царских вратах читает 12 утренних молитв, освящая каждый час дня. При чтении шестопсалмия полагается стоять прямо и благоговейно, как бы предстоя Самому Христу.
Вторая часть книги называется – «Грехи и страсти». Здесь собраны ответы святых отцов и старцев на следующие вопросы: как избавиться от жадности? Как прогнать тоску? Что делать, если унываешь от осознания своих грехов? Что такое уныние и как с ним бороться? Какой грех самый тяжелый? Что вредит здоровью? Что будет, если всю жизнь не каяться и не исповедоваться? Чем опасна лесть? Почему нельзя обижаться? И еще много других вопросов. Предлагаю вашему вниманию ответы на некоторые из них. Вот, например, на вопрос - как избавиться от жадности? Составители приводят следующие слова архимандрита Амвросия (Фонтрие): «Жадность — это проявление греховной страсти - сребролюбия. А избавиться от нее очень просто. Начинайте раздавать ненужные нам вещи. А потом и нужные не жалко будет отдавать. Дойдет до того, что будем отдавать то, что нам очень дорого, - не жалко будет, поверьте! Дающего рука не оскудеет (Притч. 28, 27)».
«О том, как прогнать тоску?» – отвечает схиигумен Иоанн (Алексеев): «Память надо набивать чтением Святого Евангелия и творений святых отцов, одним словом, чтобы ум не был праздным. Прежние события надо заменить другими мыслями, и постепенно прежние воспоминания вытеснятся прочь и тоскливость пройдет. В одном сердце два господина не могут жить вместе». На вопрос - «какой грех самый тяжелый?» - составители дают ответ преподобного Анатолия Оптинского (старшего). Старец об этом говорит следующее: «Самый пагубный и тяжелый грех — это неверие. Если человек согрешит из-за своего несовершенства и покается, то Господь простит его скорее, чем когда он грешит неверием, потому что в этом случае человек восстает против Самого Бога».
«О том, что вредит здоровью?» – говорит епископ Арсений (Жадановский): «Сушат человека не только болезни, но и внутренние похоти плотские и страсти, например, зависть, гнев, обидчивость и тому подобное. Поэтому-то присмотрись к себе: отчего ты так худ и слаб здоровьем — не вредит ли тебе внутренняя скверна?» А вот праведный Иоанн Кронштадтский на вопрос, «чем опасна лесть?» - отвечает следующее: «Льстецы - большие враги наши: они ослепляют нам глаза, не дают видеть нам своих великих недостатков и потому загораживают нам путь к совершенству, особенно, если мы самолюбивы и недальновидны». Вот лишь несколько ответов на те многочисленные вопросы, которые необходимо знать всем православным христианам. Об остальном читайте в данной книге.
*** По словам игумена Нектария (Морозова), «проблема духовного становления христианина в современном мире стоит очень остро. Большинство людей не «рождается» в Церкви, а приходит в нее уже в сознательном возрасте. Человек входит в новую, совершенно незнакомую для него еще церковную жизнь, жизнь чужую, которая, однако, обязательно должна стать своей. Этот процесс получил в сегодняшней практике наименование «воцерковления», то есть постепенного превращения христианина номинального в христианина реального. Проходить воцерковление может иногда быстро, иногда медленно, иногда легко, иногда с большими затруднениями. К сожалению, неминуемы на его пути и ошибки, и разочарования, и скорби. Избежать всего этого вполне нельзя. Но помочь человеку, пришедшему в Церковь, предложить ему ряд советов, совсем не лишних для него, прежде чем он твердо станет на ноги, - можно». Этому важному делу воцерковления может послужить и данная книга.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Евангелие 27 апреля. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой
Читаем Апостол. 27 апреля 2024
День ангела. 27 апреля
Этот день в истории. 27 апреля
Всенощное бдение 27 апреля 2024 года
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!