У книжной полки. 30 апреля

30 апреля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Харис Скарлакидис. Святой свет.

 

Пасхальная служба воспевает светоносное явление Воскресшего Спа­сителя. «Просветимся, людие», «узрим неприступным светом воскресе­ния Христа блистающася», «вся исполнишася света», «во свете присносущнем Сущаго с мертвыми что ищете?», «из гроба красное правды нам возсия Солнце», «Христа узрим, правды Солнце, всем жизнь возсияюща», «нощь светозарная, светоноснаго дне востания сущи провозвестница, в нейже безлетный Свет из гроба плотски всем возсия», «из гроба днесь яко от чертога возсияв Христос». У греков крестный ход перед Пасхальной заутреней начинает предстоятель, выносящий из алтаря свечу и зажигающий от нее свечи прихожан с пением: «Приидите приимите свет от невечерняго Света и прославите Христа, воскресшаго из мертвых». «Святой свет» - так называется книга, посвященная явлению Святого Света, или, в русской терминологии, сошествию Благодатного Огня в Страстную и Великую Субботу в иерусалимском храме Воскресения. Она вышла в свет в Издательстве Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и находится сегодня на нашей книжной полке. ***

Настоящая книга является плодом многолетних исследований греческого архитектора - Хариса Скарлакидиса. В предисловии он пишет: «Сошествие Святого Света на Гроб Господень - это чудо и особо чтимое событие, случающееся каждый год в Великую Субботу на протяжении более тысячи лет. Ежегодно в полдень Великой Субботы из Гроба Господня исходит Свет, зажигая на Гробе так называемую неугасимую лампаду. Одновре­менно сине-белые блики такого же Света расходятся по храму Воскресения, освещая пространство и зажигая лампады и связки свечей некоторых из присутствующих верующих. Данный факт фиксируется, по крайней мере, в течение 12-ти веков, и в настоящем издании содержится 45 исторических свидетельств и упоминания о нем, описывающие священнодействие Святого Света в период между IX и XVI веками. Все эти свидетельства, выказывая удивительное единогласие, повествуют о некоем свете или огне, чудесным образом сходящем с неба на глазах у верующих и зажигающем лампаду в пустой Кувуклии Гроба Господня».

«Этот свет, - продолжает автор, - отождествляется со сверхъестественным Светом, просияв­шим на Гробе Христовом в час Воскресения Его. Святой Свет появился впервые в момент Воскресения Богочеловека после полуночи Великой Субботы и за несколько часов до рассвета Пасхального Воскресенья, при этом наиболее вероятной датой первого его явления считается 5 апреля 33 года от Р. X. Сегодня, спустя две тысячи лет, Свет продолжает появляться в том же месте, внутри Гроба Господня, а также вне его во время священ­нодействия в Великую Субботу. В общей сложности автор стал свидете­лем этого священнодействия одиннадцать раз. В первый раз, в апреле 1998 года, находясь в весьма темном месте храма Воскресения, прямо под Голгофой, в момент появления Святого Света он увидел, как сине-белые сполохи осветили все вокруг, а связки свечей одного из верующих вдруг сами собой вспыхнули у всех на глазах. Несомненно, факт само­произвольного возгорания свечей можно истолковать по-разному, в за­висимости от персонального мнения и веры каждого.

Как говорится в предисловии, «мало кто в России в наше время не знает об этом ежегодно повторяющемся чуде, а многие, в последние два десятилетия, даже сами явились его очевидцами. Из книги, где собрано несколько десятков свидетельств о Святом Свете из самых разных времен, народов и конфессий, можно увидеть, что во все времена были не только почитатели, но и отрицатели чуда. В некоторых случаях отрицание легко объяснимо конфессиональной предвзятостью. В других случаях скептицизм объясняется особым душевным устроением. И, наконец, бывает, что позиция скептицизма за­нимается с какой-то конъюнктурной целью: кому-то надо досадить, кого-то скомпрометировать или осмеять.

По словам автора, «добросовестный скептицизм по отношению к исключительным «сверхъестественным» явлениям неизбежен и полностью соответствует наказу евангелиста Иоанна об испытании духов для ответа на вопрос, «от Бога ли они». Но что касается Святого Света, то речь здесь идет не о чрезвычайном или временном явлении, а о событии, повторяющемся на протяжении многих веков, очевидном и исторически зафиксированном. Для многих людей появление Святого Света из года в год в Великую Субботу на Гробе Господнем есть настоящее чудо. Для некоторых - нет. Мнения расходятся, и каждое из них достойно уважения. Настоящее издание не ставит себе целью убедить читателя в достоверности чуда или навязать определенное мнение. Цель данного исследования - сопоставить все данные и свидетельства далекого прошлого и современности таким образом, чтобы читатель смог дать собственную оценку свершающемуся чуду.

Особое значение придается также попытке научного подхода к дан­ному вопросу. Замеры спектра электромагнитного излучения, произве­денные у Гроба Господня в Великую Субботу 2008 года российским физиком, профессором Андреем Волковым, представляют большой интерес и приведены в особой главе. Центральная часть данной книги является, по сути, захватывающим путешествием во времени, осуществляемым при помощи рассказов и свидетельств десятков путешественников, летописцев, крестоносцев, мусульманских историков, христианских паломников и простых странников, которые либо сами пережили чудо Святого Света, либо узнали о нем от других очевидцев. Рассказы этих людей, положенные в основу настоящей книги, позволяют мысленно перенестись во времени на много столетий назад и осветить неизвестные стороны самого светлого праздника христианства: Воскресения Иисуса Христа и схождения Святого Света.

Согласно греческому клирику Никите (X в.), Святой Свет начинает появляться уже в эпоху Христа, сразу же после Его Вознесения, в каждую Великую Субботу непрерывно на протяжении множества веков. Араб­ский историк аль-Масуди и армянский историк Киракос относят появле­ние этого чуда к немного более позднему периоду - периоду возведения храма Воскресения, т. с. к 326 336 гг. Историк Киракос приводит свиде­тельство, согласно которому первым человеком в истории, который пе­режил это чудо ок. 330 г., был святой Григорий Просветитель. Пять веков спустя, в середине IX в., начинают появляться первые ясные исторические свидетельства о Небесном Свете, сходящем на Гроб Господень. С течением времени их становится все больше. В данную книгу включены лишь самые значительные из древних свидетельств, относящиеся к периоду между серединой IX и концом XVI в.

Вопросом описания этих свидетельств занимались в прошлом мно­гие исследователи из разных стран мира. И как отмечает автор, собирая различные свидетельства, он и представить себе не мог, какое количество важнейших повествований было до сих нор предано забве­нию. Достаточно вспомнить, что удивительные события 1101 г., единст­венного в истории, когда Святой Свет сошел не в Великую Субботу, а лишь на следующий день, описываются восемью хронистами. Однако же их свидетельства не были включены ни в одно исследование. Описа­ния этих хронографов - четырех французов, немца, англичанина, итальянца и армянина - представляют большую ценность, ибо одно по­вествование подтверждает и закрепляет достоверность другого. Многие повествования настолько подробны, что позволяют нам мысленно пере­нестись в те места, где разворачивались события.

В эту книгу включены рукописи, в кото­рых содержатся наиболее важные повествования. Рукописи эти хранятся в нескольких крупнейших библиотеках мира, и, чтобы пользоваться ими, автору требовалось затратить много времени и труда, однако это было сделано: с одной стороны - чтобы не возникло никаких сомнений в подлинности повествования, а с другой - для того, чтобы облегчить читателям доступ к первоисточникам. На страницах книги читатель познакомится с шестнадцатью бесценными рукописями из вышеуказанных библиотек, содержащими свидетельства о Святом Свете. Однако, прежде чем перейти к основной части книги, в которой приведены эти повествования, автор в общих чертах повествует о истории Иерусалимской Церкви и о долголетним споре за владение Гробом Господним.

 

*** Как отмечает в предисловии книги протоиерей Валентин Асмус, «удивительным образом чудеса Господни не подавляют человеческой свободы. Те, кто любил Христа, видя Его чудеса, все больше и больше «умножали свою веру», а те, кто не хотел верить и любить, все больше ожесточались: от «беса имать» до «распни Его». Так и в наше время. Иноверцы остаются иноверцами, скептики -скептиками, неверующие - неверующими. Но, общаясь с теми, кто бла­гоговейно, с верой и доверием присутствовал на священнодействии Свя­того Света, видишь, как мною радости, любви, веры и благодати приняли они в свои сердца. Это и есть главное свидетельство истинности чуда Божия».

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать