Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Протоиерей Владимир Хулап. Евангельские притчи вчера и сегодня.
Открыв Библию, мы найдем в ней разные литературные формы: величественную поэзию, краткие изречения, законодательные документы, исторические повествования, возвышенные гимны, развернутые проповеди, богословские трактаты, личные послания, пророческие видения и многое другое. Все это помогало библейским авторам донести до своих читателей голос Бога, говорящего о вечных и непреходящих ценностях. Иисус Христос тоже общался с людьми по-разному: Он проповедовал в классическом смысле этого слова, учил Своим примером, отвечал на вопросы, а также рассказывал истории, которые мы называем притчами. Простые истории, заключающие в себе глубокий духовный смысл. О непреходящем значении этих евангельских повествований в жизни каждого человека говорит протоиерей Владимир Хулап в своей новой книге, которая вышла в свет в издательстве Никея и называется – «Евангельские притчи вчера и сегодня». ***
Евангельские притчи — важная составляющая учения Христа, они давно стали неотъемлемой частью мировой культуры. На протяжении двух тысяч лет люди черпают в них ответы на главные вопросы человеческой жизни. Протоиерей Владимир Хулап, историк и библеист, рассматривает притчи в историческом контексте эпохи. Рассказывая о жизненном устройстве древнего общества, книга проясняет смысл примеров и образов, которые использовал Иисус в своей проповеди. Авторский рассказ сопровождают слова святых отцов и богословов. Живой опыт их веры открывает читателю новые глубины духовного богатства евангельских текстов. Яркие и образные истории, увиденные через призму проблем современного общества, становятся жизненно важными для каждого и помогают расслышать обращенный к нам голос Христа.
Как отмечает автор, «сегодня, включив телевизор или радио, несложно заметить, что политики, чиновники, журналисты стараются выразить свои мысли прямо и ясно, иногда такая прямота даже становится одним из способов заработать политические очки и популярность. Для достижения необходимого эффекта используется масса цифр, статистические данные, диаграммы, иллюстрирующие динамику развития того или иного процесса. Препарированное общество предстает перед нами в любом необходимом разрезе. Наверное, нередко это действительно необходимо: ведь цифры могут шокировать человека и побудить его к соответствующей реакции; однако чаще всего они остаются чем-то абстрактным и чуждым, поскольку нам сложно по-настоящему идентифицировать себя с цветным сектором на диаграмме.
Совершенно не так обстояло дело две тысячи лет назад в далекой Палестине, где Иисус Христос ходил по городам и весям, возвещая Царствие Божие. Если мы посмотрим на евангельские тексты, то увидим, что значительная часть Его учения открывается именно в притчах, цель которых — сообщить людям ту или иную истину, однако не напрямую, не в лоб, а в некой завуалированной форме. В то время это был обычный стиль учения, и иудейские религиозные лидеры — книжники и фарисеи — очень часто и успешно использовали его. До нас дошло множество иудейских притч той эпохи, что свидетельствует об их востребованности и популярности. Слушатели ожидали, что к ним будут обращаться именно в такой форме, и те раввины, которые лучше рассказывали назидательные истории, обретали большее число последователей. Притчи широко использовались уже в Ветхом Завете: наверное, наиболее известную из них рассказал пророк Нафан для обличения греха царя Давида (см.: 2 Цар. 12: 1-6). Истории остаются в голове намного дольше, чем сухие и длинные лекции, оторванные от реальной жизни.
Притча — прекрасный способ растолковать то, что иначе может и не привлечь к себе внимания. Словарь В. Даля определяет притчу как «поучение в примере», а современное литературоведение рассматривает как «небольшой нравоучительный рассказ в иносказательной форме». В Новом Завете под «притчей» может подразумеваться наглядная иллюстрация, основанная на реалиях обыденной жизни: пространная — притча о сеятеле (Лк. 8: 5-18); краткая— притча о жемчужине (Мф. 13: 45-46), либо рассказ о чем-то, якобы происходившем в действительности, — притча о блудном сыне (Лк. 15: 11-32). Почти треть слов Христа, дошедших до нас в Евангелиях, — это притчи. Особенно много притч содержится в Евангелии от Луки — он считал их очень важными.
Каждая притча обычно говорит об одной основной истине, для понимания которой необходимо вдуматься либо в предисловие (притча о безумном богаче), либо в заключительную часть (притча о немилосердном должнике); также важен контекст, в котором прозвучал назидательный рассказ. Так, сегодня в храмах за богослужением читалась евангельская притча о Мытаре и фарисее. Скоро мы вступим на поприще Великого поста, и этой притчей Святая Церковь начинает нас подготавливать к этому духовному подвигу. Вспомним краткое ее содержание: два человека пришли в храм помолиться. Один из них был фарисеем, т.е., человеком, хорошо знающим Закон Божий, и внешне живущим праведно. А второй был мытарем, т.е. сборщиком налогов, тем, кого иудеи ненавидели за их вымогательский труд. Но, придя в храм, фарисей, считая себя праведником, благодарил Бога за то, он не такой как все, а мытарь смиренно просил Господа помиловать его, такого грешного человека.
И вот, что в частности, говорит автор о смысле этой притчи. «Гордость всегда самодостаточна; наверное, многим доводилось слышать выражение «я слишком горд, чтобы просить о помощи». Если человек горд, ему не нужен Бог, поскольку подсознательно он уверен, что и так обладает всем необходимым. Гордость ищет ошибки других и питается ими; к собственным промахам человек становится слепым, а чужие падения видит словно в увеличительном стекле. Для фарисея внешнее исполнение заповедей и собственная праведность важнее, чем окружающие, и даже если он упоминает людей, речь идет не о них, а о его собственных заслугах. Еженедельный пост у фарисеев предполагал среди прочего умилостивление Бога за грехи «непросвещенной массы» израильтян, однако внутренне фарисей презирал эту массу. Он заботился о законе, но не о человеке, милосердие в его сердце умерло, внешняя праведность ожесточила его.
Второе действующее лицо притчи, мытарь, никого ни с кем не сравнивает, он приходит как есть, и масштаб для него — Сам Бог. Греческий текст молитвы мытаря очень выразителен: в словах «Боже, будь милостив мне, грешнику» слово «грешник» стоит с определенным артиклем, т. е. мытарь видит перед Богом только себя, других людей в этот момент для него не существует, и он искренне считает себя величайшим грешником. Многих смущает молитва перед причащением, где говорится: «я— первый из грешников». Может быть, это ложное смирение, ведь не настолько же мы плохи? Однако это цитата из великого апостола Павла, которого сложно заподозрить в ложном смирении. Притча тесно связана с нашей жизнью, поскольку мы, осознанно или нет, сравниваем себя с другими и в духовном, и в других отношениях. Но, как говорит автор, какая заслуга христианина в том, что он или она чуть-чуть лучше «среднестатистического» россиянина? Ведь Христос призывает нас не стать немного лучше, а изменить качество своей жизни. При этом нужно помнить, что сравнивая, мы должны считать точкой отсчета Христа, ориентироваться на святых— они были такие же люди, как мы, но смогли воплотить свою веру в жизни, на деле. Об этом и многом другом нам напоминает притча о мытаре и фарисее, подробное объяснение которой вы найдете на страницах этой книги.
В следующее воскресение мы услышим еще одну евангельскую притчу – «О блудном сыне». Начиная свой рассказ об этой притче, автор отмечает: «Многие наши современники говорят, что верят в Бога, но вопрос о том, в какого Бога они верят, очень часто повергает их в замешательство. Зачастую их образ Бога сформирован на основании собственных воззрений, предпочтений, жизненного опыта, страхов и ожиданий. Каков же Бог, в Которого верят христиане? О Нем говорится во многих притчах, но среди них есть одна, которую обычно называют притчей о блудном сыне, хотя ее вполне можно было бы назвать и притчей о любящем Отце. Чарльз Диккенс назвал ее прекраснейшим рассказом, написанным за всю историю человечества. Однако перед нами не просто замечательное литературное произведение, а евангельская притча, которая относится к каждому из нас. Рассказывая ее, Христос открывает нам истинный образ Бога — не просто сотворившего наш мир и давшего нам жизнь, но чрезвычайно близкого и неравнодушного к каждому из нас, Бога, Который есть любовь (см.: 1 Ин. 4: 8)». О том, что еще открывает нам Господь через эту притчу, вы узнаете из этой книги.
*** Перед вами — приглашение к совместному размышлению над словом Божиим. Открывая Евангелие, мы вновь слышим обращенный к каждому из нас голос Христа. И ответить на него должны всей нашей жизнью. В основе этой книги — проповеди, катехизические беседы, материалы встреч с самой разной аудиторией. Это не научный экзегетический комментарий, а размышления о прекрасных и многогранных текстах, которые играли важную роль в благовестии Иисуса Христа и остаются таковыми в проповеди Его Церкви. Из всего многообразия евангельских притч были выбраны самые известные, особо, как представляется автору, значимые и актуальные для современного человека. Книга будет интересна как воцерковленным христианам, так и тем, кто делает в храме первые шаги или пока еще далек от него.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Всенощное бдение 27 апреля 2024 года
Красноярск. Фотоконкурс «Пасха в Сибири»
Заречный. Набор в православную школу
Нижний Тагил. Конкурс «Буквица Красна-2024»
Санкт-Петербург. Пасхальный тренинг
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!