У книжной полки. 3 мая

3 мая 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Летопись. Псалтирь в святоотеческом изъяснении.

 

Без преувеличения можно сказать, что для христианина Псалтырь является самой драгоценной книгой Ветхого завета. Псалтырь — это книга молитв на все случаи: в скорби, в чувстве безысходности, в боязни, в бедствиях, в слезах покаяния и в радости после полученного утешения, в потребности благодарения и для вознесения чистой хвалы Творцу. Св. Амвросий Медиоланский пишет: “Во всем Писании дышит благодать Божия, но в сладкой песне псалмов она дышит преимущественно.” Но к сожалению, Псалтырь бывает понятна не всем читающим ее, как по своеобразию языка, так и по неведению образов и выражений, и по глубине мыслей. На протяжении многих веков святые отцы посвящали свои труды толкованию этой Священной книги, и об этом свидетельствует издание, которое мы сегодня предлагаем вашему вниманию. ***

Эта книга, вышедшая в свет в Издательстве «Лето­пись», называется - «Псалтирь в святоотеческом изъяснении». Как уже говорилось ранее, по­пытки объяснения псалмов пророка Давида предпринимались с самых первых веков христианства. Известно, что этими трудами занима­лись св. Ипполит - мученик 2 века, христианский писатель Ориген в 3 веке. В 4 веке появляется уже несколько знаменитых толкований на псалмы святителей Василия Великого, Григория Нисского, Иоанна Златоустого, св. Илария, блаженного Августина и других святых отцов. Более поздние авторы толкований – это святители Тихон Задонский, Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник, Филарет Московский, праведный Иоанн Кронштадтский. В этой книге приводятся стихи из каждого псалма и дается их детальное толкование, написанное в свое время этими и другими свя­тыми отцами и учителями Православной Церкви — их в списке авторов почти 100.

По словам протоиерея Григория Разумовского, который в течении 18 лет занимался объяснением Священной книги псалмов, и отмечал в своем труде: «Псалтирь можно назвать сокращением всего Священного Писания, и нет, можно сказать, на свете книги столько назидательной, как Псалтирь. Все, что только касается духовных нужд человека, все это находится в Псалтири. Это сокровищница, из которой каждый может почерпать для себя утешение и укрепление во всех положениях жизни; это есть полнота божественной мудрости. Одни из псалмов служат выражением чувств благодарности и благоговения; другие превозносят величие Божие и восхваляют Его всемогущество, премудрость и благость; иные взывают к милости и долготерпению Творца и умоляют о прощении грехов; иные, наконец, содержат пророчества о Христе и Его Царстве.

Поэтому-то, - отмечает отец Григорий, - между всеми ветхозаветными книгами Священного Писания, боговдохновенными и полезными для научения (2 Тим. 3.16), книга псалмов есть самая общеупотребительная у христиан, более других книг ими любимая и, можно положительно сказать, для всех необходимая. По словам св. Афанасия Александрийского, эта книга есть «сад, заключающий в себе насаждения всех других книг, – есть зеркало, где видит себя в настоящем виде грешная душа человеческая, со всеми своими страстями, грехами, беззакониями, во всех разнообразных движениях, направлениях и состояниях; видит все свои недуги и находит против своих духовных болезней в сей чудной книге действительные врачевства. Да, книга псалмов недалека от каждого человека, это не произведение искусства, нам чуждое и постороннее, это наша книга о нас самих.

Псалмы Давида – это песни нашей души; его молитвенные гласы и вопли – гласы и вопли духа нашего, подавляемого грехом, удручаемого скорбями и напастями. Кроме сего, где мы найдем для себя лучшие образцы молитв, молений, благодарений, богохвалений и славословий, как не в псалмах Давидовых? По-моему мнению, – говорит св. Афанасий, – в книге псалмов измерена и описана словом вся жизнь человеческая, и душевные расположения, и движения помыслов, – и сверх изображенного в ней ничего более не отыщется в человеке. Потребно ли покаяние и исповедание, постигли ли кого скорбь и искушение, гоним ли кто, или избавился от злоумышлении, стал кто опечален и смущен и терпит что-либо подобное сказанному выше, или видит себя преуспевающим, а врага приведенным в бездействие, или намерен восхвалить, возблагодарить и благословить Господа, – для всего этого имеет наставление в божественных псалмах... Посему и ныне каждый, произнося псалмы, пусть будет благонадежен, что Бог услышит просящих псаломским словом», заключает святой Афанасий.

Давайте, обратимся к данному изданию и прочитаем фрагмент толкования первого псалма Давида, который как говорится в Псалтири, «не надписан у еврей». По словам толкователей святителей Григория Нисского и блж. Феодорита Кирского, «переводчики Божественного Писания, какие в древности нашли у евреев надписания, те и переложили на греческий язык. И ненадписанные псалмы оставили они без надписания, не осмеливаясь к словам Духа приложить что-либо от себя. Псалом содержит в себе обвинение грешных и нечестивых людей и советует непрестанно внимать Божественному закону, который удаляет человека от сродства со злом. Он является основанием всех псалмов, ибо наставляет всех людей к творению богоподобных добродетелей и приближает к блаженству жизни вечной: потому и начинается от блаженства.

Для объяснения первого стиха этого псалма составители книги используют труды святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста, Афанасия Великого, блж. Феодорита Кирского. В первом стихе поется: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе». По словам святых отцов, «блаженство человеческое есть уподобление Божеству. Блажен и един сильный Царь царствующих и Господь господствующих (1 Тим. 6,15). Давид полагает начало пророчеству о Христе, Которому надлежало родиться от рода его (см.: Мф. 1,1), поэтому прежде всего пророк и ублажает уповающих на Бога. Псалмопевец называет одного мужа блаженным и умалчивает о жене, потому что творение обоих равночестно при единстве природы. Слово Божие здесь вместе с мужами разумеет и жен; ибо одна добродетель и награда обоим одинакова. Условием Божественного блаженства явля­ется чистота наших помыслов и разумное удаление от всякого зла.

Во втором стихе, который объясняется святыми Афанасием Великим, Григорием Паламой, Силуаном Афонским и Григорием Богословом, говорится: «но в законе Господни воля его, и в законе Его поучится день и нощь». «День и нощь, - учат нас святые отцы, - надлежит нам внимать закону Божьему и согласно с ним располагать свою собственную жизнь. Ибо так законоположил Бог еще через Моисея, говоря: слова закона сего да будут всегда в устах твоих, в них поучайся, седяй и востая, и лежа и идый путем. И навяжиши я на руку твою и да будут непоколеблемо пред очима твоима (Втор. 6, 78). Христиане должны подражать Богоматери, Которая воспитывалась в храме, во Святая Святых, день и ночь поучалась в законе Господни и пребы­вала в молитве за народ. Подобно и апостол Павел заповедует всем хри­стианам подвизаться в молитвах всегда, говоря: непрестанно молитеся (1 Сол. 5,17). Внешний человек да пребывает в своих телесных трудах, а внутренний пусть будет посвящаем на духовное делание умной молитвы. О дело, воистинно дивное и предивное! Телесно обращаешься с людьми, а умно беседуешь с Богом! Памятование о Боге возводит человека к чисто­те, - говорят святые отцы.

Третий стих первого псалма: «И будет яко древо насажденное при исходищих вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет, и вся, елика аще творит, успеет». Толкование на этот стих составители книги взяли из трудов святителя Иоанна Златоуста, который пишет: «Читающий постоянно Божественные Писания, хотя бы и не имел ни­какого толкователя, постоянным чтением, как бы некоторыми корнями, собирает в себя струи и росу Святаго Духа. И подлинно, что ни величие славы, ни высота власти, ни присутствие друзей и ничто другое из вещей человеческих не может утешать в скорби так, как чтение Божественных Писаний. Ибо те вещи тленны и непостоянны: почему и утешение от них скоропреходящее, а чтение Писаний есть собеседование с Богом. Когда же Бог утешает находящихся в скорби, то какое из настоящих обстоятельств может повергнуть их в уныние?». Так говорит святой Златоуст, но стоит прочитать всю эту книгу, где толкование на Псалтирь изложено многими святыми отцами.

 

*** Святитель Игнатий Брянчанинов желающим читать Священное Писание и в частности, Псалтирь, советовал следующее: «Не сочти для себя достаточным чтение Божественного Пи­сания без чтения святых отцов. Это — мысль гордая, опасная. Лучше пусть приведут тебя к слову Божию святые отцы, как возлюбленное свое дитя, получившее предварительно воспита­ние и образование посредством их писаний. Ибо только из чте­ния отеческих писаний научаемся истинному разумению Священного Писания». Помня это наставление святителя, обратимся к чтению книги «Псалтирь в святоотеческом изъяснении», и быть может, проникнув с ее помощью в смысл псалмов, мы сможем ощутить дыхание Божий благодати, о которой писал святитель Амвросий Медиоланский: «Во всем Писании дышит благодать Божия, но в сладкой песне псалмов она дышит преимущественно».

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать