Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Архимандрит Зинон (Теодор). Беседы иконописца.
Как в прежние времена, так и поныне трудятся на ниве распространения Слова Божия прекрасные православные проповедники, которые находят нужные слова для самых глубин души современного человека. «И всё же из всех видов свидетельства Православия в наши дни едва ли не сильнее и убедительнее всего звучит по всему миру, во всех христианских землях с их многоразличными традициями, безмолвная, но такая красноречивая проповедь православной Иконы. Видно, недаром традиция церковного календаря дарует многозначительное имя Торжества Православия тому годовому празднику, который связан не с чем иным, как именно с воспоминанием о победе православных ревнителей Иконы над иконоборцами...» О смысле иконы, о ее красоте и конечно, проповеди рассказывает архимандрит Зинон (Теодор), книгу которого мы сегодня предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в Издательства Библиополис и называется – «Беседы иконописца». ***
Автор этой книги, - архимандрит Зинон (Теодор) - современный иконописец, один из самых авторитетных мастеров современной русской иконописи, придерживающийся древних византийских традиций живописи. О себе он пишет: «Биография у меня самая простая, в ней нет ничего особенного. В детстве бабушка водила меня в храм. Храм был деревянным, во время моей учебы в школе его сломали, как это почти повсеместно делалось в 60-е годы. Я прекрасно помню, как меня причащали, помню обстановку храма, запах ладана, имя батюшки - о. Иоанн. Когда мне было три года, ярче всего запечатлелась в памяти общая атмосфера православного храма. Я, конечно, не мог понимать тогда, что храм – это образ мира и одновременно образ человека, что все в нем должно быть едино, органично. Понимание этого пришло уже в пору зрелости, но первые впечатления остались с детства».
После школы отец Зинон поступил в Одесское художественное училище, окончил отделение живописи. На втором курсе, впервые прочитав Евангелие, он начал интересоваться православием и решил стать монахом. «Можно сказать, - пишет автор, - что до поступления в монастырь я с миром не был никак связан. Почему-то окружающая действительность всегда вызывала у меня некоторое сопротивление. Я даже, сколько себя помню, читал только исторические книги, и меня совершенно не интересовали современность, техника, например, в отличие от других моих сверстников. По этой причине у меня и друзей настоящих не было. Я, очевидно, опоздал родиться. Тогда же я стал интересоваться древней иконой, хотя на юге таких икон почти нет, две-три в местном музее, да и то третьестепенного качества. Я стал копировать иконы».
«Но, как отмечает отец Зинон, икона - одна из форм проповеди Евангелия, свидетельства Церкви о Боговоплощении». Поэтому самым главным для иконописца он считал «приобщение к церковной жизни, иначе икона остается поверхностной, неубедительной и ни о чем свидетельствовать не будет. Для того чтобы человек убедительно говорил, он сам должен в это верить. Бог так устроил, - признается автор, - что только благодаря изучению церковной традиции и самостоятельной работе я стал иконописцем: кое-что сам открывал, многое нашел в книгах. Может быть, я достиг бы большего, если бы у кого-нибудь учился. Это не характерный путь, не все должны им идти, и не у всех такие условия. Главное, это понять, что иконописец - свидетель, что он должен быть ближе к той Реальности, о которой свидетельствует».
О том, как стать иконописцем, отец Зинон пишет так: «Когда ко мне приезжают и изъявляют желание овладеть церковным искусством, я говорю, что в наше время этому нужно учиться самое малое пятнадцать лет, независимо от уровня художественной подготовки. Более того, если есть какая-либо подготовка в области светского искусства, то и еще больше. А некоторые поучатся два-три месяца, уедут, потом, глядишь, у них уже заказы, они получают большие деньги. Но есть люди, которые приезжают годами, материальная сторона для них - не главное, а это очень важно в нашем деле. Если священнослужитель во главу угла будет ставить доход, то какой же это священнослужитель? Так и художник, у которого деньги на первом месте, уже не художник.
Правда, за очень немногими из современных иконописцев чувствуется серьезная духовная подготовка.
Молодой художник, решивший стать иконописцем, - по словам автора, - должен жить активной церковной жизнью, участвовать в таинствах Церкви, изучать богословие, церковнославянский язык. Конечно, нужно смотреть много древних икон. Сейчас такая возможность есть. Это у древних иконописцев под рукой почти ничего не было, все было в памяти. Творчество вне живого предания невозможно, а у нас живая традиция церковного искусства пресеклась, большинство древних икон раскрыты лишь сравнительно недавно. И потому сейчас нам приходится проходить тот же путь, который прошли русские иконописцы после принятия Русью христианства. Для них тогда образцами служили византийские иконы, для нас сейчас - все древнерусское наследие.
Какие книги при этом стоит читать? Советовать всем одно и то же, - говорит отец Зинон, - я бы не стал. В начале восьмидесятых годов, когда я жил в Троице-Сергиевой лавре, мне принесли книгу отца Николая Афанасьева «Церковь Духа Святого». Полистал я ее и отложил, подумав, что она не для меня, а теперь без нее не представляю своей работы. До всего, очевидно, нужно дорасти. Что толку рассуждать, например, об исихазме в иконописи только на основании прочитанных книг, когда сам живешь другой жизнью? Требования к поступающим в иконописные школы должны быть такими же, как и к поступающим в духовные школы. И статус иконописцев должен быть, по-видимому, как у священнослужителей. Тогда в будущем, может быть, и появится что-то значительное. А мы привыкли извлекать пользу сразу, и ничего при этом не затратив.
О том, что такое икона, о ее смысле автор пишет следующее: «Икона … есть явление Царства Христова, явление преображенной, обоженной твари, того самого преображенного человечества, которое в Своем лице явил Христос. Поэтому изначальными иконами Церкви были иконы Спасителя, сошедшего с небес и вочеловечившегося для нашего искупления, и Его Матери. Позже стали писать апостолов, мучеников, которые тоже явили в себе образ Христа. Качество иконы определяется тем, насколько она близка к Первообразу, насколько она соответствует той духовной реальности, о которой свидетельствует». По словам отца Зинона, «икона рождается из живого опыта Неба, из Литургии, поэтому иконописание всегда рассматривалось как церковное служение, как Литургия. Икона есть свидетельство Церкви о Боговоплощении, о том, что Бог вошел в мир, воплотился, соединился с человеком настолько, что теперь каждый может вырасти в меру Бога и обращаться к Нему как к Отцу».
А иконописец, по словам автора, - «это свидетель. И его иконы будут убедительны для тех, кто им предстоит, в той мере, в какой сам он приобщился к миру, о котором должен поведать. Так человек, который к Церкви не принадлежит, может ли свидетельствовать о Боге? Чтобы свидетельствовать Евангельскую Истину, нужно самому быть к ней приобщенным, нужно жить только ею, тогда эта проповедь посредством образа и цвета будет приносить плоды в других сердцах. Церковь проповедует одновременно и словом, и образом, поэтому икону еще называют учителем». Как отмечает автор, «князь Трубецкой дал прекрасное определение русской иконе - «умозрение в красках». Икона - это воплощенная молитва. Она создаётся в молитве и ради молитвы, движущей силой которой является любовь к Богу, стремление к Нему как к совершенной Красоте. Поэтому икона вне Церкви в подлинном смысле существовать не может. Как одна из форм проповеди Евангелия, как свидетельство Церкви о Боговоплощении, она есть составная часть богослужения».
*** По словам автора книги, «Иконописание – это творчество соборное, то есть творчество Церкви. Подлинными творцами икон являются святые отцы. Иконографический канон, как и богослужение, складывался в течение столетий и сформировался примерно к XII веку и в таком виде дошел до нас». Автор книги, архимандрит Зинон (Теодор), по словам издателей, не просто практик и теоретик иконописания, он может быть назван ревнителем достоинства Иконы, в котором с нерастраченной силой выступает то расположение духа, которое было ощутимо когда-то в «богословах Иконы» первого призыва. Этого подделать невозможно. В 1995 году за вклад в церковное искусство отец Зинон первым из церковных деятелей получил Государственную премию России. По мнению специалистов, продолжение традиции православной иконописи в России сегодня непременно связывают с его именем.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 5 мая. Светлое Христово Воскресение
Евангелие 5 мая. Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины
Читаем Апостол. 5 мая 2024
Этот день в истории. 5 мая
День ангела. 5 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!