У книжной полки. 3 июня

3 июня 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Киево-Печерская Лавра. Именослов.

 

Имя, подобно фотографии, отражает сущность человека, отчасти характеризует его личность. Оно дается человеку при рождении или крещении, и выражает некую неповторимую положительную черту в человеке, неповрежденный образ Божий. Как благородно звучат имена, возвышающие и остепеняющие человека: Августин (величественный, священный), Афанасий (бессмертный), Евфросиния (радость), Анастасия (воскресение). Существуют и такие имена, как Алипий (беспечальный), Виталий (жизненный), Терентий (полирующий, растирающий), Тамара (Пальма), указывающие на определенную черту характера или какое-либо сходство с сотворенным миром. Все имена происходят от Бога — Он первый сказал: «Да будет...» И потому дар слова, дар именования человек должен направлять к Богу, как благодарность за свою жизнь. Об этом нам напоминает книга, которая вышла в свет в Издательстве Киево-Печерской Лавры и называется – «Именослов». ***

В этом издании представлены жития известных святых, носящих наиболее употребительные сегодня имена. Читатель может ознакомиться с житием и подвигом святого, имя которого он носит, узнать свой день именин (т.е. день памяти этого святого). Дни памяти святых указаны по-старому (в скобках) и по новому стилю. Но прежде чем приступить к изучению имен, издатели предлагают познакомиться с историей их происхождения, узнать, как имя связано с жизнью человека, почему нельзя называть животных человеческими именами или давать человеку прозвище. Так же составитель книги обращает внимание читателей на то, что имя имеет Божественную природу, поэтому и отношение к нему должно быть соответственное – благоговейное.

Как отмечает автор-составитель, «с первых стихов Библии Господь нам открывает картину творения мира. Сам акт творения начинается словами «И сказал Бог...» (Быт. 1, 2). Создавая мир, Бог также творит имена и завершает Свое творение наименованием : небо, земля, тьма, вода, свет, день, вечер, утро и так далее. Таким образом, Он называет созданную реальность тем, чем она является на самом деле. Человек призван Богом быть владыкою «над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Быт. 1, 26). Сейчас мы себе не представляем, как человек может владычествовать над всей земной природой. Однако вспомним, что человек был создан по образу и подобию Божию. Образ Божий означает свойства Божии, только ограниченные. Одно из свойств Божиих, разумность, было дано человеку; эта разумность проявилась в даровании имен животным.

Как говорится в книге Бытия, Господь создал животных и птиц «и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым...» (Быт. 2,19-20). Так мы впервые встречаемся с наречением человеком Адамом имен живым существам. Но что означает это наименование? По словам автора, имя отражает некую реальность, но не является ею самой. «Наречение не было случайным, а основывалось на знакомстве с природой (в постижении природы) нарекаемых существ и по большей части заключало в своей основе указание на более характерное свойство будущего носителя того или другого имени, оно свидетельствует о сравнительно высоком уровне развития человека», - говорится в Толковой Библии Лопухина. Человек прозревал сущность творения - совокупность черт отдельных одушевленных тварей - и называл тварь сообразно ее сущности.

Таким образом, сам факт наречения имен свидетельствовал о совершенном знании человеком творения. Дать оценку, наименование чему-то можно только после понимания сути этого предмета. Поэтому Адам, имея безграничные способности в познании мира, видел сущность всего со­зданного и давал ему наименование. Адам, созданный после всего видимо­го мира, находился над творением, уже одним своим происхождением он мог возвышаться над тварью: но он еще имел и разумную душу, которая без «подсказки» Бога могла определить то, что Бог вверил ей во власть». Однако, «с момента грехопадения человек утратил способность видеть суть вещей так, как он видел ее до грехопадения. Следствием этого явилась пропасть между человеком и остальным творением Божиим».

Теперь, после грехопадения, слова, например, «земля», «вода» нам ни о чем не говорят; в этих буквосочетаниях мы не видим того, что отличает воду от земли и от других предметов, нам не постижима сущность вещей, так как постиг их Адам. Подтверждает это тот факт, что каждый из нас хоть раз в жизни задумывался, почему земля называется землей, а вода, водой. Как отмечает автор-составитель, после грехопадения «мы видим, как бы сквозь [тусклое] стекло, гадательно» (1 Кор. 13, 12) и не можем уразуметь значение каждой вещи по ее имени, даем характеристику каждой вещи, созданной руками человека, отражая в названии не суть, а только какую-либо выдающуюся сторону предмета или вещи. Так человек не может знать сущности, например, мыши, собаки. В философии для абстрактного определения суммы признаков того или иного предмета ввели понятие «чтойность» вещи. Например, такие понятия как «лошадность», «горность». Так мы можем хоть как-нибудь определить предметы, но на самом деле не указываем их сущность.

Так дело обстоит и с именем человека. По словам автора, «знать имя — означает «познать внутреннюю суть человека, быть с ним в непосредственной связи и даже получить некую власть над ним». Еще со времен Ветхого Завета перемена имени имела огромное символическое значение. Ведь новое имя, - это новая жизнь, новый человек. Взять, например, переименование Аврама и Сары. Бог обещал Авраму, что он станет не только отцом многочисленного еврейского народа, но «отцом всех верующих». В связи с этим Аврам («отец») и Сара («госпожа») получили новые имена в форме множественного числа: Авраам («отец множества племён») и Сарра («госпожа многих»). За твердое и преимущественное исповедание веры во Христа как Сына Божия апостол Симон был назван Кифой, Петром (Ин. 1,42), что в переводе с древнееврейского языка (Кифа) и древнегреческого (Петр) означает «камень, скала». Христос является «последним Адамом» (1 Кор. 15, 45), и поэтому нарек Симона Петром, обозначив, таким образом, главную черту его характера. Вот великая сила имени.

В этом издании даются сведения о том, что означает каждое имя, излагаются краткие жития известных святых, носящих данное имя, а также дни их памяти. Если мы хотим дать младенцу имя, чтобы он смог подражать в своей жизни какому-либо святому, мы можем обратиться к жизнеописанию этого святого. Взять для примера, сегодняшнее число. 3 июня празднуется память святых равноапостольных царя Константина и матери его Елены, краткое житие которых читатели также найдут на страницах данной книги. О святом Константине автор-составитель рассказывает следующее: «Святой император, получивший от Церкви именование равноапостольный, а во всемирной истории названный Великим, был сыном цезаря Констанция Хлора, правившего странами Галлией и Британией. После смерти отца Константин в 306 году был провозглашен войсками императором также Галлии и Британии. Первым делом нового императора было провозгласить в подвластных ему странах свободу исповедания христианской веры.

Фанатик язычества Максимиан Галерий на Востоке и жестокий тиран Максентий на Западе ненавидели императора Константина и злоумышляли его низложить и убить. Он молил Бога дать ему знамение, которое воодушевило бы его войско храбро сражаться, и Господь явил на небе сияющее знамение Креста с надписью «Сим побеждай». Сделавшись полновластным правителем Западной части Римской империи, Константин издал в 313 году Миланский эдикт о веротерпимости, а в 323 году, когда во­царился как единственный император над всей Римской империей, распро­странил действие Миланского эдикта и на всю восточную часть империи. После трехсот лет гонений христиане впервые получили возможность открыто исповедовать свою веру во Христа.

 

*** Каждый святой в своей жизни тем или иным образом противостоял злу, прося у Бога сил и вразумления. Своей жизнью святые засвидетельствовали эту возможность жить с надеждой и упованием на Бога. Поэтому и мы об­ращаемся ко святым за помощью, а через них ко Христу, «ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» (Кор. 2, 18). И как говорит в заключение автор составитель, «пусть эта книга послужит осознанию своего жизненного пути, познанию талантов, а также памятованию о том, что мы всегда имеем ходатаев за нас перед Богом, которые, каждый своей жизнью, показали пути достижения Царства Небесного».

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать