Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Харис Скарлакидис. Святой свет.
Пасхальная служба воспевает светоносное явление Воскресшего Спасителя. «Просветимся, людие», «узрим неприступным светом воскресения Христа блистающася», «вся исполнишася света», «во свете присносущнем Сущаго с мертвыми что ищете?», «из гроба красное правды нам возсия Солнце», «Христа узрим, правды Солнце, всем жизнь возсияюща», «нощь светозарная, светоноснаго дне востания сущи провозвестница, в нейже безлетный Свет из гроба плотски всем возсия», «из гроба днесь яко от чертога возсияв Христос». У греков крестный ход перед Пасхальной заутреней начинает предстоятель, выносящий из алтаря свечу и зажигающий от нее свечи прихожан с пением: «Приидите приимите свет от невечерняго Света и прославите Христа, воскресшаго из мертвых». «Святой свет» - так называется книга, посвященная явлению Святого Света, или, в русской терминологии, сошествию Благодатного Огня в Страстную и Великую Субботу в иерусалимском храме Воскресения. Она вышла в свет в Издательстве Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и находится сегодня на нашей книжной полке. ***
Настоящая книга является плодом многолетних исследований греческого архитектора - Хариса Скарлакидиса. В предисловии он пишет: «Сошествие Святого Света на Гроб Господень - это чудо и особо чтимое событие, случающееся каждый год в Великую Субботу на протяжении более тысячи лет. Ежегодно в полдень Великой Субботы из Гроба Господня исходит Свет, зажигая на Гробе так называемую неугасимую лампаду. Одновременно сине-белые блики такого же Света расходятся по храму Воскресения, освещая пространство и зажигая лампады и связки свечей некоторых из присутствующих верующих. Данный факт фиксируется, по крайней мере, в течение 12-ти веков, и в настоящем издании содержится 45 исторических свидетельств и упоминания о нем, описывающие священнодействие Святого Света в период между IX и XVI веками. Все эти свидетельства, выказывая удивительное единогласие, повествуют о некоем свете или огне, чудесным образом сходящем с неба на глазах у верующих и зажигающем лампаду в пустой Кувуклии Гроба Господня».
«Этот свет, - продолжает автор, - отождествляется со сверхъестественным Светом, просиявшим на Гробе Христовом в час Воскресения Его. Святой Свет появился впервые в момент Воскресения Богочеловека после полуночи Великой Субботы и за несколько часов до рассвета Пасхального Воскресенья, при этом наиболее вероятной датой первого его явления считается 5 апреля 33 года от Р. X. Сегодня, спустя две тысячи лет, Свет продолжает появляться в том же месте, внутри Гроба Господня, а также вне его во время священнодействия в Великую Субботу. В общей сложности автор стал свидетелем этого священнодействия одиннадцать раз. В первый раз, в апреле 1998 года, находясь в весьма темном месте храма Воскресения, прямо под Голгофой, в момент появления Святого Света он увидел, как сине-белые сполохи осветили все вокруг, а связки свечей одного из верующих вдруг сами собой вспыхнули у всех на глазах. Несомненно, факт самопроизвольного возгорания свечей можно истолковать по-разному, в зависимости от персонального мнения и веры каждого.
Как говорится в предисловии, «мало кто в России в наше время не знает об этом ежегодно повторяющемся чуде, а многие, в последние два десятилетия, даже сами явились его очевидцами. Из книги, где собрано несколько десятков свидетельств о Святом Свете из самых разных времен, народов и конфессий, можно увидеть, что во все времена были не только почитатели, но и отрицатели чуда. В некоторых случаях отрицание легко объяснимо конфессиональной предвзятостью. В других случаях скептицизм объясняется особым душевным устроением. И, наконец, бывает, что позиция скептицизма занимается с какой-то конъюнктурной целью: кому-то надо досадить, кого-то скомпрометировать или осмеять.
По словам автора, «добросовестный скептицизм по отношению к исключительным «сверхъестественным» явлениям неизбежен и полностью соответствует наказу евангелиста Иоанна об испытании духов для ответа на вопрос, «от Бога ли они». Но что касается Святого Света, то речь здесь идет не о чрезвычайном или временном явлении, а о событии, повторяющемся на протяжении многих веков, очевидном и исторически зафиксированном. Для многих людей появление Святого Света из года в год в Великую Субботу на Гробе Господнем есть настоящее чудо. Для некоторых - нет. Мнения расходятся, и каждое из них достойно уважения. Настоящее издание не ставит себе целью убедить читателя в достоверности чуда или навязать определенное мнение. Цель данного исследования - сопоставить все данные и свидетельства далекого прошлого и современности таким образом, чтобы читатель смог дать собственную оценку свершающемуся чуду.
Особое значение придается также попытке научного подхода к данному вопросу. Замеры спектра электромагнитного излучения, произведенные у Гроба Господня в Великую Субботу 2008 года российским физиком, профессором Андреем Волковым, представляют большой интерес и приведены в особой главе. Центральная часть данной книги является, по сути, захватывающим путешествием во времени, осуществляемым при помощи рассказов и свидетельств десятков путешественников, летописцев, крестоносцев, мусульманских историков, христианских паломников и простых странников, которые либо сами пережили чудо Святого Света, либо узнали о нем от других очевидцев. Рассказы этих людей, положенные в основу настоящей книги, позволяют мысленно перенестись во времени на много столетий назад и осветить неизвестные стороны самого светлого праздника христианства: Воскресения Иисуса Христа и схождения Святого Света.
Согласно греческому клирику Никите (X в.), Святой Свет начинает появляться уже в эпоху Христа, сразу же после Его Вознесения, в каждую Великую Субботу непрерывно на протяжении множества веков. Арабский историк аль-Масуди и армянский историк Киракос относят появление этого чуда к немного более позднему периоду - периоду возведения храма Воскресения, т. с. к 326 336 гг. Историк Киракос приводит свидетельство, согласно которому первым человеком в истории, который пережил это чудо ок. 330 г., был святой Григорий Просветитель. Пять веков спустя, в середине IX в., начинают появляться первые ясные исторические свидетельства о Небесном Свете, сходящем на Гроб Господень. С течением времени их становится все больше. В данную книгу включены лишь самые значительные из древних свидетельств, относящиеся к периоду между серединой IX и концом XVI в.
Вопросом описания этих свидетельств занимались в прошлом многие исследователи из разных стран мира. И как отмечает автор, собирая различные свидетельства, он и представить себе не мог, какое количество важнейших повествований было до сих нор предано забвению. Достаточно вспомнить, что удивительные события 1101 г., единственного в истории, когда Святой Свет сошел не в Великую Субботу, а лишь на следующий день, описываются восемью хронистами. Однако же их свидетельства не были включены ни в одно исследование. Описания этих хронографов - четырех французов, немца, англичанина, итальянца и армянина - представляют большую ценность, ибо одно повествование подтверждает и закрепляет достоверность другого. Многие повествования настолько подробны, что позволяют нам мысленно перенестись в те места, где разворачивались события.
В эту книгу включены рукописи, в которых содержатся наиболее важные повествования. Рукописи эти хранятся в нескольких крупнейших библиотеках мира, и, чтобы пользоваться ими, автору требовалось затратить много времени и труда, однако это было сделано: с одной стороны - чтобы не возникло никаких сомнений в подлинности повествования, а с другой - для того, чтобы облегчить читателям доступ к первоисточникам. На страницах книги читатель познакомится с шестнадцатью бесценными рукописями из вышеуказанных библиотек, содержащими свидетельства о Святом Свете. Однако, прежде чем перейти к основной части книги, в которой приведены эти повествования, автор в общих чертах повествует о истории Иерусалимской Церкви и о долголетним споре за владение Гробом Господним.
*** Как отмечает в предисловии книги протоиерей Валентин Асмус, «удивительным образом чудеса Господни не подавляют человеческой свободы. Те, кто любил Христа, видя Его чудеса, все больше и больше «умножали свою веру», а те, кто не хотел верить и любить, все больше ожесточались: от «беса имать» до «распни Его». Так и в наше время. Иноверцы остаются иноверцами, скептики -скептиками, неверующие - неверующими. Но, общаясь с теми, кто благоговейно, с верой и доверием присутствовал на священнодействии Святого Света, видишь, как мною радости, любви, веры и благодати приняли они в свои сердца. Это и есть главное свидетельство истинности чуда Божия».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 29 апреля 2024
Евангелие 28 апреля. Осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!
Читаем Апостол. 28 апреля 2024
Церковный календарь 28 апреля. Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье
День ангела. 28 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!