У книжной полки. 3 августа

3 августа 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Т.Л. Шишова. Не стучите молотком по пианино.

 

Психическое здоровье - вещь очень хрупкая. Это инструмент, необходимый человеку для выжи­вания и для ощущения счастья от своего существования. А залогом счастья являются созидательный труд и любовь. Человек может полноценно трудиться и любить при усло­вии сохранности психического здоровья. Если же оно нарушено, то он, к сожалению, утрачивает эти самые главные опоры для своего счастья. Теряется воля, утрачиваются работоспособность и душевная тон­кость, исчезает эмпатия или умение сопереживать. Что же делать в таких случаях, когда психическое здоровье нарушено? Можно ли предотвратить связанные с этим заболевания? На эти и другие вопросы, которые касаются психического здоровья детей, отвечают авторы книги, которая вышла в свет в Издательстве Зёрна-Слово и называется «Не стучите молотком по пианино». ***

Книга «Не стучите молотком по пианино» построена в виде живой беседы Татьяны Львовны Шишовой, известного педагога-психолога, с Галиной Вячеславовной Козловской, выдающимся ученым, детским психиатром с пятидесятилетним стажем работы. Авторы научно обоснованно и в то же время популярно рассказывают о теснейшей зависимости психического здоровья детей и подростков от опоры на традиционные морально-этические нормы и ценности в воспитании, помогают читателям получить элементарные знания о детской психике и ее отклонениях: гиперактивности, аутизме, шизофрении, психопатии, неврозах, депрессии, социопатии и др. Книга принесет большую практическую пользу родителям и педагогам, воспитателям, психологам и психиатрам, а также всем тем, кто работает с детьми.

В предисловии Татьяна Львовна Шишова пишет: «Я еще застала время, когда даже мысль о необходимости обращения к психиатру, как правило, вызывала ужас и бурный протест: «При чем тут «больной»?! Он просто капризный (если речь шла о маленьком ребенке) или распущенный (когда говорилось о более взрослом возрасте)! В обыденном сознании понятие психической болезни ассоциировалось либо с выраженной умственной отсталостью, либо со столь же явным умопомешательством. Все остальное списывалось на странности, плохой характер. В крайнем случае, на расшатанные нервы. К врачам вообще относились с огромным пиететом как к носителям особых, простым смертным недоступных знаний. А психи­атров еще и опасались, потому что постановка на учет в психиатрический диспансер означала, как тогда выражались, «клеймо на всю жизнь». Соответственно, для человека закрывались пути во многие профессии.

Но с другой стороны, - по словам Татьяны Львовны, - детей (да и взрослых!), стра­давших психическими заболеваниями, было достаточно мало, поэтому проблема не выходила за рамки узко­го профессионального сообщества и родных пациентов. Остальные люди вполне могли себе позволить не интере­соваться этими специфическими вопросами, поскольку в своей жизни с ними почти не сталкивались. Однако в 90-х годах XX века психическое здоровье де­тей и подростков стало стремительно ухудшаться. Причем ведущее место в структуре психических нарушений стали занимать функциональные психические расстройства и расстройства поведения. Если в середине 70-х - начале 80-х годов количество психических нарушений среди детского контингента в СССР составляло 4-5 процентов, то к середине 90-х годов, уже порядка 70-80 процентов школьников страдало теми или иными нервно-психическими расстройствами.

К началу 21 века увеличилось число лиц, состоящих под наблюдением у психиатра. Остро встала и проблема психических нарушений у детей раннего возраста. Количество психозов выросло в три раза: с половины или одного процента до 2-3х (если перевести это в абсолют­ные величины, то счет пойдет на многие тысячи человек). В разы увеличилась даже заболеваемость шизофренией и аутизмом, хотя на протяжении многих десятилетий число таких больных было невелико и оставалось достаточно стабильным. Теперь же в американской научной и практической медицинской литературе даже говорят об «эпидемии аутизма» - настолько стремительно распро­страняется эта тяжелейшая болезнь. Заметно возросло и число других отклонений, не таких тяжелых, но все равно серьезно осложняющих жизнь как самому больному, так и членам его семьи и обществу в целом, ведь в основе социальных заболеваний типа алкоголизма, наркомании и психопатических извращений (жестокость, суициды, про­ституция, сексуальные перверсии) лежит та или иная сте­пень психической нестабильности и дисгармонии.

Короче говоря, - отмечает автор, - раз психической патологии стало заметно больше, то и мы в своей повседневной жизни сталкиваемся с ней гораздо чаще. Но, будучи неподготовлен­ными, не имея представления о том, что это такое и в чем оно выражается, очень часто оказываемся в тупике: при­меряем к человеку обычные критерии, а они не подходят; бьемся как рыбы об лед, пытаясь достучаться, объяснить, казалось бы, элементарные вещи, а толку чуть... Ситуа­ция все больше усугубляется и, наконец, становится оче­видно, что дело не в количестве и качестве наших объяс­нений, а в том, что человек нездоров. И чем дольше мы будем закрывать на это глаза, тем хуже будет для него и для нас. Поэтому родителям, педагогам, психологам, воспитате­лям и прочим людям, имеющим дело с детьми, сейчас не­обходимо обладать элементарными знаниями об особен­ностях детской психики и ее отклонениях.

Как говорит Татьяна Шишова, нужно это «конечно, не для того, чтобы подменять собой врачей, ставить диагнозы и самовольно назначать лечение, а чтобы вовремя насторо­житься, понять, что многие особенности поведения детей и подростков - это не просто «капризы», «лень», «вредность» или «избалованность» (как часто думают родители и учите­ля). И, поняв, что имеешь дело с проявлением тех или иных психических отклонений, по возможности минимизиро­вать или вообще устранить факторы, которые способству­ют расшатыванию детской психики, а также найти хоро­ших специалистов: компетентного психолога и психиатра. Да и самим обращаться с ребенком правильно, чтобы не навредить, не вогнать его еще дальше в состояние декомпенсации. Замысел этой книги по словам автора возник не сразу. Поначалу, - рассказывает Татьяна Львовна, - хотелось прояснить кое-что для себя, для своей работы с «трудными детьми», у которых нередко бывают пограничные состояния психики, а порой и более тяжелые психические расстройства.

Но услышанное оказалось настолько интересным, актуальным и в то же время мало­известным подавляющему большинству родителей, что мне захотелось поделиться полученными сведениями с максимально широким кругом людей. Причем сделать это доступно, а не наукообразно, не профанируя проблему, но и не усложняя ее изложение до такой степени, которая вызывает у массового читателя отторжение и скуку. Отсюда - форма диалога, интервью. В живой беседе, дающей возможность что-то уточнить, переспросить, возразить, расставить акценты, даже самые сложные вопросы уяс­няются гораздо быстрее и проще. А поскольку автор хорошо представляет себе современных детей и знает, что именно волнует родителей, то и старалась построить беседы так, чтобы затрагиваемые в них вопросы были интересны самым разным читателям. Надеюсь, - говорит Шишова, - мне это хотя бы отчасти удалось.

Собеседник Татьяны Львовны - Галина Вячеславовна Козловская - выдающий­ся ученый и практик, психиатр, уникальный специалист в области микропсихиатрии или психиатрии раннего возраста. Это новая медицинская дисциплина, и не каждый врач, даже психиатр, располагает достаточными знаниями в дан­ной области. В нашей стране дети раннего, а нередко и преддошкольного возраста наблюдаются исключительно педиатрами (и лишь в крайних случаях - неврологами), которые в вопросах психического здоровья недостаточ­но компетентны. Козловская же вместе с сотрудниками в последние тридцать лет продуктивно разрабатывала на научной основе эту новую дисциплину. Их разработки по­могли множеству детей, и теперь назрела необходимость шире транслировать уникальный опыт, который частично отражен и на страницах данной книги.

 

*** Психическое здоровье - одна из важнейших общечеловеческих ценностей, потому что именно оно является основой благополучия и гармонии человеческой цивилизации. Практически все, что происходит в человеческой цивилизации, связано с психическим здоровьем. Оно позволяет человечеству двигаться вперед, раскрывать свой потенциал, свои творческие возможности, заниматься самоусовершенствованием. Все это возможно только при сохранении психического здоровья. К сожалению, в последние десятилетия в социокультурной сфере очень многое делалось для того, чтобы расшатать детскую психику. Поэтому у большого числа детей психические нарушения возникают не потому, что дети изначально больны, а как результат деструктивных внешних воздействий. Будем надеяться, - говорят авторы, - что эта книга прольет свет на многие проблемы и послужит хорошим подспорьем как для широкого круга родителей, стремящихся вырастить здорового ребенка, так и для психоневрологов, психоло­гов, учителей и других специалистов.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать