Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Возненавидь мечтательность, уводящую от Бога на страну далече, отвлекающую душу от главного — покаяния, так учила своих духовных чад игумения Арсения (Себрякова), настоятельница Усть-Медведицкого монастыря области войска Донского. В наши непростые времена каждая душа подвергается искушениям как «справа», так и «слева». Желающему спастись необходимо найти свою меру, встать на прямой путь, сохраняющий от впадения в любые губительные крайности, путь, названный святыми отцами срединным, царским. Потому так важен для нас конкретный опыт трезвенного подвига, явленный жизнью игумении Арсении, а также схимонахини Ардалионы, о жизни и духовных подвигах которых рассказывает книга, выпущенная в свет Издательством «Правило веры». Она называется – «Путь немечтательного делания». ***
В книгу «Путь немечтательного делания» вошли жизнеописания игумении Арсении и ее духовной матери — схимонахини Ардалионы, письма и поучения, а также совершенно не известный ранее материал, полученный издательством из архива архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия: уникальные собственноручные писания схимницы Ардалионы и неизвестные ранее поучения матушки Арсении. Заключает книгу Слово преподобного аввы Исаии Отшельника «О радости, бывающей в душе, желающей работать Богу». Преподобный Исаия принадлежит к числу древних отцов, подвизавшихся в период становления монашества. Его духовными советами руководствовались и до сих пор руководствуются многие монашествующие. Ведь он учит тому, как угодить Богу и возрастать в любви к Нему, как проводить повседневную душеспасительную жизнь и хранить ум в чистоте. А именно к этому стремились матушки Арсения и Ардалиона.
По словам монахини Евфимии (Аксаментовой), «жизнеописание матери Арсении, составленное с трепетным благоговением к ее памяти, достаточно полно повествует об иноческом пути матушки, о ее первых испытаниях, о надеждах и разочарованиях, о встрече с духовно близкой наставницей, о вступлении на игуменское поприще». Обратившись к жизнеописанию, мы увидим, что матушка Арсения была призвана на монашеское поприще с самых младенческих лет. Вот что пишет об этом автор: «3 июля 1833 года в богатой и знатной семье помещика Донской области Михаила Васильевича Себрякова родилась дочь Анна. С самого раннего возраста пользовалась она особенною любовью своих родителей и росла тихим, ласковым ребенком, с чудными, не по летам выразительными глазами и кроткой, чарующей улыбкой.
Казалось, благодать Божия с юных лет коснулась ее души. Она проявлялась иногда в ее недетских вопросах, заставлявших ее родителей невольно призадумываться; иногда в непонятной для нее самой тоске и томлении по чему-то прекрасному, иному, чем все окружающее. Один случай из ее раннего детства поразил окружающих и вызвал немало разговоров в семье. Мария Алексеевна, мать ее, благоговейно чтила святителя Митрофана Воронежского, от иконы которого получила дивное исцеление во время тяжкой болезни. С тех пор она ежегодно с Михаилом Васильевичем совершала путешествие в Воронеж. Иногда дети сопровождали их. В одну из таких поездок они взяли с собой маленькую Анну, которой шел тогда третий год.
В то время в Воронеже был архиепископом преосвященный Антоний (Смирницкий), многими почитаемый за свою строгую святую жизнь и прозорливость. Михаил Васильевич был давно знаком с ним и глубоко уважал его. По приезде в Воронеж родители Анны и на этот раз, как всегда, поспешили посетить архиепископа, взяв с собой и ее. И вот как только она увидела святителя, то быстро вырвалась из рук державшей ее няни, побежала к нему и поклонилась в ноги. Прозорливый старец благословил ее и, обращаясь к изумленным родителям, сказал: «Эта — будет великая жена». Слова его сбылись, так как впоследствии игумения Арсения, поистине, была велика своими подвигами и духовной жизнью. Но прежде она возрастала в семье, и с каждым годом мысль о монашестве созревала в ней. А когда исполнилось 17 лет, Анна решилась сказать об этом своему отцу. Михаил Васильевич благословил любимую дочь и 30 декабря 1850 года отвёз её в Усть-Медведицкий монастырь».
Как повествует автор, «по вступлении своем в монастырь Анна Михайловна отдалась подвигам со всем пылом юной, стремящейся к Богу, души. Она проходила почти все послушания и притом самые трудные: то она помогала раскатывать тесто и печь просфоры, то по ночам ходила колотать — будить монахинь на полуночную молитву, то в трапезе подавала обед и мыла полы наравне с простыми девицами, стараясь во всем подражать им. Спала всегда в подряснике и кожаном поясе, одевалась крайне просто. Свободное от работы время проводила в молитве и чтении духовных книг. Она изучала святых отцов не только чрез чтение их творений, но стараясь опытом проходить и усвоивать их правила. В это время Анна взяла на себя труд выучить наизусть всю Псалтирь, так что, когда занималась каким-нибудь рукоделием, ум ее не оставался праздным, а уста твердили хвалебные Богу псалмы.
Телесные подвиги ее доходили до того, что она клала по ночам до тысячи поклонов. Всегда держа в уме молитву Иисусову, подвижница с молодых лет старалась приучить себя к молчанию, положив за правило говорить только самое необходимое. Церковную службу посещала она несколько лет подряд неопустительно, несмотря на то что утреня, по уставу монастыря, начиналась в 3 часа ночи. «Трудно мне было привыкнуть вставать так рано, - говорила матушка Арсения. - Иной раз сон так одолевал меня, в особенности в зимние темные ночи, что я принуждена была выходить из церкви, чтобы как-нибудь преодолеть его. Обойдешь, бывало, вокруг храма раза три и, продрогнувши на свежем воздухе, уже бодро достоишь до конца службу». В промежутке времени между утреней и обедней юная подвижница любила читать Евангелие, которое было для нее не только руководством, но и отрадой и успокоением во время всей жизни.
Уже в глубокой старости, обремененная многими заботами по управлению обителью, матушка игумения выражалась так: «Некоторые любят читать акафисты, каноны, я же больше всего люблю Евангелие. При чтении Евангелия какое-то особенное познание открывается душе. Евангелие ведь это Сам Христос. И если случится смутиться душою, если внешние дела и заботы отяготят меня, я спешу, как выпадет свободная минута, раскрыть Евангелие и прочесть хоть слово какое... Сейчас же почувствуешь облегчение, успокоение души, точно омоешь в нем душу от всего, чем она отяготилась!» «Слово Божие, — еще так говорила она,— есть безбрежное необъятное море. Многие бросают в него свой невод и тот, который пройдет почти по поверхности, извлекается с одной пеной; тот, который проходит на большей глубине, извлекает рыб; тот же, который опускается на дно моря, собирает драгоценные раковины и жемчужины».
В 1854 году Анна Михайловна была пострижена с именем Арсении в рясофор, а в 1859 - в мантию. В этом же году Господь послал ей великое утешение: она наконец нашла себе духовную наставницу, которую так давно искала. Ею стала схимница Ардалиона. Подвижница, глубоко понимавшая духовную жизнь, дочь бедного священника, Ардалиона с юных лет посвятила себя Богу, проходя подвиг внутреннего делания. Работая над своим собственным сердцем, она имела опытное познание сердца человеческого. Поэтому мать Арсения, не уповая больше на свои собственные подвиги, отдала себя, свою жизнь, на волю своей наставницы. А монахиня Ардалиона, провидя в матери Арсении высокую избранницу Божией благодати, неуклонно вела ее по суровому монашескому пути. О том, как прошли этот путь обе подвижницы, как матушка Арсения стала настоятельницей и какое попечение она имела о сестрах монастыря, рассказывается в этой книге. А дошедшие до нас записки и эпистолярное наследие подвижницы, которые представлены далее, по словам монахини Евфимии (Аксаментовой), «раскрывают мать Арсению как незаурядного христианского мыслителя, аскета и духовного наставника».
*** Великая старица, игумения Арсения (Себрякова) мирно скончалась о Господе 21 июля (старого стиля) 1905 года. Мало известная шумному свету, она была одной из редких избранниц Божьих — не от мира сего все оставившая и последовавшая Христу. Всю свою 72-летнюю жизнь посвятила матушка на служение Богу и людям и как светильник горяй и светяй она многих освящала и просвещала своим живым словом, своим примером и дивными подвигами души. Смиренная труженица пустынной обители, она была велика своей живойЙ верой в Бога, своей любовью к Нему, своими подвигами столь высокими, в особенности в наше время, оскудевшее истинными подвижниками. Об этой высокой жизни, о дивных подвигах самой матушки Арсении и ее духовной матери Ардалионы, и рассказывает данная книга.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 27 апреля. Лазарева суббота. Икона Божией Матери Остробрамская (Виленская)
Евангелие 27 апреля. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой
Читаем Апостол. 27 апреля 2024
День ангела. 27 апреля
Этот день в истории. 27 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!