Аудио |
|
Скачать .mp3 |
А.А. Новикова-Строганова. Христианский мир И. С. Тургенева.
Имя Ивана Сергеевича Тургенева - выдающегося русского писателя-классика - в особом представлении не нуждается. Тургеневские сюжеты и художественные образы известны каждому образованному человеку во всём мире. В то же время налёт хрестоматийного глянца, атеистические, иноверческие либо иные вульгарно-идеологические трактовки, лукаво насаждаемые, как плевелы среди пшеницы, - зачастую не позволяют современному читателю пробиться к истинному смыслу писательского наследия, посвятить ему углублённое, осознанное прочтение. Заново вникнуть в произведения Тургенева, осмыслить его творчество с христианских позиций - задача важная и благотворная. И этому посвящена новая книга доктора филологических наук Аллы Анатольевны Новиковой-Строгановой, которая вышла в свет в Издательстве Зёрна-Слово. Она называется – «Христианский мир И. С. Тургенева».
Эта книга, по словам издателей, адресована широкому кругу читателей - не только знатокам русской словесности, специалистам-филологам, но и всем тем, кто стремится приобщаться к отечественным духовным ценностям. Автор раскрывает глубинные связи тургеневского наследия с православными традициями, восстанавливает синхронный евангельский подтекст рассказов, повестей и романов Ивана Сергеевича, проясняет религиозно-философскую позицию писателя. Уникальный художественный мир Тургенева представлен в широком историко-литературном контексте, во взаимодействии с творческими системами Н. С. Лескова, Ф. И. Тютчева, французского поэта-романтика Алоизиюса Бертрана. Также приводятся малоизвестные факты биографии писателя, связанные с его родовым имением Спасское-Лутовиново Мценского уезда Орловской губернии.
Как отмечает автор, в советское время антихристианское литературоведение безоговорочно провозгласило Ивана Сергеевича Тургенева атеистом. Однако если обратиться к произведениям писателя, можно увидеть, что в практике художественного творчества Тургенев изображал жизнь в свете христианского идеала. Писатель показал, что именно духовное, идеальное содержание - основа человеческой личности, ратовал за восстановление в человеке образа и подобия Божия. Каждая проникновенная строка Тургенева, обладавшего способностью соединить прозу с поэзией, «реальное» с «идеальным», овеяна одухотворённым лиризмом и сердечным теплом, несомненно, идущим от «Бога живого» (2 Кор. 6, 16), «в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения» (Кол. 2, 3), ибо «Он есть прежде всего, и всё Им стоит» (Кол. 1, 17), и «никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1 Кор. 3, 11), «Ибо всё из Него, Им и к Нему» (Рим. 11, 36).
По словам Аллы Анатольевны, в Боге, возвестившем: «Аз есмь Истина, и Путь, и Жизнь» (Ин. 14, 6), - единственно истинный подход к любому явлению жизни. «Кто учит иному, - говорит апостол Павел, -и не следует словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает, но заражён страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения, пустые споры между людьми повреждённого ума, чуждыми истины» (1 Тим. 6, 3-5). Быть неувядаемой, всегда новой и актуальной - таково свойство русской классической словесности, уходящей своими корнями в священные источники христианства, святые родники православной веры.
С помощью автора данной книги рассмотрим некоторые произведения Тургенева. Так, в первой главе, которая называется – «Руси православной дух: цикл рассказов «Записки охотника»», - Алла Анатольевна пишет: ««Записки охотника» И. С. Тургенева - одна из тех книг отечественной классики, где наиболее сильно выражены духовные стороны личности простого русского человека, «русский дух», где в прямом смысле «Русью пахнет». Так, в рассказе «Лес и степь» мы читаем: «Вы раздвинете мокрый куст - вас так и обдаст накопившимся тёплым запахом ночи; воздух весь напоён свежей горечью полыни, мёдом гречихи и "кашки"; вдали стеной стоит дубовый лес и блестит и алеет на солнце». А в рассказе «Певцы» Тургенев пишет о своём герое: «Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль».
В цикле этих рассказов Тургенев, по словам автора, явил себя таким же певцом благословенной русской земли, с тем же одухотворённо-проникновенным голосом: «Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нём и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны». Неслучайно Иван Александрович Гончаров, прочитав «Записки охотника» во время своего кругосветного путешествия, у берегов Китая - за тысячи вёрст от России - ощутил её дух, её живое присутствие. Об этом он писал: «заходили передо мной эти русские люди, запестрели берёзовые рощи, нивы, поля и <...> прощай, Шанхай, камфарные и бамбуковые деревья и кусты, море, где я - всё забыл. Орёл, Курск, Жиздра, Бежин луг - так и ходят около».
В год кончины Тургенева его друг, поэт Яков Петрович Полонский, говорил: «И один рассказ его "Живые мощи", если б он даже ничего иного не написал, подсказывает мне, что так понимать русскую честную верующую душу и так всё это выразить мог только великий писатель». Фёдор Иванович Тютчев проницательно уловил в «Записках охотника» тургеневское стремление к синтезу реального и сакрального: «поразительно сочетание реальности в изображении человеческой жизни со всем, что в ней есть сокровенного», - отмечал он. Известно также, какое глубокое впечатление произвели «Записки охотника» на земляка Тургенева - Николая Семеновича Лескова, заслуженно признанного «величайшим христианином среди русских писателей». Он испытал настоящее нравственно-психологическое потрясение, впервые прочитав цикл тургеневских рассказов. А Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин справедливо считал, что «Записки охотника» значительно повысили «нравственный и умственный уровень русской интеллигенции».
Как отмечает автор, герои «Записок охотника» - русские православные люди. Как известно, понятие «русский» исторически уже подразумевало: «православный христианин». Свидетельство полноценного, духовно не повреждённого чувства национального достоинства - народное самоназвание: «крестьяне», в простонародной артикуляции - «хрестьяне», то есть «христиане» - верующие во Христа. В бытии и быте народа ощутимо живое Божье всеприсутствие. Христос - в жизни, в сердце, на устах русского человека. «Господи, Владыко живота моего!», «ах, Господи, Твоя воля!», «прости, Господи, моё прегрешенье!», - то и дело приговаривают герои тургеневских рассказов. Всё это не формализация застывших речевых оборотов, а духовная составляющая русского языка, словесное выражение православного духа русского народа, христианской языковой среды его обитания, показатель глубинной связи слова с самой его сущностью в таинстве языка: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1,1).
По словам автора, тургеневский художественный мир можно определить словами М. Е. Салтыкова-Щедрина: «это начало любви и света, во всякой строке бьющее живым ключом». Лаконичный отзыв длиной в одну строку вместил в себя безграничное: Любовь, Свет, вода жизни - ключевые именования в Новом Завете: «Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 8), «Свет истинный, Который просвещает всякого человека» (Ин. 1, 9), «Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром» (Откр. 22, 17). Читатель словно напитывается этой живой водой. Главный источник светоносности, гармонии и соразмерности тургеневской прозы, её благотворного влияния на душу - в Евангелии, которое составляет особый глубинный пласт художественного текста. О «Евангельской концепции в творчестве И. С. Тургенева» говорится в следующей главе данной книги.
*** Новый Завет, пребывая вечно новым, призывает человека любой исторической эпохи к обновлению, преображению: «И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12, 2). Каждый, кто прикасается к Евангелию, всякий раз открывает для себя заново слово Бога живого. Так и живые голоса русских писателей звучат для нас, когда мы перечитываем классику и неизменно черпаем из её глубин нечто такое, что до времени оставалось сокрытым от восприятия. Внимание к новозаветному символико-содержательному подтексту романов Тургенева позволяет глубже проникнуть в таинство тургеневской поэтики. Прочтение на новом уровне произведений Тургенева в христианском контексте понимания может стать, по словам автора, для читателя настоящим откровением.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Евангелие 28 апреля. Осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!
Читаем Апостол. 28 апреля 2024
Церковный календарь 28 апреля. Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье
День ангела. 28 апреля
Этот день в истории. 28 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!