Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святые угодники Божии. Святой Олег.
На Руси именем Олег часто называли княжичей, и многие из князей с этим именем оставили по себе славную память. В древнерусской истории имя Олег отождествлялось прежде всего с Олегом Вещим, преемником Рюрика, первым великим князем Киевским. Его русское имя «вещий» (знающий будущее, провидящий), которым он назван так сразу после похода на Византию, до известной степени и стало переводом имени Хельга на славянский язык. Более всех в русской истории известен и почитаем святой князь Олег Брянский, сын князя Романа Брянского и внук святого мученика князя Михаила Черниговского. Но были и другие подвижники с этим именем, о которых быть может не знают многие наши современники. Об этих подвижниках рассказывает книга - «Святой Олег». Она вышла в свет в Издательстве Сибирская Благозвонница в серии «Святые угодники Божии». ***
В этой небольшой книге собраны житие святого Олега Брянского, информация о храмах, освященных в честь этого святого, и краткие рассказы о жизни благоверного князя Олега Ингваревича Красного, великого князя Олега Рязанского и князя Олега Константиновича Романова. Жили князья в разное историческое время, которому сопутствовали те или иные трудности, но каждый из них, преодолевая их, прославил свое имя служением Богу, ближним, своему Отечеству. Так, например, благоверные князья Олег Брянский, Олег Красный и Олег Рязанский жили во времена татаро-монгольского нашествия, которое своими бедствиями оставило глубокий след в памяти народа.
Как говорится в книге, нашествие на Русь ордынских полчищ в XIII веке было воспринято современниками как «погибель Русской земли». Померкла самобытность государства, расхищены его богатства, замерла торговля, сожжены города, храмы и иноческие обители. Гибло все земное, временное, все дела рук человеческих. Уцелело лишь то, что вечно и непоколебимо: вера Христова, Церковь Православная, которую, по обетованию Спасителя, не одолеет и сам ад. Она очищалась, как золото, в горниле страданий, возвышалась незыблемо, как утес в бушующих волнах океана. Только на этом камне веры могла возродиться Русь, когда наступил час ее воскресения. В эту эпоху особенно остро ощущалась ненадежность «славы мира сего», и в то время как одни князья всеми правдами и неправдами искали и добивались власти, другие с легкостью расставались с ней, предпочитая нетленную славу Царства Небесного.
Святой благоверный князь Олег Брянский (в иночестве Леонтий) отличался глубоким благочестием и стремлением к ангельскому образу. В Ипатьевской летописи упоминается, что в 1274 году он вместе с отцом Романом Михайловичем участвовал в военном походе против Литвы. По окончании войны Олег приезжал во Владимир Волынский к своей сестре Ольге Романовне, супруге благочестивого князя Волынского Владимира Васильковича, создателя многих храмов и монастырей. Наследовав после смерти своего мужа богатые земли на Волыни, она, надо полагать, помогала брату в устроении его Брянской обители. Видя, сколь преходящи и непрочны красоты и богатства земные, Олег отказался от заманчивой наследственной власти великого князя Черниговского, передав ее своему брату, а сам принял монашество с именем Василий, в созданном им на свои средства Брянском Петропавловском монастыре. В этой обители святой благоверный князь скончался строгим подвижником в начале XIV века, предположительно в 1331 году. Его память Святая Церковь совершает сегодня, 3 октября.
Одним из немногих русских князей, уцелевших во время монголо-татарского нашествия 1237 года, был князь Олег Ингваревич Красный. Батый принуждал князя Олега переменить веру, но тот отказался. Об этом в «Повести о разорении Рязани Батыем» говорится следующее: ««А князя Олега Ингваревича захватили еле живого. Царь же [Батый], увидев многие свои полки побитыми, стал сильно скорбеть и ужасаться, видя множество убитых из своих войск татарских. И стал воевать Рязанскую землю, веля убивать, рубить и жечь без милости. И град Пронск, и град Бел, и Ижеславец разорил до основания и всех людей побил без милосердия. И текла кровь христианская, как река сильная, грех ради наших. И увидел царь Батый Олега Ингваревича, столь красивого и храброго, изнемогающего от тяжких ран, и хотел уврачевать его от тех ран и к своей вере склонить. Но князь Олег Ингваревич укорил царя Батыя и назвал его безбожным и врагом христианства. Окаянный же Батый дохнул огнем от мерзкого сердца своего и тотчас повелел Олега ножами рассечь на части. И был он второй страстотерпец Стефан, принял венец страдания от всемилостивого Бога и испил чашу смертную вместе со всею своею братьею».
Следует признать, отмечает автор-составитель книги: такое обстоятельство убийства князя имеет легендарное происхождение. По другим данным, ему оставили жизнь: Батый под страхом смерти принуждал князя Олега переменить веру, и хотя Олег Ингваревич отказался, хан пощадил его из-за редкостной красоты и даже позволил сохранить веру. Возможно, по причине красивой внешности Олег Ингваревич получил прозвище «Олег Красный». Князь провел в татарском плену пятнадцать лет, после был отпущен на рязанское княжение. В древние рукописные святцы в число святых занесены князья рязанские: Роман Олегович, Олег Красный и Феодор Юрьевич с супругой Евпраксией и младенцем Иоанном.
Особо следует сказать о князе Олеге Рязанском. Господь уготовал на долю князя великие испытания. Время его княжения было сложным и противоречивым. Рязанское княжество было пограничной русской землей между Диким полем и другими русскими княжествами, поэтому первым принимало на себя удары степняков. Жестокие разорения от Орды потрясали рязанские земли. При князе Олеге Иоанновиче было двенадцать татарских набегов. Не было мира и среди русских князей: продолжались междоусобицы. Князь Олег считал себя равным московским князьям и то воевал с ними, то выступал союзником Москвы. Прп. Сергий Радонежский в свое время мирил князей Олега Рязанского и Димитрия Донского. И хотя от личного участия в Куликовской битве князь Олег уклонился, он послал в помощь князю Димитрию свои полки.
Местночтимый на Рязанской земле, благоверный князь Олег Иоаннович, по словам российского историка Дмитрия Ивановича Иловайского, принадлежал «к тем историческим личностям, которые отражают в себе черты известной эпохи или известного народа, закрывая своей тенью и предшественников, и преемников». В самые тревожные времена князь Олег Иоаннович умел оберегать и защищать свой народ. Именно ему Рязань обязана «своей силой и значением в современной ему русской жизни; он наиболее сделал для ее благоустроения; Рязанское княжество ни до, ни после него не достигало такой силы и величия». Сегодня на Рязанщине возрождается почитание Олега Рязанского и местные жители уверены, что день прославления князя Олега обязательно настанет.
Трагична судьба последнего князя с именем Олег в российской истории. Четвертый сын великого князя Константина Константиновича был удивительно разносторонней личностью. Горячо любивший русскую литературу и историю, восторженный поклонник А.С. Пушкина, мечтавший об издании всех существующих автографов поэта, князь Олег успел напечатать только небольшую часть. Его идея факсимильного издания пушкинских рабочих тетрадей реализована лишь недавно, к двухсотлетнему юбилею поэта. Князь Олег серьезно занимался музыкой, живописью, играл в домашних спектаклях и писал замечательные стихи. В первый же месяц начавшейся в 1914 году войны, как и все взрослые сыновья великого князя Константина Константиновича, ушел на фронт и князь Олег. Он был смертельно ранен в бою. Его смертью открылся список жертв императорской семьи на переломе эпох в начале XX века.
*** В течение многих столетий жизненный строй на Руси сообразовывался с ее идеалом — святостью, в стремлении к ней Русь и получила наименование Святой. Но все это время силы зла пытались разрушить веру, честность и благородство. Обвинения, клевета обрушились на Русскую Церковь в XX кровавом веке. Настало время, о котором пророчески сказал поэт Алексей Толстой: «И много понтийских пилатов, и много лукавых иуд Отчизну свою распинают, Христа своего продают». Но тысячи людей, отдавая свои жизни во имя Христа, доказывали иное. Эта книга рассказывает о тех, кто нес святое имя с доблестью и стойкостью, смиренно служа Богу и ближним, на благо Родины.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 4 мая 2024
Церковный календарь 3 мая. Великий Пяток. Воспоминание святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Преподобный Анастасий, игумен Синайской горы
Евангелие 3 мая 2024. Возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?
Читаем Апостол. 3 мая 2024
Этот день в истории. 3 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!