Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Жизнь с Богом. По творениям святителя Феофана Затворника.
Имя святителя Феофана Затворника, подвижника 19 века, являет нам непререкаемый авторитет учителя духовно-нравственной христианской жизни в ее первоначальной евангельской чистоте, в духе первых веков христианства. Находясь в затворе, в течение 22 лет, он общался с людьми посредством своих творений и писем. Глубокое богословское понимание христианского учения, а также опытное его исполнение, и как следствие, высота и святость жизни святителя позволяют смотреть на его творения как на развитие святоотеческого учения с сохранением той же православной чистоты и богопросвещенности. И сегодня мы можем найти ответы на многие вопросы, обращаясь к духовному наследию святителя, малая часть которого представлена и в этом небольшом сборнике. Он вышел в свет в Издательстве Светточ и называется – «Жизнь с Богом. По творениям святителя Феофана Затворника». ***
В этом сборнике читатель найдет ответы на многие практические вопросы. Издание представляет собой подборку наставлений об основах православной веры и духовной жизни святителя Феофана Затворника. Этот подвижник веры и благочестия оказал глубокое влияние на духовное возрождение современного ему общества. Своим молитвенным созерцательным подвигом, чистотою сердца, целомудрием и благочестием святитель Феофан стяжал дар опытного постижения святоотеческой аскезы. Свой опыт он изложил в многочисленных творениях, которые могут рассматриваться церковными чадами как практические пособия в деле христианского спасения.
При составлении этого сборника были использованы следующие труды святителя: «Начертание христианского нравоучения», «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться», «Четыре слова о молитве», «Двери покаяния» и «Путь ко спасению». В связи с избранными творениями и сама книга делится на 5 разделов. Первый из них называется – «Основы христианской жизни». Здесь в частности, святитель пишет, что «жизнь христианская а) коренится в воплощенном домостроительстве; б) поддерживается, раскрывается и плодоносит в живом союзе с Церковью; в) течет по предначертанной норме, вытекающей из двух предыдущих моментов». Далее он более полно раскрывает эти аспекты, о чем вкратце можно сказать следующее.
Во-первых, «без этого домостроительства, - пишет святитель, - христианство, жизнь христианская и спасение немыслимы. Оно предначертано от века, а в действие вошло в свое ему время, в лице Единого от Пресвятыя Троицы, нас ради человеков и нашего ради спасения, сошедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы и вочеловечившегося Христа Господа. От Него дошли христианская жизнь и спасение, и Им устроено и подается все потребное для этого. Все это и есть воплощенное домостроительство». Во-вторых, «Господь наш Иисус Христос, Бог и Спаситель, совершив на земле еже о нас Божественное смотрение, вознесся на небеса и ниспослал от Отца Всесвятого Духа.
Потом с Ним, по благоволению Отца, через святых апостолов устроил на земле Святую Церковь под Своим главенством и в ней совместил все потребное для нашего спасения и жизни сообразной с тем. Так что теперь через нее уже ищущие спасения получают от Него и искупление с отпущением грехов и освящение с новою жизнию. В ней поданы нам все Божественные силы яже к животу и благочестию и дарованы честные и великие обетования, и если мы в силу сего потщимся украситься всякою добродетелью, то нам, без всякого сомнения, обильно преподается вход в вечное царство Господа нашего и Спаса Иисуса Христа (2 Пет. 1:3-11). Святая Церковь и есть новое человечество, от нового родоначальника Христа Господа».
Наконец, размышляя о норме христианской жизни, святитель отмечает, что «под нормою разумеется такое правило, которое, определяя цель человека и средства к достижению ее, дает руководительное указание, куда и как следует направлять жизнь свою». Последняя же цель человека, по словам святителя Феофана, - неизменно состоит в общении с Богом». Как достигнуть этой цели и где искать точку опоры для нравственной жизни, об этом он говорит далее в своем сочинении «Начертание христианского нравоучения», первая часть которого и представлена в данном сборнике. Продолжает это издание наставления святителя, посвященные теме страстей, которые являются главным препятствием в деле нашего спасения. О том, как вести с ними борьбу, и учит святой отец.
В частности он обращает наше внимание на то, что страсти должны быть изгнаны. «Когда сердце Ваше, - пишет святитель в одном из своих писем, - затеплится теплотою Божиею, с того времени начнется собственно внутренняя Ваша переделка. Огонек тот все в Вас пережжет и переплавит, иначе сказать, все одухотворять начнет, пока совсем одухотворит. Пока не придет тот огонек, одухотворения не будет, как ни напрягайтесь на духовное. Стало быть, теперь все дело достать огонька. И извольте на сие направить весь труд. Но сие ведайте, что огонек не покажется, пока страсти в силе, хоть им и не поблажают. Страсти то же, что сырость в дровах. Сырые дрова не горят. Надо со стороны принесть сухих дровичек и зажечь. Они, горя, начнут просушивать сырость и по мере просушивания зажигать сырые дрова. Так понемногу огонь, гоня сырость и распространяясь, обымет пламенем и все дрова положенные. Дрова наши суть все силы души нашей и все отправления тела. Все они, пока не внимает человек себе, пропитаны сыростию - страстями - и, пока страсти не изгнаны, упорно противятся огню духовному.
«Спросите: да как же это так? Когда я вниманием и желанием своим обратилась к Богу, какое место тут страстям? Но что спрашивать-то? Посмотрите, ведь они есть еще в Вас? Недавно Вы писали, что крепко рассерчали. Не страсть это? Но она одна не бывает, тут есть и гордость, и своя воля, и презорство. А пред тем поминали, что отказали в чем-то просящему. Это что? Не скупость? Еще: Вы поминали, что какого-то лица терпеть не можете. Это не страсть? А что спать любите — это не страсть телолюбия? И это все еще мимоходно открылось, а поройтесь в себе получше — чего-чего там не найдете. Так нечего спрашивать. Знаете наверно, что страсти в Вас и что их надо изгнать, потому что их пребывание незаконно и вредно, так как они мешают дальнейшему преуспеянию в духовной жизни И вооружитесь против них. Не робейте. Дело это очень просто: два-три приема - и все тут. Но об этом до другого раза».
Продолжает сборник наставления о молитве. Эта тема занимает одно из первых мест в ряду религиозных предметов, по которым святителю Феофану приходилось вести переписку из Вышинского затвора с разными лицами. И это вполне понятно, т.к. молитва, по учению святых отцов, является дыханием жизни нашей. И как важно для телесного человека естественное дыхание, так для духовной жизни – молитва. «Припоминаю, - пишет святитель, - мудрое обыкновение древних святых отцев, по которому они, приветствуя друг друга при свидании, - не о здоровье и не о чем другом спрашивали, а о молитве, говоря: как идет, или как действуется молитва? Действие молитвы у них было признаком жизни духовной, - и они именовали ее дыханием духа. - Есть дыхание в теле, - живет тело; - прекратится дыхание, - прекращается жизнь. Так и в духе. Есть молитва, - живет дух; нет молитвы, - нет жизни в духе».
*** Завершают данный сборник наставления, касающиеся нашей любви к Богу и восхождения к Нему. Таким образом, из собранных в этой книге сочинений, мы видим, что святитель Феофан Затворник, посвятив всего себя поискам пути к Вечной жизни, восходил к ней постепенно, по ступеням духовной лестницы. И мы сегодня можем поучиться у него, следуя шаг за шагом по стопам святителя в духовном делании. Помогут нам в этом его многочисленные труды, малая доля которых собрана на страницах данного сборника. И быть может у читателя, по прочтении этой книги, появится стремление ближе и обстоятельнее познакомиться с замечательной личностью подвижника и богатой духовной сокровищницей его творений.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!