Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Гилберт Кит Честертон. Эссе.
Сегодня исполняется 143 года со дня рождения христианского мыслителя, журналиста и писателя конца 19 - начала 20 века - Гилберта Кита Честертона. Более широкому кругу читателей он известен как автор детективных рассказов об отце Брауне и Хорне Фишере. А вот как мыслитель, и уж тем более как христианский апологет, Честертон более знаком интеллектуальному и любознательному читателю. А между тем в своих произведениях он предстает как человек, постоянно размышляющий о ценности человеческой жизни, понимающий сущность христианства и рассматривающий пути человека к духовности. Познакомиться с философскими, нравственными, религиозными взглядами писателя мы можем, читая его «Эссе», которые составили целый сборник с одноименным названием. Он вышел в свет в тюменском издательстве Русская неделя и занял свое место на нашей книжной полке. ***
Итак, сегодня мы предлагаем вашему вниманию уникальный сборник всех эссе великого христианского писателя Гилберта Кита Честертона, когда-либо переведенных на русский язык. Открывает книгу небольшая статья российского переводчика, эссеиста и мемуариста Натальи Леонидовны Трауберг – «О Честертоне-эссеисте». В ней говорится следующее: «Многие считают, что Честертон прежде всего — эссеист. Собственно, он сам себя считал журналистом, а не «беллетристом» и уж тем более не мыслителем. Дело не только в «несерьезном отношении к себе»; странный жанр, называемый «опытами», когда речь идет о Монтене или Поупе (здесь в единственном числе, «Опыт о человеке»), очень ему подходил. Именно в эссе можно, как он умел, начать с чего угодно и перескакивать с предмета на предмет, сочетая легкость с мудростью».
По словам Натальи Леонидовны, «еще женихом Честертон писал своей Франсис, что переменит журналистику, сделав ее поэзией. Позже он ни за что не выразился бы так выспренно, но сделал примерно это. Незадолго до его триумфального появления в английской периодике она испытала другие изменения: в 1896 году, благодаря будущему лорду Нортклифу, тогда просто Хармсворту, появилась т. н. «желтая пресса», прежде всего, газета «Дэйли мэйл». Казалось бы именно такие статьи и очерки должны внести в журналистику легкость, но внесли они резкое понижение вкуса и, как ни странно, еще один вид нудности. В одном из ранних эссе Честертон писал: «Такие газеты не поражают, не оглушают, они раздражают робостью. Хороший тон допускает занятность без вульгарности; здесь нам угождает вульгарность без занятности. Собственно, пресса эта — не желтая, а грязно-серая».
Совсем другое дело, отмечает Трауберг, — его собственные эссе. Многие сразу заметили их и, самое меньшее, удивились. Можно сказать, что он разбудил «читателя газет». Как-то он написал: «Дайте мне легкомысленную журналистику, и я спасу Англию». Несколько лет назад, уже в России, Александр Генис отозвался статьёй «Дайте мне легкомысленного Гилберта и я спасу журналистику». К счастью, - заключает Трауберг, - она и сама спасается. По невероятному чуду здесь, где должны бы давно забыть любой язык, кроме мата и канцелярита, появились талантливые эссеисты. Очень может быть, что эссе потеснит роман и даже рассказ. Наши эссеисты сочетают острый ум с замечательной лёгкостью. Было бы ещё лучше, если бы они стремились и к честертоновскому смирению».
Как современники, так и исследователи творчества Честертона отмечают такие добродетельные свойства писателя, как смирение, рассудительность, благодарение. Кроме того, он всегда говорил прямо о том, что думал, честно признавался в своих сомнениях, писал о поиске Бога и обретении Его, подкупая слушателей простотой и смелой искренностью. Вот, например, в своей автобиографии, которая датируется 1936 годом, Честертон отмечает: «Сейчас я взвалил на себя мучительное, почти непосильное, бремя — я пытаюсь рассказать свою жизнь, и здесь я просто хочу описать, как повлияли догматы на мои действия и чувства. Мне кажется, они связали всю мою жизнь воедино, а никакие другие учения не могли бы связать ее; к тому же они ответили сразу на два вопроса: почему я так радовался в детстве и так сильно страдал в отрочестве и ранней юности».
«В начале моей литературной деятельности, - признается писатель, - пессимисты обвиняли меня в оптимизме; теперь, в конце, оптимисты, наверное, обвиняют в пессимизме. На самом же деле я не был ни тем, ни другим и в этом отношении никогда не менялся. Я начал с защиты красных почтовых ящиков и допотопных омнибусов, хотя их считали некрасивыми. Кончаю я отрицанием ревю и американских фильмов, в которых красоты хоть отбавляй. Но и тогда, и теперь я пытался объяснить одно и то же, и даже глубочайший переворот моей жизни — мое обращение — только утвердил меня в моих взглядах. В сущности, я нигде не видел таких же взглядов, пока не открыл грошовый катехизис и не прочел: «Два греха против надежды — самонадеянность и уныние».
В ранней юности, - пишет Честертон, - я пытался прийти к этому с другого конца, с края света, бесконечно далекого от мистической надежды. Я стремился к неверной земной надежде и к небольшому конкретному счастью, но с самого начала я остро, до боли, ощущал именно эти опасности. Я чувствовал, что все на свете портят уныние и самонадеянность. В первой, мальчишеской, книге стихов я спрашивал, через какие чистилища прошел я до рождения, чтобы получить в награду право смотреть на одуванчики. Я не верю в метапсихоз и вряд ли верил тогда, а с тех пор, как у меня есть сад, я знаю, что плевелы — не только благо. Но слова об одуванчике можно отнести и к подсолнечнику, или к солнцу, или к той радости, которая, по утверждению поэта, ярче солнца». «Цель жизни, - отмечает писатель, - радость; к чему же нам те или иные вещи (тот же одуванчик), если мы их не ценим? К чему накапливать их, если мы им не радуемся?»
По мнению Честертона, «самое трудное для нас, людей, не радоваться столбам и цветочкам, а радоваться радости. Труднее всего действительно любить то, что любишь. В том-то и проблема. Мне, - говорит писатель, - казалось в начале и кажется сейчас, в конце, что ни пессимисты, ни оптимисты не решили загадки, потому что и те, и другие забыли о смирении и о благодарности недостойных. Мысль эта много важней и удивительней, чем мои личные мнения, но привела меня к ней нить благодарности, легкая и тонкая, как пух одуванчика. Эта нить привела меня к взглядам, которые не только взгляды. Может быть, только они одни больше, чем просто взгляды». Эти взгляды, эти мысли о радости, благодарности, о смысле жизни, прослеживаются во многих произведениях английского писателя и проповедника. И несмотря на то, что этим сочинениям уже около века, они все также актуальны и интересны.
По словам журналиста Андрея Зайцева, «для Честертона не существовало неинтересных тем. Свои блестящие эссе он мог писать на любые темы — от «вегетарианской индейки» до описания ночного города. Своим творчеством он свидетельствовал о том, что не существует скучных людей, плохой Церкви или несовременного христианства. Все эти проблемы возникают лишь в сознании человека, не способного разглядеть чудеса в обычной жизни, в традиционной религии и в своем соседе по дому, который высаживает в огороде брюкву. Напротив, в самых банальных проявлениях повседневной жизни Честертон был способен увидеть и донести до читателя яркий, ослепляющий мир, наполненный всеми красками жизни».
*** Помимо того, что все произведения Честертона несут в себе глубокий отпечаток христианской веры, они еще и не лишены чувства юмора. Известно, что в 1916 году сборник честертоновских эссе попал в руки молодому Клайву Льюису, пребывающему в военном госпитале. И вот как потом он об этом вспоминал: «... Я ни разу не слыхал о нём и понятия не имел, чего он хочет; до сих пор недоумеваю, как это он сразу покорил меня... Я не был обязан принимать всё, что говорил Честертон, чтобы получать от него радость. Его юмор как раз такой, какой я люблю, — не обычные шуточки, рассеянные по тексту, словно изюмины в пироге, и не тот легкомысленно-болтливый тон (терпеть его не могу), который встречается у многих писателей; юмор Честертона неотделим от самой сути спора, Аристотель мог бы назвать его цветением диалектики».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Литургия Преждеосвященных Даров 29 апреля 2024
Воскресные беседы. Вербное воскресенье
Кулинарное паломничество. Рецепт куличей. Храм в честь Рождества Христова в д. Тарычево
Церковь и общество. Игумен Вассиан (Бирагов)
События недели. 28 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!