У книжной полки. 30 августа

30 августа 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Архимандрит Зинон (Теодор). Беседы иконописца.

 

Как в прежние времена, так и поныне трудятся на ниве распространения Слова Божия прекрасные православные проповедники, которые находят нужные слова для самых глубин души современного человека. «И всё же из всех видов свидетельства Православия в наши дни едва ли не сильнее и убедительнее всего звучит по всему миру, во всех христианских землях с их многоразличными традициями, безмолвная, но такая красноречивая пропо­ведь православной Иконы. Видно, недаром традиция церковного ка­лендаря дарует многозначительное имя Торжества Православия тому годовому празднику, который связан не с чем иным, как именно с воспоминанием о победе православных ревнителей Иконы над ико­ноборцами...» О смысле иконы, о ее красоте и конечно, проповеди рассказывает архимандрит Зинон (Теодор), книгу которого мы сегодня предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в Издательства Библиополис и называется – «Беседы иконописца». ***

Автор этой книги, - архимандрит Зинон (Теодор) - современный иконописец, один из самых авто­ритетных мастеров современной русской иконописи, придерживающийся древних византийских традиций живописи. О себе он пишет: «Биография у меня самая простая, в ней нет ничего особенного. В детстве бабушка водила меня в храм. Храм был деревянным, во время моей учебы в школе его сломали, как это почти повсеместно делалось в 60-е годы. Я прекрасно помню, как меня причащали, помню обстановку храма, запах ладана, имя батюшки - о. Иоанн. Когда мне было три года, ярче всего запечатлелась в памяти об­щая атмосфера православного храма. Я, конечно, не мог понимать тогда, что храм – это образ мира и одновременно образ человека, что все в нем должно быть едино, органично. Понимание этого при­шло уже в пору зрелости, но первые впечатления остались с детства».

После школы отец Зинон поступил в Одесское художественное учили­ще, окончил отделение живописи. На втором курсе, впервые про­читав Евангелие, он начал интересоваться православием и решил стать монахом. «Можно сказать, - пишет автор, - что до поступления в монастырь я с миром не был никак связан. Почему-то окружающая действительность всег­да вызывала у меня некоторое сопротивление. Я даже, сколько себя помню, читал только исторические книги, и меня совершенно не интересовали современность, техника, например, в отличие от дру­гих моих сверстников. По этой причине у меня и друзей настоящих не было. Я, очевидно, опоздал родиться. Тогда же я стал интересоваться древней иконой, хотя на юге та­ких икон почти нет, две-три в местном музее, да и то третьестепен­ного качества. Я стал копировать иконы».

«Но, как отмечает отец Зинон, икона - одна из форм проповеди Евангелия, свидетельства Церкви о Боговоплощении». Поэтому самым главным для иконописца он считал «приобщение к церковной жизни, иначе икона остается поверхностной, неубедительной и ни о чем свидетельствовать не будет. Для того чтобы человек убедительно говорил, он сам должен в это верить. Бог так устроил, - признается автор, - что только благодаря изучению церковной тра­диции и самостоятельной работе я стал иконописцем: кое-что сам открывал, многое нашел в книгах. Может быть, я достиг бы больше­го, если бы у кого-нибудь учился. Это не характерный путь, не все должны им идти, и не у всех такие условия. Главное, это понять, что иконописец - свидетель, что он должен быть ближе к той Реальности, о которой свидетельствует».

О том, как стать иконописцем, отец Зинон пишет так: «Когда ко мне приезжают и изъявляют желание овладеть церков­ным искусством, я говорю, что в наше время этому нужно учиться самое малое пятнадцать лет, независимо от уровня художественной подготовки. Более того, если есть какая-либо подготовка в области светского искусства, то и еще больше. А некоторые поучатся два-три месяца, уедут, потом, глядишь, у них уже заказы, они получают большие деньги. Но есть люди, которые приезжают годами, материальная сторона для них - не главное, а это очень важно в нашем деле. Если священнослужитель во главу угла будет ставить доход, то какой же это священнослужитель? Так и художник, у которого деньги на первом месте, уже не художник.

Правда, за очень немногими из современных иконописцев чув­ствуется серьезная духовная подготовка.

Молодой художник, решивший стать иконописцем, - по словам автора, - должен жить активной церковной жизнью, участвовать в таинствах Церкви, из­учать богословие, церковнославянский язык. Конечно, нужно смо­треть много древних икон. Сейчас такая возможность есть. Это у древних иконописцев под рукой почти ничего не было, все было в памяти. Творчество вне живого предания невозможно, а у нас живая тра­диция церковного искусства пресеклась, большинство древних икон раскрыты лишь сравнительно недавно. И потому сейчас нам приходится проходить тот же путь, который прошли русские иконопис­цы после принятия Русью христианства. Для них тогда образцами служили византийские иконы, для нас сейчас - все древнерусское наследие.

Какие книги при этом стоит читать? Советовать всем одно и то же, - говорит отец Зинон, - я бы не стал. В начале восьмидесятых годов, когда я жил в Троице-Сергиевой лавре, мне принесли книгу отца Николая Афанасьева «Церковь Духа Святого». Полистал я ее и отложил, подумав, что она не для меня, а теперь без нее не представляю своей работы. До всего, очевидно, нужно дорасти. Что толку рассуждать, например, об исихазме в иконописи толь­ко на основании прочитанных книг, когда сам живешь другой жиз­нью? Требования к поступающим в иконописные школы должны быть такими же, как и к поступающим в духовные школы. И статус иконописцев должен быть, по-видимому, как у священнослужите­лей. Тогда в будущем, может быть, и появится что-то значительное. А мы привыкли извлекать пользу сразу, и ничего при этом не затратив.

О том, что такое икона, о ее смысле автор пишет следующее: «Икона … есть явление Цар­ства Христова, явление преображенной, обоженной твари, того самого преображенного человечества, которое в Своем лице явил Христос. Поэтому изначальными иконами Церкви были иконы Спа­сителя, сошедшего с небес и вочеловечившегося для нашего иску­пления, и Его Матери. Позже стали писать апостолов, мучеников, которые тоже явили в себе образ Христа. Качество иконы определя­ется тем, насколько она близка к Первообразу, насколько она соот­ветствует той духовной реальности, о которой свидетельствует». По словам отца Зинона, «икона рождается из живого опыта Неба, из Литургии, поэтому иконописание всегда рассматривалось как церковное служение, как Литургия. Икона есть свидетельство Церкви о Боговоплощении, о том, что Бог вошел в мир, воплотился, соединился с человеком настоль­ко, что теперь каждый может вырасти в меру Бога и обращаться к Нему как к Отцу».

А иконописец, по словам автора, - «это свидетель. И его иконы будут убе­дительны для тех, кто им предстоит, в той мере, в какой сам он при­общился к миру, о котором должен поведать. Так человек, который к Церкви не принадлежит, может ли свидетельствовать о Боге? Чтобы свидетельствовать Евангельскую Истину, нужно самому быть к ней приобщенным, нужно жить только ею, тогда эта проповедь посред­ством образа и цвета будет приносить плоды в других сердцах. Церковь проповедует одновременно и словом, и образом, по­этому икону еще называют учителем». Как отмечает автор, «князь Тру­бецкой дал прекрасное определение русской иконе - «умозрение в красках». Икона - это воплощенная молитва. Она создаётся в мо­литве и ради молитвы, движущей силой которой является любовь к Богу, стремление к Нему как к совершенной Красоте. Поэтому икона вне Церкви в подлинном смысле существовать не может. Как одна из форм проповеди Евангелия, как свидетельство Церкви о Боговоплощении, она есть составная часть богослужения».

 

*** По словам автора книги, «Иконописание – это творчество соборное, то есть творчество Церкви. Подлинными творцами икон являются святые отцы. Иконографический канон, как и богослужение, складывался в те­чение столетий и сформировался примерно к XII веку и в таком виде дошел до нас». Автор книги, архимандрит Зинон (Теодор), по словам издателей, не просто практик и теоретик иконописания, он может быть назван ревнителем достоинства Иконы, в котором с нерастраченной силой выступает то расположение духа, которое было ощутимо когда-то в «богословах Иконы» первого призыва. Этого подделать невозможно. В 1995 году за вклад в церковное искусство отец Зинон первым из церковных деятелей получил Государственную премию России. По мнению специалистов, продолжение традиции православной иконописи в России сегодня непременно связывают с его именем.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать