Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Т.Л. Шишова. Не стучите молотком по пианино.
Психическое здоровье - вещь очень хрупкая. Это инструмент, необходимый человеку для выживания и для ощущения счастья от своего существования. А залогом счастья являются созидательный труд и любовь. Человек может полноценно трудиться и любить при условии сохранности психического здоровья. Если же оно нарушено, то он, к сожалению, утрачивает эти самые главные опоры для своего счастья. Теряется воля, утрачиваются работоспособность и душевная тонкость, исчезает эмпатия или умение сопереживать. Что же делать в таких случаях, когда психическое здоровье нарушено? Можно ли предотвратить связанные с этим заболевания? На эти и другие вопросы, которые касаются психического здоровья детей, отвечают авторы книги, которая вышла в свет в Издательстве Зёрна-Слово и называется «Не стучите молотком по пианино». ***
Книга «Не стучите молотком по пианино» построена в виде живой беседы Татьяны Львовны Шишовой, известного педагога-психолога, с Галиной Вячеславовной Козловской, выдающимся ученым, детским психиатром с пятидесятилетним стажем работы. Авторы научно обоснованно и в то же время популярно рассказывают о теснейшей зависимости психического здоровья детей и подростков от опоры на традиционные морально-этические нормы и ценности в воспитании, помогают читателям получить элементарные знания о детской психике и ее отклонениях: гиперактивности, аутизме, шизофрении, психопатии, неврозах, депрессии, социопатии и др. Книга принесет большую практическую пользу родителям и педагогам, воспитателям, психологам и психиатрам, а также всем тем, кто работает с детьми.
В предисловии Татьяна Львовна Шишова пишет: «Я еще застала время, когда даже мысль о необходимости обращения к психиатру, как правило, вызывала ужас и бурный протест: «При чем тут «больной»?! Он просто капризный (если речь шла о маленьком ребенке) или распущенный (когда говорилось о более взрослом возрасте)! В обыденном сознании понятие психической болезни ассоциировалось либо с выраженной умственной отсталостью, либо со столь же явным умопомешательством. Все остальное списывалось на странности, плохой характер. В крайнем случае, на расшатанные нервы. К врачам вообще относились с огромным пиететом как к носителям особых, простым смертным недоступных знаний. А психиатров еще и опасались, потому что постановка на учет в психиатрический диспансер означала, как тогда выражались, «клеймо на всю жизнь». Соответственно, для человека закрывались пути во многие профессии.
Но с другой стороны, - по словам Татьяны Львовны, - детей (да и взрослых!), страдавших психическими заболеваниями, было достаточно мало, поэтому проблема не выходила за рамки узкого профессионального сообщества и родных пациентов. Остальные люди вполне могли себе позволить не интересоваться этими специфическими вопросами, поскольку в своей жизни с ними почти не сталкивались. Однако в 90-х годах XX века психическое здоровье детей и подростков стало стремительно ухудшаться. Причем ведущее место в структуре психических нарушений стали занимать функциональные психические расстройства и расстройства поведения. Если в середине 70-х - начале 80-х годов количество психических нарушений среди детского контингента в СССР составляло 4-5 процентов, то к середине 90-х годов, уже порядка 70-80 процентов школьников страдало теми или иными нервно-психическими расстройствами.
К началу 21 века увеличилось число лиц, состоящих под наблюдением у психиатра. Остро встала и проблема психических нарушений у детей раннего возраста. Количество психозов выросло в три раза: с половины или одного процента до 2-3х (если перевести это в абсолютные величины, то счет пойдет на многие тысячи человек). В разы увеличилась даже заболеваемость шизофренией и аутизмом, хотя на протяжении многих десятилетий число таких больных было невелико и оставалось достаточно стабильным. Теперь же в американской научной и практической медицинской литературе даже говорят об «эпидемии аутизма» - настолько стремительно распространяется эта тяжелейшая болезнь. Заметно возросло и число других отклонений, не таких тяжелых, но все равно серьезно осложняющих жизнь как самому больному, так и членам его семьи и обществу в целом, ведь в основе социальных заболеваний типа алкоголизма, наркомании и психопатических извращений (жестокость, суициды, проституция, сексуальные перверсии) лежит та или иная степень психической нестабильности и дисгармонии.
Короче говоря, - отмечает автор, - раз психической патологии стало заметно больше, то и мы в своей повседневной жизни сталкиваемся с ней гораздо чаще. Но, будучи неподготовленными, не имея представления о том, что это такое и в чем оно выражается, очень часто оказываемся в тупике: примеряем к человеку обычные критерии, а они не подходят; бьемся как рыбы об лед, пытаясь достучаться, объяснить, казалось бы, элементарные вещи, а толку чуть... Ситуация все больше усугубляется и, наконец, становится очевидно, что дело не в количестве и качестве наших объяснений, а в том, что человек нездоров. И чем дольше мы будем закрывать на это глаза, тем хуже будет для него и для нас. Поэтому родителям, педагогам, психологам, воспитателям и прочим людям, имеющим дело с детьми, сейчас необходимо обладать элементарными знаниями об особенностях детской психики и ее отклонениях.
Как говорит Татьяна Шишова, нужно это «конечно, не для того, чтобы подменять собой врачей, ставить диагнозы и самовольно назначать лечение, а чтобы вовремя насторожиться, понять, что многие особенности поведения детей и подростков - это не просто «капризы», «лень», «вредность» или «избалованность» (как часто думают родители и учителя). И, поняв, что имеешь дело с проявлением тех или иных психических отклонений, по возможности минимизировать или вообще устранить факторы, которые способствуют расшатыванию детской психики, а также найти хороших специалистов: компетентного психолога и психиатра. Да и самим обращаться с ребенком правильно, чтобы не навредить, не вогнать его еще дальше в состояние декомпенсации. Замысел этой книги по словам автора возник не сразу. Поначалу, - рассказывает Татьяна Львовна, - хотелось прояснить кое-что для себя, для своей работы с «трудными детьми», у которых нередко бывают пограничные состояния психики, а порой и более тяжелые психические расстройства.
Но услышанное оказалось настолько интересным, актуальным и в то же время малоизвестным подавляющему большинству родителей, что мне захотелось поделиться полученными сведениями с максимально широким кругом людей. Причем сделать это доступно, а не наукообразно, не профанируя проблему, но и не усложняя ее изложение до такой степени, которая вызывает у массового читателя отторжение и скуку. Отсюда - форма диалога, интервью. В живой беседе, дающей возможность что-то уточнить, переспросить, возразить, расставить акценты, даже самые сложные вопросы уясняются гораздо быстрее и проще. А поскольку автор хорошо представляет себе современных детей и знает, что именно волнует родителей, то и старалась построить беседы так, чтобы затрагиваемые в них вопросы были интересны самым разным читателям. Надеюсь, - говорит Шишова, - мне это хотя бы отчасти удалось.
Собеседник Татьяны Львовны - Галина Вячеславовна Козловская - выдающийся ученый и практик, психиатр, уникальный специалист в области микропсихиатрии или психиатрии раннего возраста. Это новая медицинская дисциплина, и не каждый врач, даже психиатр, располагает достаточными знаниями в данной области. В нашей стране дети раннего, а нередко и преддошкольного возраста наблюдаются исключительно педиатрами (и лишь в крайних случаях - неврологами), которые в вопросах психического здоровья недостаточно компетентны. Козловская же вместе с сотрудниками в последние тридцать лет продуктивно разрабатывала на научной основе эту новую дисциплину. Их разработки помогли множеству детей, и теперь назрела необходимость шире транслировать уникальный опыт, который частично отражен и на страницах данной книги.
*** Психическое здоровье - одна из важнейших общечеловеческих ценностей, потому что именно оно является основой благополучия и гармонии человеческой цивилизации. Практически все, что происходит в человеческой цивилизации, связано с психическим здоровьем. Оно позволяет человечеству двигаться вперед, раскрывать свой потенциал, свои творческие возможности, заниматься самоусовершенствованием. Все это возможно только при сохранении психического здоровья. К сожалению, в последние десятилетия в социокультурной сфере очень многое делалось для того, чтобы расшатать детскую психику. Поэтому у большого числа детей психические нарушения возникают не потому, что дети изначально больны, а как результат деструктивных внешних воздействий. Будем надеяться, - говорят авторы, - что эта книга прольет свет на многие проблемы и послужит хорошим подспорьем как для широкого круга родителей, стремящихся вырастить здорового ребенка, так и для психоневрологов, психологов, учителей и других специалистов.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 3 мая 2024
Церковный календарь 2 мая. Великий Четверг. Воспоминание Тайной Вечери
Евангелие 2 мая. И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое
Читаем Апостол. 2 мая 2024
День ангела. 2 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!