Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Митрополит Нектарий (Антонопулос). Иеромонах Афанасий (Хамакиотис).
Первоверховный апостол Петр говорит в своем послании: «Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его». По словам, «по этим следам идут все святые от начала христианства и до наших дней. Современному человеку, взор которого обращен к земному и утратил уже небесную перспективу, эти следы уже трудно различить. И всё же в наше трудное время любовь Божия не оставляет нас и являет нам современных святых, которые для нас были и есть призыв, надежда и свет Христов. Люди эти, идя за Господом, оставили нам «свежими» свои следы, протоптали нам дорожку, чтобы и мы могли различать эти следы и идти по ним». Об одном таком святом наших дней и рассказывает владыка Нектарий в книге, которая вышла в свет в Издательстве Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и называется – «Иеромонах Афанасий (Хамакиотис)». ***
Как отмечают издатели, автор этой книги, митрополит Арголидский Нектарий, повествует о жизни и жертвенном служении Богу и людям нашего современника, иеромонаха Афанасия (Хамакиотиса). Человек редких духовных дарований, украшенный многими добродетелями: кроткий, смиренный, терпеливый и непритязательный, простой и спокойный, рассудительный и мужественный. По свидетельству многочисленных его духовных чад, отец Афанасий был истинным воином Христовым, подлинным пастырем и духовным отцом, который благодатью Божией еще при жизни был облачен в одежды святости и явил еще один образец святой жизни на земле. Книга будет интересна и полезна самому широкому кругу читателей.
В предисловии книги владыка Нектарий пишет: «Церковь Христова напоминает прекрасный благоуханный сад. Вечно бодрствующий Небесный Садовник с великим вниманием возделывает Свой цветник. В любое время года расцветают в нем великолепные цветы самых разных форм и расцветок. Это и есть святые нашей Церкви. Можем ли мы представить себе землю без цветов? А Церковь нашу без святых? Даже если бы сложилось так, что на земле вовсе не останется цветов, то Церковь без святых представить нельзя. Святость — это особая культура, которая может произрасти лишь в Церкви. Невозможно узреть святость в ином месте, ибо только Церковь является своеобразной лабораторией святости.
Конечно, - отмечает автор, - святые существовали, существуют и будут существовать во все времена, ибо Господь продолжает созидать и ныне. «Евангелие приготовляет и друзей Божиих и пророков соделывает». Да, Евангелие действует и сегодня, давая миру друзей Божиих и пророков, говорит нам преподобный Никита Стифат. Сегодня изломанный, ленивый и теплохладный духом человек, оправдывая свою нерешительность и бегство с поля битвы, пытается убедить себя, что святость - это всё что такое, что уже не произрастает в наше время, что времена раньше были другие, создававшие человеку условие для достижения святости. Вооружаясь подобными расcyждениями, современный человек оставляет даже саму мысль о стремлении к святости, о том, чтобы побороться за святость.
Но ведь Иисус Христос вчера и ныне один и Тот же и во веки веков. Его заповедь: «Будьте святы, яко же и Аз свят» не потеряла своей действенности и сегодня. Поэтому и не перестает благодать Божия поставлять святых вплоть до наших дней. Они живут и действуют среди нac они утешают народ Божий, своими молитвами они держат вселенную. Таким был и иеромонах Афанасий. Он был человеком, обладавшим редкими духовными дарованиями. Его в буквальном смысле слова переполняла любовь к Богу и человеку. Господь украсил его всеми возможными добродетелями. "Жизнь этого, по всеобщему убеждению, святого человека и попытался описать митрополит Нектарий в этой книге.
Предприятие, как говорит автор, слишком смелое. Как на нескольких страницах воспроизвести жизнь и образ мыслей этого воина духовной брани, этого святого человека? Ведь духовный опыт, механизм его воздействия на окружающих трудно описать даже тогда, когда ты сам на себе его испытал. Но молчать тоже нельзя. Надеемся, что любовь старца восполнит наше несовершенство и возместит недостающее. С этой надеждой, говорит Владыка, мы и попытаемся, пусть и в несовершенной форме, дать некоторые штрихи к его портрету. Не то, что привлекало нас, а то, что мы видели и пережили, что слышали от авторитетных людей, то, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши.
И это несовершенное и скупое описание жизни отца Афанасия, по словам митрополита Нектария, станет одним из подспорий всем тем братьям во Христе, которые идут по пути духовной брани. Заслуживает интереса то, что Церковь наша не ограничивается изложением опыта духовной жизни, она являет конкретные примеры, т. е. показывает людей, практически воплотивших евангельские истины в своей жизни. Ведь не случайно, что каждый день года посвящен памяти того или иного святого. Не случайно и то, что многие великие святые посвятили себя описанию жизни других святых. Вне всякого сомнения, они считали это очень важной задачей. Все эти жития стали духовной пищей народа Божия. Жития святых стали любимым чтением людей, них воспитывались целые поколения. Верующие люди видели и видят в этих текстах угодников Божиих, утвердивших всей своей жизнью те истины, которые проповедовал и раскрывал миру Иисус Христос.
Например, старец Софроний в житии преподобного Силуана Афонского писал: «Со времени Иоанна Богослова, за истекшие девятнадцать веков, прошли целые сонмы таких свидетелей. Но сей последний нам особенно дорог потому, что он был нашим современником. Часто христиане совершенно обоснованно и естественно стремятся иметь ощутимые подтверждения своей веры. Иначе изнемогают они в своем уповании, а повествования о чудесах давно минувших дней в их сознании становятся мифом. Вот почему так важно повторение подобных свидетельств и так дорог нам этот новый свидетель, в лице которого можно видеть самые драгоценные проявления нашей веры. Мы знаем, что и ему мало кто поверит, как немногие поверили в свидетельство прежних отцов. И во все не потому, что свидетельство ложно, а потому, что вера обязывает к подвигу».
Вспоминая эти слова старца Софрония, автор желает всем читателям, чтобы житие приснопамятного отца Афанасия, представляющее собой новую страницу жизни во Христе на земле, стало гласом, пробуждающим наше уснувшее сознание. Об этом говорит и сам иеромонах Афанасий в одном из своих писем, которое было написано 24-го апреля 1953. Вот строчки из этого письма: «О если бы Воскресший Господь наш воскресил души наши от сна, в котором мы по большей части пребываем, и направил бы нас к новой жизни, духовной, по словам Божественного Павла «чтобы в нови жизни мы шли» и «сообразно призванию, к которому мы призваны» и «достойно Евангелия Христова». Только на этом пути мы увидим открытой дверь Царствия небесного в обители вечного блаженства, аминь…»
*** Преподобный Пахомий Великий говорит: «Если ты видишь человека, непорочно живущего и смиренномудрого, и к тому же милостивого, кроткого, доброго, чистого, сострадательного, благочестивого и братолюбивого, исполненного всяческих подвигов, - это прекраснейшее из явлений: ты видишь Бога невидимого в этом видимом человеке, Его храм и образ Его». По словам митрополита Нектария, «Жития святых ясно показывают и доказывают, что каждый святой есть повторившийся Христос. По сути дела, им является каждый христианин, но лишь „в меру своей веры". Вся жизнь Церкви, все ее повседневные богослужения есть не что иное, как постоянный призыв к тому, чтобы и мы повторили житие Христа, к чему стремился всей своей праведной жизнью и иеромонах Афанасий.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Утреня с чином погребения Святой Плащаницы 3 мая 2024 года
Утреня с чином погребения Святой Плащаницы 3 мая 2024 года
Вечерня с выносом Святой Плащаницы Спасителя 3 мая 2024 года
Богослужение 3 мая 2024 года
У книжной полки. «Чудо Чудесем». О Литургии и Евхаристии
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!