У книжной полки. 3 октября

3 октября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святые угодники Божии. Святой Олег.

 

На Руси именем Олег часто называли княжичей, и многие из князей с этим именем оставили по себе славную память. В древнерусской истории имя Олег отождествлялось прежде всего с Олегом Вещим, преемником Рюрика, первым великим князем Киевским. Его русское имя «вещий» (знающий будущее, провидящий), которым он назван так сразу после похода на Византию, до известной степени и стало переводом имени Хельга на славянский язык. Более всех в русской истории известен и почитаем святой князь Олег Брянский, сын князя Романа Брянского и внук святого мученика князя Михаила Черниговского. Но были и другие подвижники с этим именем, о которых быть может не знают многие наши современники. Об этих подвижниках рассказывает книга - «Святой Олег». Она вышла в свет в Издательстве Сибирская Благозвонница в серии «Святые угодники Божии». ***

В этой небольшой книге собраны житие святого Олега Брянского, информация о храмах, освященных в честь этого святого, и краткие рассказы о жизни благоверного князя Олега Ингваревича Красного, великого князя Олега Рязанского и князя Олега Константиновича Романова. Жили князья в разное историческое время, которому сопутствовали те или иные трудности, но каждый из них, преодолевая их, прославил свое имя служением Богу, ближним, своему Отечеству. Так, например, благоверные князья Олег Брянский, Олег Красный и Олег Рязанский жили во времена татаро-монгольского нашествия, которое своими бедствиями оставило глубокий след в памяти народа.

Как говорится в книге, нашествие на Русь ордынских полчищ в XIII веке было воспринято современ­никами как «погибель Русской земли». Померкла самобытность государства, расхищены его богатства, замерла торговля, сожжены города, храмы и иноческие обители. Гибло все земное, временное, все дела рук человеческих. Уцелело лишь то, что вечно и непоколебимо: вера Христова, Церковь Православная, ко­торую, по обетованию Спасителя, не одолеет и сам ад. Она очищалась, как золото, в гор­ниле страданий, возвышалась незыблемо, как утес в бушующих волнах океана. Только на этом камне веры могла возродиться Русь, когда наступил час ее воскресения. В эту эпоху особенно остро ощущалась не­надежность «славы мира сего», и в то время как одни князья всеми правдами и неправ­дами искали и добивались власти, другие с легкостью расставались с ней, предпочитая нетленную славу Царства Небесного.

Святой благоверный князь Олег Брянский (в иночестве Леонтий) отличался глубоким благочестием и стремле­нием к ангельскому образу. В Ипатьевской летописи упоминается, что в 1274 году он вместе с отцом Рома­ном Михайловичем участвовал в военном по­ходе против Литвы. По окончании войны Олег приезжал во Владимир Волынский к своей се­стре Ольге Романовне, супруге благочестивого князя Во­лынского Владимира Васильковича, создате­ля многих храмов и монастырей. Наследовав после смерти своего мужа богатые земли на Волыни, она, надо полагать, помогала брату в устроении его Брянской обители. Видя, сколь преходящи и непрочны кра­соты и богатства земные, Олег отказался от заманчивой наследственной власти великого князя Черниговского, передав ее своему брату, а сам принял монашество с именем Василий, в созданном им на свои средства Брянском Петропавловском монастыре. В этой обители святой благоверный князь скончался строгим подвижником в начале XIV века, предполо­жительно в 1331 году. Его память Святая Церковь совершает сегодня, 3 октября.

Одним из немногих русских князей, уцелевших во время монголо-татарского нашествия 1237 года, был князь Олег Ингваревич Красный. Батый принуждал князя Оле­га переменить веру, но тот отказался. Об этом в «Повести о разорении Рязани Батыем» говорится следующее: ««А князя Олега Ингваревича захватили еле живого. Царь же [Батый], увидев многие свои полки побитыми, стал сильно скорбеть и ужасаться, видя множество убитых из своих войск татарских. И стал воевать Рязанскую землю, веля убивать, рубить и жечь без милости. И град Пронск, и град Бел, и Ижеславец разорил до основания и всех людей побил без милосердия. И текла кровь христианская, как река сильная, грех ради наших. И увидел царь Батый Олега Ингваревича, столь красивого и храброго, изнемогающего от тяжких ран, и хотел уврачевать его от тех ран и к своей вере склонить. Но князь Олег Ингваревич укорил царя Батыя и назвал его безбожным и врагом христианства. Окаянный же Батый дохнул огнем от мерзкого сердца своего и тотчас повелел Олега ножами рас­сечь на части. И был он второй страстотерпец Стефан, принял венец страдания от всемило­стивого Бога и испил чашу смертную вместе со всею своею братьею».

Следует признать, отмечает автор-составитель книги: такое обстоя­тельство убийства князя имеет легендарное происхождение. По другим данным, ему оставили жизнь: Батый под страхом смерти принуждал князя Олега переменить веру, и хотя Олег Ингваревич отказался, хан пощадил его из-за редкостной красоты и даже позволил сохранить веру. Возможно, по причине красивой внеш­ности Олег Ингваревич получил прозвище «Олег Красный». Князь провел в татарском плену пятнадцать лет, после был отпущен на рязанское княжение. В древние рукописные святцы в число святых занесены князья рязанские: Роман Олегович, Олег Красный и Феодор Юрьевич с супругой Евпраксией и младенцем Иоанном.

Особо следует сказать о князе Олеге Рязанском. Господь уготовал на долю князя великие испытания. Время его княжения было сложным и противоречивым. Рязанское княжество было пограничной рус­ской землей между Диким полем и други­ми русскими княжествами, поэтому первым принимало на себя удары степняков. Жесто­кие разорения от Орды потрясали рязанские земли. При князе Олеге Иоанновиче было двенадцать татарских набегов. Не было мира и среди русских князей: продолжались меж­доусобицы. Князь Олег считал себя равным московским князьям и то воевал с ними, то выступал союзником Москвы. Прп. Сергий Радонежский в свое время мирил князей Олега Рязанского и Димитрия Донского. И хотя от личного участия в Куликовской битве князь Олег уклонился, он послал в помощь князю Димитрию свои полки.

Местночтимый на Рязанской земле, бла­говерный князь Олег Иоаннович, по словам российского историка Дмитрия Ивановича Иловайского, принадлежал «к тем историческим личностям, которые отражают в себе черты известной эпохи или известного народа, закрывая своей тенью и предшественников, и преемников». В самые тревожные времена князь Олег Иоаннович умел оберегать и защищать свой народ. Именно ему Рязань обязана «своей силой и значением в современной ему русской жизни; он наиболее сделал для ее благоустроения; Рязанское княжество ни до, ни после него не достигало такой силы и величия». Сегодня на Рязанщине возрождается почитание Олега Рязанского и местные жители уверены, что день прославления князя Олега обязательно настанет.

Трагична судьба последнего князя с именем Олег в российской истории. Четвертый сын великого князя Константина Константиновича был удиви­тельно разносторонней личностью. Горячо любив­ший русскую литературу и историю, восторженный поклонник А.С. Пушкина, мечтавший об издании всех существующих автографов поэта, князь Олег успел напечатать только небольшую часть. Его идея факсимильного издания пушкинских рабочих тетра­дей реализована лишь недавно, к двухсотлетнему юбилею поэта. Князь Олег серьезно занимался му­зыкой, живописью, играл в домашних спектаклях и писал замечательные стихи. В первый же месяц начавшейся в 1914 году войны, как и все взрослые сыновья великого князя Константина Константи­новича, ушел на фронт и князь Олег. Он был смер­тельно ранен в бою. Его смертью открылся список жертв императорской семьи на переломе эпох в на­чале XX века.

 

*** В течение многих столетий жизненный строй на Руси сообразовывался с ее идеалом — свя­тостью, в стремлении к ней Русь и получила на­именование Святой. Но все это время силы зла пытались разрушить веру, честность и благород­ство. Обвинения, клевета обрушились на Русскую Церковь в XX кровавом веке. Настало время, о котором пророчески сказал поэт Алексей Толстой: «И много понтийских пилатов, и много лукавых иуд Отчизну свою распинают, Христа своего про­дают». Но тысячи людей, отдавая свои жизни во имя Христа, доказывали иное. Эта книга рассказывает о тех, кто нес святое имя с доблестью и стойкостью, смиренно служа Богу и ближним, на благо Родины.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать