Аудио |
|
Скачать .mp3 |
В состав сборника «Простые истины сердца» вошли небольшие произведения святителя Феофана Затворника, касающиеся преимущественно внутренней жизни: «Три слова о несении креста», «Четыре слова о молитве», «О совершенном обращении к Богу от прелестей мира и греха», «Пять поучений о пути к спасению», «Внутренняя жизнь», «Напоминание всечестным инокиням о том, чего требует от них иночество» и «Толкование на книгу “Пастырь” святого Ермы». Большей частью – это слова и проповеди святителя к Тамбовской и Владимирской паствам. Объединяет произведения желание святителя возбудить в своих слушателях стремление к неленостному духовному деланию и направить это делание в правильное русло, чтобы, вставая на путь спасения или уже шествуя по нему, они подвизались не напрасно.
Открывают книгу - «Три слова о несении креста». Здесь святитель объясняет значение Креста Господня и собственного креста каждого. Говорит о том, как каждый из нас становится причастником спасительной силы Креста Христова, напоминает, что спасение нам дается через крест. Объясняет, как нести свой крест во спасение и почему на земле нет никого без горести и тяготы. Прежде всего автор вспоминает следующие слова апостола: «Мне же да не будет хвалитися, токмо о Кресте Господа нашего Иисуса Христа». Так говорит святой апостол Павел. «Как это, - размышляет святитель, - святой апостол до такого дошел расположения, что ничем другим хвалиться не хотел, кроме Креста Христова? Крест всяко есть скорбь, теснота, уничижение; как же хвалиться им? И вот, однако ж, апостол Павел хвалится им; вместе с ним хвалились, конечно, и все апостолы, а за ними и все другие крестоносцы.
Почему же это так? Прозрели богомудрые мужи великое значение Креста, высоко ценили его и хвалились, что сподобились носить его. Они зрели в нем вместо тесноты широту, вместо горести сладость, вместо уничижения величие, вместо бесчестия славу, – и хвалились им, как хвалится иной великолепным каким украшением и отличием. О, когда бы и нам даровал Господь такой смысл и расположение, чтобы понять и ощутить силу Креста и начать хвалиться им! – восклицает святитель, а далее дает нам краткое общее объяснение «О значении Креста». В следующей же главе книги он размышляет о молитве. «Молитва – говорит святой отец, – первое дело в христианской жизни. Молитва есть возникновение в сердце благоговейных чувств к Богу».
«Храм, - отмечает святитель, - есть место молитвы и поприще ее развития. … И сердце благоволит Господь именовать храмом Своим, куда входя умно, предстоим Ему, восхождение к Нему возбуждая, как благовонное курение фимиама. Будем же учиться, как сего достигнуть! Собираясь в храм, конечно, вы молитесь. И здесь совершая молитву, верно, и дома не оставляете ее. Потому излишне было бы говорить вам о нашей обязанности молиться, когда вы молитесь; но никак, думаю, не излишне указать вам два-три правила о том, как совершать молитву, если не в научение, то в напоминание. Дело молитвы есть первое дело в христианской жизни. Если в отношении к обычному порядку дел верно присловие: «век живи – век учись», то тем паче оно приложимо к молитве, действие которой не должно иметь перерыва и степени которой не имеют предела».
«Припоминаю, - говорит святитель, - мудрое обыкновение древних святых отцов, по которому они, приветствуя друг друга при свидании, не о здоровье и не о чем другом спрашивали, а о молитве, говоря: как идет или как действуется молитва? Действие молитвы у них было признаком жизни духовной, и они именовали ее дыханием духа. Есть дыхание в теле – живет тело; прекратится дыхание – прекращается жизнь. Так и в духе. Есть молитва – живет дух; нет молитвы – нет жизни в духе. Не всякое, однако ж, совершение молитвы или молитвословие есть молитва». О том, что есть молитва, - и говорит святитель в произведении «Четыре слова о молитве». А продолжает эту книгу «Пять поучений о пути к спасению». Что же именно нужно делать, чтоб спастись?
«Учителю, что сотворив, живот вечный наследую?» (Лк. 10, 25). Так некогда, по словам автора, вопрошал Господа один законник! И тот вопрошал Господа, искушая Его, как бы любопытствуя только, что скажет Учитель, ибо сам знал, какой надо сделать на это ответ. Но можно вопрошать о пути ко спасению и не из пустого любопытства, а по искреннему желанию получить на него прямой ответ – неведомый или забытый, вопрошать по кровной нужде, потому что душа болит и сердце томится недоумениями – что сотворив, живот вечный наследуем? Такое томительное недоумение тем естественнее, чем неопределеннее сфера мыслей, окружающая вопрошающих, и чем более разномыслия встречают они в талантах и речах человеческих. И не в таком ли положении находимся мы ныне? Осмотритесь кругом, и увидите, что и те, кои от нас, не одно говорят. Иной, например, говорит: молись – и спасет Господь; другой: плачь, сокрушайся – и Бог не уничижит; третий: твори милостыню – и та покроет множество грехов; тот: постись и приметайся к дому Божию; а сей: брось все, и удалися бегая, и водворися в пустыню».
«Вот сколько разных ответов у наших! – говорит святитель. – И это все истины, правила спасительные, с которыми неизбежно встретиться на пути спасения. Что же касается до тех, кои считают себя сущими от нас, но перестали уже быть нашими – разумею христиан, увлекшихся духом века и суемудрия, – до тех, которые, присвоив себе несколько здравых понятий, заимствованных в христианстве, и возмечтав о себе много, оставили нас и сердцем отделились от Христа Господа, хотя языком исповедуют еще Его, – что до них касается, то между ними еще более самого грустного и болезненного разномыслия, уклонившегося от пути истины и блуждающего на распутиях лжи. Не случалось ли и самим вам или слышать при разговоре, или читать в книге, как иные умствуют о порядке вещей, коему надлежало бы быть по их уму, вместо того, который теперь есть? О спасении души здесь и помину нет». Вот именно об этом напоминает нам святитель, возвращая наши мысли к Горним размышлениям.
Беседы на эту тему продолжаются и в следующем сочинении автора под названием «Внутренняя жизнь». А начинает их автор так: «Не внешно только надо держать добрую исправность, но и в сердце содержать то. Это главное дело. В прошлый год с этого воскресенья начал я вам объяснять, в чем состоит путь, ведущий ко спасению, и в несколько бесед мы дошли с вами, если припомните, до следующего определения: «Узнай и сердцем содержи все, чему учит Святая Церковь, и, приемля Божественные силы чрез таинства и возгревая их чрез все другие священнодействия и молитвования Церкви, иди неуклонно путем заповедей, предписанных нам Господом Иисусом Христом, под руководством законных пастырей, – и несомненно достигнешь Царствия Небесного и спасешься». Я нарочно повторял тогда несколько раз это правило, как повторяю и теперь, с тем, чтобы вы легче могли утвердить его в своей памяти. Но при всем том я не думал сказать вам что новое, а хотел только порадовать вас, возведши до сознания, что все, чем мы чаем угодить Богу и душу свою спасти, есть действительно Богом нам дарованный, единственный путь ко спасению, а обрадовавши – возбудить живейшую ревность идти сим именно, а не другим путем – без колебания, без отставания и без блуждения. Теперь что остается? Остается идти». А как – об этом и говорит нам святитель.
*** «Православия наставниче, благочестия учителю и чистоты, Вышинский подвижниче, святителю Феофане богомудре», - так Святая Церковь воспевает святителя Феофана, память которого мы празднуем сегодня. Будучи преисполнен благодати Божией и пребывая в полноте истины, святой отец Вышенской обители мог очень просто говорить о глубоких истинах христианства. Все просто, все уже соделано Господом для спасения – дело за тобой. «Господь в руки подает содевание спасения», – говорит святитель Феофан. Творения святителя – это практическая энциклопедия духовной жизни, подробный путеводитель по пути к спасению. И сегодня они доступны более широкому кругу читателей.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 27 апреля 2024
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!