У книжной полки. 28 января

28 января 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Родное слово. Почитай отца твоего и мать.

 

Мы знаем, что все заповеди даны Господом для блага самого же человека. Они представляют со­бой те духовные основы жизни, утверждаясь на которых человек может создавать себе счастье и прочную будущность. Десять заповедей, которые снес Моисей с горы на каменных досках, не дели­лись ровно на пять и пять. Четыре и шесть — так делились заповеди, и первая часть относилась к Богу, а вторая — к людям. Шесть слов, начертан­ных на второй скрижали, открывались заповедью о почитании отца и матери. И мы можем смело, не боясь ошибиться, думать, что неисполнение пя­той заповеди делает невозможным исполнение всех остальных. Об этой заповеди более подробно рассказывает книга, которая вышла в свет в Издательстве Шпатакова «Родное слово». Она называется – «Почитай отца твоего и мать». ***

Итак, в этой книге говорится о пятой заповеди Закона Моисеева - «Почитай отца твоего и мать... да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле». Здесь собраны заметки и рассказы разных авторов о почитании родителей, и не только, но и бабушек, и дедушек, и просто старших по чину. По словам одного из авторов, «как просто и тепло звучат эти слова Господа. Но благодаря именно этим словам, этой заповеди, на протяжении многих веков перенимая духовный и жизненный опыт своих отцов и матерей, почитая свою веру и традиции, Русь взращивала своих детей, поднимая их на уровень защитников Отечества. Оставляя на полях брани своих лучших сыновей и дочерей, наш народ смог разбить отборные войска всей степной Азии (Батыя, Мамая, вместе с его европейскими наемниками), лучшую по тем временам армию Наполеона, загнать назад и раздавить в своем логове полчища Гитлера...»

Затем была тяжелейшая трагедия 70-летнего правления коммунизма, в которой страна потеряла десятки миллионов лучших представителей своего народа. Но и в эти страшнейшие годы устояла Россия благодаря сохранившейся духовной силе, которую не смогли искоренить враги. «Вся эта духовная мощь нашего народа, по словам автора, - брала и берет свои истоки из отчего дома - материнской колыбельной, мудрых и добрых советов отца, которые основывались на заветах Святого Евангелия и многотрудном опыте наших предков». И если мы «перескочим через заповедь о почитании родите­лей и не дадим ей должной оценки», то, как утверждает автор, «прекращение кровопролития, истребление во­ровства, победа над похотью, зависть и всевозможная ложь становятся просто неистребимыми». Между тем, клас­сическое общество распалось, отцы и дети переста­ли быть тем, чем быть должны, и только в силу био­логии продолжают называться прежними именами».

Современная молодежь, не имея уважения и почтения к своим родителям, зачастую приводит различные доводы, почему это происходит, например, в силу каких-то недостатков старшего поколения. Но как говорит протоиерей Андрей Ткачев, «заповедь о почитании отца и матери не оговари­вает нравственные качества отца и матери, ты дол­жен их чтить независимо от того, алкаши они или трезвые трудяги. Зная всю сложность нравственной жизни, Господь потому и не сказал «люби отца и мать», а сказал «чти», повелевая тем самым делать над собой благое насилие в случае, если отец и мать любви недостойны. Так же и в отношениях с други­ми людьми. Кому честь — честь, кому страх — страх. Иных должен бояться, потому что они началь­ники, но ты любишь и слушаешься их без труда, ибо они располагают к себе. А иных должен любить в силу кровных связей или еще почему-то, но муча­ешь себя этой заказной любовью, потому что пре­бывание под одной крышей с этими людьми вызы­вает у тебя аллергию.

И так всю жизнь, - отмечает отец Андрей. Конечно, если будешь любить Родившего, будешь любить и рожденных от Него. Только настоящая любовь к Богу позволяет отно­ситься к людям ровно и правильно. Поскольку мы хромаем в исполнении первой и главной заповеди, то и мучаемся от неровных отношений, от симпа­тий и антипатий и разрываемся на части стремлени­ями своего неочищенного и неразумного сердца». С другой стороны, по словам священника, ««Послушание», «уважение», «почтение» должны быть жизненными принципами, а не высокой тео­рией. Хорошее дело на глазах своего сына мыть ноги, и целовать руку, и отдавать лучший кусок своему отцу, следовательно, его дедушке. Это будет лучшим залогом выстраивания в юной душе правильной сис­темы ценностей и залогом правильного отношения к себе на старости. Но для этого, как минимум, нужно, чтобы у твоего отца не было второй семьи, чтобы он не бросил твою маму с тобой на руках и не стал ис­кать счастья с другой женщиной, в другом месте.

А много ли сегодня у нас семей, где три и четыре поколе­ния живут вблизи друг к другу? Много ли семей, где словосочетание «второй муж» или «бывшая жена» являются кошмарными и нереальными? Итак, из сказанного уже ясно, что реальность противится, а отнюдь не способствует исполнению заповеди о по­читании родителей». Более того, в настоящее время, по словам автора, «главные разрушители пятой заповеди — это не строптивые дети, а любящие родители. Это они раз­вращают детей, избавляя их от домашнего труда, сочиняя для них «великое» будущее, лишая их счас­тья воспитываться в коллективе многих братьев и сестер. Они рожают одного, максимум — двух де­тей, думая, что уменьшение количества рожденных увеличит качество воспитания. Они превращают детей в «домашние божества», и сами превращают­ся в идолопоклонников. Весь жар нерастраченной гордости и нереализованных мечтаний такие отцы и матери вкладывают в «воспитание», которое луч­ше бы назвать «погублением» или «развращением»».

Но не этому нас учит история дореволюционного периода. Не этому нас учат и жития святых. Так, например, составитель книги предлагает нам дивные примеры послушания родительской воле, которые дают нам святые. Зачитаю вам некоторые из них. «Святитель Иоанн Златоуст ещё с отроческих лет намерен был оставить дом родительский и с одним из друзей своих, святителем Василием Великим, про­водить жизнь пустынную. Как скоро узнала об этом мать его, Анфуса, то взяла сына своего за руку, зали­лась горькими слезами и сказала: «Сын мой, Бог не благословил, чтобы добродетели отца твоего долее составляли счастье моей жизни, и смерть его сделала тебя сиротой, а меня — вдовицей. Не делай же меня вторично вдовой, не растравляй раны, которая зажи­вать начала, дождись, по крайней мере, моей смерти: этот день, может быть, недалек, — тогда иди с Бо­гом, куда хочешь». Святитель Иоанн не мог проти­виться желанию своей матери. Как ни побуждал его Василий удалиться от света, послушный сын тогда сделал это, когда мать его почила в Бозе».

«Великими дарованиями от природы Господь наде­лил великого святителя Григория: дар красноречия был в нем необыкновенный. За этот дар Григория, когда ему всего был 21 год, оставляли наставником красноречия в городе Афинах. Великая и славная участь предстояла Григорию и на поприще светском, и на поприще духовном; его всюду звали занять ту или другую должность. Но любовь его к престаре­лым родителям была так велика, что он раз и навсег­да отказался от всяких лестных предложений. Однажды и навсегда он решился жить в Назиане до самой смерти своих родителей и помогать тут отцу в его епископских и хозяйственных трудах. Григория звал неоднократно в свое прекрасное уединение на реку Ирис и задушевный друг его святитель Василий для совместных святых подвигов, которые были по­требностью и усладой их родственных душ, но Гри­горий Богослов и от этого отказывался из-за долга сыновнего. В одном своем духовном сочинении святитель Григорий писал: «Услуживая родителям, я думал исполнить угодное Тебе, царь мой Христос, ибо Ты даруешь смертным детей, дабы они имели в них себе помощь и ими, как жезлом, подпирали свои дрожащие члены».

И «преподобный Сергий, в миру Варфоломей, живя в Радонеже в доме своих родителей, давно томился мирской жизнью и стремился всей душой к подвигам строгой иноческой жизни. И вот он ре­шился просить позволения у своих родителей вступить в иноческую жизнь. «Помедли, — гово­рили они ему, — мы стары, немощны и бедны: некому послужить нам; твои братья, Стефан и Петр, женились и заботятся о женах; позаботься и ты о нас, ты хорошо делаешь, что стараешься угодить Господу; но твоя благая часть не отнимет­ся у тебя; проводи нас в гроб и тогда исполнишь твое доброе желание». Благодарный сын повино­вался родителям. Сын не следует примеру детей своевольных, ни во что ставящих желания и нуж­ды родителей; он чувствует достоинство своих намерений, но решается томить себя до времени неисполненными желаниями, чтобы покоить по возможности старость родителей. Спустя некото­рое время Кирилл и Мария сами вступили в мона­стырь и, недолго пожив там, отошли к Богу. Вар­фоломей сорок дней молился при гробе их, питал нищих, служил панихиды, потом передал имение младшему брату Петру и решился исполнить дав­нее желание сердца своего.

 

*** Собранные в этой книге истории и наглядные примеры, которые мы и сами наблюдаем в жизни, «убеждают нас в силе и справедливости слов Божиих. Действительно, люди, кото­рые с почтением относились к своим роди­телям, заботились о них, доживают до глу­бокой старости и жизнь свою проводят во всяком благополучии, благоденствии. На­против, дерзкие, непочтительные дети обыч­но только до преполовения дней своих до­живают. И жизнь проводят во всевозможных бедствиях и несчастиях». Задуматься об этом и предлагает читателям данная книга.

 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать