У книжной полки. Святитель Феофан Затворник. Простые истины сердца

29 июня 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Что надо делать, чтобы спастись? Как сделать, чтобы крест болезней и скорбей, который неизбежно несет всякий, был не на пагубу, а во спасение? Как научиться молитве? Как очистить сердце от страстей? От того, как мы в своей жизни ответим на эти непростые вопросы, зависит наше спасение. Святитель Феофан Затворник в своих творениях постоянно делится с нами размышлениями об этом. Вот и в сборнике творений святителя Феофана Затворника «Простые истины сердца» он также дает ответы на эти и многие другие вопросы. Причем ответы не общими словами или высокими богословскими понятиями, а очень простые, конкретные и доступные. Понять это можно, открыв любую книгу с произведениями святителя. К примеру, вот эту, выпущенную издательством «Правило веры». ***

В состав сборника «Простые истины сердца» вошли небольшие произведения святителя Феофана Затворника, касающиеся преимущественно внутренней жизни: «Три слова о несении креста», «Четыре слова о молитве», «О совершенном обращении к Богу от прелестей мира и греха», «Пять поучений о пути к спасению», «Внутренняя жизнь», «Напоминание всечестным инокиням о том, чего требует от них иночество» и «Толкование на книгу “Пастырь” святого Ермы». Большей частью – это слова и проповеди святителя к Тамбовской и Владимирской паствам. Объединяет произведения желание святителя возбудить в своих слушателях стремление к неленостному духовному деланию и направить это делание в правильное русло, чтобы, вставая на путь спасения или уже шествуя по нему, они подвизались не напрасно.

Открывают книгу - «Три слова о несении креста». Здесь святитель объясняет значение Креста Господня и собственного креста каждого. Говорит о том, как каждый из нас становится причастником спасительной силы Креста Христова, напоминает, что спасение нам дается через крест. Объясняет, как нести свой крест во спасение и почему на земле нет никого без горести и тяготы. Прежде всего автор вспоминает следующие слова апостола: «Мне же да не будет хвалитися, токмо о Кресте Господа нашего Иисуса Христа». Так говорит святой апостол Павел. «Как это, - размышляет святитель, - святой апостол до такого дошел расположения, что ничем другим хвалиться не хотел, кроме Креста Христова? Крест всяко есть скорбь, теснота, уничижение; как же хвалиться им? И вот, однако ж, апостол Павел хвалится им; вместе с ним хвалились, конечно, и все апостолы, а за ними и все другие крестоносцы.

Почему же это так? Прозрели богомудрые мужи великое значение Креста, высоко ценили его и хвалились, что сподобились носить его. Они зрели в нем вместо тесноты широту, вместо горести сладость, вместо уничижения величие, вместо бесчестия славу, – и хвалились им, как хвалится иной великолепным каким украшением и отличием. О, когда бы и нам даровал Господь такой смысл и расположение, чтобы понять и ощутить силу Креста и начать хвалиться им! – восклицает святитель, а далее дает нам краткое общее объяснение «О значении Креста». В следующей же главе книги он размышляет о молитве. «Молитва – говорит святой отец, – первое дело в христианской жизни. Молитва есть возникновение в сердце благоговейных чувств к Богу».

«Храм, - отмечает святитель, - есть место молитвы и поприще ее развития. … И сердце благоволит Господь именовать храмом Своим, куда входя умно, предстоим Ему, восхождение к Нему возбуждая, как благовонное курение фимиама. Будем же учиться, как сего достигнуть! Собираясь в храм, конечно, вы молитесь. И здесь совершая молитву, верно, и дома не оставляете ее. Потому излишне было бы говорить вам о нашей обязанности молиться, когда вы молитесь; но никак, думаю, не излишне указать вам два-три правила о том, как совершать молитву, если не в научение, то в напоминание. Дело молитвы есть первое дело в христианской жизни. Если в отношении к обычному порядку дел верно присловие: «век живи – век учись», то тем паче оно приложимо к молитве, действие которой не должно иметь перерыва и степени которой не имеют предела».

«Припоминаю, - говорит святитель, - мудрое обыкновение древних святых отцов, по которому они, приветствуя друг друга при свидании, не о здоровье и не о чем другом спрашивали, а о молитве, говоря: как идет или как действуется молитва? Действие молитвы у них было признаком жизни духовной, и они именовали ее дыханием духа. Есть дыхание в теле – живет тело; прекратится дыхание – прекращается жизнь. Так и в духе. Есть молитва – живет дух; нет молитвы – нет жизни в духе. Не всякое, однако ж, совершение молитвы или молитвословие есть молитва». О том, что есть молитва, - и говорит святитель в произведении «Четыре слова о молитве». А продолжает эту книгу «Пять поучений о пути к спасению». Что же именно нужно делать, чтоб спастись?

«Учителю, что сотворив, живот вечный наследую?» (Лк. 10, 25). Так некогда, по словам автора, вопрошал Господа один законник! И тот вопрошал Господа, искушая Его, как бы любопытствуя только, что скажет Учитель, ибо сам знал, какой надо сделать на это ответ. Но можно вопрошать о пути ко спасению и не из пустого любопытства, а по искреннему желанию получить на него прямой ответ – неведомый или забытый, вопрошать по кровной нужде, потому что душа болит и сердце томится недоумениями – что сотворив, живот вечный наследуем? Такое томительное недоумение тем естественнее, чем неопределеннее сфера мыслей, окружающая вопрошающих, и чем более разномыслия встречают они в талантах и речах человеческих. И не в таком ли положении находимся мы ныне? Осмотритесь кругом, и увидите, что и те, кои от нас, не одно говорят. Иной, например, говорит: молись – и спасет Господь; другой: плачь, сокрушайся – и Бог не уничижит; третий: твори милостыню – и та покроет множество грехов; тот: постись и приметайся к дому Божию; а сей: брось все, и удалися бегая, и водворися в пустыню».

«Вот сколько разных ответов у наших! – говорит святитель. – И это все истины, правила спасительные, с которыми неизбежно встретиться на пути спасения. Что же касается до тех, кои считают себя сущими от нас, но перестали уже быть нашими – разумею христиан, увлекшихся духом века и суемудрия, – до тех, которые, присвоив себе несколько здравых понятий, заимствованных в христианстве, и возмечтав о себе много, оставили нас и сердцем отделились от Христа Господа, хотя языком исповедуют еще Его, – что до них касается, то между ними еще более самого грустного и болезненного разномыслия, уклонившегося от пути истины и блуждающего на распутиях лжи. Не случалось ли и самим вам или слышать при разговоре, или читать в книге, как иные умствуют о порядке вещей, коему надлежало бы быть по их уму, вместо того, который теперь есть? О спасении души здесь и помину нет». Вот именно об этом напоминает нам святитель, возвращая наши мысли к Горним размышлениям.

Беседы на эту тему продолжаются и в следующем сочинении автора под названием «Внутренняя жизнь». А начинает их автор так: «Не внешно только надо держать добрую исправность, но и в сердце содержать то. Это главное дело. В прошлый год с этого воскресенья начал я вам объяснять, в чем состоит путь, ведущий ко спасению, и в несколько бесед мы дошли с вами, если припомните, до следующего определения: «Узнай и сердцем содержи все, чему учит Святая Церковь, и, приемля Божественные силы чрез таинства и возгревая их чрез все другие священнодействия и молитвования Церкви, иди неуклонно путем заповедей, предписанных нам Господом Иисусом Христом, под руководством законных пастырей, – и несомненно достигнешь Царствия Небесного и спасешься». Я нарочно повторял тогда несколько раз это правило, как повторяю и теперь, с тем, чтобы вы легче могли утвердить его в своей памяти. Но при всем том я не думал сказать вам что новое, а хотел только порадовать вас, возведши до сознания, что все, чем мы чаем угодить Богу и душу свою спасти, есть действительно Богом нам дарованный, единственный путь ко спасению, а обрадовавши – возбудить живейшую ревность идти сим именно, а не другим путем – без колебания, без отставания и без блуждения. Теперь что остается? Остается идти». А как – об этом и говорит нам святитель.

 

*** «Православия наставниче, благочестия учителю и чистоты, Вышинский подвижниче, святителю Феофане богомудре», - так Святая Церковь воспевает святителя Феофана, память которого мы празднуем сегодня. Будучи преисполнен благодати Божией и пребывая в полноте истины, святой отец Вышенской обители мог очень просто говорить о глубоких истинах христианства. Все просто, все уже соделано Господом для спасения – дело за тобой. «Господь в руки подает содевание спасения», – говорит святитель Феофан. Творения святителя – это практическая энциклопедия духовной жизни, подробный путеводитель по пути к спасению. И сегодня они доступны более широкому кругу читателей.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать