Аудио |
|
Скачать .mp3 |
А.Г. Воробьева. Бог везде, а с Ним и радость.
Прощай, дорогая обитель,
Прощай, наша мать, навсегда.
Тебя мне уж больше не видеть,
В стенах не бывать у тебя.
Стоишь ты печальна, угрюмa,
И звон колокольный затих.
Погасли лампады во храме,
И свечи не теплятся в нем!
Этот «Прощальный гимн дорогой обители» в 1934 году написала последняя настоятельница Акатовского Свято-Троицкого Александро-Невского монастыря, игумения Олимпиада. Находясь в ссылке, она оплакивала монастырь, в котором подвизалась с юности. Долгие годы, оставшиеся в живых сестры, собираясь на особые монастырские праздники, пели эти стихи. Глубокая скорбь, излитая в них, охватывала поющих и слушающих. Что стало с ними, с игуменией и сестрами Акатовского монастыря во времена гонений, рассказывает книга, которая вышла в свет в Издательстве Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и называется – «Бог везде, а с Ним и радость...». ***
Эта книга содержит очерк о последней игумений Акатовского Свято-Троицкого Александро-Невского монастыря перед его закрытием в 1928 г. Олимпиаде (Ивановой) и о некоторых сестрах обители, судьбу которых удалось проследить по материалам следственных дел и воспоминаниям знавших их современников. Впервые публикуются стихи игумений Олимпиады, подробно рассказывающие о ссылке в Северный край, некоторые из сохранившихся ее писем. В книгу вошли также ранее публиковавшиеся письма архиепископа Варлаама и епископа Германа (братьев Ряшенцевых) игумений Олимпиаде и акатовской послушнице Татьяне Харламовой, содержащие духовные наставления в русле православной святоотеческой традиции.
Когда мы оглядываемся на богатую событиями историю нашего Отечества в XX веке, то два из них выделяются не только масштабами общенародной трагедии, но и возвышаются среди других как проявления жертвенности и высочайшей силы духа - это Великая Отечественная война и гонения на Русскую Православную Церковь. История Акатовского монастыря — малая страница в великой книге истории нашего народа. Но через малое, через судьбы отдельных людей только и можно понять, что стоит за статистическими данными, за сухими формулировками специальных трудов, что значит преследование верующих силами государства. Этот небольшой очерк, конечно, не полон. Давно ушли из жизни акатовские монахини, их близкие, наперечет и те, кто знали их, будучи детьми. Многое утрачено безвозвратно, и материалы следственных дел далеко не все обнаружены. Но и дошедших до наших дней документов и свидетельств достаточно для того, чтобы явить грядущим поколениям подвиг веры — вопреки давлению власти, «против течения» окружающей безбожной жизни.
О том, как все начиналось, рассказывает первая глава книги. По словам автора книги, "разные пути вели к созданию на Руси монастырей - подвижничество одинокого праведника, воля святителя или благоверного князя, царское повеление, а иногда и угодное Богу горячее желание мирянина, человека малоизвестного. В XIX веке жил в Клину купец - Федор Осипович Захаров, до отмены крепостного права крепостной крестьянин. Историки до сих пор спорят, было ли благом для крестьян освобождение в той форме, в какой оно было проведено. Федор Захаров сомнений не имел: от благодарного сердца он задумал построить каменный храм в честь святого князя Александра Невского, небесного покровителя двух государей — Александра Второго, отменившего крепостное право, и Александра Третьего, «на молитвенную память будущим поколениям о царях, благодетелях русского народа»1.
При храме он собирался устроить общежительный женский монастырь на двенадцать человек, чтобы здесь возносилась непрестанная молитва о них. Федор Захаров пожертвовал для этого купленное им нежилое сельцо Акатово (или Акатьево), 268 десятин земли для хлебопашества, мельницу на реке Нудоли и некоторый капитал для содержания сестер и начала строительства. Но разрешение Святейшего Синода на это предприятие, полученное в 1889 году, уже не застало его в живых. Начало Акатовскому монастырю было положено в 1890 году указом митрополита Московского Иоанникия, которым назначалась начальница будущей общины — монахиня московского Алексеевского монастыря Евтихия. Ее заботами уже в первые месяцы существования общины была построена бревенчатая Троицкая церковь и собралось около семидесяти сестер. В следующем 1891 году в церковь были доставлены две иконы — Божией Матери Скоропослушницы, великомученика Пантелеймона — и часть святых мощей великомученика Пантелеймона, благословение Святой горы Афонской молодой обители.
Как отмечает автор, "очень скоро окрестное население полюбило службы в новой церкви: опытная в монашеской жизни и ревностная начальница много потрудилась для устроения церковного благолепия. В том же году было начато и строительство каменного Александро-Невского храма. По замыслу, это должен был быть большой пятиглавый собор в византийском стиле, но средств на его сооружение, несмотря на устройство собственных кирпичных заводов, не хватило. Так до 1917 года он и оставался недостроенным. Зато в короткие сроки, с 1902 по 1905 год, по желанию благотворителя, пожелавшего остаться неизвестным, был выстроен прекрасный Никольский храм, с приделом «во славу Царицы Небесной в иконе Ея Иверской», по образцу русских церквей XVII века. Кирпич для строительства был употреблен монастырский — по-видимому, игумения отчаялась в получении средств для скорого завершения большого Александро-Невского собора.
За неполных девять лет жизнь общины вполне была благоустроена, сестры полностью обеспечивали себя своими трудами, и 12 мая 1899 года Акатовская община получила статус общежительного монастыря с наименованием его Свято-Троицким Александро-Невским, а настоятельница Евтихия была возведена в сан игумений. Она управляла монастырем до своей кончины в 1910 году. При ней были возведены все основные монастырские постройки и, кроме того, две школы, гостиница и странноприимница за оградой. Второй настоятельницей Акатовского монастыря стала игумения Анатолия, до этого назначения бывшая старшей монахиней Иоанно-Предтеченского скита Никитского монастыря Тульской губернии, скончавшаяся в 1916 году, третьей и последней до закрытия обители - единогласно избранная сестрами в том же году монахиня Олимпиада.
Распоряжением святителя Тихона от 23 марта 1918 года повелевалось возвести настоятельницу Олимпиаду в сан игумений, «во внимание ее усиленных забот по благоустройству монастыря». Вскоре совершилось и возведение, и сестры поднесли ей в подарок икону Казанской Божией Матери. Перед кончиной она благословила этой иконой одну из своих послушниц, Ксению Зайцеву, а та передала другой верной душе, девушке, которая стала впоследствии монахиней, — и, как трогательный привет от почивших, как их благословение новым насельницам эта реликвия сохранилась и до наших дней. Надпись на обратной стороне иконы: «Сия святая икона — усердное приношение сестер Свято-Троице-Александро-Невского монастыря игуменье Олимпиаде в память ее посвящения 31 марта 1918 года».
В этой книге сведения о матушке Олимпиаде приводятся из «послужных списков монахинь Свято-Троицкого Александро-Невского монастыря», представленных ею «епископу Серпуховскому Арсению, викарию Московскому 12 января 1917 года». Здесь матушка кратко рассказывает о себе, а затем приводит сведения о девятнадцати монахинях, указывает их послушание и дает свою оценку - в графе «каких качеств» ее рукой вписано: «очень хороших», «весьма хороших», «хороших», еще «способна», «смиренна», «усердна к послушаниям», «терпелива», «трудолюбива». Ни одной из сестер не высказано пред начальством какого-либо упрека, ни одна получила отрицательного отзыва! Действительно, новая настоятельница сумела стать матерью многочисленному сестричеству. А кроме монахинь и послушниц, в монастыре проживали «на испытании» еще 107 насельниц. В таком составе монастырь встретил Октябрьский переворот 1917 года.
*** Женский Свято-Троицкий Александро-Невский монастырь, находившийся недалеко от города Клина перестал существовать в 1928 году. Казалось, навечно прервалась в его стенах монашеская жизнь. Но монахини знали, что вера Христова неистребима, что есть другие, небесные обители, недоступные разрушению, но долгим казался путь туда, и жаль было своих монастырских храмов, любимых икон, монастырских стен, за которыми текла жизнь, так непохожая на то, что окружало их теперь. Ни одной из акатовских сестер не пришлось сказать родной обители «здравствуй!», ни одна не дожила до восстановления в 2005 году бывшего Никольского храма Акатовского монастыря, при котором возникла небольшая женская монашеская община. Однако обитель жива! 29 мая 2013 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви в Акатове учрежден ставропигиальный Свято-Троицкий Александро-Невский монастырь. А эта книга посвящается памяти игумений Олимпиады и акатовских сестер, сохранивших свое монашество во времена гонений.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!