У книжной полки. 29 января

29 января 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Епископ Митрофан (Баданин). Правда о русском мате.

 

Много чего печального приключилось с нашей Родиной в прошедшем XX веке. Каких только социальных и экономических экс­периментов, равно как и духовных опытов, не было поставлено над русским народом, какие только он не пережил войны... Пагубные послед­ствия этих испытаний довлеют над нами и поныне, отравляя жизнь. Среди «наследия мрачных времен» оказалась одна — особо прилипчивая — зараза, которая постепенно вошла в наш быт, в мозги и душу, цинично претендуя на часть рос­сийской культурной традиции. Речь идет о ненормативной лексике, нецензурной брани. Это явление, к сожалению, стало обыденным фоном нашей жизни и беспрепятственно продолжает страшную работу по разрушению духов­ного и физического здоровья людей. Об истоках этой беды, о древних языческих кор­нях русского мата, его магической энергетике и о необходимости возвращения к нашим истинным ду­ховным ценностям рассказывается в книге, которая вышла в свет в Издательстве Шпатакова «Родное слово» и называется - «Правда о русском мате». ***

В основу этой книги вошло исследование епископа Митрофана (Баданина), правящего архиерея Североморской епархии, что на берегах Кольского полуострова, посвященное серьез­ным проблемам современного духовного состояния нашего народа. Не секрет, - отмечает Владыка, - что мат в Рос­сии в прошедшем XX веке обрел статус чуть ли не националь­ного достояния, пытаясь ут­вердиться как неотъемлемый признак самоидентичности русского народа. Происходила героизация мата. Его пред­ставляли непременным фоном успешного выполнения особо ответственных задач, чуть ли не единственно возможным средством мобилиза­ции как воинских подразделений, так и трудовых коллективов, и едва ли не непременной, важней­шей духовной составляющей побед нашего народа в мирное и военное время.

С горечью приходится признать, что хотя сказанное, возможно, несколько преувеличено, но, по сути, отражает большую морально-нравственную проблему, серьезную ду­ховную беду, случившуюся с нашим народом в XX веке. При этом, что скрывать, в наибольшей сте­пени этим недугом поражены воинские коллекти­вы — армия и флот. Тяжелые локальные войны 1990-х годов очевидным образом показали, что никакой иной аргументации в словесном проти­востоянии с врагом, кроме дикого мата, у рос­сийского воина сегодня нет. И в этой войне мы проиграли духовные ценности, стоящие за «бое­выми» словами, проиграли вчистую. Так с болью долгое время считал и ав­тор этих строк, пока не познакомился с ак­тивным и весьма известным участником тех тяжелых событий на Северном Кавказе.

Речь идет о легендарном «Чукче-снайпере», в прош­лом бойце нашего спецназа Воздушно-десант­ных войск, а ныне священнике Русской Церк­ви отце Николае Кравченко. Именно настоящая мужская работа, которая досталась ему на вой­не, и очень важное слово, прозвучавшее в бою, при­вели его к Богу. Вот его рассказ: «В январе 1994 года группа разведки наше­го спецназа ВДВ, уходя от преследова­ния отрядами чеченских сепаратистов, укрылась в полуразрушенном здании Госуниверситета в Грозном, что недалеко от знаменитой площа­ди Минутка. Здесь на одном из этажей спец­назовцы обнаружили бойцов нашей пехо­ты — это были пацаны-«срочники» с ка­питаном во главе. Объединившись и заняв в здании круговую оборону, наши ребята вступили в тяжелый бой. Была надежда, что соседи услышат звуки боя и придут на выручку.

Со сво­ей неразлучной СВД лейтенант Кравченко делал все, что могло зависеть от отличного снай­пера. И хотя эту работу он делал весьма успеш­но, ситуация неумолимо ухудшалась. Огонь и натиск «духов» нарастали, а наши возможности таяли... «Через сутки стало понятно: подмоги не бу­дет. Патроны практически у всех уже закончи­лись, и нас все сильнее стало охватывать чув­ство обреченности, предчувствие неминуемой страшной развязки. И вот тогда я, наверное, впервые в жизни так явно, напрямую, взмо­лился к Богу: «Господи, сделай так, чтобы мы сумели вырваться живыми из этого ада! Если останусь жив, — построю Тебе храм!» Тут же пришла мысль: надо решаться на прорыв, и как можно скорее. Максимум, на что мы надеялись, так это на то, что, может, хоть кому-то удастся прорваться и остаться в живых. Может, потом хоть расскажут о нас...

Все приготовились к этому броску в веч­ность. Вокруг нас враг непрестанно голосил свои заклинания: «Аллах акбар!», давя на психику и пытаясь парализовать волю. И тут мы как-то разом решили, что будем кричать наше русское: «Христос Воскресе!» Это было странное, подсказанное извне решение. Не секрет, что во всех крайних, предельных си­туациях войны мы обычно орали диким, ярост­ным матом. И вдруг совсем противоположное — святое: «Христос Воскресе!» Эти удиви­тельные слова, едва мы их произнесли, неожи­данно лишили нас страха. Мы вдруг почувст­вовали такую внутреннюю силу, такую свободу, что все сомнения улетучились. С этими сло­вами, закричав что есть мочи, мы бросились в прорыв, и началась страшная рукопашная схватка.

В результате, - говорит отец Николай, - мы все прорвались. Все до еди­ного! Да, мы все были ранены, многие серьезно, кое-кто и тяжело. Но все были живы. Все потом попали в госпитали, но все и выздоровели. И я точно знаю, что, если бы пошли на прорыв с нашим традиционным матерным криком, — не прорвались бы, все бы там полегли. Я стал священником и сейчас строю храм, работаю там же, в войсках. И теперь хорошо понимаю, что от слова, наполненного силой Божией, больше противника поляжет, чем от пули снайперской. И еще, что самое главное: тем же словом Божиим я теперь больше людей спасти смогу...» Так почему же столь прилипчиво матерное слово и почему так трудно бывает отказаться от него? Что за сила живет в этих грязных словах? Откуда она черпается, где истоки той черной энергетики, воздействие которой ясно чувству­ет как сам матерящийся, так и объект его ма­терных поношений? Пора сказать правду о русском мате.

Что же такое, собственно, есть мат? Мат, - по словам автора, - с ду­ховной точки зрения, — это антимолитва. Через матерные слова происходит поклонение «князю тьмы», и, как следствие, человек отступает от Бога. Матерящийся притягивает силы зла и доверяется им. Во времена магиче­ских цивилизаций древности главной зада­чей выживания в тех условиях являлось при­влечение на свою сторону энергий темных сил — падших ангелов, или бесов, которых было принято уважительно называть «бога­ми». Этим мрачным тварям строились вели­чественные храмы и давались учтивые имена: Аполлон, Артемида, Перун, Осирис, Анубис, Ваал... Каждый стремился ублажить этих «богов» жертвоприношениями и заручиться их помощью в различных непростых жизненных ситуациях.

Те словосочетания, которые сегодня сохра­нились под названием «матерщина», исполь­зовались в этих обрядах и ритуалах как маги­ческие заклинания, как проверенное средство привлечения «нечистых духов». Стоит подчеркнуть, что к этим силам обращались с осторожностью и нечасто. Как уверяют иссле­дователи тех культов древности, «употреблять эти слова можно было лишь мужчинам и не чаще нескольких дней в году, после чего они были под строжайшим запретом». Одним из важнейших предназначений этих слов в магических обрядах славянских наро­дов было наведение порчи на врага, проклятие его рода. Так, в анонимной болгарской хронике XIII—XV веков слово «изматерили» означает вовсе не «обруга­ли», но именно «прокляли». Нынешние любители крепких выражений выглядят наивными детьми, плохо представля­ющими, чем, собственно, легкомысленно балу­ются и какие последствия навлекают на себя и на окружающих. Поэтому им стоит почитать эту книгу

 

*** Господь предупреждает в Евангелии: ...за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься (Мф. 12, 36-37). И говорится здесь всего лишь о «праздном слове», то есть о лег­комысленной, пустой болтовне. Что же ждет тогда человека на Суде Божьем за богохульное матерное слово... Как важно нам осознать это сейчас, пока еще есть время и возможность хоть что-то исправить. На это направлено и исследование епископа Митрофана (Баданина), в котором ясно и доступно, на различных примерах показывается, какой вред наносит мат как духовному, так и физическому здоровью. Настоящая книга получила положительную оценку Святей­шего Патриарха Кирилла и благословлена для актив­ного распространения в обществе.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать