У книжной полки. 3 мая

3 мая 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Туринская Плащаница. Евангелие, написанное кровью.

 

Апостолами - учениками Иисуса Христа - было проповедовано слово Благовестия, а четверо из них Матфей, Лука, Марк и Иоанн - записали это слово в Евангелиях. Но современному человечеству дано еще одно «Евангелие» - это Туринская Плащаница - та самая легендарная Плащаница, которая покрывала многострадальное тело нашего Искупителя и на которой осталось Его изображение и следы Его страданий. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию книгу, которая вышла в свет при содействии Православного Братства «Воздвиженье» и Издательства «Николин день», посвященную этому чудесному свидетельству бытия Божия. Называется она «Туринская Плащаница. Евангелие, написанное кровью». Об этой книге – далее в нашей программе. ***

Данная книга посвящена христианской святыне — Туринской Плащанице, о которой на протяжении многих столетий ведутся споры, которую постоянно подвергают исследованиям, но она по-прежнему остается загадкой. Современная наука не в состоянии объяснить тайну ее происхождения. В этой книге представлены история реликвии, сведения о научных исследованиях, взгляды критиков и скептиков. Кроме того, читателям предлагается сочинение епископа Александра (Милеанта) – «Значение и сила Крестных страданий Спасителя». Завершает книгу «Акафист Божественным Страстям Христовым».

В предисловии книги издатели пишут следующее: «Туринская Плащаница считается в христианском мире одной из наиболее драго­ценных реликвий. Без сомнения, Плащани­ца — самая изучаемая святыня всех времен. Лишь немногим памятникам пришлось вы­держать столь тщательное исследование, которому подвергалась она. Туринскую Плащаницу анализировали хирурги, су­дебные патологоанатомы, тщательно изу­чившие раны, отпечатавшиеся на ткани; ар­хеологи, эксперты по Библии, историки художники, химики, биологи, фотографы - все они искали подтверждение древ­ности Плащаницы и ее подлинности. Ведь если Плащаница — действительно тот самый погребальный саван Иисуса Христа, то таинственным образом на ней запечатлен Лик Спасителя, Его внешность, она свидетельствует о Его земном существова­нии, наглядно изображая Его Страдания, Смерть и Воскресение. За это Плащаницу называют «Пятым Евангелием», поскольку миллионы христиан убеждены, что на этой ткани Господь Иисус оставил «запись» о великом историческом моменте — Своем Воскресении из мертвых.

Как говорится в одной из глав книги, история святой Плащаницы начинается следующими словами Евангелиста Марка: «Пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова. Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу. Он, купив Плащаницу и сняв Его, обвил Плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба» (Мк. 15, 43-46). Это свидетельство, запечатленное в Евангелии. О дальнейшей судьбе святыни известно, что «в первые века христианства, во времена катакомбные, верующие в Господа Иисуса жестоко преследовались и, конечно, они надежно прятали Плащаницу от своих гонителей, тайно передавая драгоценную реликвию из поколений в поколения.

В творениях святых отцов присутствуют слабые отголоски преданий и рассказов о том, что первым взял Плащаницу апостол Петр и сохранил ее, рискуя жизнью. Самое древнее свидетельство об этом поступке ученика Христова и благоговейном почитании Плащаницы в Иерусалиме, до нас дошло от равноапостольной Нины, прославленной грузинской княжны, усопшей в 333 году. По прошествии нескольких десятиле­тий, в 379 году, преподобный Ефрем Сирин в пасхальной проповеди на светлой заутре­ни сказал: «Когда наступила заря, Он был завернут в Плащаницу. По мере того, как мрак рассеивался и являлся свет, Он Сам сложил с Себя то полотно, в которое был закутан». Упоминал о Плащанице в своем 18-томном сочинении «Церковная история» и Никифор Калист, церковный историк, монах Софийского монастыря в Константинополе.

В своем труде он писал, что в 436 г. св. Пульхерия, сестра императора Феодосия II, построила возле византийской столицы базилику Пресвятой Богородицы Влахернской и поместила туда погребальные ризы Господни - Плащаницу, полученную в дар от благоверной императрицы Евдокии, которая только что прибыла в Царьград из Иерусалима. Святая земля, терзаемая войнами, в те годы была местом неспокойным. Прошли два столетия и при новых династиях — Исаврийской и Аморийской — в Константинополе наступили времена иконоборчества. Предполагается, что, подвергнутая опасности уничтожения Плащаница, была увезена на юг империи - сначала в Антиохию, а затем вновь в Иерусалим. В 640 г. Арнульф, епископ Галльский, был паломником в Иеру­салиме: «Я видел там и прикладывался к Плащанице Господней, которая поверх го­ловы Его положена была в Гробе». И даль­ше: «Это было полотно достаточно обшир­ное, чтобы покрыть все тело, и полный раз­мер которого около 15 футов (около 4,5 длины)».

В древней Мозарабской литургии, ко­торая сложилась к концу VI века и поныне служится в храмах епархии Толедо в Ис­пании, говорится о «свежих отпечатках на полотне Усопшего и Воскресшего». На том самом полотне, которое апостолы Иоанн и Петр нашли в гробе на утро святой Пасхи. В IX веке Плащаница по свидетельству Епифания Монако находилась в базилике Голгофы в Иерусалиме. В 1093 г., во время Константименов, она возвращается в Кон­стантинополь. Сохранилось письмо императора Алек­сия Комнина, в котором он сообщает, что «среди реликвий Спасителя у него находятся Похоронные полотна, найденные в Гробу после Воскресения». Доподлинно известно, что до разграб­ления крестоносцами Константинополя в 1204 году Плащаница находилась в храме Святой Софии. Здесь она выставлялась для поклонения каждую пятницу и на Страст­ную неделю.

В 1200 году ее видел во время паломничества будущий архиепископ Антоний Новгородский. По его свидетельству, Плащаница была подвешена над алтарем Софийского собора. Год спустя, во время бунта императорской гвардии в храме вспыхнул пожар. Хранитель реликвий Николай Мазарит своим красноречием остановил восставших и спас Плащаницу от огня. Он утверждал, что «похоронные Ризы Господни... еще благоухают помазанием». После взятия Константинополя во время Четвертого крестового похода Плащаница исчезла. Летописец похода Робер де Клари писал по этому поводу: «И никто, будь то грек или франк, дальше не знал, что случилось с этой Плащаницей после разгрома и расхищения города». После Четвертого крестного похода Плащаница попадает в руки генерала Роша. По окончании военных действий, когда все должны были сдать захваченные тро­феи, Рош утаил святую Плащаницу и вер­нулся с ней во Францию...

Священную реликвию Рош привез в по­дарок своему отцу, французскому аристо­крату. Отец же преподнес ее Амедею, архиепископу Безансонскому, который передал Плащаницу в кафедральный Безансонский собор. В марте 1349 г. собор был уничтожен пожаром. Во время пожара де­ревянная коробка, где хранилась святая Плащаница, была повреждена огнем, само Полотно так же пострадало и в суматохе пропало. Собор был вновь отстроен, Пла­щаницу в 1356 г. заменили живописной ко­пией и хранили вместо утраченной релик­вии. Эта копия находилась в соборе вплоть до Великой французской революции, когда по приказанию франкмасонского «Коми­тета народной безопасности» и с согласия клира она в 1794 г. была предана огню. Что же происходило со святой Плаща­ницей, которая, до сего дня несет следы безансонского пожара? Об этом читатели узнают, открыв данную книгу.

 

*** В заключение хочется напомнить пророчество святого Симеона Богоприимца о Христе: «Се, лежит Сей ... в предмет пререканий» (Лк. 2,34). Так и Плащаница, по словам издателей, - это осязаемое свидетельство Его страданий, смерти и Воскресения — остается предметом споров и пререканий. Многим святая Плащаница открыла свет Христовой веры, но многие упорно отстаивают свое неверие и активно призывают к нему других. Господь никого не привлекает к вере насильно, Он лишь кротко свидетельствует о Себе, ожидая отклика в человеческом сердце: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Апок. 3,20). И чем больше оскудевает в мире вера, тем отчетливее это свидетельство. Хотя Плащаница и не может заставить уверовать во Христа, но ее свидетельство очень сильно. Перед нами величайшая христианская святыня. Рассказу о ней посвящена настоящая книга.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать