У книжной полки. 3 июня

3 июня 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Сибирская Благозвоница. О посмертных мытарствах души.

 

Христос говорил об Ангелах, которые свяжут грешника и отведут в тьму (см. Мф. 22,13), апостол Павел, говоря про день злый (Еф. 6,13), имел в виду день смерти и начало мытарств, а по толкованию блаженного Феофилакта Болгарского, Сама Божия Матерь и святой великомученик Георгий Победоносец боялись смерти и мытарств, «Учение о мытарствах есть учение Церкви», пишет святитель Игнатий (Брянчанинов). Он же пишет: «Подробное описание мытарств и порядок, в котором они следуют одно за другим в воздушной без дне, заимствуем из поведания преподобной Феодоры». Учение о посмертных мытарствах души содержится в Священном Предании, согласном со Священным Писанием, и в произведениях церковных писателей. Часть этих произведений составила книгу, которая вышла в свет в Издательстве Сибирская Благозвоница и называется – «О посмертных мытарствах души». ***

В предисловии этой книги говорится: «Жизнь человеческая заканчивается смертью — разлучением души и тела. А что дальше? Вечная блаженная жизнь с Богом или адские мучения? Многие ли окажутся достойными войти в Царство Небесное и получить, как сказано в Писании, наследство нетленное (1 Пет. 1,4)? Нет, не многие, говорит Слово Божие. Мало избранных (Мф. 20, 16), и праведник едва спасается, - а какова же участь нечестивых и грешных (1 Пет. 4, 19)! Путь в Царство Небесное — путь следования за Христом, путь узкий, крестный, скорбный (см. Мф. 7, 13-14; 10, 38). Труд но следовать по этому спасительному пути! Недаром церковная традиция уподобляет нашу жизнь то странствию по безводной пустыне, то плаванию по бурному морю. Чтобы не уклониться от цели, нужно всегда иметь ее перед глазами.

Но каким образом среди житейской суеты и «оземленности», которая свойствен на всем людям со времени грехопадения первозданного человека, и особенно нашему времени, можно сохранить и душе стремление к Небу? Святые отцы Церкви, опытно прошедшие путь спасения во Христе, указывают для этого на некоторые действенные средства. Одно из них, простое, но могучее, — память смертная. Помышление о том, что все смерт ны, что и ты умрешь, и умрешь, воз можно, скоро, так как никто не ведает своего часа, — это помышление как бы ограничивает кругозор христианина, шествующего в Царство Небесное помогает ему сосредоточиться на главном.

Память о смерти влечет за собой, с одной стороны, страх вечных мучений, с другой — надежду будущего блаженства. Если первый способствует покаянию и нравственному исправлению грешника, то вторая побуждает к исполнению заповедей Христовых и терпели вому несению своего креста. Так, меж ду страхом и надеждой, и совершается, как учат святые отцы, наше спасение. Древние отцы-подвижники пока зывают нам удивительные примеры непрестанного памятования о смерти, указывая и на великую пользу от этого спасительного навыка. «Помни всегда об исходе твоем, не забывай вечного суда, и не погрешишь в душе твоей», говорит авва Аммой. Так наставляют святые отцы христиан, стремящихся проводить жизнь в благочестии и богоугождеиии.

Памятованию горького часа смерти сопутствует воспоминание о по смертной участи людей — об аде, где «в горьком молчании или страшном стенании, в страхе и мучении» пребывают души грешников, и о будущем Суде, на котором грешников ожида ют великий стыд перед Богом, перед Ангелами и всеми людьми и страшные наказания, а праведников — общение с Богом и Ангелами и со всем ликом святых, Небесное Царство и блага его, радость и наслаждение. Удостоившиеся быть восхищенны ми и видеть Суд Божий, участь грешни ков и праведников, не могли после этого смотреть на временный свет, «от которого нет нам никакой пользы»; а про водившие до того жизнь в беспечности налагали на себя суровые подвиги покаяния, боясь, что не вынесут «стыда пред Христом и святыми Ангелами» в день Судный за злые дела свои и нерадение о спасении в течение временной жизни.

«Христиане, ревнующие о спасении, - говорит свт. Василий Великий, - всегда стремились подражать древним подвижникам, воспоминанием о смерти, возгревая в душе страх спаси тельный, страх, которым доставляется святость». «Постоянное памятование смерти есть благодать дивная, удел святых Божиих, — пишет святитель Игнатий (Брянчанинов). — Но и нам, немощным и страстным, необходимо принуждать себя к воспоминанию о смерти, усваивать сердцу навык размышления о ней, хотя такое размышление и крайне противно сердцу грехолюбивому и миролюбивому...» Церковное предание содержит множество благочестивых повествований, способных возбуждать в человеке па мять смертную, а вместе с нею и страх Божий, ограждающий его от увлечения грехом и научающий всем добродетелям и заповедям Божиим.

Так в житии преподобного Василия Нового содержится описание двух видений ученика его Григория, в которых образно представлены частный суд над человеком по смерти — так называемые мытарства и всеобщий Страшный Суд Христов, имеющий совершиться в конце мира. В житии пове ствуется, что препо добному Григорию были подробно открыты в видении как обстоятельства смертного часа, так и хождения по мытарствам преподобной Феодоры. Здесь подробно исчисляются двадцать мытарств. Мытарства — нечто вроде застав или таможен, которые встречают на своем пути души умерших людей, возносясь к Престолу Небесного Судии; при них (или в них) стоят духи злобы и взымают со всякой души, повинной в том или ином грехе, пошлину, или выкуп, состоящий в представлении им на вид противоположного этому греху доброго дела.

Сущность учения о мытарствах излагает свт. Кирилл Александрийский в слове «О исходе души». О них мы знаем из житий святых: прп. Антония Великого, прп. Симеона, Христа ради юродивого, великомученика Евстратия, преподобномученицы Евдокии и других. И вот что, к примеру, пишет об этом святитель Иоанн (Максимович): «На третий день душа проходит через легионы злых духов, которые преграждают ей путь и обвиняют в различных грехах, в которые сами же ее и вовлекли. Согласно различным откровениям, существует двадцать таких препятствий, так называемых мытарств, на каждом из которых истязуется тот или иной грех; пройдя одно мытарство, душа приходит на следующее. И только успешно пройдя все их, может душа продолжить свой путь, не будучи немедленно ввергнутой в геенну.

Мытарства — это неизбежный путь, которым совершают свой переход от временной земной жизни к вечному жребию все души человеческие, как злые, так и добрые. Как ужасны эти бесы и мытарства, можно видеть из того факта, что Сама Матерь Божия, когда архангел Гавриил сообщил Ей о приближении смерти, молила Сына Своего избавить душу Ее от этих бесов, и в ответ на Ее молитвы Сам Господь Иисус Христос явился с небес принять душу Пречистой Своей Матери и отвести Ее на небеса. (Это зримо изображено на традиционной православной иконе Успения.) Воистину ужасен третий день для души усопшего, и по этой причине ей особенно нужны молитвы».

 

*** «Мытарства, - говорит святитель Феофан Затворник, — это образ частного Суда по смерти, на коем вся жизнь умершего пересматривается со всеми грехами и добрыми делами. Грехи признаются заглажденными про тивоположными добрыми делами или соответственным покаянием. Мытар ства проходят все умершие, в жизни не оправдавшиеся грешники. Совершен ные только христиане не задерживают ся на мытарствах, а прямо светлой по лосой восходят на Небеса». Нам, - говорят издатели, - кратковременным странникам на земле, необходимо узнать нашу участь в вечности. Для того-то милосердие Божие и открывает через избранных рабов Своих то, что обыкновенно сокрыто от наших чувств, но насущно для нашего спасения, и в тех именно образах, которые нам доступны и понятны. Внимательное ознакомление с мытарствами полезно для более тщательной подготовки к исповеди, испытания своей совести, обретения покаянного настроения.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать