У книжной полки. 29 июня

29 июня 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святитель Феофан Затворник. О духовной жизни и молитве Иисусовой.

 

29 июня Православная Церковь празднует перенесение мощей святителя Феофана, затворника Вышенского. «Столп веры, истины глашатай и ревнитель, Возлюбленный отец, наставник и учитель», - так отзывался о нем старец Оптиной Пустыни - преподобный Варсонофий. Когда «почил этот духовный великан», святой Варсонофий посвятил ему стихотворение, где в частности отметил его духовные сочинения:

«Потомству он оставил в назиданье

Свои творения — великие труды,

Ума бесстрастного высокие созданья

И дивных подвигов духовные плоды.

Одним они проникнуты стремленьем:

Исполнить света жизненный наш путь

И ревности святой огонь вдохнуть

В нас, обессиленных страстями и сомненьем.

Он уяснил в них путь душевного спасенья

И жизни христианской показал

Великое и дивное значенье».

Подтверждение слов прп. Варсонофия мы находим всегда, открывая книги, в которых опубликовано духовное литературное наследие святителя Феофана. Даже если это совсем маленький сборник, содержащий отдельные поучения святого отца. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию один из таких сборников. Он вышел в свет в Издательстве Терирем и называется – «О духовной жизни и молитве Иисусовой». ***

В этом сборнике собраны письма святителя Феофана Затворника, написанные им к схиигумену Герману (Гомзину) и к валаамскому схимонаху Агапию (Молодяшину). Они посвящены главным образом молитвенному деланию. Как говорится в предисловии, «один из выдающихся святых последних столетий, святитель Феофан Затворник, оставил после себя ли­тературное наследие, значение которого для совре­менных христиан трудно преувеличить. Особое мес­то в нём занимает эпистолярный жанр. Со всех кон­цов России стекались просьбы о духовной помощи, решении недоуменных вопросов в Вышенскую пус­тынь, где владыка Феофан пребывал в течение последних двадцати восьми лет своей жизни. До этого им уже был пройден значительный путь, — жизнь, отданная служению Богу на различных поприщах.

Весь бесценный опыт, накопленный за годы жиз­ни, и особенно в годы затвора, владыка использовал в своей переписке с неравнодушными ко спасению своей души, среди которых были представители всех слоев общества. Ежедневно почта приносила до соро­ка писем, и святитель отвечал на каждое из них». В своих письмах святой затворник Вышенский рассматривал разные стороны духовно-нравственной жизни человека, говорил об ошибках и промахах, которые так или иначе совершают люди в повседнев­ной жизни, указывал пути выхода из непростых жизненных ситуаций и даже отчаянных состояний. Его живое мудрое слово укрепляло многих на духовном пути и приносило облегчение в скорбях, выпавших на их долю.

В 1880-х годах к святителю Феофану обратился духовник Гефсиманского скита при Троице-Сергиевой Лавре, о. Герман. Поводом этому послужило его желание научиться молитве Иисусовой. После кончины своего духовного старца о. Герман, как он сам признавался в письме к свт. Феофану, - «начал по­немногу уклоняться в широту пространного пути». «Сперва, - писал он, - стал с большим интересом следить за события­ми жизни мира; потом, побуждаемый желани­ем и другим передать свои впечатления, уже не мог удержаться от продолжительных разгово­ров и пересудов; наконец, привязался даже к временному, тленному... В душу внедрилась пустота, сердце охладело к молитве, а воспоми­нания прежней жизни как бодцами (т.е. колющими орудиями) уязвляет меня и побуждает снова искать руководства. Оглядываюсь кругом, и никого не вижу: грех ради моих не могу познать сокровенных рабов Божиих!»

В то же время, как отмечают издатели, о. Герман обращался за советом к оптинским и к валаамским инокам. На Валааме он познакомился со схимонахом Агапием (Молодяшиным), которого попросил дать ему наставление об умном делании Иисусовой молитвы. Однако, отец Агапий был склонен к «художественному» способу мо­литвы, придавая большое значение внешним приёмам молитвенного делания. И внутреннее чувство подсказало о.Герману, что путь этот несовершенен. Господь внушил ему обратиться за разъяснением к свт. Феофану. «К Вам, Владыко, - писал отец Герман, я обращаюсь за помощью, к Вашим стопам повергаюсь в надежде, что Вы не откажете научить меня, как, избегнув прист­растия к миру, прилепиться всею душою к Богу». Как говорится в житии прп. Германа, «в последующее время он так утвердился в мыслях Вышенского затворника о молитве, что не иначе говорил о ней, как словами своего великого наставника, перед памятью которого весьма благоговел».

А вот что святитель посоветовал отцу Герману в первом из писем, обращенных к нему: «Бывши столько времени под руководством старца, Вы, конечно, всё слышали, что требуется. — Припоминайте и исполняйте, не отлагая на завтра. «У афонцев есть книги: «Путь ко спасению» (очерк аскетики), «Что есть духовная жизнь», «Письма о духовной жизни», «Невидимая брань»... Приобретите их и учитесь из них... не знать, а делать. Ещё чем обеспокоена бывает совесть, всё то тотчас надобно оставить. К сему разряду, ду­маю, относится всё, что Вы навязали на себя после смерти старца. Того, что считается необходимым в деле спа­сения и преуспеяния, нельзя миновать никоим образом, как ни прикрывай то, надо исполнять. Молитва Иисусова в силе своей, является не в начале, а в конце преуспеяния, как цвет и плод. Ей предшествует тяготение внутрь. Благослови Вас, Господи! Спасайтесь!».

Кроме того, как говорится в предисловии, святитель Феофан, вняв просьбе отца Германа и рассмотрев его вопросы, нашёл, что «художественное де­лание» о. Агапия не вполне правильно. Когда о.Герман сообщил последнему о советах владыки, тот со смирением принял это и между святителем Феофа­ном и о.Агапием также началась переписка. В частности, на недоумения старца святитель ответил следующее: «Очень утешительно видеть, что ваша ревность о делании внутреннем пребывает в вас в силе и занимает внимание ваше. Ваши недоумения и вопросы: «Можно ли при молитве Божией Матери и святым стоять вниманием в сердце?» – Можно. Где же стоять, как не там? Молитва всякая должна из сердца идти. Следовательно, там и внимание должно быть.

«Есть ли какая разница молиться со вниманием внутри сердца или при устах внимая словам молитвы. И далее духовный писатель подчеркивает: со смиренным и покаянным чувством при неотходном памятовании Бога Вездесущаго и Всезрящаго со страхом и благоговением»? – Последние слова, что я подчеркнул, составляют дух молитвы. И у кого это есть, тот стоит в сердце: ни о словах, ни об устах помышлять ему некогда, и на ум не приходит. Эти слова: «при устах внимая» – новая выдумка, нигде у св. отцов не встречаемая… Вот Ваши слова подчеркнутые составляют существо молитвы. Все прочее – наклонение головы, стеснение дыхания, седение на стульце, введение слов молитвы через ноздренное дыхание – и эти конец языка и губы – будь не будь, это простая обстановка, ничего существенного не имеющая… Обстановка молитвенного труда – несущественное дело. И при сей обстановке некая теплота приходит в сердце: но это наша трудовая, а не благодатная. Считать и эту благодатною есть прелесть…

Далее святитель Феофан продолжает: «Можно ли говорить: «Господи Иисусе Христе, Богородицею помилуй нас»?» – Можно. Но откуда родился вопрос? Не взываем ли в церкви: ««Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас»!?» «Можно ли вместо слова «мя» говорить «нас»?» – Можно. Когда молитва о себе: «мя», когда о всех: «нас». Мысль о молчании и уединении – добрая мысль. Но … иногда же поговорить с братом единомысленным куда как хорошо… Самому на беседу не навязываться, а когда кто в нужде духовной заведет речь, надо поговорить с ним добре…». Эти и другие наставления мудрого святителя принесли утешение отцу Агапию, и он далее с любовью и ревностью нес возложенное на него послушание старчества. Будучи уже духовно опытен, он постоянно прибегал к совету людей, более просвещенных в духовном делании.

 

*** Итак, в этой книге вниманию читателей предлагаются письма святителя Феофана Затворника, написанные им к схиигумену Герману и к схимонаху Агапию, которые на пути духовного совершенствования, восходили от силы к силе, достигли высокой степени совершенства в делании Иисусовой молитвы и получили для своей души величайшую пользу. В пятом и шестом письмах свт. Феофана к о. Агапию, он обращается к иеромонаху Агафангелу (Амосову), ставшему впоследствии настоятелем Александро-Свирского монастыря. Как отмечают издатели, письма святителя сложно переоценить. В них запечатлен бесцен­ный, для современного читателя, духовный опыт великих подвиж­ников Православия, который, предохраняя от ошибок и ложного понимания духовной жизни, наставляет на истинный, узкий путь спасения.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать