У книжной полки. 29 марта

29 марта 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Священник Сергий Денисюк. Священное Писание, святые отцы и церковные писатели об астрологии.

 

Астрологические верования и в далеком прошлом, и в наши дни находили и находят немало сторонников. Ныне астрология пропагандируется всюду: в печати, по телевидению, в интернете. Возьмите в руки любой глянцевый журнал или газету с рекламой, и вы наверняка найдете астрологический гороскоп, объявления об услугах профессиональных астрологов или о приеме в школу астрологии. К сожалению, астрологическими пред­сказаниями порой увлекаются люди, именую­щие себя православными верующими и даже считающие себя церковными. Как относиться к подобному явлению? По словам автора книги, которую мы предлагаем сегодня вашему вниманию, чрезвычайно полезно для современного человека обратиться к творениям святых отцов. Почему святые отцы так ревностно высту­пали против астрологии? На этот и другие вопросы отвечает священник Сергий Денисюк в книге «Священное Писание, святые отцы и церковные писатели об астрологии». ***

Верующему сознанию удивительна популярность астрологии. О ней мы слышим всюду. Но почему астрология несовместима с христианством? Могут ли астрологи предсказывать будущее? Автор книги, магистр богословия, священник Сергий Денисюк обсуждает эти вопросы, основываясь на Священном Писании и творениях святых отцов, потому что именно они авторитет для верующих, наши руководи­тели на пути из жизни земной в жизнь вечную. Среди отечественных работ, посвященных теме астрологии, это, пожалуй, первая работа, в которой бы столь подробно и глубоко рассматривались взгляды отцов Церкви на сей предмет, анализировалась аргументация против астрологии как философская и ло­гическая, так и чисто христианская.

В первой части книги автор предлагает разобраться с вопросом, что такое астрология. И вот в частности здесь говорится следующее: «Одно из определений астрологии трактует ее как «учение о якобы существующей свя­зи между расположением небесных светил и историческими событиями, судьбами лю­дей и народов». Представители этой мнимой науки, астрологи, утверждают, что звезды ак­тивно влияют на судьбу отдельного челове­ка и мира в целом. Они предлагают своим последователям систему способов, будто бы позволяющих предсказать будущее или от­крыть тайны прошлого по движению и рас­положению небесных тел. В основе метода астрологии лежит представление о детерминизме и обуслов­ленности земной жизни влиянием небес­ных тел. Это представление неминуемо приводит к идее предопределенности все­го происходящего с нами и вокруг нас - к фатализму, вере в то, что богами и людьми правит неизменная судьба».

Но что говорит Священное Писание об астрологии? Об этом автор пишет в следующей части книги. «В Священном Писании слово «астрология» не употребляется ни разу, хотя сама «наука» предсказания будущего по звездам упоминается неоднократно. Так, в Ветхом Завете Господь через Моисея неоднократ­но запрещает израильскому народу зани­маться всякими видами волшебства и гадания под страхом смерти. Конечно, здесь подразумевается и астрология как наибо­лее распространенный вид гадания. Вот например, в книге Левит говорится: Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к вол­шебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них (Лев. 19:31). И если какая душа обратится к вызывающим мерт­вых и к волшебникам, чтобы блудно ходить вслед их, то Я обращу лице Мое на ту душу и истреблю ее из народа ее (Лев. 20:6).

Кроме того, в Ветхом Завете осуждает­ся поклонение небесным светилам (солнцу, луне, звездам), которые часто объединяются под выражением «воинство небесное». Астральные обольщения приводили к тому, что народ попадал в магическую зависи­мость от «знамений небесных», следил за ними и определял по ним свою судьбу, бо­ялся их и использовал для предсказания будущего. Поэтому запрет поклоняться небесным светилам можно рассматривать и как косвенный запрет на всю астрологию: ...и дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды и все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не слу­жил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом (Втор. 4:19). Именно поклонение небесным светилам и другие языческие верования послужили одной из причин окончательного падения Из­раильского царства (см. 4 Цар. 17:16-17,20). Астральные верования осуждались и ветхозаветными пророками, особенно пророком Иеремией. Пророк Исайя высмеивал астрологов, изображая лживость полученных от звезд «сведений» о будущем «дочери Вавилона» - гордого Вавилонского царства.

Хотя в Новом Завете нет прямых за­претов на занятие астрологией, однако причина этого отнюдь не в маловажности вопроса. Господь раз и навсегда раскрыл Свою волю касательно многих проблем веры и нравственности. Для Иисуса Хри­ста, Его апостолов и всей первенствующей Церкви была совершенно очевидна несовместимость астрологии и истинной веры, провозглашенная еще в Ветхом Завете (ср. Мф. 5:17). Вместе с тем новозаветные писатели обличают лживость волхвования, предсказаний и чудес конкретных волхвов (см. Деян. 8:9,13:6-11). Тем не менее, астрология на протяже­нии всей церковной истории пыталась (как пытается и сейчас) приспособиться к хри­стианству и отыскать в нем астральные мо­тивы. Чаще всего в свою пользу астрологи интерпретируют два места из Священно­го Писания: повествование книги Бытия о сотворении небесных светил (Быт. 1:14) и рассказ о поклонении волхвов новорож­денному Младенцу Христу (Мф. 2:1-12) а, кроме того, книгу Откровения апостола Иоанна Богослова. Поэтому автор анализирует подробнее именно эти места из Священного Писания во второй части книги.

Ну а третья часть рассматривает, что говорили об этой проблеме святые отцы. Они, по словам автора, борясь с астрологией, до­вольно часто прибегали к традиционным аргументам древнегреческой философии против фатализма, и без этих аргументов по­лемика, которую они вели против халдей­ской «науки», не может быть понята. Речь идет об аргументах греческого философа Карнеада, научно обосновавшего несостоятельность астрологического фатализма. Аргументы этого философа читатели смогут прочитать в этой книге, а мы добавим, что вся аргументация Карнеада, особен­но нравственный аргумент, впоследствии широко использовалась античными и хри­стианскими авторами. Однако необходи­мо сказать, что использование последними этих классических аргументов не было слепым копированием языческих сочине­ний. Святые отцы их значительно перера­ботали и дополнили. Для подтверждения той или иной мысли они использовали библей­ские примеры; нравственный аргумент сво­дили к одному из основных вопросов бо­гословия — спасению человека. Более подробнее об этом и говорится в третьей части книги.

В заключение своей работы автор предлагает вернуться к вопросам, которые были поставлены в ее начале. Почему святые отцы так ревностно выступали против астро­логии? Почему она несовместима с хри­стианской верой? Потому, - говорит отец Сергий, - что астрология отрицает свободную волю человека и Божественный Промысл. Душа человека — объект особого попе­чения Божественного Промысла, и один из главных догматов веры — учение о сво­бодной воле и разумности человека. Ведь именно в этом заключается образ Божий в человеке, именно это отличает его от других существ, именно это является основой нравственности, духовной жизни и в итоге - спасения и обожения. Отцы ясно показали последствия астрологии: проповедь Евангелия оказывается напрасной, молитвы и обращения к Богу - бессмысленными, божественные угрозы грешникам - неисполнимыми, ожидание обещанных наград праведникам - тщетным, христианство вообще - излишним, Сам же Бог становится источником зла, поскольку Он - творец звезд, понуждающих людей совершать дурное.

Именно в подходе к соотношению ви­димого мира и судьбы человеческой души, между которыми астрологи мнят найти подчиненную связь, можно увидеть сущностное различие между астрологией и христиан­ством. Насколько астрология умаляет человека, ставя его в подчинение твари, делая из него игрушку в руках бездушных звезд, настолько же христианство возвеличивает его. Святые отцы учат нас, что усовершен­ствованная человеческая душа «дороже все­го мира, со всеми его сокровищами и благами», ибо «мир преходит, а душа нетленна и пребывает вовеки». Только вдумаемся в эти слова, - призывает читателей автор. Все мироздание, поражающее нас великолепием и обширностью, не сто­ит и одной человеческой души. И это вели­чие людей состоит в том, чтобы быть «по образу естества Сотворшего», свойство Которого — свобода. «Ибо душа прямо по­казывает в себе царственность, и возвышен­ность, и великую далекость от грубой ни­зости тем самым, что она, не подчиняясь, свободно, полновластно располагает своими желаниями».

 

*** Кому же верить? – вопрошает автор, завершая свою книгу. - Священному Писанию и Преданию или обманчивым астрологам? Каждый из нас сам делает выбор, ведь все мы — существа, наделенные свободной волей. А апостол Павел призывает всех: «стойте в свободе, которую даро­вал вам Христос» (Гал. 5:1). Настоящая книга, выпущенная в свет Издательством Сибирская Благозвонница, написана на основе магистерской диссертации, защищенной в Мо­сковской Духовной Академии в 2015 году, и рассчитана не только на читателей-христиан, но также будет полез­на и людям нецерковным и малоцерковным, желающим разобраться в вопросах «истинности» и «действенно­сти» астрологии. Также она может стать подспорьем для тех, кто ведет дискуссии со сторонниками астрологии. 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать