Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Священник Сергий Денисюк. Священное Писание, святые отцы и церковные писатели об астрологии.
Астрологические верования и в далеком прошлом, и в наши дни находили и находят немало сторонников. Ныне астрология пропагандируется всюду: в печати, по телевидению, в интернете. Возьмите в руки любой глянцевый журнал или газету с рекламой, и вы наверняка найдете астрологический гороскоп, объявления об услугах профессиональных астрологов или о приеме в школу астрологии. К сожалению, астрологическими предсказаниями порой увлекаются люди, именующие себя православными верующими и даже считающие себя церковными. Как относиться к подобному явлению? По словам автора книги, которую мы предлагаем сегодня вашему вниманию, чрезвычайно полезно для современного человека обратиться к творениям святых отцов. Почему святые отцы так ревностно выступали против астрологии? На этот и другие вопросы отвечает священник Сергий Денисюк в книге «Священное Писание, святые отцы и церковные писатели об астрологии». ***
Верующему сознанию удивительна популярность астрологии. О ней мы слышим всюду. Но почему астрология несовместима с христианством? Могут ли астрологи предсказывать будущее? Автор книги, магистр богословия, священник Сергий Денисюк обсуждает эти вопросы, основываясь на Священном Писании и творениях святых отцов, потому что именно они авторитет для верующих, наши руководители на пути из жизни земной в жизнь вечную. Среди отечественных работ, посвященных теме астрологии, это, пожалуй, первая работа, в которой бы столь подробно и глубоко рассматривались взгляды отцов Церкви на сей предмет, анализировалась аргументация против астрологии как философская и логическая, так и чисто христианская.
В первой части книги автор предлагает разобраться с вопросом, что такое астрология. И вот в частности здесь говорится следующее: «Одно из определений астрологии трактует ее как «учение о якобы существующей связи между расположением небесных светил и историческими событиями, судьбами людей и народов». Представители этой мнимой науки, астрологи, утверждают, что звезды активно влияют на судьбу отдельного человека и мира в целом. Они предлагают своим последователям систему способов, будто бы позволяющих предсказать будущее или открыть тайны прошлого по движению и расположению небесных тел. В основе метода астрологии лежит представление о детерминизме и обусловленности земной жизни влиянием небесных тел. Это представление неминуемо приводит к идее предопределенности всего происходящего с нами и вокруг нас - к фатализму, вере в то, что богами и людьми правит неизменная судьба».
Но что говорит Священное Писание об астрологии? Об этом автор пишет в следующей части книги. «В Священном Писании слово «астрология» не употребляется ни разу, хотя сама «наука» предсказания будущего по звездам упоминается неоднократно. Так, в Ветхом Завете Господь через Моисея неоднократно запрещает израильскому народу заниматься всякими видами волшебства и гадания под страхом смерти. Конечно, здесь подразумевается и астрология как наиболее распространенный вид гадания. Вот например, в книге Левит говорится: Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них (Лев. 19:31). И если какая душа обратится к вызывающим мертвых и к волшебникам, чтобы блудно ходить вслед их, то Я обращу лице Мое на ту душу и истреблю ее из народа ее (Лев. 20:6).
Кроме того, в Ветхом Завете осуждается поклонение небесным светилам (солнцу, луне, звездам), которые часто объединяются под выражением «воинство небесное». Астральные обольщения приводили к тому, что народ попадал в магическую зависимость от «знамений небесных», следил за ними и определял по ним свою судьбу, боялся их и использовал для предсказания будущего. Поэтому запрет поклоняться небесным светилам можно рассматривать и как косвенный запрет на всю астрологию: ...и дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды и все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом (Втор. 4:19). Именно поклонение небесным светилам и другие языческие верования послужили одной из причин окончательного падения Израильского царства (см. 4 Цар. 17:16-17,20). Астральные верования осуждались и ветхозаветными пророками, особенно пророком Иеремией. Пророк Исайя высмеивал астрологов, изображая лживость полученных от звезд «сведений» о будущем «дочери Вавилона» - гордого Вавилонского царства.
Хотя в Новом Завете нет прямых запретов на занятие астрологией, однако причина этого отнюдь не в маловажности вопроса. Господь раз и навсегда раскрыл Свою волю касательно многих проблем веры и нравственности. Для Иисуса Христа, Его апостолов и всей первенствующей Церкви была совершенно очевидна несовместимость астрологии и истинной веры, провозглашенная еще в Ветхом Завете (ср. Мф. 5:17). Вместе с тем новозаветные писатели обличают лживость волхвования, предсказаний и чудес конкретных волхвов (см. Деян. 8:9,13:6-11). Тем не менее, астрология на протяжении всей церковной истории пыталась (как пытается и сейчас) приспособиться к христианству и отыскать в нем астральные мотивы. Чаще всего в свою пользу астрологи интерпретируют два места из Священного Писания: повествование книги Бытия о сотворении небесных светил (Быт. 1:14) и рассказ о поклонении волхвов новорожденному Младенцу Христу (Мф. 2:1-12) а, кроме того, книгу Откровения апостола Иоанна Богослова. Поэтому автор анализирует подробнее именно эти места из Священного Писания во второй части книги.
Ну а третья часть рассматривает, что говорили об этой проблеме святые отцы. Они, по словам автора, борясь с астрологией, довольно часто прибегали к традиционным аргументам древнегреческой философии против фатализма, и без этих аргументов полемика, которую они вели против халдейской «науки», не может быть понята. Речь идет об аргументах греческого философа Карнеада, научно обосновавшего несостоятельность астрологического фатализма. Аргументы этого философа читатели смогут прочитать в этой книге, а мы добавим, что вся аргументация Карнеада, особенно нравственный аргумент, впоследствии широко использовалась античными и христианскими авторами. Однако необходимо сказать, что использование последними этих классических аргументов не было слепым копированием языческих сочинений. Святые отцы их значительно переработали и дополнили. Для подтверждения той или иной мысли они использовали библейские примеры; нравственный аргумент сводили к одному из основных вопросов богословия — спасению человека. Более подробнее об этом и говорится в третьей части книги.
В заключение своей работы автор предлагает вернуться к вопросам, которые были поставлены в ее начале. Почему святые отцы так ревностно выступали против астрологии? Почему она несовместима с христианской верой? Потому, - говорит отец Сергий, - что астрология отрицает свободную волю человека и Божественный Промысл. Душа человека — объект особого попечения Божественного Промысла, и один из главных догматов веры — учение о свободной воле и разумности человека. Ведь именно в этом заключается образ Божий в человеке, именно это отличает его от других существ, именно это является основой нравственности, духовной жизни и в итоге - спасения и обожения. Отцы ясно показали последствия астрологии: проповедь Евангелия оказывается напрасной, молитвы и обращения к Богу - бессмысленными, божественные угрозы грешникам - неисполнимыми, ожидание обещанных наград праведникам - тщетным, христианство вообще - излишним, Сам же Бог становится источником зла, поскольку Он - творец звезд, понуждающих людей совершать дурное.
Именно в подходе к соотношению видимого мира и судьбы человеческой души, между которыми астрологи мнят найти подчиненную связь, можно увидеть сущностное различие между астрологией и христианством. Насколько астрология умаляет человека, ставя его в подчинение твари, делая из него игрушку в руках бездушных звезд, настолько же христианство возвеличивает его. Святые отцы учат нас, что усовершенствованная человеческая душа «дороже всего мира, со всеми его сокровищами и благами», ибо «мир преходит, а душа нетленна и пребывает вовеки». Только вдумаемся в эти слова, - призывает читателей автор. Все мироздание, поражающее нас великолепием и обширностью, не стоит и одной человеческой души. И это величие людей состоит в том, чтобы быть «по образу естества Сотворшего», свойство Которого — свобода. «Ибо душа прямо показывает в себе царственность, и возвышенность, и великую далекость от грубой низости тем самым, что она, не подчиняясь, свободно, полновластно располагает своими желаниями».
*** Кому же верить? – вопрошает автор, завершая свою книгу. - Священному Писанию и Преданию или обманчивым астрологам? Каждый из нас сам делает выбор, ведь все мы — существа, наделенные свободной волей. А апостол Павел призывает всех: «стойте в свободе, которую даровал вам Христос» (Гал. 5:1). Настоящая книга, выпущенная в свет Издательством Сибирская Благозвонница, написана на основе магистерской диссертации, защищенной в Московской Духовной Академии в 2015 году, и рассчитана не только на читателей-христиан, но также будет полезна и людям нецерковным и малоцерковным, желающим разобраться в вопросах «истинности» и «действенности» астрологии. Также она может стать подспорьем для тех, кто ведет дискуссии со сторонниками астрологии.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Всенощное бдение 27 апреля 2024 года
Заречный. Набор в православную школу
Нижний Тагил. Конкурс «Буквица Красна-2024»
Санкт-Петербург. Пасхальный тренинг
Саратов. Крестный ход Саратов - Вавилов Дол
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!