Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Протоиерей Александр Шаргунов. Рождественский пост. От звезды Вифлеема к свету Богоявления.
Уже совсем скоро закончится рождественский пост, и мы встретим светлый праздник Рождества Христова. Наш путь к Богомладенцу длится сорок дней, и подобно Волхвам с Востока мы с разными трудностями и остановками преодолеваем его. Рождественский пост — это время бодрствования тех, для кого Христос всегда стоит на первом месте. На самом почетном месте, которое может быть предложено только Тому, ради Кого совершается праздник. Но в самом ли деле Христос занимает такое место в нашей жизни? Что сделали мы за время поста, как подготовились к дню рождения Господа? Шли ли за звездой в поиске Христа или топтались на месте? Разобраться в себе и еще раз мысленно пройти этот 40-дневный путь нам поможет новая книга протоиерея Александра Шаргунова, вышедшая в свет в издательстве «Свято-Троицкая Сергиева Лавра». Она называется – «Рождественский пост. От звезды Вифлеема к свету Богоявления». ***
Автор этой книги - протоиерей Александр Шаргунов в течение многих лет служит в храмах г. Москвы и преподает в Московской духовной академии и семинарии. Доцент кафедры библеистики. Член Союза писателей России. С 1990 года он является настоятелем храма Святителя Николая Мирликийского в Пыжах. Нашим читателям отец Александр известен по книгам - «Воскресные проповеди», «Двунадесятые праздники», «Крест и Воскресение», «Пред Крестом и Евангелием», «Перед Пасхальным Судом Слова», «Время Великого поста» и другим изданиям. Книга - «Рождественский пост. От звезды Вифлеема к свету Богоявления» - по словам издателей, дает возможность читателю молитвенно подготовиться к приходу в мир Спасителя, раскрывая смысл праздников Рождественского поста, праздника Богоявления — в Рождестве и Крещении Господнем.
В первой части книги, где говорится о подготовке к постному периоду, автор отмечает, что рождественским постом «еще раз дается нам возможность пойти вместе со всею Церковью по дороге к Вифлеему. Христос придет «как тать в нощи», потому что Он любит приходить к людям внезапно. Вся история нашего спасения — сочетание долгих приготовлений и неожиданностей. Кто из нас еще вчера не говорил себе: «Неужели снова начинается Рождественский пост? Как незаметно летит время!» Долгие приготовления и неожиданности - такова Божественная педагогика». По словам автора, «есть только один очень простой способ приготовиться и не быть захваченным врасплох — участие в молитве Церкви, в богослужении. Потому, - говорит священник, - кто не ходил раньше в храм по праздникам и воскресеньям, начни ходить. Кто ходил - узнай, что праздников у Церкви намного больше». О том, какие праздники нам дарит время рождественского поста, автор рассказывает во второй части книги.
В третьей части этого издания автор напоминает читателям, какие евангельские чтения читаются в Недели Рождественского поста на Литургии. В эти воскресные дни на богослужении мы слышим о милосердном самарянине, о безумном богаче, об исцелении десяти прокаженных. Кроме того мы вспоминаем святых ветхозаветных праведников, святых праотец, через которых исполнились обетования Господни и открылась слава Израиля. А накануне Рождества Христова мы слышим Евангелие о книге родства Господа нашего Иисуса Христа. Все эти Евангельские чтения и объясняет автор книги. Здесь же он говорит о празднике Нового года, который на протяжении уже ста лет предшествует празднику Рождества Христова и приходится на самую строгую постную седмицу. В завершении этой части читатели найдут сведения о рождественском сочельнике, который является навечерием Рождества Спасителя и уже в этот день Церковь воспевает праздничный тропарь.
«Надо ли напоминать, - говорит отец Александр, - что пост, не соединенный с молитвой, не столько полезен для души, сколько вреден. Из года в год повторяется круг богослужений, и каждое из них заранее предупреждает нас, где мы находимся. Поэтому будем внимательны». По словам автора, каждое богослужение предлагает нам написать новую страницу в новой тетради. Что-то совершенно новое начинается в нашей жизни и с новым Рождественским постом, в течении которого мы сами своей собственной рукой будем писать слова, еще никогда ни кем не написанные. Эта новая глава нашей жизни может, должна стать самой прекрасной. А время Рождественского поста может стать «временем ожидания. Не такого, - отмечает автор, - какое бывает, скажем, на вокзале в ожидании поезда — томительного и скучного. Рождественский пост означает не что иное, как пришествие к нам Христа. Весь Рождественский пост — это Христос, идущий к нам. И почти с самых первых дней поста Церковь поет: «Христос раждается, славите! Христос с небес, срящите!» То есть — встречайте!»
Разумеется, - говорит отец Александр, - Христос уже пришел. Он пришел раз и навсегда. Его первый приход и есть то, что мы готовимся праздновать. Он уже пришел, и Он снова придет. Когда наступит конец времен, Он снова придет — еще более сокровенно и в то же время еще несравненно более зрелищно, чем это было, когда Он пришел впервые. К этому Его приходу также требуется приготовление, и в нем также будут неожиданности. «Один берется, а другой оставляется». О, если бы я знал! Но между двумя этими пришествиями есть третье — Его каждодневный приход к нам». Каждый день Рождественского поста, по словам отца Александра, к нам в дверь стучится Христос, «столь ожидаемый нами, и тем не менее всегда неожиданный. Христос, приходящий к нам, — не идея, витающая в воздухе, но самая реальная реальность. Он — то, что наше, то, что сегодня, то, что сейчас. Постараемся и мы удивить Его, зная, что ничему так радостно не удивляется Христос, как нашей вере».
Возвращаясь к поучению, что нет поста без молитвы, автор предлагает задуматься: А что представляет собой наша молитвенная жизнь? Научились, учимся ли мы принимать Христа таким, каков Он есть? Таким, Каким Он хочет дать Себя нам, — то есть в таинствах Церкви? Пение и бдение предлагает нам Церковь, чтобы мы могли держать глаза открытыми. Видеть мрак, который угрожает нам, и свет, который спасает нас от мрака. Это и есть молитва. Бодрствующие в ночи постоянно поддерживают освещающий и согревающий всех огонь. Это и есть таинство Евхаристии. Во время молитвенного бодрствования легче открывать друг другу и Богу глубину своей души. Это и есть таинство покаяния, прощения. Бодрствовать — не значит ждать будущее, которое, может быть, не придет. Бодрствовать — значит жить каждое мгновение тем, что уже пришло. Бодрствовать в течение шести недель с Церковью — это и есть ждать прихода Христа как самого желанного Гостя. Потому что бодрствование — это приготовление наших сердец, и у него свои обряды, свой постоянный стиль жизни.
Время проходит быстро, - напоминает нам автор, - и точно также Рождественский пост. Едва начавшись, дорога сразу входит в свой ритм, берет разбег. Это немного похоже на наше церковное пение. Первые звуки «Христос раждается!» уже отмечены тем, что мы услышим во всех последующих ирмосах. Каков образ жизни, таков и человек. Не пришло ли нам время по-настоящему изменить наш образ жизни? Не напрасно святые отцы сравнивают пост с трудным путешествием, с долгой дорогой идущего из чужой земли пешком домой. Он ценит выигранное время. Он боится напрасно терять его. Терять время — значит ничего не делать. Или хуже — превращать все в ничто. Превращать все в ничто — значит исполнять свое дело без интереса, придавать слишком большое значение пустякам и слишком малое тому, что имеет подлинную цену. Исчезать в суете, положив в основание жизни непостоянство и пустоту.
Но нет. Наш Рождественский пост, по словам автора, это школа святости, в которой Господь говорит: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» и «иго Мое благо и бремя Мое легко». Чем дольше приготовления, тем прекраснее неожиданности. Пусть наш путь, начавшийся (почти 40 дней назад), будет ожиданием Праздника — не просто праздничных подарков, обыкновенного человеческого веселья и отдыха, которые мы как будто заслужили после большого труда. Пусть он будет трепетным восхождением навстречу Христу, нас ради родившемуся в Вифлееме и паки грядущему со славою судить живых и мертвых. Как встречаем мы Рождество Христово, такой будет и наша встреча с Господом во Втором Его Пришествии.
*** Две последующие части этой книги посвящены Праздникам Рождества Христова и Богоявления. Уже скоро мы будем встречать этот долгожданный период, эти святые дни. И как говорит автор, в День Рождества Христова «никому не разрешается быть печальным, какое бы горе, какие бы утраты мы не пережили, потому что для каждого человека в этот день – праздник жизни. Нет больше страха смерти, потому что в любви, которую нам открывает Христос, нет страха, и всем Он дарит радость вечной жизни». «И в этот праздник мы возносим славу Богу, открывающему нам Свое благословение: «Слава в вышних Богу и на земли мир», и в нас, в человецех, к Нему вечное благоволение».
Праздник Рождества открывает новое чудо. Рождество — не просто рождение Христа Спасителя. Это Божественная жизнь, рождающаяся в жизни пастухов и волхвов, Божественная жизнь, рождающаяся в жизни каждого из нас. И если в этот праздник наш взор обращается к детям, то это потому, что они, несомненно, находятся рядом с Младенцем Христом. Но также и потому, что в них мы можем увидеть эту Божественную жизнь, которая рождается. В их хрупкости, в их непосредственности и свежести, в огромности их надежд, их ожиданий нам открывается первозданная устремленность человека к Богу. И мы прозреваем верою величие Божественной любви, которая дается всем, кто приходит к Нему как дети.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 27 апреля. Лазарева суббота. Икона Божией Матери Остробрамская (Виленская)
Евангелие 27 апреля. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой
Читаем Апостол. 27 апреля 2024
День ангела. 27 апреля
Этот день в истории. 27 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!