Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Родное слово. Почитай отца твоего и мать.
Мы знаем, что все заповеди даны Господом для блага самого же человека. Они представляют собой те духовные основы жизни, утверждаясь на которых человек может создавать себе счастье и прочную будущность. Десять заповедей, которые снес Моисей с горы на каменных досках, не делились ровно на пять и пять. Четыре и шесть — так делились заповеди, и первая часть относилась к Богу, а вторая — к людям. Шесть слов, начертанных на второй скрижали, открывались заповедью о почитании отца и матери. И мы можем смело, не боясь ошибиться, думать, что неисполнение пятой заповеди делает невозможным исполнение всех остальных. Об этой заповеди более подробно рассказывает книга, которая вышла в свет в Издательстве Шпатакова «Родное слово». Она называется – «Почитай отца твоего и мать». ***
Итак, в этой книге говорится о пятой заповеди Закона Моисеева - «Почитай отца твоего и мать... да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле». Здесь собраны заметки и рассказы разных авторов о почитании родителей, и не только, но и бабушек, и дедушек, и просто старших по чину. По словам одного из авторов, «как просто и тепло звучат эти слова Господа. Но благодаря именно этим словам, этой заповеди, на протяжении многих веков перенимая духовный и жизненный опыт своих отцов и матерей, почитая свою веру и традиции, Русь взращивала своих детей, поднимая их на уровень защитников Отечества. Оставляя на полях брани своих лучших сыновей и дочерей, наш народ смог разбить отборные войска всей степной Азии (Батыя, Мамая, вместе с его европейскими наемниками), лучшую по тем временам армию Наполеона, загнать назад и раздавить в своем логове полчища Гитлера...»
Затем была тяжелейшая трагедия 70-летнего правления коммунизма, в которой страна потеряла десятки миллионов лучших представителей своего народа. Но и в эти страшнейшие годы устояла Россия благодаря сохранившейся духовной силе, которую не смогли искоренить враги. «Вся эта духовная мощь нашего народа, по словам автора, - брала и берет свои истоки из отчего дома - материнской колыбельной, мудрых и добрых советов отца, которые основывались на заветах Святого Евангелия и многотрудном опыте наших предков». И если мы «перескочим через заповедь о почитании родителей и не дадим ей должной оценки», то, как утверждает автор, «прекращение кровопролития, истребление воровства, победа над похотью, зависть и всевозможная ложь становятся просто неистребимыми». Между тем, классическое общество распалось, отцы и дети перестали быть тем, чем быть должны, и только в силу биологии продолжают называться прежними именами».
Современная молодежь, не имея уважения и почтения к своим родителям, зачастую приводит различные доводы, почему это происходит, например, в силу каких-то недостатков старшего поколения. Но как говорит протоиерей Андрей Ткачев, «заповедь о почитании отца и матери не оговаривает нравственные качества отца и матери, ты должен их чтить независимо от того, алкаши они или трезвые трудяги. Зная всю сложность нравственной жизни, Господь потому и не сказал «люби отца и мать», а сказал «чти», повелевая тем самым делать над собой благое насилие в случае, если отец и мать любви недостойны. Так же и в отношениях с другими людьми. Кому честь — честь, кому страх — страх. Иных должен бояться, потому что они начальники, но ты любишь и слушаешься их без труда, ибо они располагают к себе. А иных должен любить в силу кровных связей или еще почему-то, но мучаешь себя этой заказной любовью, потому что пребывание под одной крышей с этими людьми вызывает у тебя аллергию.
И так всю жизнь, - отмечает отец Андрей. Конечно, если будешь любить Родившего, будешь любить и рожденных от Него. Только настоящая любовь к Богу позволяет относиться к людям ровно и правильно. Поскольку мы хромаем в исполнении первой и главной заповеди, то и мучаемся от неровных отношений, от симпатий и антипатий и разрываемся на части стремлениями своего неочищенного и неразумного сердца». С другой стороны, по словам священника, ««Послушание», «уважение», «почтение» должны быть жизненными принципами, а не высокой теорией. Хорошее дело на глазах своего сына мыть ноги, и целовать руку, и отдавать лучший кусок своему отцу, следовательно, его дедушке. Это будет лучшим залогом выстраивания в юной душе правильной системы ценностей и залогом правильного отношения к себе на старости. Но для этого, как минимум, нужно, чтобы у твоего отца не было второй семьи, чтобы он не бросил твою маму с тобой на руках и не стал искать счастья с другой женщиной, в другом месте.
А много ли сегодня у нас семей, где три и четыре поколения живут вблизи друг к другу? Много ли семей, где словосочетание «второй муж» или «бывшая жена» являются кошмарными и нереальными? Итак, из сказанного уже ясно, что реальность противится, а отнюдь не способствует исполнению заповеди о почитании родителей». Более того, в настоящее время, по словам автора, «главные разрушители пятой заповеди — это не строптивые дети, а любящие родители. Это они развращают детей, избавляя их от домашнего труда, сочиняя для них «великое» будущее, лишая их счастья воспитываться в коллективе многих братьев и сестер. Они рожают одного, максимум — двух детей, думая, что уменьшение количества рожденных увеличит качество воспитания. Они превращают детей в «домашние божества», и сами превращаются в идолопоклонников. Весь жар нерастраченной гордости и нереализованных мечтаний такие отцы и матери вкладывают в «воспитание», которое лучше бы назвать «погублением» или «развращением»».
Но не этому нас учит история дореволюционного периода. Не этому нас учат и жития святых. Так, например, составитель книги предлагает нам дивные примеры послушания родительской воле, которые дают нам святые. Зачитаю вам некоторые из них. «Святитель Иоанн Златоуст ещё с отроческих лет намерен был оставить дом родительский и с одним из друзей своих, святителем Василием Великим, проводить жизнь пустынную. Как скоро узнала об этом мать его, Анфуса, то взяла сына своего за руку, залилась горькими слезами и сказала: «Сын мой, Бог не благословил, чтобы добродетели отца твоего долее составляли счастье моей жизни, и смерть его сделала тебя сиротой, а меня — вдовицей. Не делай же меня вторично вдовой, не растравляй раны, которая заживать начала, дождись, по крайней мере, моей смерти: этот день, может быть, недалек, — тогда иди с Богом, куда хочешь». Святитель Иоанн не мог противиться желанию своей матери. Как ни побуждал его Василий удалиться от света, послушный сын тогда сделал это, когда мать его почила в Бозе».
«Великими дарованиями от природы Господь наделил великого святителя Григория: дар красноречия был в нем необыкновенный. За этот дар Григория, когда ему всего был 21 год, оставляли наставником красноречия в городе Афинах. Великая и славная участь предстояла Григорию и на поприще светском, и на поприще духовном; его всюду звали занять ту или другую должность. Но любовь его к престарелым родителям была так велика, что он раз и навсегда отказался от всяких лестных предложений. Однажды и навсегда он решился жить в Назиане до самой смерти своих родителей и помогать тут отцу в его епископских и хозяйственных трудах. Григория звал неоднократно в свое прекрасное уединение на реку Ирис и задушевный друг его святитель Василий для совместных святых подвигов, которые были потребностью и усладой их родственных душ, но Григорий Богослов и от этого отказывался из-за долга сыновнего. В одном своем духовном сочинении святитель Григорий писал: «Услуживая родителям, я думал исполнить угодное Тебе, царь мой Христос, ибо Ты даруешь смертным детей, дабы они имели в них себе помощь и ими, как жезлом, подпирали свои дрожащие члены».
И «преподобный Сергий, в миру Варфоломей, живя в Радонеже в доме своих родителей, давно томился мирской жизнью и стремился всей душой к подвигам строгой иноческой жизни. И вот он решился просить позволения у своих родителей вступить в иноческую жизнь. «Помедли, — говорили они ему, — мы стары, немощны и бедны: некому послужить нам; твои братья, Стефан и Петр, женились и заботятся о женах; позаботься и ты о нас, ты хорошо делаешь, что стараешься угодить Господу; но твоя благая часть не отнимется у тебя; проводи нас в гроб и тогда исполнишь твое доброе желание». Благодарный сын повиновался родителям. Сын не следует примеру детей своевольных, ни во что ставящих желания и нужды родителей; он чувствует достоинство своих намерений, но решается томить себя до времени неисполненными желаниями, чтобы покоить по возможности старость родителей. Спустя некоторое время Кирилл и Мария сами вступили в монастырь и, недолго пожив там, отошли к Богу. Варфоломей сорок дней молился при гробе их, питал нищих, служил панихиды, потом передал имение младшему брату Петру и решился исполнить давнее желание сердца своего.
*** Собранные в этой книге истории и наглядные примеры, которые мы и сами наблюдаем в жизни, «убеждают нас в силе и справедливости слов Божиих. Действительно, люди, которые с почтением относились к своим родителям, заботились о них, доживают до глубокой старости и жизнь свою проводят во всяком благополучии, благоденствии. Напротив, дерзкие, непочтительные дети обычно только до преполовения дней своих доживают. И жизнь проводят во всевозможных бедствиях и несчастиях». Задуматься об этом и предлагает читателям данная книга.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 3 мая 2024
Церковный календарь 2 мая. Великий Четверг. Воспоминание Тайной Вечери
Евангелие 2 мая. И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое
Читаем Апостол. 2 мая 2024
День ангела. 2 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!