У книжной полки. 3 января

3 января 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

Протоиерей Александр Шаргунов. Рождественский пост. От звезды Вифлеема к свету Богоявления.

 

Уже совсем скоро закончится рождественский пост, и мы встретим светлый праздник Рождества Христова. Наш путь к Богомладенцу длится сорок дней, и подобно Волхвам с Востока мы с разными трудностями и остановками преодолеваем его. Рождественский пост — это время бодрствования тех, для кого Христос всегда стоит на первом месте. На самом почетном месте, которое может быть предложено только Тому, ради Кого совершается праздник. Но в самом ли деле Христос занимает такое место в нашей жизни? Что сделали мы за время поста, как подготовились к дню рождения Господа? Шли ли за звездой в поиске Христа или топтались на месте? Разобраться в себе и еще раз мысленно пройти этот 40-дневный путь нам поможет новая книга протоиерея Александра Шаргунова, вышедшая в свет в издательстве «Свято-Троицкая Сергиева Лавра». Она называется – «Рождественский пост. От звезды Вифлеема к свету Богоявления». ***

Автор этой книги - протоиерей Александр Шаргунов в течение многих лет служит в храмах г. Москвы и преподает в Московской духовной академии и семинарии. Доцент кафедры библеистики. Член Союза писателей России. С 1990 года он является настоятелем храма Святителя Николая Мирликийского в Пыжах. Нашим читателям отец Александр известен по книгам - «Воскресные проповеди», «Двунадесятые праздники», «Крест и Воскресение», «Пред Крестом и Евангелием», «Перед Пасхальным Судом Слова», «Время Великого поста» и другим изданиям. Книга - «Рождественский пост. От звезды Вифлеема к свету Богоявления» - по словам издателей, дает возможность читателю молитвенно подготовиться к приходу в мир Спасителя, раскрывая смысл праздников Рождественского поста, праздника Богоявления — в Рождестве и Крещении Господнем.

В первой части книги, где говорится о подготовке к постному периоду, автор отмечает, что рождественским постом «еще раз дается нам возможность пойти вместе со всею Церковью по дороге к Вифлеему. Христос придет «как тать в нощи», потому что Он любит приходить к людям внезап­но. Вся история нашего спасения — сочетание долгих при­готовлений и неожиданностей. Кто из нас еще вчера не го­ворил себе: «Неужели снова начинается Рождественский пост? Как незаметно летит время!» Долгие приготовления и неожиданности - такова Божественная педагогика». По словам автора, «есть только один очень простой способ приготовить­ся и не быть захваченным врасплох — участие в молитве Церкви, в богослужении. Потому, - говорит священник, - кто не ходил раньше в храм по праздникам и воскресеньям, начни ходить. Кто ходил - узнай, что праздников у Церкви намного больше». О том, какие праздники нам дарит время рождественского поста, автор рассказывает во второй части книги.

В третьей части этого издания автор напоминает читателям, какие евангельские чтения читаются в Недели Рождественского поста на Литургии. В эти воскресные дни на богослужении мы слышим о милосердном самарянине, о безумном богаче, об исцелении десяти прокаженных. Кроме того мы вспоминаем святых ветхозаветных праведников, святых праотец, через которых исполнились обетования Господни и открылась слава Израиля. А накануне Рождества Христова мы слышим Евангелие о книге родства Господа нашего Иисуса Христа. Все эти Евангельские чтения и объясняет автор книги. Здесь же он говорит о празднике Нового года, который на протяжении уже ста лет предшествует празднику Рождества Христова и приходится на самую строгую постную седмицу. В завершении этой части читатели найдут сведения о рождественском сочельнике, который является навечерием Рождества Спасителя и уже в этот день Церковь воспевает праздничный тропарь.

«Надо ли напоминать, - говорит отец Александр, - что пост, не соединенный с молит­вой, не столько полезен для души, сколько вреден. Из года в год повторяется круг богослужений, и каждое из них за­ранее предупреждает нас, где мы находимся. Поэтому бу­дем внимательны». По словам автора, каждое богослужение предлагает нам написать новую страницу в новой тетради. Что-то совер­шенно новое начинается в нашей жизни и с новым Рождественским постом, в течении которого мы сами своей собственной рукой будем писать слова, еще никогда ни кем не напи­санные. Эта новая глава нашей жизни может, должна стать самой прекрасной. А время Рождественского поста может стать «временем ожидания. Не такого, - отмечает автор, - какое бывает, скажем, на вокзале в ожидании поезда — томительного и скучного. Рожде­ственский пост означает не что иное, как пришествие к нам Христа. Весь Рождественский пост — это Христос, идущий к нам. И почти с самых первых дней поста Церковь поет: «Христос раждается, славите! Христос с небес, срящите!» То есть — встречайте!»

Разумеется, - говорит отец Александр, - Христос уже пришел. Он пришел раз и на­всегда. Его первый приход и есть то, что мы готовимся праздновать. Он уже пришел, и Он снова придет. Когда наступит конец времен, Он снова придет — еще более со­кровенно и в то же время еще несравненно более зрелищ­но, чем это было, когда Он пришел впервые. К этому Его приходу также требуется приготовление, и в нем также бу­дут неожиданности. «Один берется, а другой оставляется». О, если бы я знал! Но между двумя этими пришествиями есть третье — Его каждодневный приход к нам». Каждый день Рождествен­ского поста, по словам отца Александра, к нам в дверь стучится Христос, «столь ожидаемый нами, и тем не менее всегда неожиданный. Христос, приходящий к нам, — не идея, витающая в возду­хе, но самая реальная реальность. Он — то, что наше, то, что сегодня, то, что сейчас. Постараемся и мы удивить Его, зная, что ничему так радостно не удивляется Христос, как нашей вере».

Возвращаясь к поучению, что нет поста без молитвы, автор предлагает задуматься: А что представляет собой наша молитвенная жизнь? Научились, учимся ли мы принимать Христа таким, каков Он есть? Таким, Каким Он хочет дать Себя нам, — то есть в таинствах Церкви? Пение и бдение предлагает нам Церковь, чтобы мы могли держать глаза открытыми. Видеть мрак, кото­рый угрожает нам, и свет, который спасает нас от мрака. Это и есть молитва. Бодрствующие в ночи постоянно поддерживают освещающий и согревающий всех огонь. Это и есть таинство Евхаристии. Во время молитвенного бодрствования легче открывать друг другу и Богу глуби­ну своей души. Это и есть таинство покаяния, прощения. Бодрствовать — не значит ждать будущее, которое, мо­жет быть, не придет. Бодрствовать — значит жить каждое мгновение тем, что уже пришло. Бодрствовать в течение шести недель с Церковью — это и есть ждать прихода Христа как самого желанного Гостя. Потому что бодр­ствование — это приготовление наших сердец, и у него свои обряды, свой постоянный стиль жизни.

Время проходит быстро, - напоминает нам автор, - и точно также Рождественский пост. Едва начавшись, дорога сразу входит в свой ритм, бе­рет разбег. Это немного похоже на наше церковное пение. Первые звуки «Христос раждается!» уже отмечены тем, что мы услышим во всех последующих ирмосах. Каков образ жизни, таков и человек. Не пришло ли нам время по-настоящему изменить наш образ жизни? Не напрасно святые отцы сравнивают пост с трудным путешествием, с долгой дорогой идущего из чужой земли пешком домой. Он ценит выигранное время. Он боится напрасно терять его. Терять время — значит ничего не делать. Или хуже — превращать все в ничто. Превращать все в ничто — зна­чит исполнять свое дело без интереса, придавать слишком большое значение пустякам и слишком малое тому, что имеет подлинную цену. Исчезать в суете, положив в осно­вание жизни непостоянство и пустоту.

Но нет. Наш Рождественский пост, по словам автора, это школа святости, в которой Господь говорит: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и сми­рен сердцем» и «иго Мое благо и бремя Мое легко». Чем дольше приготовления, тем прекраснее неожиданности. Пусть наш путь, начавшийся (почти 40 дней назад), будет ожиданием Праздника — не просто праздничных подарков, обык­новенного человеческого веселья и отдыха, которые мы как будто заслужили после большого труда. Пусть он будет трепетным восхождением навстречу Христу, нас ради родившемуся в Вифлееме и паки грядущему со славою судить живых и мертвых. Как встречаем мы Рождество Христово, такой будет и наша встреча с Господом во Втором Его Пришествии.

 

*** Две последующие части этой книги посвящены Праздникам Рождества Христова и Богоявления. Уже скоро мы будем встречать этот долгожданный период, эти святые дни. И как говорит автор, в День Рождества Христова «никому не разрешается быть печальным, какое бы горе, какие бы утраты мы не пережили, потому что для каждого человека в этот день – праздник жизни. Нет больше страха смерти, потому что в любви, которую нам открывает Христос, нет страха, и всем Он дарит радость вечной жизни». «И в этот праздник мы возносим славу Богу, открывающему нам Свое благословение: «Слава в вышних Богу и на земли мир», и в нас, в человецех, к Нему вечное благоволение».

 

Праздник Рождества открывает новое чудо. Рожде­ство — не просто рождение Христа Спасителя. Это Боже­ственная жизнь, рождающаяся в жизни пастухов и волх­вов, Божественная жизнь, рождающаяся в жизни каждого из нас. И если в этот праздник наш взор обращается к де­тям, то это потому, что они, несомненно, находятся рядом с Младенцем Христом. Но также и потому, что в них мы можем увидеть эту Божественную жизнь, которая рожда­ется. В их хрупкости, в их непосредственности и свежести, в огромности их надежд, их ожиданий нам открывается первозданная устремленность человека к Богу. И мы про­зреваем верою величие Божественной любви, которая дается всем, кто приходит к Нему как дети.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать