У книжной полки. 29 февраля

29 февраля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Протоиерей Александр Торик. Воцерковление.

 

В настоящее время перед большим количеством людей, умом понявших или сердцем почувствовавших, что Бог есть, осознающих, пусть неясно, свою принадлежность к православной Церкви и желающих приобщиться к Ней, встаёт проблема воцерковления, то есть вхождения в Церковь в качестве полноценного и полноправного Её члена. Эта проблема для многих очень серьёзна, так как, входя в храм, неподготовленный человек сталкивается с совершенно для него новым, непонятным и несколько даже пугающим миром. Одежды священников, иконы, лампады, песнопения и молитвы на малопонятном языке – всё это создаёт у ново-пришедшего ощущение собственной чужеродности в храме, приводит к размышлениям о том, а нужно ли всё это для общения с Богом? На многие вопросы, которые встают перед человеком, входящим в церковную жизнь, призвана ответить книга протоиерея Александра Торика – «Воцерковление». Она вышла в свет в Издательстве Флавиан-Пресс и заняла свое место на нашей книжной полке. ***

Книга «Воцерковление» - это самая первая литературно-катехизаторская работа протоиерея Александра Торика написанная и впервые изданная им ещё в 1995 году, в период прихода в церковную жизнь огромного количества верующих, уже признавших в душе существование Бога и соотносящих себя с православным христианством, но ещё не имеющих никакого представления и духовной и богослужебной жизни Церкви. Написанная автором в практических целях, ради использования в одном приходе брошюра, оказалась необыкновенно востребованной и во множестве других приходов по всей России. За прошедшие с момента её первого издания два десятилетия, эта книжка неоднократно редактировалась и дополнялась автором, издавалась и переиздавалась различными Российскими и зарубежными издательствами, переводилась на иностранные языки. Общий тираж изданного за двадцать лет «Воцерковления» сейчас просто невозможно сосчитать.

Основой этой книги послужил материал, собранный и переработанный во время лекций, прочитанных автором в течение двух годичных курсов «Воскресной школы» для взрослых. Так как сложился этот материал на основании вопросов слушателей и ответов на них, то и в настоящем издании целесообразным стало применить форму изложения в виде вопросов и ответов. Эта работа охватила все основные стороны церковно-богослужебной практики современной православной приходской жизни. До сих пор является одним из лучших пособий для начинающих свою церковную жизнь и желающих разобраться в вопросах, с которыми сталкивается, приходя в Церковь, каждый новообращённый.

И вот первый вопрос, на который отвечает автор: «С чего должен начинать своё «воцерковление» современный человек, уверовавший в Бога и осознающий свою принадлежность к Русской Православной Церкви?» По словам отца Александра, «прежде всего, каждый православный христианин должен иметь веру, знать и понимать основы вероучения Христианской Церкви и всеми силами стараться жить по вере. Для того, чтобы иметь веру, недостаточно надеть на себя нательный крест, зайти в храм и поставить там свечу, пребывая в уверенности что ты уже «православный». Истинная Вера – это Дар Божий. А даётся этот Дар тем, кто искренне, «от чистого сердца», жаждет получить Его. По слову Господа: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам». (Матф. 7.7) Но для того, чтобы в душе человека поселилась жажда обретения Веры, этот человек должен заставить себя осознать, что вопрос о Боге, о Вере есть не просто вопрос «жизни и смерти», но Жизни и Смерти вечных».

«Очевидно, - продолжает отец Александр, - любой человек, хоть раз в жизни, но задумывался: кто я, зачем я живу, есть ли что-нибудь после смерти? К сожалению, большинство людей не ищет ответа на эти вопросы, но поглощённое заботами о «хлебе насущном», а кто и о новом «мерседесе» или иных предметах роскоши или необходимости, старается вычеркнуть их из своего сознания или уж отложить на «когда-нибудь потом». Страшно то, что этого «потом» может и не наступить. Душа человека, живущего лишь одними заботами «века сего», под грузом накапливаемых в течение жизни грехов, задыхается и умирает, становится неспособной к восприятию явлений духовных, неспособной даже захотеть познать Бога. Как ни печально, но число таких «мёртвых душ» в наше время катастрофически увеличивается.

Те же, кто не заглушают в себе кроткий голос души, тоскующей от разлуки со своим Творцом, раньше или позже встают перед вопросами о Боге: есть ли Он; если есть, то какой Он; какая церковь имеет правильное учение о Нём? И если человек искренне желает получить на них ответы, не смущаясь своим окружением, национальными или какими-нибудь другими предрассудками, то Бог, видя чистое желание его сердца, непременно открывает ему Себя, давая возможность познания Истины и приобщения ко Христу, который и есть: «Путь и Истина и Жизнь». (Иоан. 14.6) Необходимо также учесть, что, идя путём ума, путём анализа и размышления, особенно учитывая современный объём доступной всем информации, можно довольно быстро прийти к пониманию того, что Бог есть. Но так и остаться с этим рассудочным бесплодным знанием.

По словам автора, главным инструментом познания Бога является «человеческое сердце, сердце страдающее, ищущее, томящееся в отсутствие Благодати. И, если оно не заполнено «через край» низменными страстями, завистью, злобой, сластолюбием, в нём всегда найдётся крошечный «живой» кусочек, способный почувствовать Бога, вместить в себя Его Любовь, стать начатком Спасения души. Примером тому служит разбойник, распятый на кресте «по правую сторону» от Господа Иисуса Христа. В последние минуты жизни у разбойника проснулась совесть: он пожалел Распятого неповинно, и Распятый Бог простил ему все грехи и первым ввёл в Рай! Все наши грехи простит нам Милосердный Господь, если покаемся. Если захотим. Если успеем. Если не убьём грехами свои души, сделав их неспособными к покаянию.

Итак, для того, чтобы иметь Веру, нужно захотеть Её получить. А пробудив в себе это желание, нужно просить Веры у Бога, и не рассудочно, с «холодным сердцем», а горячо, «со слезами», как просят порой дети желаемого у своих родителей. И, если желание наше будет искренним и просьба неотступна, даст нам Господь и Веру, и бесчисленные подтверждения истинности Её. Второе необходимое для «воцерковления» условие: знание основ вероучения, то есть: Кто такой Бог? Чего Он от нас хочет? Что Он нам обещает? Кто такой Иисус Христос? Зачем Он пришёл? Чему Он учил? Что такое Церковь? Зачем она нужна? Как нам жить по христиански? На все эти вопросы дают ответ «Священное Писание» и «Священное Предание» – два столпа, на которых стоит Святая Соборная Апостольская Православная Церковь. А об этом автор рассказывает далее в книге.

Кроме того, в этой книге даются краткие объяснения всех семи Таинств Православной Церкви, богослужения, говорится о церковной жизни христианина, о духовном наставнике, о молитве в миру и многом другом. Завершает книгу приложение - «Памятки для впервые приступающих к Таинствам Церкви». И как говорит автор, в связи с тем, что предназначается это издание для людей, уже признающих бытие Бога и желающих Его познать, людей, интересующихся Православием и ощущающих, пусть неосознанно, свою внутреннюю связь с Ним, автор в настоящей работе не рассматривает доказательства бытия Божия и не дискутирует с атеистами или приверженцами иных конфессий.

 

*** По словам автора, многие современные люди говорят: «Главное, чтобы Бог был в душе, а в церковь ходить необязательно». Это в корне неверно. Еще в 3 веке один из великих Отцев Церкви святитель Киприан Карфагенский сказал: «Кому Церковь не Мать – тому Бог не Отец». Но, чтобы понять, насколько правильно это высказывание, необходимо узнать, а что же такое Церковь? В чём смысл Её существования? Почему необходимо Её посредничество в общении человека с Богом? Для того, чтобы ответить на эти и многие другие вопросы, возникающие у стоящего перед раскрытыми вратами Церкви человека, и написана настоящая книга. Задача этого издания – помочь современному человеку понять смысл внутренней жизни Церкви, осознанно стать её полноправным и полноценным членом, гражданином Небесного Царства, то есть воцерковиться.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать