У книжной полки. 3 августа

3 августа 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Путь немечтательного делания.

 

Возненавидь мечтательность, уводящую от Бога на страну далече, отвлекающую душу от главного — покаяния, так учила своих духовных чад игумения Арсения (Себрякова), настоятельница Усть-Медведицкого монастыря области войска Донского. В наши непростые времена каждая душа подвергается ис­кушениям как «справа», так и «слева». Желающему спастись необходимо найти свою меру, встать на прямой путь, сохраняющий от впадения в любые губительные крайности, путь, названный святыми отцами срединным, царским. Потому так важен для нас конкретный опыт трезвенного подвига, явленный жизнью игумении Арсении, а также схимонахини Ардалионы, о жизни и духовных подвигах которых рассказывает книга, выпущенная в свет Издательством «Правило веры». Она называется – «Путь немечтательного делания». ***

В книгу «Путь немечтательного делания» вошли жизнеописания игумении Арсении и ее духовной матери — схимонахини Ардалионы, письма и поучения, а также совершенно не известный ранее материал, полученный издательством из архива архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия: уникальные собствен­норучные писания схимницы Ардалионы и неизвестные ранее поучения матушки Арсении. Заключает книгу Слово преподоб­ного аввы Исаии Отшельника «О радости, бывающей в душе, желающей работать Богу». Преподобный Исаия принадлежит к числу древних отцов, подвизавшихся в период становления монашества. Его духовными советами руководствовались и до сих пор руководствуются многие монашествующие. Ведь он учит тому, как угодить Богу и возрастать в любви к Нему, как проводить повседневную душеспасительную жизнь и хранить ум в чистоте. А именно к этому стремились матушки Арсения и Ардалиона.

По словам монахини Евфимии (Аксаментовой), «жизнеописание матери Арсении, составленное с трепетным благоговением к ее памяти, достаточно полно повествует об иноческом пути матушки, о ее первых испытаниях, о надеждах и разочарованиях, о встрече с духовно близкой наставницей, о вступлении на игуменское поприще». Обратившись к жизнеописанию, мы увидим, что матушка Арсения была призвана на монашеское поприще с самых младенческих лет. Вот что пишет об этом автор: «3 июля 1833 года в богатой и знатной семье помещика Донской области Ми­хаила Васильевича Себрякова родилась дочь Анна. С самого раннего возраста пользовалась она особенною любовью своих родителей и росла тихим, ласко­вым ребенком, с чудными, не по летам выразительными глазами и кроткой, ча­рующей улыбкой.

Казалось, благодать Божия с юных лет коснулась ее души. Она проявлялась иногда в ее недетских вопросах, заставлявших ее родителей невольно призадумываться; иногда в не­понятной для нее самой тоске и томле­нии по чему-то прекрасному, иному, чем все окружающее. Один случай из ее раннего детства поразил окружающих и вызвал немало разговоров в семье. Ма­рия Алексеевна, мать ее, благоговейно чтила святителя Митрофана Воронежс­кого, от иконы которого получила дивное исцеление во время тяжкой болезни. С тех пор она ежегодно с Михаилом Васильевичем совершала путешествие в Воронеж. Иногда дети сопровождали их. В одну из таких поездок они взяли с собой маленькую Анну, которой шел тогда третий год.

В то время в Вороне­же был архиепископом преосвященный Антоний (Смирницкий), многими почи­таемый за свою строгую святую жизнь и прозорливость. Михаил Васильевич был давно знаком с ним и глубоко уважал его. По приезде в Воронеж родители Анны и на этот раз, как всегда, поспе­шили посетить архиепископа, взяв с со­бой и ее. И вот как только она увидела святителя, то быстро вырвалась из рук державшей ее няни, побежала к не­му и поклонилась в ноги. Прозорливый старец благословил ее и, обращаясь к изумленным родителям, сказал: «Эта — будет великая жена». Слова его сбы­лись, так как впоследствии игумения Арсения, поис­тине, была велика своими подвигами и духовной жизнью. Но прежде она возрастала в семье, и с каждым годом мысль о монашестве созревала в ней. А когда исполнилось 17 лет, Анна решилась сказать об этом своему отцу. Михаил Васильевич благословил любимую дочь и 30 декабря 1850 года отвёз её в Усть-Медведицкий монастырь».

Как повествует автор, «по вступлении своем в монастырь Анна Михайловна отдалась подвигам со всем пылом юной, стремящейся к Богу, души. Она проходила почти все послу­шания и притом самые трудные: то она помогала раскатывать тесто и печь про­сфоры, то по ночам ходила колотать — будить монахинь на полуночную молит­ву, то в трапезе подавала обед и мыла полы наравне с простыми девицами, ста­раясь во всем подражать им. Спала всегда в подряс­нике и кожаном поясе, одевалась крайне просто. Свободное от работы время проводила в молитве и чтении духовных книг. Она изучала святых отцов не толь­ко чрез чтение их творений, но стараясь опытом проходить и усвоивать их пра­вила. В это время Анна взяла на себя труд выучить наизусть всю Псалтирь, так что, когда занималась каким-нибудь ру­коделием, ум ее не оставался праздным, а уста твердили хвалебные Богу псал­мы.

Телесные подвиги ее доходили до того, что она клала по ночам до тысячи поклонов. Всегда держа в уме молитву Иисусову, подвижница с молодых лет старалась приучить себя к молчанию, положив за правило говорить только самое необхо­димое. Церковную службу посещала она несколько лет подряд неопустительно, несмотря на то что утреня, по уставу монастыря, начиналась в 3 часа ночи. «Трудно мне было привыкнуть вставать так рано, - говорила матушка Арсе­ния. - Иной раз сон так одолевал меня, в особенности в зимние темные ночи, что я принуждена была выходить из церкви, чтобы как-нибудь преодолеть его. Обойдешь, бывало, вокруг храма раза три и, продрогнувши на свежем воздухе, уже бодро достоишь до конца службу». В промежутке времени между утре­ней и обедней юная подвижница любила читать Евангелие, которое было для нее не только руководством, но и отрадой и успокоением во время всей жизни.

Уже в глубокой старости, обремененная мно­гими заботами по управлению обителью, матушка игумения выражалась так: «Некоторые любят читать акафисты, ка­ноны, я же больше всего люблю Еванге­лие. При чтении Евангелия какое-то особенное познание открывается душе. Евангелие ведь это Сам Христос. И если случится смутиться душою, если внешние дела и заботы отяготят меня, я спешу, как выпадет свободная минута, раскрыть Евангелие и прочесть хоть слово какое... Сейчас же почувствуешь облегчение, успокоение души, точно омоешь в нем душу от всего, чем она отяготилась!» «Слово Божие, — еще так говорила она,— есть безбрежное необъятное море. Многие бросают в него свой не­вод и тот, который пройдет почти по поверхности, извлекается с одной пе­ной; тот, который проходит на большей глубине, извлекает рыб; тот же, кото­рый опускается на дно моря, собирает драгоценные раковины и жемчужины».

В 1854 году Анна Михайловна была пострижена с именем Арсении в рясофор, а в 1859 - в мантию. В этом же году Господь послал ей великое утеше­ние: она наконец нашла себе духовную наставницу, которую так давно искала. Ею стала схимница Ардалиона. Подвиж­ница, глубоко понимавшая духовную жизнь, дочь бедного священника, Ардалиона с юных лет посвятила себя Богу, проходя подвиг внутреннего делания. Работая над своим собственным сердцем, она имела опытное познание сердца человеческого. Поэтому мать Арсения, не уповая больше на свои собственные подвиги, отдала себя, свою жизнь, на волю своей наставницы. А монахиня Ардалиона, провидя в матери Арсении высокую избранницу Божией благодати, неуклонно вела ее по суровому монашескому пути. О том, как прошли этот путь обе подвижницы, как матушка Арсения стала настоятельницей и какое попечение она имела о сестрах монастыря, рассказывается в этой книге. А дошедшие до нас записки и эпистолярное наследие подвижницы, которые представлены далее, по словам монахини Евфимии (Аксаментовой), «раскрывают мать Арсению как незаурядного христианского мыслителя, аскета и духовного наставника».

 

*** Великая старица, игумения Арсения (Себрякова) мирно скончалась о Господе 21 июля (старого стиля) 1905 года. Мало известная шумному свету, она была одной из редких избранниц Божьих — не от мира сего все оставившая и последовавшая Христу. Всю свою 72-летнюю жизнь посвятила матушка на служение Богу и людям и как светильник горяй и светяй она многих освя­щала и просвещала своим живым сло­вом, своим примером и дивными подви­гами души. Смиренная труженица пус­тынной обители, она была велика своей живойЙ верой в Бога, своей любовью к Нему, своими подвигами столь высоки­ми, в особенности в наше время, оску­девшее истинными подвижниками. Об этой высокой жизни, о дивных подвигах самой матушки Арсении и ее духовной матери Ардалионы, и рассказывает данная книга.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать