У книжной полки. 3 февраля

3 февраля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Преподобный Максим Грек. Избранные творения.

 

«Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим. 3:12). Эти слова апостола Павла очень точно характеризуют жизнь преподобного Максима Грека, память которого Святая Церковь совершает сегодня. Его праведная жизнь и самоотверженная просветительская деятельность не давали спокойно жить нечестивым современникам, которые подвергли святого отца многочисленным страданиям. Немало лет провел святой в заточении из-за ложных обвинений, но даже тогда он не переставал усердно трудиться на ниве просвещения и духовного наставления русского народа. И, будучи в темнице, он написал многие свои сочинения, в которых обличал пороки современного общества и призывал народ к исправлению и к жизни в Духе Истины. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию книгу, в которую вошли «Избранные творения» преподобного Максима Грека. Об этой книге и ее авторе – далее в нашей программе. ***

В этой книге, которую предлагает читателям Издательство Благовест, представлены избранные духовно-нравственные, догматические и другие творения преподобного Максима Грека. Большинство из них носит «обличительный» характер – и в частном и общественном обращении. И сегодня эти труды наглядно показывают нелепость и вред различных суеверий, их глубокое противоречие христианскому учению и истинному предназначению человека. И помогут современным христианам найти ответы на многие вопросы духовной жизни. Но прежде чем обратиться к сочинениям святого, давайте познакомимся вкратце с его житием. Преподобный Максим Грек родился около 1470 года в греческом городе Арта. Он происходил из обра­зованной семьи, получил домашнее образова­ние, затем отправился в Италию, где учился в Венеции, Падуе, Верчелли, Болонье, Ферраре и других городах, сочетая обучение со служ­бой у представителей движения гуманизма и влиятельных особ.

Около 1506 года Максим Грек удалился на Афон и принял постриг в мо­настыре Ватопед, где имелось богатое книжное собрание. Монашеское послушание он сочетал с учеными трудами и литургическим творчест­вом. А в 1516 году, в ответ на отправленную на Афон просьбу великого князя московского Василия III Ивановича прислать переводчика, Максим Грек был направлен в Москву. И вся дальнейшая деятельность его оказалась связа­на с Россией. За первые семь лет жизни в России он пе­ревел с греческого языка крупные труды по экзегетике и гомилетике, которые стали поль­зоваться большой популярностью и активно переписываться, написал многочисленные сочинения. Однако в 1525 году Максим Грек был обвинен в ереси, в ошибках, якобы допущен­ных в ходе перевода и правки богослужебных книг.

До конца жизни прп. Максим Грек находился в заключении в монастыре. Все это время он жил безвыходно в тесной сырой келье, страдая от холода и голода. Но пребывание в этих чудовищных условиях не сломило подвижника. Он написал сам для себя утешительную проповедь, начинающуюся словами «Не тужи, не скорби и не тоскуй, любезная душа, о том, что страдаешь без правды...», и повторял ее каждое утро. И именно в это время были написаны основные его сочинения с целью оправдания по выдвинутым против себя обвинениями. Святой отец сам составил собрание своих избранных сочинений, которое представляет собой изложение позиций автора по важнейшим вопросам государственной, церковной и культурной жизни России того времени. А его духовно-нравственные поучения служат полезным чтением для ищу­щих спасения, подготовляя их к принятию догматов христианского вероучения.

Немалое место в творчестве святого отца занимают труды, направ­ленные против латинян, схоластической фило­софии, астрологии и т. д.; он резко выступал против возможностей «угадать» судьбу, изме­нять ее по собственной воле, вступал в борьбу против множества суеверий и апокрифов. Преподобный Максим Грек необычайно близок современ­ному читателю, так как в наше время, как и в дни его земной жизни, увлечение эзотерикой, астрологией, хиромантией и прочими оккультными учениями, приобрело массовый и вполне привычный характер. Поэтому весьма ценны и актуаль­ны обличительные слова святого, дошедшие к нам из XVI века. Вот названия отдельных его поучений: «О том, что Промыслом Божиим, а не звездами и кругом счастья устраивается че­ловеческая судьба». «Беседа души с умом, в во­просах и ответах о том, откуда рождаются в нас страсти; здесь же и о Божественном Промысле и против астрологов» и другие.

Преподобный Максим пока­зывает, насколько нелепыми и несогласующи­мися с истинным предназначением человека вы­глядят верования во влияние звезд. Вот, например, он пишет: «Прочитав много разных книг, и христианских, и составленных внешними мудрецами и почерпнув оттуда достаточную душевную пользу, я, главное, научился тому, что всякой добродетели, какие проходим мы, люди, вся­кой власти и всякого начальства, коих желаем, пода­тель и совершитель есть Создатель всего и Владыка. Это я познал и уразумел. Всякое бо, сказано даяние благо, и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Отца светов (Иак. 1, 17). Иное есть даяние благо, и иное — дар совер­шен.

По словам святого отца, - «даяние благо, это - душевные добродетели, как то: разум, мужество, правда, целомудрие, кротость и смиренномудрие; также и подаваемые нам от Вышней Бо­жественной Благости житейские блага, потребные нам для того, чтобы жить и чтобы жить хорошо. Дар же совершен, который свыше обильно подается достойным, это — различная благодать Святого Духа, которая совершенствует, утверждает и сохраняет до конца от расхищения вышепомянутые естественные блага душевные». «Если же это так, действительно, - продолжает святой отец, - и так испо­ведуется всеми православными и боговдохновенными от­цами и учителями, то пусть перестанут невежественные, и пусть не произносят против нас хулы те, которые мудрствуют заодно с немцами».

Эти люди, по словам святого отца, «держа предания халдейские и египетские», говорят и проповедуют, «что счастье, по­средством круга движения звезд, одних возносит на различные степени власти и начальства, а других низлагает оттуда и предает окончательным бедствиям и бесчестию». «Пусть, - пишет прп. Максим, - научатся они говорить с боговдохновенным пророком и царем Давидом: рех беззаконнующим, не беззаконнуйте; и согрешающим, не возносите рога. Яко Бог судия есть: сего смиряет, и сего возносит (Пс. 74, 5. 8). Вот справедливое и нелестное мудрование и учение: Сам праведный Судия и Промыслитель о всех во­обще тварях Своих, одного возносит, а другого смиряет неизглаголанными судьбами, ведомыми Ему еди­ному, а не баснословимое счастье и круг зодиака и появление звезд и планет». Так, опровергал прп. Максим разные ложные и cyeвepные cкaзaния, ходившие в народе, вразумлял в истинах веры и нравственности всякого, кто только обращался к нему за советом.

Действуя таким образом, образовал многих людей, которые начатое им великое дело духовного просвещения России смогли продолжать после его смерти. «Одна, одна только главная должна быть у нас цель, - пишет прп. Максим в одном из своих сочинении - это - с радостью трудиться до самого гроба для славы Божьей. Этот прекрасный подвиг дарует хорошо подвизающимся Тот, Кто есть Сам пода­тель и хранитель жизни. То и составляет единственное и сладостное воистину веселье, чтобы иметь живущею в сердце божественную доброту. В том и заключается не­ложное и твердое упованье, чтобы выражать надежду твореньем добрых дел. Одно только то стяжанье обык­новенно по смерти последует за нами, которое собрано прилежаньем к божественным добродетелям; в том состоит единственная премудрость и истинное художе­ство, чтобы всегда побеждать свои нелепые страсти; одно только истинное богатство есть богатство душевное, кото­рое дарует Христос».

 

*** В 16 веке на Руси внешнее благочестие и внутренняя духовная жизнь христиан очень сильно расходилась по своему устроению. Подвижники, которые обличали современное общество и не боялись сказать правду даже царю, подпадали в большую немилость и подвергались гонениям. Таким невинным страдальцем на русской земле стал и прп. Максим Грек. Он провел в заточении около 15 лет, после чего был освобожден царем Иоанном Грозным. На родину его не отпустили, зато разрешили поселиться в Троице-Сергиевом монастыре. Здесь он и преставился в 3 февраля 1556 года и был погребен около Духовской церкви. И только в 1988 году этот великий греческий ученый, ставший великим русским святым, был канонизирован Русской Православной Церковью. Его труды вошли в сокровищницу святоотеческой письменности, и по сей день доставляют духовное назидание всем, кто обращается к ним и в наши дни.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать